УМК С.И. Львовой - поэтапная подготовка к ГИА. Статья
статья по русскому языку по теме

В статье представлен материал, отражающий содержание УМК С.И. Львовой, а также преимущества данного учебника в свете современных требований к преподаванию русского языка и подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                С.Н. Шевченко

МБОУ СОШ №11Каневской район

УМК  С. И. Львовой - поэтапная подготовка    к ГИА

 

         В связи с современными требованиями, предъявляемыми к качеству знаний выпускника школы, обязательностью сдачи ЕГЭ по русскому языку,  учителя русского языка нашей школы рассмотрели  возможность использования  в образовательном процессе УМК Львовой С.И.  

Данный УМК  направлен на формирование не только предметных, но и ключевых компетентностей учащихся. Учебно –методический комплекс С.И. Львовой соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку.  

Методическая система направлена на интенсивное  развитие следующих   компетенций:

-речевую (т.е. вырабатываем  способность осмысленно воспринимать устную  и письменную  речь (слушать и читать), овладение умением правильно, точно, логично передавать свои мысли и чувства в устной и письменной речи (говорить и писать);

-культуроведческую компетенцию (особое внимание уделяется  эстетической функции изучаемых явлений языка).  При этом максимально учитываются  закономерности и этапы  речевого развития  учащихся. Большое внимание уделяется  формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами  лингвистических словарей.

-предметную компетенцию (изучение грамматико-орфографического материала в соответствии с возрастными особенностями с последующим углублением и расширением);

-коммуникативную компетенцию (формирование умения отстаивать свою точку зрения);

-межпредметную  компетенцию. (Ребята ищут информацию не только в учебниках русского языка, но и в учебниках литературы, географии, математики, биологии, обращаются к справочникам, лингвистическим словарям (орфоэпическому, орфографическому, словообразовательному, лексическому, грамматическому и др.). Формируется не только способность извлекать нужную информацию, но и закрепляются разнообразные языковые и речевые умения.

А теперь остановлюсь более подробно на  самом УМК. Какую  ценность представляет собой данный учебник?

   Как известно, успешность обучения орфографии определяется не только правописными знаниями и умениями, но и знаниями в области фонетики, лексики, грамматики. Например, при изучении раздела «Фонетика» в 5 классе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:  различать и сравнивать буквы и звуки; звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

 Нельзя отвергать, что традиционные учебники не дают этих знаний. Конечно же, дают. Но все же  более глубокое, систематизированное  изучение дается именно в УМК  под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова.   Яркие схемы и таблицы  в хорошем полиграфическом  исполнении помогают сформировать целостную картину знаний  у детей.  

  Проанализировав данный УМК, мы убедились в том, что предложенные для закрепления упражнения по той или иной теме  направлены прежде всего на закрепление умений и навыков, необходимых ученику при подготовке к ГИА. Рассмотрим  в качестве примеров упражнения учебника 5 класса: 1)Упр.№77. Объясните, что означает выражение  непроизносимые согласные. Проиллюстрируйте его примерами. Прекрас(?)ная мес(?)ность…(1,с.29)

2)Упр.7 Покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сва..ба, но..ка ст..ла, …кусный пиро.., ё… (с.10); 3) Упр.№234. Из упр. 201 выпишите слова, в которых ь обозначает мягкость согласного.(с.87);4)Упр. 81 На основе схемы упр.80 составьте таблицу  и заполните её, используя слова. Есть, треск, тополя, поёт…(с.30).

        А теперь обратим внимание на  формулировку задания ГИА(2,с.14):

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предл.5) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ВХОДЯ (предл.1) первый звук-[ф]
  3. В слове ДОСТАНЬТЕ (предл. 16) мягкость согласного [н’] на

письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

  1.  В слове СЕРЬЁЗНОГО (предл. 1) звуков больше, чем букв. 

    Таким образом, орфография русского языка может быть освоена в процессе изучения, совершенствования, обогащения всего строя речи ребёнка, в результате овладения им всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Авторы учебника предполагают тщательно разработанную процедуру изучения каждого орфографического правила как научно-учебного текста, содержащего определенную лингвистическую информацию, на которой базируется, с одной стороны, умственная деятельность в процессе письма (все операции мышления: выбор, анализ и применение правила – совершенствуются в уме, про себя);с другой – речевая компетенция при объяснении написанного (ученик комментирует, проговаривает, аргументировано обосновывает выбор того или иного написания: в каком порядке, что и почему он делает). Рассмотрим далее содержание материала  УМК. Изучаем темы в 5 классе: «Правописание приставок.», в 6 классе «Слитное, дефисное,  раздельное написание». Для закрепления  предлагаются упражнения:

    5 кл.Упр.618 . Выпишите слова, в приставках которых пропущенные  буквы.(1,с.21);

   6 кл. Упр. 395. Определите, каким способом образованы слова. Объясните орфограмму(3,с.171);

  7 кл. Упр. 221.  Составьте предложения со словами Пребывать(находиться)-прибывать (приезжать) (4,с.86)

Задания ГИА(2,с15): А.6 В каком слове правописание приставки определяется её значением –«приближение»? 

  1. 1) пришли                           3) прикрыла
  2. 2) привычный                    4) прислушалась

         Программа по русскому языку С.И. Львовой построена таким образом, на каждом этапе изучения предмета ученики углубляют знания, получают новые сведения о  морфологических, грамматических, орфоэпических нормах. Так, например, изучив темы «Лексика и фразеология». «Синонимы». «Фразеологические  обороты». «Группы слов по происхождению и  употреблению», закрепление  материала находим в 5-7 классах: 5 кл. Упр.714. Докажите, что данные фразеологизмы противоположны по своему значению(1,с.54); 6 кл. Упр.331. Как различаются по смыслу существительные  дата и число (3, с.141);7 кл. Упр.102. На уроке биологии. Вспомните, какие слова называются терминами. Из учебника биологии выпишите 5 терминов (4,с.40). Сравниваем с заданием ГИА(2.с.17) : В1.Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

         На протяжении всего курса обучения русскому языку учитель в соответствии с программой организует работу по формированию навыков  построения  развернутых  устных высказываний различного типа на лингвистические  и свободные темы, по формированию  культуры устного ответа. Система типовых  упражнений «Устное высказывание» направлена на  выработку и совершенствование  следующих умений :

-выстраивать научное повествование  и рассуждение на основе теоретического материала;

-передавать в устной форме содержание средств графической наглядности: таблиц, схем, рисунков;

-создавать текст в устной форме в соответствии с предложенным планом, в том числе текст, содержанием которого является  языковой набор.

Упражнения, предложенные в учебнике, заставляют ученика логически мыслить. Центральной единицей обучения становится текст. Он является объектом анализа на каждом уроке. Каждый урок - урок развития речи. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, которые обеспечивают  целенаправленный поиск информации в источниках различного типа.

Умению связно высказывать свои мысли способствует все содержание учебников с 5-го по 9-й классы. «В учебнике использованы фрагменты художественных произведений, отрывки из публицистики, содержащие актуальную для современного общества проблематику.» (5, с. 3). «Улучшить мир или себя?», «Добру учит добро или зло?», «Можно ли критиковать родителей?»- на такие вопросы предлагает учебник ответить подросткам, и они с удовольствием письменно и устно излагают свои мысли.

Конечно же, каждый учитель проводит подобную работу на уроке, но именно УМК под редакцией С.И. Львовой позволяет сэкономить драгоценное время, потраченное на подготовку и распечатку материала.

5 кл.Упр. 265. Сочинение – миниатюра. Письменно ответьте на вопрос:

«Зачем нужна орфография?». Используйте слова Л. Щербы, которые

являются эпиграфом к разделу «Орфография»(1,с.99)

6 кл.Упр. 815.  Сочинение –миниатюра. Письменно ответьте на вопрос, почему местоимения называются словами-заменителями (3,с.148)

Выполняя задания такого плана, учащие имеют возможность продуктивно и целенаправленно готовиться к ГИА уже с 5 класса.  Большое внимание уделяется упражнениям  по развитию навыков использования в речи элементов речевого этикета: сформулируй несколько правил речевого поведения, используя предложенные слова, составь диалог; спроси товарища (прохожего, подругу и т.д.).

В 7 классе серьезное внимание уделяется такому виду работы, как сжатое изложение. Учащиеся отрабатывают компрессионные возможности языка: исключение повторов, объединение нескольких предложений в одно, замены прямой речи косвенной. (Упр.708) (4,с.100)

        Таким  образом, можно с уверенностью сказать, что в  УМК под редакцией С.И. Львовй и В.В. Львова реализуется системный подход в обучении русскому языку в современных условиях, совершенствуется речевая деятельность учащихся, формируется система лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, проводится начальная подготовка к  ГИА.

Литература

1.С.И.Львова. Русский язык,5 класс. М., «Мнемозина»,2009

2.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ГИА-2012г.

3. С.И.Львова. Русский язык,6 класс. М., «Мнемозина»,2009

4. С.И.Львова. Русский язык,7 класс. М., «Мнемозина»,2010

5. С.И.Львова. Системно-деятельностный подход как условие реализации

    основных целей Федерального государственного образовательного стандарта

   по русскому языку. М., «Мнемозина»,2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапная подготовка обучающихся к созданию творческих письменных работ по литературе( задания области С)

Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по литературе (из опыта работы)...

Мастер-класс "Поэтапная подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА"

Данный материал является обобщением опыта педагогической деятельности,в котором собраны основные приемы, позволяющие более успешно вести подготовку к ЕГЭ и ГИА...

Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.

Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка  в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....

Семинар «Новый порядок аттестации и поэтапная подготовка учителя физической культуры и ОБЖ к процедуре аттестации»

  Рассмотренные вопросы: Аттестация на соответствие занимаемой должности (выступающий: Кабилов Б.Г.).Аттестация учителя на I квалификационную категорию: заполнение карты результативности (...

Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С)

           Охлопкова Елена Семеновна               Учитель русского языка и литературы МБОУ «...

Статья "Целенаправленная и поэтапная подготовка учащихся к итоговой аттестации по предмету (ГИА и ЕГЭ) на основе УМК под ред. С.И. Львовой."

Новые формы итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов по русскому языку   способствуют поиску оптимальных моделей учебников и учебных пособий, направленных на качественное изучение язык...

Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории".

Цели проведения мастер-класса:1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,2.Создание  условий  для формирования  индивидуального стил...