«Гимн слову».
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Сценарий школьной научно-практической конференции затрагивает те негативные процессы русского языка, которые происходят в современном обществе: вульгаризмы, слова "Паразиты", жаргонизмы, неоправданное употребление заимствованных слов и т.д. Важным аспектом является самостоятельная исследовательская работа учащихся, их наблюдение за живой речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimn_slovu.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий школьной научно-практической конференции

«Гимн слову».

Темы выступлений:

1. Вульгаризмы в нашей речи.

2. Слова «паразиты» в речи.

3. Молодежный жаргон.

4. Неоправданное употребление заимствованных слов.

5. Мы портим русский язык – язык портит нас…

Исследовательские и проектные работы:

1. Молодежный жаргон в моей школе.

2. Статистика. Слова «паразиты» учителей и учащихся школы.

3. Вульгаризмы на телевидении. Самая вульгарная молодежная телепередача.

Конкурс плакатов «Долой «словесный мусор»!

Тезисы выступлений.

«Вульгаризмы в нашей речи»

     В сферах внелитературной речи и литературного языка особняком стоят вульгаризмы – лексический строй с непристойной экспрессией. Среди вульгаризмов различают неприличные и непристойные формы. Таким образом, можно сделать следующее уточнение нашего понимания сущности вульгаризмов: все оскорбительные, бранные слова и грубые проклятия мы относим к неприличным формам: к непристойным формам – нецензурные слова и выражения.

     «Ибо кто же из нас, стариков, не испытывает острой обиды и боли, слушая, на каком языке изъясняется иногда наше юношество!

Фуфло, шмакодявка, хахатура, шикара – в каждом этом слове мне чудится циничное отношение к людям, вещам и событиям.

     В самом деле, может ли питать уважение к девушке тот, кто называет ее чувихой или кадришкой? И, если, влюбившись в нее, он говорит, что вшендябился, не ясно ли: его влюбленность совсем не похожа на ту, о которой мы читаем у Блока.

     С глубокою тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:

- Возьми эту: ценная вещь. Там один так дает копоти!

- Эту не бери! Лабуда! Пшено!

- Вот эта жутко мощная книжка!»

     Вульгарные слова – порождение вульгарных поступков и мыслей, и потому  нетрудно заранее представить себе, какой развинченной, развязной походкой пройдет мимо тебя молодой человек, который вышел прошвырнуться по улице, и когда во дворе к нему подбежала сестра, сказал ей: - Хиляй в стратосферу!

     На каждом слове этого жаргона печать того душевного убожества, которое Герцен называл тупосердием.

     Еще и тем неприятен жаргон, что он не допускает никаких интонаций, за исключением самых элементарных и скудных. Ведь только грубые интонации возможны в той примитивной среде, где люди щеголяют такими словами:

Вместо компания они говорят – кодла,

Вместо будешь побит – схлопочешь,

Вместо хорошо – блеск, сила, мирово, мировецки,

Вместо наелись досыта – железно нарубались,

вместо неудачник – слабак,

вместо рассказывать анекдоты – травить анекдоты,

вместо познакомиться с девушкой – клеиться к ней и т.д.

Русский язык могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте калечить язык

Эллочкам – людоедкам!

     Но мне кажется, борьба с этим «людоедским « жаргоном была бы куда плодотворнее, если бы она начиналась в школе – там, где и зарождается жаргон. Слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива эта вульгарная речь, и отказаться от нее не так-то легко.

Слова «паразиты» в речи.

     Слова-паразиты – это слова – связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мешковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак –

Это, в общем, значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать,

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители –

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

     Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова – паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово он вставляет практически в каждое предложение. Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Однако это не так. Есть люди с богатым словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты. Так один кандидат филологических наук учила студентов правильно говорить, имея при этом привычку заканчивать фразу словом «Во-о-от!». Причем произносилось оно в нос, нараспев.

     Так в своих исследовательских работах по употреблению слов-паразитов учениками и учителями нашей школы, учащиеся сделали выводы, что от употребления слов-паразитов не застрахован никто – ни ботаник, ни механик.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев  «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

     Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

     Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами в речи подростков являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет маты, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов.

     Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно раздражает слушателей.

     Бывают у людей обращения-паразиты. Некоторые имеют привычку всех встречных называть «Кисой», «Зайкой», «Малышом» и подобными ласковыми прозвищами. Только когда так обращается к тебе близкий или хотя бы хорошо знакомый человек – это одно, а когда первый встречный – от этого может неприятно покоробить.

     Есть и индивидуальные слова-паразиты, характерные для одного конкретного человека. Есть  интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни – этакий борец за истину. «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» - человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный. У молодежи в ходу словечко «как бы», оно означает условность

     Слова – паразиты не украшают речь, а только вызывают раздражение у слушателей. Данные слова засоряют нашу речь, они не представляют никакой ценности, более того, являются немалой помехой в общении, поскольку доказывают, что человек не уверен в том, что говорит.

Это своеобразные заполнители пауз. Паузы между предложениями, словосочетаниями, группами слов должны быть непременно. Но нет необходимости заполнять их чем-либо! Кроме того, постоянное произнесение каких-либо звуков обедняет беседу, не дает возможности подумать ни говорящему, ни  его партнеру по общению.

Работа с плакатом «Словам-паразитам объявим войну!»

     Если слова-паразиты присутствуют в твоей речи, и ты хочешь от них избавиться, используй следующие методы:

№1

     Начни возвращать словам их смысл. Не произноси их бездумно, а каждый раз вспоминай, что каждое из них означает. Этот способ не применим к слову «собственно», но вот вспомнить, что слово «короче» - часть выражения «короче говоря», совсем несложно.

№2

      Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. С одной стороны, это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно. С другой стороны  – все-таки неприлично все время пикать, бибикать или присвистывать при разговоре. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.

№3

     Наказывай себя штрафом. Сказал «типа» и день без сладкого. Произнес «кстати» не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.

№4

     Доведи ситуацию до абсурда – устрой себе «День паразита». Целый день (выходной) объясняйся только при помощи слов-паразитов. Мало того, что скажешь их за день столько, что самой надоест, главное, наглядно убедишься, что в общении от них нет абсолютно никакой пользы.

№5

Читай больше! Это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы» и «типа».

Молодежный жаргон

     В последние десятилетия особенно резко изменились условия функционирования языка. Прежде всего, это касается устной публичной речи. Расширение рамок публичной речи (телевидение, радио, митинги, собрания и т.д.) дало возможность приобщить к ней новые слои населения.    Кроме того – и это главное – изменился сам характер речи. Также общество начала нового столетия характеризуется повышенным интересом к жаргонизмам, в современном русском языке можно наблюдать тенденцию к увеличению количества жаргонной лексики в его составе. Если раньше жаргонизмы употреблялись только в непринужденном общении хорошо знающих друг друга людей, то теперь их можно услышать в радио- и телепередачах и увидеть на страницах самых разных газет.

     Жаргон может возникать в любом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодежный и армейский жаргоны.

 Так к молодежному жаргону относятся слова: ботаник – отличник, усердный ученик; клевый, классный – высшая ступень положительной оценки; крутой, круто – выше всяких похвал, напрягать – утомлять, докучать  и т.п.

     Причины возникновения жаргонных слов различны. Чаще всего жаргон возникает в результате стремления к специфической для данного коллектива речевой экспрессии, к выражению особого (ироничного, пренебрежительного, презрительного) отношения к жизни. Это своеобразная  коллективная языковая игра, которая оканчивается с выходом человека из данного коллектива.

     Например, слова: шпора (шпаргалка), пара (двойка), физра (физкультура), природа (природоведение), содрать (списать) активно употребляются в речи школьниками (школьный жаргон), но не встречаются в речи взрослых людей, употреблявших эти слова ранее.

     В других случаях жаргон является средством языкового обособления, языковой конспирации. К этой категории относится, например, жаргон асоциальных элементов, преступной среды.

     В последние годы, в связи с активным развитием средств массовой информации, стали довольно распространенными многие жаргонные слова: водила, видак, обуть, челнок, наколоть, ящик, комп, наехать, кинуть. Они употребляются и в речи людей, и, что грустно, в газетных и журнальных статьях.

     «Страшно не то, что молодежь изобретает особый жаргон. Страшно, когда, кроме жаргона, у нее ничего нет за душой. Если человек с детства знал Льва Толстого, Чехова, Пушкина, Диккенса, он мог, конечно, баловаться жаргоном, но ему было что помнить…

     Если же помнить нечего, если человек знает только жаргон и не имеет понятия о подлинной человеческой речи, а значит и о подлинных человеческих чувствах, тогда нечего пенять на жаргон. Тогда надо бороться не с жаргоном, а с бескультурьем».

     Об отношении к жаргонизмам в речи пишут в блогах сами школьники:

     «Я считаю, что жаргонизмы разрушают не только наш великий, могучий русский язык, но и самого человека как личность. В наше время резко изменились условия функционирования языка. Речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и сленгов, особенно это заметно в школьной среде. Чем же так опасны жаргоны, какие последствия ведут за собой? Зачем мы их используем в своей речи?

     Основной функцией жаргона является выражение принадлежности к автономной социальной группе. Их в основном употребляют школьники для снятия стресса, выражения своих эмоций, ошибочно считая это модным.      Многие считают жаргонизмы временным явлением в их жизни, но со временем они становятся необходимыми словами и чем старше школьник, тем осознанней он относится к своей речи.

     Использование сленга и жаргонов приводит к отклонениям от норм поведения, отрицательно влияет на психику и мировоззрение, порождает негативные эмоции и агрессию к окружающим. С этим нужно бороться!   Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность. Но запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, т.к. это все равно не приведет к желаемому результату. Люди как употребляли, так и будут употреблять их в речи.

     Ведь такую лексику можно услышать и по радио, и в телепередачах, и увидеть на страницах самых разных журналов и газет. «Снижение» и огрубление речи в наши дни связано с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня интеллигентности говорящих и пишущих, низком интеллекте. Влияние современного телевидения на культуру речи наших подростков невероятное. Взять, к примеру, показ телесериала «Реальные пацаны»?!!! Может быть, все же стоит задумываться о цензуре таких фильмов? Кто отвечает за это? Чему может «хорошему» научиться наша молодежь? А ведь никого уже такими фильмами не шокируешь. Становится просто страшно от мыслей за будущее нашего языка и молодого поколения. Хочется иногда крикнуть всем взрослым: «SOS! Спасите наши души!!!»

Неоправданное употребление заимствованных слов

«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» -

В.Г. Белинский

Л. М. Кольцова, руководитель Центра русского языка Воронежского госуниверситета пишет:

       «Особое беспокойство вызывает наплыв американизмов, который уже в 80-е, 90-е годы русские лингвисты считали беспрецедентным в истории русского языка. Сейчас же, по наблюдениям исследователей, ежедневно на головы  людей обрушивается более пятидесяти новых иноязычных слов».

     Человек оказывается в очень сложном положении, которое когда-то описал в фельетоне «Крик души» Виктор Славкин: «Начальнику ЖЭК №5 от жильца квартиры №37 Соломонова К.П. Заявление. В последнее time совсем доконали соседи,  life дала трещину. В моей family (семье) началось натуральное заболевание по нервам – заговариваемся. Встанешь morning , голова полна words , а днем эти выражения из нашего рта так и лезут. Скажите соседям, пусть перестанут хулиганить atnight … Helpme ! A то хана. Отец family трех peopleSelimonoff K . P .»

     Сейчас в этом рассказе читатель и не оценит юмора, потому что макароническая речь стала обычной для нашего времени.

     Проблема не в том, что словарный состав языка вбирает в себя названия новых предметов, явлений, а в том, что эти названия не осваиваются, остаются непонятными для читателя, слушателя, зрителя.

     Если даже давно и прочно вошедшие в язык слова «геноцид», «антибиотик», «иммунитет» толкуются соответственно «дружба народов», «микроб», «зараза» «средне образованным» человеком, то, что говорить о таких модных словечках, которые порхают бабочками по телевизионным «ток-шоу», звучат в интервью с известными людьми, в новостных передачах.     Иноязычные слова, не имеющие для русского человека внутренней формы, глубины значения, ассоциативных связей, оценочного компонента, т.е. живой жизни, очень удобны для того, чтобы маскировать ужас происходящего.

     У молодых людей, вырастающих в условиях «расцветшего» и «ожившего» языка, не вызывают каких-либо чувств слова «путана», «киллер», «киднеппинг», «коррупция» и т.п. Один школьник спокойно говорит другому: «А я в институт не пойду. Буду секьюрити или киллером».

     Прав Н.И. Белоусов, когда говорит о том, что   «преобразователям» вряд ли удалось так лихо «кинуть» всю Россию, если бы они не придумали загадочные «ваучеры», «маркетинги», «консалтинг», «киллеров» и «дилеров», под которыми были замаскированы убийцы и вымогатели, воры и грабители.

     Такое отношение к языку – это целенаправленное разрушение национального самосознания русского человека. И проблема эта касается каждого из нас.

   Агрессия заимствований, засоряющих речь, затемняющих ее смысл, вызывает протест у людей, понимающих, что многому из того, что сейчас необдуманно заимствуется, место – в мусорной корзине, а не в языковой копилке нашей жизни.

     «Никогда не стояла так остро проблема речевой   дезориентированности носителей русского языка и крупномасштабного разрушения их языковой компетентности, вызванных необдуманным речевым «модничаньем» плохо подготовленной части населения и активной деятельностью наших средств массовой информации. Это чревато серьезными последствиями для русской культуры в целом, тем, что происходящие изменения угрожают самобытности русского языка как высочайшего достижения нашей культуры».

Язык и Народ – только в русском понятье – одно.

Лишь Русской Душе в дни раздумий и тяжких сомнений

В дорогу напутственное вечное русское слово дано!

Мы портим русский язык – язык портит нас…

«Для каждого интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». А.П.Чехов

     Как известно, важнейшим компонентом русского менталитета является и наш родной русский язык. Нельзя не отметить, что по своей значимости, несмотря на все катаклизмы нашего времени, он по-прежнему входит в «клуб» мировых языков. Казалось бы, все говорящие по-русски должны гордиться этим. Однако зачастую русский язык мы портим, засоряя речь различными вульгаризмами и жаргонными словечками, типа кореш, рожа, балдеть, заткнись, отвали и т.п. Особенно этим страдает подрастающее поколение. Часто на улице можно услышать слова: «Пошли домой, блин, козлиха!» (Это так старшая сестра, лет 14-15, «вежливо» обратилась к своей младшей сестре, заигравшейся во дворе со сверстниками). Подобные фразы можно услышать, к великому стыду, и в речи значительной части молодежи. Более того, речевой болезнью нашего времени стала «мода» и на широкое употребление так называемой ненормативной лексики. Нельзя не признать, что в последние годы она прочно вошла в повседневную речь многих говорящих по-русски, в том числе и в речь учеников школы.

     Эта нецензурщина стала настолько повседневным, обыденным явлением, что люди просто не обращают на это никакого внимания. Видимо, считают это чуть ли не характерной особенностью русского менталитета. На этот счет у Михаила Задорнова есть даже один сатирический монолог, в котором говорится, что мат зачастую служит для связи слов в предложении. Без него  «говорящий» не сможет связать и двух слов.

     Дошло до того, что нецензурные слова и выражения можно услышать в некоторых современных кинофильмах и телепередачах. Известные популярные артисты с упоением читают сочиненные ими матерные стихи, оскорбляют матерными словами журналистов, и что самое страшное, утверждают с экрана, что мат – это часть русского языка, который можно употреблять в обыденной речи.

     Вне всякого сомнения, бранная, вульгарная, матерная лексика уродует не только нашу речь, но и нашу душу, и если не бороться с этим социальным злом, будут расшатаны стилистические нормы русского языка, представления человека о добре и зле, а этого допустить нельзя.

Я буду бороться за русский язык до последнего вздоха!

Мои полководцы – великие Пушкин и Даль.

Я с ними иду по тернистым Познанья дорогам.

Они открывают мне тропы в заветную даль.

Давно эпитафии пишутся Слову родному,

Но шёпотом нежным и громом небесным опять

Идёт к Человеку могучее русское Слово:

Совет и Спасенье, Надежда, Любовь, Благодать.

Учитель русского языка: Яцук Т.А.

МОУ Мальчевская СОШ

Ростовская обл.,

Миллеровский р-н,

Ст. Мальчевская,

Ул. Голдобина 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова к Гимну класса

Каждый классный час начинается с исполнения  Гимна класса. Ученица придумала слова на известную песню из фильма "Большая перемена"...

Слова к гимну лагеря труда и отдыха

Музыка Валерия Сюткина "Этот город самый лучший город на земле..."...

Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва, прохождения военным маршем и шествия Бессмертного полка школы №

Уважаемые коллеги, Вашему Вниманию предлагается уникальный сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва,  исполнения Государств...

Методический материал. Слова к гимну французской республики "La Marseillaise"

Данная методическая разработка в форме раздаточного материала для изучения гимна французской республики "La Marseillaise"....