Главные вкладки

    "Путешествие в страну Лексики"
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    Поталай Валентина Александровна
    Данный урок предназначен для закрепления в 5 классе темы "Лексика".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon puteshestvie_v_stranu_leksiki.zip1.78 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-игра по русскому языку в 5 классе

     «Путешествие в страну лексики»

    Поталай Валентина Александровна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ СОШ №2 г. Зверево Ростовской обл.

    Цель урока: повторить изученное по теме «Лексика» в форме игры-сказки.

    Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.

    Ход урока

    Слайд №2 (теремок)

    Стоит в поле теремок, теремок.
    Он не низок, не высок, не высок.
    Кто, кто в теремочке живет?
    Кто, кто в невысоком живет?

    Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мёд, а ко всему липнут. (Слова)

    Слайд №3

    А сейчас ответьте на вопросы:

    1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика)
    2. Для чего служат слова? (СЛОВА НАЗЫВАЮТ И КОНКРЕТНЫЕ  ПРЕДМЕТЫ, И ОТВЛЕЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ)

    Слайд №4

    Следующее задание выполняем письменно:

    ВОЗЯТ ПОЧТУ КОРАБЛИ,
    САМОЛЕТЫ, ПОЕЗДА,
    МЧАТ ВО ВСЕ КОНЦЫ ЗЕМЛИ:
    В СТЕПИ, В ГОРЫ, В ГОРОДА.
    ПОЧТУ В ДАЛЬНИЕ РАЙОНЫ
    ДОСТАВЛЯЮТ ПОЧТАЛЬОНЫ.

    Задания к тексту:

    1. Объясните орфограммы и пунктограммы.
    2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.
    3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон.

    В словаре В.И.Даля сказано, что почта – это учреждение срочного сообщения для пересылки писем, вещей, денег.

    В словаре С.И.Ожегова почта – место приёма писем и бандеролей.

    Почтальон – почтовый служитель для отправки почты и разноски писем, гонец.

    Слайд №5

    - Ребята, вы слышите кто-то стучится в нашу дверь? Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдёт к нашему теремку? (На слайде высвечивается почтальон Печкин). Ба, да это всем знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова?

    В Толковом словаре В.И.Даля корреспонденция - это взаимная переписка.

    С.И. Ожегов считал, что корреспонденция – это обмен письмами, почтовые и телеграфные отправления.

    Учитель берёт в руки конверты с письмами и вместе с ребятами приступает к вручению писем адресатам. В процессе работы формулируются задания для учащихся.

    - Этот конверт предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы) Наш получатель проживает в квартире №1. Зовут его Смелый. Назовите имена остальных братьев, проживающих в этой квартире (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный).

    Хозяин квартиры прочитал письмо вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».  Ребята, а давайте вместе поможем  Синонимам! Послушайте задание:

    Слайд №6

    Отредактируйте текст, используя синонимы.

    «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню.

       Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».

    - Жильцов квартиры номер два

    Застать сумели мы едва.

    Они стояли у порога,

    Уже готовые  в дорогу.

    Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой весёлый (Антонимы).

    Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от другого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло.

    Слайд №7

    Помогите братьям прочитать письмо.

    «Дорогие внучата,  я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»

    - Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.

    Мы – слова из русской речи, из родного языка.

    Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

    Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

    Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

    Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

                                                                                 (Я.Козловский)

    Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал «Мир»

    Пользуясь словарём, определите значения слова мир. Составьте предложения с этими  омонимами. Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.

    Слайд №8

    Юмореска

    Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

    - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

    И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный…                                                                                                                                                (И.Верзин)

    - Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? ( Средство создания юмора).

    Слайд №9

    - Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка – это ваше домашнее задание.

    Слайд №10

    Использованные ресурсы:

    1. Н.О. Крамаренко «Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы/ - Волгоград: Учитель, 2004.
    2. Н.А. Шашлова «Нестандартные уроки русского языка. 6 класс. /-Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
    3. http://multiki.arjlover.net/ap/troe.iz.prostokvashino.avi/troe.iz.prostokvashino.avi.image5.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Путешествие по стране Лексика.

    Урок-путешествие по загадочной стране Лексика. Цель путешествия: повторить и обобщить знания  уч-ся по данной теме....

    Урок - путешествие по стране Лексике

    Значение игры невозможно исчерпать развлекательным, рекреативным её приложением. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в воспитание, в твор...

    Урок осетинского языка на тему "Путешествие в страну "Лексика"".

    Целью этого урока является повторение темы "Лексика";  обогащзение словарного запаса учащихся; работа над развитием речи; воспитание любви к родному языку....

    Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

    Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

    Презентация к уроку русского языка на тему: "Путешествие по странам Лексика и Фразеология"

    Данная презентация предначзначена для урока русского языка в 7 классе на тему: "Лексика и Фразеология" (обобщающий игровой урок). Конспект урока отдельно....

    Путешествие в страну ЛЕКСИКА

    Презентация к уроку русского языка по ФГОС...