Методическая разработка. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Сочинение по тексту С.Соловейчика "О роскоши"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Буряченко Елена Васильевна

Материал предполагает последовательное целенаправленное обучение написанию сочинения по прочитанному тексту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка № 2.

Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту 

 «О роскоши» С.Соловейчика.

Задачи: научиться

  1. формулировать основную проблему текста и комментировать её;
  2. определять позицию автора и отражать её в сочинении;
  3. излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов.

Задание 1.  Прочитайте высказывания выдающихся людей и пословицы о зависти:

  1. Из всех страстей зависть — самая отвратительная.

         Под именем зависти шествует ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций)

  1.  Зависть никогда не знает праздника. (Ф.Бэкон)
  2. Зависть – враг счастливых. (Эпиктет)
  3. Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже (Эзоп)
  4. Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)
  5. Никакая страсть так не околдовывает человека, как любовь или зависть. (Фрэнсис Бэкон)
  6. Зависть для ума - что боль для глаза. От зависти ослепнуть может разум. (Джами)
  7. Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.  (Абу-ль-Фарадж)
  8. Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу. |Демокрит |
  9. Завистью мы называем ту низость нашей натуры, которая заставляет нас горевать и тосковать при виде того, что, по нашему мнению, составляет счастье других. (Бернард)
  10. Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным. (Менандр)
  11.  Зависть и ревность суть срамные части человеческой души. (Фридрих Ницше) сли не хочешь страдать, не будь завистливым. (Унсур Аль-маали (Кей Кабус)) ГОРЕ
  12. Что для одного величайшее счастье, то для другого повод для зависти! (Нарине Саргсян)
  13. Люди готовы завидовать даже хорошим похоронам (Владислав Гжегорчик)

Запишите 1-2 понравившихся  высказывания.

Задание 2. Сформулируйте одним словом или сочетанием слов, что такое зависть?   С какими словами-образами у Вас ассоциируется слово «зависть»?

ЗАВИСТЬ -   ЭТО…

Заглянем в словарь В.И.Даля:

зависть – 1) досада по чужому добру или благу;

                 2) нежелание добра другому, а одному лишь себе.

завидовать – 1) досадовать на чужую удачу;

                       2) болеть чужим здоровьем

Сделайте вывод о том, что же такое зависть?

Задание 3.  Сформулируйте и запишите проблему в виде вопроса или при помощи типовой конструкции.

Задание 4.  Прокомментируйте  проблему.

Подсказка.

Концептуальный комментарий (Актуальна ли  проблема в наши дни? Почему? Насколько это значимая, острая, злободневная, серьезная проблема?)

Текстуальный  (Как автор привлекает наше внимание к проблеме ? На что обращает внимание? Что особенно его волнует? Что подчеркивает автор?)

Помним, что в комментарии не должно быть:

  1. Пересказа
  2. Авторской позиции
  3. Собственной позиции

Задание 5.

 Сформулируйте и запишите  авторскую позицию по данной проблеме.

Карточка №1.

Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту 

 «О роскоши» С.Соловейчика.

Задача: вычленить  основные проблемы текста.

Задание 1.  Прочитайте текст «О роскоши» С.Соловейчика. Определите тему текста. Что волнует автора текста?

Задание 2.  Какие проблемы не поднимаются автором текста?

А) Проблема человеческих отношений, основанных на зависти (проблема зависти)

Б) Проблема уважения к другим людям

В) Проблема смысла и ценности  человеческой жизни

Г) Проблема выбора жизненного пути

Задание 3. Определите, в каких предложениях  звучит авторская позиция по каждой проблеме?

Карточка № 3.

Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту 

 «О роскоши» С.Соловейчика.

Сосед машину поцарапал - мелочь, а приятно.    (Неизвестный автор)

                                                   

Задание 6.

Сформулируйте и запишите собственную позицию (тезис к будущей аргументации). Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. (не мене 2-х аргументов).

Используйте для аргументации  предложенный  материал или приведите собственные примеры.

  1. Примеры из истории Ветхого и Нового Заветов (Братья Иосифа продали его в рабство, потому что отец любил его больше;  Царь Саул пытался убить беззащитного Давида, когда почувствовал, что народ любит его подданного сильнее, чем его самого; На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть( Наиболее ярким и трагическим примером зависти является зависть фарисеев и книжников к Господу Иисусу Христу, приведшая к Крестной Смерти Спасителя.
  2. Легенда о зажиточном персидском крестьянине Али Хафеде  «Алмазные поля» (см.распечатку)
  3. Д.С. Лихачев. Письмо пятнадцатое. «Про зависть» (см.распечатку
  4. Василий Великий  «Беседа 11. О зависти» (см.распечатку)
  5. А.С. Пушкин  «Моцарт и Сальери» (Сальери из ревности убивает Моцарта.  Сальери признается самому себе: . А ныне — сам скажу — я ныне Завистник. Я завидую; глубоко, Мучительно завидую.)
  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» ( Швабрин завистник, трус и наглый эгоист, ставший сторонником Пугачева, не из идейных, а из корыстных соображений)

О зависти (На заметку пишущему сочинение) )

  1. В христианстве зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Она противопоставляется христианским добродетелям — великодушию, благожелательству и состраданию. Смертные грехи в христианстве: Обжорство | Похоть | Алчность | Зависть | Уныние | Гнев | Гордыня

 

  1. Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд. Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположенна в долине, куда на проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.

 

  1. Омар Хайям:

Не завидуй тому, кто силён и богат,                                                

За рассветом всегда наступает закат,

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

 

  1. Разве прекрасная бабочка завидует другой? Нет, она просто летает и наслаждается потоками воздуха и ароматом цветов и кружится вместе с другими бабочками в прекрасном божественном танце вечной жизни и гармонии. Давайте уподобимся ей и будем легки и радостны!

Материал для аргументации (сочинение-рассуждению по исходному тексту 

 «О роскоши» С.Соловейчика)

Алмазные поля

 (Из лекции Рассела Конвелла  "Алмазные поля". )

В 1870 г. 27-летний Рассел Конвелл работал международным корреспондентом бостонского еженедельника «American Traveler». Выполняя редакционное задание, он как-то отправился с верблюжьим караваном по долине между Тигром и Евфратом в Месопотамии. Во время этого путешествия Конвелл услышал от арабского проводника множество историй, которые тот рассказывал, чтобы развлечь американских туристов.

Молодого Конвелла впечатлила легенда о зажиточном персидском крестьянине Али Хафеде. Соблазненный рассказами буддистского проповедника, Али Хафед бросил свою плодородную землю и отправился искать несметные богатства на мифических алмазных полях.

Долго бродил Али Хафед по свету, босой и в обносках. Молодость и богатство канули в прошлое, и он умер на чужбине — старый, нищий, разочарованный. А через какое-то время россыпи алмазов обнаружили на собственной земле Али Хафеда.

Для большинства туристов это была просто очередная байка, но в душе Конвелла она посеяла зерно великой истины. Ему словно сказали: «Твои алмазы не за дальними морями, не за высокими горами; ты найдешь их у себя во дворе, если поищешь как следует».

Так может быть, не стоит искать свои бриллианты за тридевять земель. Алмазные поля у нас под ногами, стоит только внимательно оглядеться вокруг...

Материал для аргументации (сочинение-рассуждению по исходному тексту 

 «О роскоши» С.Соловейчика)

Василий Великий  «Беседа 11. О зависти»

(Оп.: Творения ... Василия Великого ... Спб.: изд-во П.П.Сойкина, 1911. Т. 2. )

 

(…..) Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих. Она менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее. Как ржавчина изъедает железо, так зависть - душу, в которой живет она. Лучше же сказать, как об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая носившую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается.

(…) Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на поле у ближнего? дом ли изобилует всеми житейскими потребностями? или нет у него недостатка в радостях? - все это - пища болезни и приращение скорби для завистливого. Поэтому нимало не разнится он с человеком, который ничем не покрыт, и в которого все мечут стрелы. Крепок ли кто или здоров? - это поражает завистливого. Красив ли другой лицом это - новый удар завистнику. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами, обращает на себя взоры и возбуждает соревнование своим благоразумием и силою слова; другой богат, славится щедростию подаяний и общительностию с нуждающимися и получает много похвал от облагодетельствованных. Все это - удары и раны, наносимые в самое сердце завистника.  (….)

(…)

Завистливых можно узнать несколько и по самому лицу. Глаза у них сухи и тусклы, щеки впалы, брови навислы, душа возмущена страстию, не имеет верного суждения о предметах. У них не похвальны ни добродетельный поступок, ни сила слова, украшенная важностию и приятностию, ни все прочее, достойное соревнования и внимания. Как коршуны, пролетая мимо многих лугов, многих мест приятных и благоухающих, стремятся к чему-либо зловонному, и как мухи, минуя здоровое, поспешают на гной, так завистливые не смотрят на светлость жизни, на величие заслуг, нападают же на одно гнилое. И если случится в чем проступиться (как часто бывает с людьми), они разглашают это, хотят, чтобы по одному этому узнавали человека, как и недобрые живописцы лицо изображаемого ими на картине отличают искривленным носом, или каким-нибудь рубцом, или другим недостатком природным либо происшедшим вследствие болезни.

Материал для аргументации (сочинение-рассуждению по исходному тексту 

 «О роскоши» С.Соловейчика)

Про зависть

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поёте, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете — значит не нашли себя.

Д.С.Лихачёв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Сочинение по тексту А.Чехова "Моя она"

Выстроена структура сочинения по тексту: проблема, комментарий, позиция автора, собственная позиция, аргументы, вывод....

Энциклопедия аргументов. Подготовка к ЕГЭ (часть С, сочинение-рассуждение по исходному тексту)

Энциклопедия аргументов. Учебно-методический материал для подготовки к ЕГЭ. Выбор аргументов при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту (часть С)...

ЕГЭ по русскому языку. Выполнение части С. Сочинение по тексту В. Астафьева

Урок подготовки к сочинению по тексту В. Астафьева "Домский собор"....

Подготовка к ЕГЭ Часть С Сочинение по тексту С. Лукьяненко

Урок русского языка в 10 классе с презентацией по программе и учебнику Г. Хлебинской....

Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ часть С ( сочинение)

Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность выпускников. Это самый сложный вид работы, всегда вызывающий большое количеств...

Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»

Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....

Методическая разработка «Подготовка к ЕГЭ. Часть 2»

В связи с повсеместной информатизацией общества, тема «ЕГЭ по информатике и ИКТ» становится все более актуальной, несмотря на то, что предмет не входит в перечень обязательных предметов дл...