Урок - путешествие по стране Лексике
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Беседина Любовь Васильевна

Значение игры невозможно исчерпать развлекательным, рекреативным её приложением. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в воспитание, в творчество!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_puteshestvie_po_strane_leksike.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: создать условия для:

  • повторения изученного по теме «Лексика» в форме игры-сказки;
  • формирования умения определять лексическое значение слов;
  • воспитания культуры речи и внимания.

Оборудование урока: картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.

Ход урока

        На доске нарисован сказочный теремок.

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мед, а ко всему липнут. (Слова.)

Затем детям предлагается ответить на вопросы:

1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?

2. Для чего служат слова?

Следующее задание выполняется письменно:

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

(М. Белкина).

Задания к тексту:

1.Объясните орфограммы и пунктограммы.

2.Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.

3.Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

- Угадайте, - говорит учитель, - кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку? (На доску прикрепляется рисунок.)

- Ба, да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова?

Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.

Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы.)

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый.

Задание 1.

Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный.)

Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».

Задание 2.

Отредактируйте текст, используя синонимы.

«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».

Учитель:         Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Антонимы.)

Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.

Задание 3.

Помогите братьям прочитать письмо.

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми...»

Учитель: Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.

Мы — слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла

доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в

серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

(Я. Козловский).

Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».

Задание 4.

Пользуясь словарем, определите значения слова мир. Составьте предложения с этими омонимами.

Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.

Юмореска

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный...

(И. Верзилин).

Задание 5.

Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора.)

Учитель: А под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого слова.) Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я. Козловский).

Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении.) Для них почтальон Печкин принес бандероль. (Определяется значение этого слова.) Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.

Задание 6.

Найдите слова, использованные в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

(А.Громова).

Полз состав. Он устал –

От гудка до хвоста.

Полз состав, полз, и стал,

И уснул у моста.

(В.Левин)

Задание 7 (на выбор).

1.Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит.

2.Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница-зима».

3.Лексическое задание — использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.

Рефлексия:

– урок понравился?

– чему научились?

– что нового узнали?

Учитель: Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова ее заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка - это ваше домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок осетинского языка на тему "Путешествие в страну "Лексика"".

Целью этого урока является повторение темы "Лексика";  обогащзение словарного запаса учащихся; работа над развитием речи; воспитание любви к родному языку....

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Путешествие по странам Лексика и Фразеология"

Данная презентация предначзначена для урока русского языка в 7 классе на тему: "Лексика и Фразеология" (обобщающий игровой урок). Конспект урока отдельно....

Разработка урока по русскому языку: "Путешествие по стране Лексика и Фразеология"

Разработка урока по русскому языку: "Путешествие по стране Лексика и Фразеология " 6 класс...

Презентация к уроку Путешествие по стране "Лексика"

Цели урока: - повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме;- развитие устной и письменной речи учащихся, памяти, мышления, умение делать выводы.Зада...

План - конспект урока Путешествие по стране "Лексика"

Цели урока: - повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме;- развитие устной и письменной речи учащихся, памяти, мышления, умение делать выводы.Зада...