Примерный орфографический словарь
материал по русскому языку (9 класс) по теме

Фисюк Валентина Сергеевна

Интересный материал по орфографии и синтаксису

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernyy_orfograficheskiy_slovar.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный орфографический словарь

     Аллегория, аналогия, аннулировать, аномалия, апелляция, балласт, баллотироваться, брезжить, гегемония, гроссмейстер, гуманизм, диаграмма, диапозитив, дилетант, дирижабль, дискредитировать, дискуссия, эмансипированный, идеология, идиллия, иждивенец, иллюстрация, имитация, иммиграция, иммунитет, индифферентный, инцидент, каллиграфия, канонада, коммерция, коммюнике, компетентный, компромисс, конспирация, констатировать, корреспондент, коррупция, коттедж, коэффициент, кристалл, кристальный, либретто, линолеум, лояльный, макулатура, манекен, масштаб, мелиорация, меридиан, мировоззрение,

миссия, моллюск, незыблемый, оказия, оппозиция, оппонент, оптимизм, палисадник, панорама, параллель, педиатр, периферия, пессимизм, приоритет, реабилитация, рецидив, регрессия, сверстник, симметрия, старожил, суррогат, терраса, террор, территория, транспарант, трикотажный, труппа, фанатик, филармония, ходатайствовать, цивилизация, целлофан, чопорный, шампиньон, эскалатор, эксперимент, эмиграция, эпиграмма, эссенция.

Повторяем правописание окончаний глаголов.

  1. Определите спряжение глаголов.
  1. Перелить, застрелить, расшибиться, дозволить, прогнить, тревожить, пережить, славить, прошить, нравиться.
  2. Жужжать, написать, дрожать, венчать, подождать, проспать, доставать, достоять, достать, промолчать.
  3. Пропеть, посидеть, поглядеть, посинеть, загреметь, побелеть, загореть, тяжелеть, переболеть, шелестеть.

  1. От данных глаголов образуйте формы 2-го лица ед.числа и 3-его лица мн.числа. Выделите окончания.

1.  Кланяться, клониться, огорчать, огорчить, побрить, побороть, дышать, удержать, стелить, прогнать, облететь, облетать, смотреть, наколоть, накалить, прополоть, ненавидеть, молоть, умолять, молотить, размолоть, молить, свалять, свалить, пробыть, пробудить, толочь, вырасти, вырастить, трепетать.

2.   Подпороть, услышать, обидеть, завыть, терпеть, зависеть, стрелять, пристрелить,     вертеть, заселять, заселить, колыхать, ездить, ехать, есть, колебаться, лепетать, белить, метаться, нянчиться, роптать, выздороветь, мерещиться, хотеть, поехать, поесть, нести, носить, стоять, стоить, щебетать.

  1. От данных глаголов образуйте формы 3-его лица ед.числа, затем, отбросив приставку, поставьте глаголы в ту же форму.

Выбежать, выбрать, выбранить, вывесить, вывести, выгореть, выспаться, выглядеть, выстричь, вылететь, выгнуть, выжать, выжить, выжечь, выждать, вынести, выстоять, высидеть, выкипеть, вытрясти.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

1. 1) Зимой берег моря совсем обезлюд..т.

    2) От потери крови боец обессил..т.  

    3) Захватчики обезлюд..т целые районы.

    4) Большая потеря крови обессил..т больного.    

    5) От бесконечных потрясений ты совершенно обезум..шь.

    6) От варварского отношения пруды скоро обезрыб..т.

    7) В засушливое лето яблоки червив..т .

    8) Скоро ли ты выздоров..шь?

    9) Зимой деревья заиндев..т.  

   10) Однообразная механическая работа быстро опостыл..т.

   11) Перед посолом рыбу обязательно обескров..т.

   12) Санитары обеззараз..т местность.

   13) Лекарства обезвол..т больного.

   14) От лекарств больной обезвол..т.

2. 1) Стукн..те мне в дверь, когда пойдете на прогулку. – Вы стукн..те мне в дверь, когда         пойдете на прогулку?

   2) Вы перепрыгн..те через канавку? – Попробуйте перепрыгн..те.

   3) Выйд..те на рассвете на берег моря. – Если вы выйд..те, то увид..те чудный рассвет.

   4) Если крикн..те в горах, то услыш..те эхо. – Крикн..те как можно громче.

   5) Вспомн..те, когда начинается спектакль. – Когда вспомн..те, позвоните мне.

   6) Наполн..те вазу водой. – Когда наполн..те, поставьте в нее цветы.

   7) Вы легко докаж..те свою правоту. – Докаж..те ее всем.

   8) Вы смож..те заняться собой, если отлож..те мелкие заботы. – Отлож..те их без сожаления.

   9) Письма вы пиш..те замечательные! – Пиш..те мне чаще.

    10) Взглян..те на эту картину. – Вы взглян..те на эту картину?

      5. Вставьте пропущенные буквы.

          1) Что посе..ш.., то и пожнеш…

          2) Как (они) постел..т, так и высп...т(?)ся

          3) Пожале..ш.. лычка – не увяж..ш.. ремешком.

          4) Все где стро..т, там и ро..т.

          5) Чего не помн..ш.., то и не сыщ..ш…

          6) Пашню паш..т – руками не Маш..т.

          7) Скаж..ш.. – не воротиш.., напиш..ш.. – не сотреш.., отруб..ш.. – не пристав..ш…

          8) Работа и корм..т, и уч..т.

          9) Пустая мельница и без ветра мел..т.

          10) Ноги нос..т, а руки корм..т.

          11) Глупых и злых (все) ненавид..т, бедным жела..т добра, помн..т, что слыш..т и вид..т.

          12) Молодость рыщ..т – от добра добро ищ..т.

          13) Муж паш..т, а жена пляш..т.

          14) Из сердца не выкин..ш.., а в сердце не влож..ш…

          15) Горьким леч..т, а сладким калеч..т.

          16) Горький в миру не годит..ся в пиру: хоть и пляш..т, и скач..т, а горя не спряч..т

          17) Горе в вине не утоп..ш.. – сам утон..ш…

          18) Вчера не догон..ш.., а от завтра не скро..ш..ся.

      6. Вставьте –стс-, -стьс- или –тьс-

          1) Ему не уда..я поступить в институт.

          2) Теперь он преда..я размышлениям.

          3) Пусть созда..я впечатление о нашем благополучии.

          4) Вскоре разда..я первый звонок.

          5) Она не могла не пода..я лести.

          6) Мама не пода..я уговорам.

          7) Когда выда..я хороший день, поедем на озеро.

          8) Ему не уда..я осуществить свой план.

          9) Эта затея не может уда..я.

          10) Если игра не зада..я, то ничего не поделаешь.

          11) Взрыв может разда..я в любую минуту.

          12) Он не сда..я на милость судьбе, он не может сда..я.

          13) Можете не кра..я.

          14) Каждому возда..я по заслугам.

               

УПРАЖНЕНИЯ

1. Определите способ связи и средства ее выра жения:

1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько чело век; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; 6) любя ры балку; 7) очень любя; 8) весело шагать; 9) вместе шагать; 10) шагать по пригоркам; 11) по крутым пригоркам; 12) не слишком крутым; 13) не совсем таким; 14) совсем не крутым.

2. Дополните до словосочетаний. Определите спо собы связи.

  1. Обидеться... — обида...;
  2. образоваться... — образован...;
  3. обосновываться... –  обоснование...;
  1. наполнить... — наполнять... ;
  2. уверенность... — увериться... .

3. Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счаст ливый; 5) решение.

ТЕСТ

1.        В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. В соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;
  2. под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;
  3. первый снег, из всего сказанного, под белыми березами;
  4. в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

2.        В каком ряду все словосочетания со связьюсогласование?

  1. Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего;
  2. коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица;
  3. через всю реку, по светлым коридорам, его ответ;
  4. веселую компанию, моей книги, скользнул по окнам.

3.        В каком ряду все словосочетания со связью
согласование?

  1. Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа;
  2. янтарные бусы, дежурной улыбкой, окруженный забором;
  3. за тонированными стеклами, песцовой шубы, упругие мышцы;
  4. яркой искрой, известные фермеры, ее ресницы.

4.        В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Сижу за столом, вижу их, этот  номер;
  2. вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;
  3. развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь;
  4. напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.

5.        В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки;
  2. передает новость, вспоминал сон, в рыноч ном павильоне;
  3. казалось нам, выражением лица, испанская шаль;
  4. перельется через край, фонтанами брызг, театральный занавес.

6.        В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал;
  2. с зарослей бузины, капала из крана, прищу рил глаза;
  3. поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час;
  4. вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы.

7.        В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;
  2. давно забытый, когда-то нашел, на это мес то;
  3. украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;
  4. стремиться туда, тихо летали, помнил их.

8.        В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1)        Гораздо меньше, искренне полюбил, этой новости;

2)        глубоко несчастлив, однажды решил, мое сердце;

  1. заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его;
  2. его слова, шел не спеша, очень важно.

9.        В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Собрались вместе, шепотом повторял, читавшего стихи;
  2. проснулся утром, прежде помнили, опять за молчал;

3)        вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;

4)        вновь повторил, была там, не глядя на пего.

10.        В каком ряду все словосочетания со связью
примыкание?

  1. Пробыла недолго, медленно листать, ожидая
    встречи;
  2. желание вернуться, заново родившимся, всегда
    поражала;
  3. сделан по-новому, уже коснулся, перебирая
    подарки;
  4. цвета хаки, не переставая стучали, утаил на
    исповеди.

11.        Выпишите из предложения словосочетание со
связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чув ствовать планета.

12.        Выпишите из предложения словосочетание со
связью управление.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочи няли.

13.        Выпишите из предложения словосочетание со
связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весенне му зеленели у подножий.

14.        Выпишите из предложения словосочетание со
связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и го лоледица.

15.        Выпишите из предложения словосочетание со
связью примыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорблен ного самолюбия.

16.        Выпишите из предложения  словосочетание со связью управление.

Люси поняла, что нужно искать то, что может спасти.

17.        Выпишите из предложения словосочетание со
связью примыкание.

А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе.

18.        Выпишите из предложения словосочетание со
связью управление.

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стре котать кузнечики, мы мечтали о будущем.

19.        Выпишите из предложения словосочетание со
связью  управление.

И мы искренне привязались к маленькому хро мому утенку.

20.        Выпишите из предложения словосочетание со
связью  управление.

Кто знает, какая циклопическая сила разрушила древние постройки.

Оценка

Количество правильно выполненных заданий

5 (отлично)

18-20

4 (хорошо)

15-17

3 (удовлетворительно)

12-14

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

2

3

4

1

2

3

4

2

2

11

12

13

14

15

Ответ

эту поступь

что-то сочиняли

по-весеннему зеленели

мою тележку

готовность

задушить

16

17

18

19

20

Ответ

искать то

однажды показалось

мечтали о будущем

привязались к утенку

разрушила постройки

Предложение.

Односоставное предложение с главным членом - сказуемым

Односоставные личные предложения

Виды предложений Определенно-личное

Значение

Действующее лицо мыслится определен но (я, мы, ты, вы)

Форма сказуемого

1-е и 2-е л. наст, и буд. вр.   изъявитель ного и повелительно го наклонения

Пример

Расскажу тебе всё при встрече. Идите скорее сюда!

Неопределенно-лич ное

Лицо мыслится нео пределенно (кто-то, не важно кто)

3-е л. мн.ч. наст. и буд.  вр.;  повелит, накл., мн.ч. прош. вр., мн. ч. условного наклонения

За стеной играют на рояле. Почту еще не приносили.

Обобщенно-личное

Лицо мыслится обоб щенно (все, любой, каждый)

Как в опр-л. или в неопр.-л. предложе ниях.

На деньги ума не купишь. Цыплят по осени считают.

Безличные предложения

Способы выражения сказуемого

Примеры

Безличный глагол

Личный глагол в значении безличного Инфинитив

Модальное слово (надо, нужно, можно, воз можно, нельзя к т.п.) в сочетании с инфини тивом

Краткая форма страдательного причастия Слово состояния

Слово нет (а также безличная форма глагола быть)

Вечереет. Подморозило.

 С деревьев капало.

Вам не видать таких сражений (М.Лермонтов).

Под снегом еще можно найти свежие лесные цветы.

У меня не прибрано.

 Мне грустно оттого, что весело тебе (М Лермонтов). Денег у него нет, не было и не будет.

ТЕСТ

Определите тип односоставного предложения:

А — определенно-личное;

Б — неопределенно-личное;

В — обобщенно-личное;

Г — безличное;

Д — назывное.

  1. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.
  2. У въезда в усадьбу всегда многолюдно.
  3. Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.
  4. Страшный треск... Крики...
  5. У нас сорвало обе мачты и все паруса.
  6. Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.

  1. Бывает, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь.
  2. Однажды у нас во дворе полоскали белье и оставили корыто.
  3. Чужим умом умен не будешь

  1. Снявши голову, по волосам не плачут.
  2. Можно несколько дней путешествовать по лесу и не увидеть ни одного зверя.
  3. Хочу записаться в секцию плавания.
  4. Мне выгоднее всего было остаться при вашей больнице.
  5. Вот и весна.
  6. Перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.
  7. Примите дивное посланье из края дальнего сего.
  8. От его слов становится Никите нестерпимо жутко.

  1. Уверенным шагом вступаю в лесок, двигаюсь не торопясь.
  2. Ночью холодом веет с земли.
  3. За одного битого двух небитых дают.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Б

Г

Г

Д

Г

А

В

Б

В

в

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

Г

А

Г

д

Б

А

Г

А

Г

В

Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных

ТЕСТ

Определите тип придаточного предложения.

  1. Одно из противоречий, какими живо творчество Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.
  2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.
  3. Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.
  4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне...
  5. Он работал всюду, где заставала его жажда творческого труда.
  6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении.
  7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться.
  8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна.
  9. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.

  1. В степи было тихо, несмотря на то что солн це поднялось.
  2. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме.
  3. Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.
  4. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чув ствовать голод.
  5. Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки.
  6. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.
  7. Деревня, где скучал Евгений, была прелест ный уголок.
  8. Как ни интересен труд режиссера, актерская работа все же интереснее.
  9. Стало так тихо, что со своего балкона я слы шал голоса в саду.
  10. Если начнешь усиленно заниматься, то успе ешь подготовиться к экзамену.
  11. И я вижу во сне, как на волке еду я по тропинке лесной.
  12. И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.
  13. Мне хотелось, чтобы эта книга была инте ресна всем.
  14. Статья оказалась настолько сложной, что смысл ее был понятен только специалистам-филологам.
  15. Всякий раз, как только показывалось солнце, за мерзший пруд блестел, как только что вымытое зеркало.
  16. Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.
  17. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрестках была решена.
  18. Если в ясный день подойти к окну, то вдалеке будут видны очертания города.
  19. Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.
  20. Можно только предполагать, как долго продлится его путешествие.
  21. Вывеска должна быть расположена так, чтобы каждый прохожий обращал на нее внимание.

Ключ к тесту

Ответ

Ответ

1

о предел ител ьное

16

определительное

2

уступки

17

уступки

3

сравнения

18

меры и степени

4

изъяснительное

19

условия

5

места

20

изъяснительное

6

времени

21

определительное

7

изъяснительное

22

изъяснительное

8

цели

23

меры и степени

9

10

причины

24

времени

уступки

25

цели

11

12

сравнения

26

следствия

следствия

27

условия

13

        

времени

28

причины

14

15

образа действия

29

изъяснительное

изъяснительное

30

образа действия

УПРАЖНЕНИЯ

1. Укажите номера предложений с грамматичес кой ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Образ Кутузова появляется в романе Л.H. Тол стого, который восхищается и обдумывает его.
  2. Образ поэта-пророка, созданного А.С. Пушкиным, определил и его собственную жизнь.
  3. Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.
  4. Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.
  5. Дополнительный материал я   не только брализ учебной литературы, но и из газет и журналов.
  6. В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отразился один из сюжетов истории раскола.
  7. По приезде в город мы первым делом отпра вились в гостиницу.
  8. Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть.

9- Вам нужно немедленно оплатить за телефон ные переговоры.

10. Музей-квартира М.А. Булгакова приобрел личные вещи писателя.

Ответ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9.

2. Укажите номера предложений, в которых при даточную часть нельзя заменить обособленным оп ределением, выраженным причастным оборотом.

  1. У картины есть одна особенность, которая отличает ее от других шедевров этого ряда.
  2. Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили в город.
  3. У каждого должен быть друг, с которым можно поговорить обо всем на свете.
  4. Юпитер — это планета-гигант, которая содержит в себе более 2/3 массы всей нашей планетной системы.
  5. Мне знакомы эти дворы, где весной так сладко пахнет сиренью.
  6. Приходится строить специальные телескопы, объектив которых состоит из линзы и зеркала.
  7. Совокупность разных организмов и неживых компонентов среды, которые тесно связаны между собой потоками вещества и энергии, называется экосистемой.
  8. С первых же дней войны на территории, ко торая была оккупирована вражескими войсками, начали стихийно возникать партизанские отряды.
  9. Непривычным для читателя был и язык поэмы, в которой звучали совершенно новые ритмы.

10.        Труднее было ликвидировать безграмотность в республиках, где русский язык был иностранным.

Ответ: 2, 3, 5, 6, 9,10.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ассоциативный орфографический словарь". Из опыта работы со словарными словами.

        Работа со словарными словами является одной из самых сложных в школе. Данный учебный материал - это  словарная статья  "Ассоциативного орфографического сло...

Орфографический словарь русского языка для школьников

§ 1. Слова в Словаре размещены в алфавитном порядке.§ 2. Слова пишутся со строчной буквы.§ 3. В Словаре представлены произносительные,грамматические и словообразовательные вариантыслов, связанн...

краткий орфографический словарь

краткий орфографический словарь для подготовки к ЕГЭ и ГИА по русскому языку...

Выступление на семинаре "Орфографические словари и работа с ними на уроке русского языка"

Выступление на семинаре "Орфографические словари и работа с ними на уроке русского языка"...

Справочная литература - орфографический словарь.

Расширение понятия о виде справочной литературы - орфографическом словаре, его структуре и принципах работы с ним....