Поэтапная подготовка обучающихся к созданию творческих письменных работ по литературе( задания области С)
статья (литература) по теме

Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по литературе (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorina_t.v._seminar.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Горина Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 69 Октябрьский район

         г. Ростов-на- Дону
Поэтапная подготовка обучающихся к созданию

            творческих письменных работ по литературе

                                ( задания области С)

     ЕГЭ по литературе – один из наиболее сложных экзаменов. Подготовка к этому экзамену – длительный и трудоёмкий процесс, включающий в себя целый комплекс педагогических приёмов и методик преподавания и подготовки. В целом, ЕГЭ по литературе направлен на комплексную оценку знаний, полученных учащимися на протяжении всего периода изучения школьной программы по литературе. Поэтому подготовка к ЕГЭ проводится постепенно в ходе всех лет изучения литературы в школе, поскольку качественно подготовится к этому сложному экзамену за несколько недель или месяцев невозможно.

     Важнейшей установкой экзамена по литературе в форме ЕГЭ является выявление уровня сформированности у экзаменуемого умения писать сочинение на литературную тему, выполнять задания с развёрнутыми ответами на вопросы. Обучение развёрнутому высказыванию на литературные темы в то же время является важнейшей проблемой литературного образования, связанной с различными факторами: с недостатками в методике преподавания, с сокращением учебного времени по предмету, со снижением языковой культуры обучающихся и др.

     По статистическим данным, результаты ЕГЭ по литературе за последние несколько лет свидетельствуют о том, что труднее всего даётся выпускникам именно речевое оформление работы и умение логично и последовательно излагать литературный материал, обобщать литературные явления и факты, рассматривать их в литературном контексте, проводить аналогии, выстраивать литературные параллели.

     В новой версии ЕГЭ по литературе заданий с развёрнутым ответом пять. К каждому из предлагаемых для анализа художественных текстов отнесено два задания, предполагающие развёрнутый ответ в объёме 5-10 предложений и в заключительной части работы экзаменуемый пишет сочинение на литературную тему.

     Для того, чтобы ученики могли успешно справиться с заданиями такого типа, одной из главных задач учителя литературы является поэтапная подготовка учащихся к написанию творческих работ, построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся были готовы к самостоятельному анализу и творческой интерпретации произведения, умели бы выражать свои суждения не только в устной, но и в письменной форме.

     Для этого необходимо уже с 5 класса готовить учеников к созданию творческих письменных работ по литературе. Учителю следует чаще предлагать в качестве заданий небольшие письменные ответы на вопросы (5-10 предложений – объём заданий С1-С4), сочинения по предложенному сложному плану (план, желательно, в виде вопросительных предложений). Сочинение по предложенному плану приучает детей к композиционной стройности текста, логике раскрытия темы, знакомит с определёнными клише, помогающими строить собственные высказывания.

     Предлагаю сложный план сочинения по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

                   Образ Герасима

                           План

I Вступление

  1. Какую проблему русской действительности XIX века поднимает Тургенев в рассказе «Муму»?
  2. Образ Герасима – символ русского народа.

II Основная часть

  1. Кто такой Герасим?
  2. Чем он выделялся среди дворовых людей барыни?
  3. Одиночество Герасима.
  4. Почему Герасим так любил Муму?
  5. Почему Герасим сам утопил собаку, а не ушёл с ней в деревню?
  6. В чём причина нравственных страданий Герасима?

III Заключение

  1. Какие стороны русского народа показал Тургенев в образе Герасима?
  2. В чём символический смысл рассказа?
  3. Почему к этому произведению до сих пор не пропадает интерес?

     Ответив на вопросы данного плана и добавив несколько своих мыслей, ребёнок создаст связный текст на литературную тему, соответствующий уровню 5 класса, и получит необходимые навыки.

     Также пятиклассники должны познакомиться с такими изобразительно-выразительными средствами как метафора, олицетворение, эпитет, сравнение; научиться находить их в тексте, определять роль того или иного художественного средства в произведении (для чего использовано автором?).

     В сильном классе уместно дать начальное представление о стихосложении: стихотворные размеры, виды рифм (мужские и женские), виды рифмовки, строфика, а также научить основным приёмам анализа поэтического текста. Не нужно бояться проводить такую работу с пятиклассниками. Дети не обязаны создавать шедевры, пусть это будут наивные первые попытки, но свои, ниоткуда не списанные работы. Такой начальный опыт необходим для дальнейшего обучения созданию творческих письменных работ по литературе.

     В 6 классе возможно приблизить работу по созданию текстов к тем требованиям, которые заложены в ЕГЭ по литературе. Для этого следует формулировать задания для шестиклассников по аналогии с заданиями области С, но применительно к произведениям, предусмотренным программой 6 класса.

     Примеры заданий (из опыта работы в 6 классе по программе Г.С.Меркина).

   тип задания

демоверсия 2011г.

задание для шестиклассников

С1 (связный ответ

 на вопрос в объёме 5-10 предложений)

Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?

Почему старик Лодыжкин не продал пуделя ни за какие деньги, несмотря на уговоры и угрозы? (по произведению А.И.Куприна «Белый пудель»)

C2 (связный ответ

на вопрос в объёме

5-10 предложений)

В каких произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох и в чём эти произведения можно сопоставить с «Вишнёвым садом»? (Привидите 2-3 примера с указанием авторов)

В каких произведениях русской литературы авторы поднимают проблему формирования человеческой личности, формирования характера ребёнка? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов)

С3 (связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений)

Как в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень» выражена мысль поэта об одушевлённости природы?

Из каких художественных деталей складывается мысль о единстве лирического героя с миром природы в стихотворении И.А.Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…»?

С4 (связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений)

Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чём стихотворение Ф.И.Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов? (Приведите 2-3 примера)

Кто из авторов русской литературы в своих произведениях затрагивает тему сострадания «братьям нашим меньшим» и в чём стихотворение Есенина «Песнь о собаке» созвучно произведениям этих авторов? (Приведите 2-3 примера)

С5 (полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос)

Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Чем обогатила мальчика Васю дружба с нищими? (по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

                                       Примеры работ шестиклассников

С1 (связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений)

Почему старик Лодыжкин не продал пуделя ни за какие деньги, несмотря на уговоры и угрозы? (по произведению А.И.Куприна «Белый пудель»)

Старик Лодыжкин не продал пуделя не только потому, что Арто помогал зарабатывать деньги на пропитание. Пудель был верным другом для старика и Серёжи. Они пережили вместе много трудностей: терпели жару, голод, усталость…

Они как верные друзья делили на троих кусок хлеба. Поэтому старик Лодыжкин и спрашивает дворника: «Говорю, ежели бы у тебя был самый что ни на есть верный друг…который сыздетства… То за сколько бы ты его примерно продал?»

Верных друзей не продают и не предают.

С3 (связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений)

Из каких художественных деталей складывается мысль о единстве лирического героя с миром природы в стихотворении И.А.Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…»?

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождём осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж – и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сёл и деревень.

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным

Гудит-поёт в стволы ружья.

В первых двух четверостишиях И.А.Бунин с помощью эпитетов изображает унылую

осеннюю картину: «лес, опустевший и больной», «под дождём осенним тлея, чернеет тёмная листва». Грустный пейзаж.

В следующих двух четверостишиях настроение меняется. Бунин вводит антитезу: «А в поле ветер»…  Союз «а» делит стихотворение на две части: свободная степь противопоставлена умирающему лесу.  Во второй части стихотворения автор использует эпитеты уже другого характера: «день холодный угрюм и свеж», «скитаюсь я в степи свободной».

В последнем четверостишии Бунин прямо говорит о единстве мира природы и лирического героя:

С  отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным

Гудит-поёт в стволы ружья.

Герою грустно, но эта грусть отрадная, она ему близка.

С5 (полный развёрнутый ответ на вопрос)

Чем обогатила мальчика Васю дружба с нищими? (по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

     «Каждый идёт свое дорожкой, и кто знает… может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу», - такие слова говорит пан Тыбурций Васе. Чем же обогатила мальчика Васю, сына судьи, эта неожиданная дружба с нищими?

     Во-первых, благодаря этой дружбе Вася узнал своего отца как честного, неподкупного, благородного человека. А отец узнал, что у него замечательный, чуткий, отзывчивый сын. Эта дружба сблизила двух не понимавших друг друга родных людей: отца и сына.

     Во-вторых, Вася понял, что далеко не всё в жизни однозначно. Он усвоил для себя, что нельзя судить о человеке только по его внешности. Пример тому – пан Тыбурций, который сначала казался мальчику грозным, злым и  страшным, но потом Вася понял, какой это мудрый,  заботливый, искренний и любящий человек. О том, что многое в жизни неоднозначно, Вася догадывается и во время ужина, когда видит, что пан Тыбурций украл мясо, но сделал это, чтобы накормить умирающую Марусю. И тогда, когда чувствует, что даже в холодном подземелье любовь согревает голодных нищих людей, а в богатом большом доме ему не хватает ласки, любви и заботы.

     Также знакомство с «дурным обществом» открывает в мальчике сострадание: он знал, что ему грозит наказание, но всё-таки приносит умирающей Марусе куклу своей сестры.

     Дружба с нищими помогла Васе изменить свои взгляды на многое в жизни, научила видеть в людях хорошее, сострадать, любить, дорожить жизнью…

     Бывает такая дружба, которая возвышает людей, делает их лучше. Именно о такой настоящей дружбе написал В.Г.Короленко в своём произведении.

Из опыта работы.

Связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений учащиеся читают вслух (это не занимает много времени),  выявляются сильные и слабые стороны работ, неудовлетворительные  оценки не выставляются, слабые работы после анализа возвращаются на доработку или переработку (всей работы или отдельных её частей). Переделать работу могут и учащиеся, написавшие на «3» или «4». Таким образом, формируется чёткое представление о том, как нужно выполнять работу (понимание специфики задания, аргументированный ответ на вопрос, необходимые тезисы, доводы и соответствующие выводы) и как не нужно (подмена рассуждения пересказом текста, слабая аргументация, поверхностные и неточные рассуждения, упрощённое понимание задания).

Полный развёрнутый ответ на вопрос желательно сопровождать (хотя бы иногда) письменным обоснованием выставленной оценки, своего рода краткой рецензией, опирающейся на основные критерии оценивания части С.

Поэтапная кропотливая работа по созданию текста на литературную тему приводит к нужному результату. Не все  (это невозможно и не нужно), но те учащиеся, которые за годы обучения в школе полюбили литературу, почувствовали радость творчества, научились вести диалог с автором, читать между строк, видеть мастерство писателя…, к 11 классу в состоянии успешно справиться с заданиями области С.  Под  силу оказались и задания профильного уровня повышенной сложности (программа С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, 11 класс).

*Прочитайте и проанализируйте стихотворение К.Бальмонта «Сонеты солнца», руководствуясь предложенными вопросами…(вопросы см. в учебнике)

                                         Сонеты солнца

Сонеты солнца, мёда и луны.

В пылании томительных июлей

Бросали пчёлы рано утром улей,

Заслыша дух цветущей крутизны.

Был гул в горах. От солнца ход струны.

И каменный баран упал с косулей,

Сражённые одной и той же пулей.

И кровью их расцвечивал я сны.

От плоти плоть питал я, не жалея

Зверей, которым смерть дала рука.

Тот мёд, что пчёлы собрали с цветка, -

 

Я взял.  И вся пчелиная затея

Сказала мне, чтоб жил я не робея,

Что жизнь смела, безбрежна и сладка.

Произведение «Сонеты солнца» К.Бальмонта является классическим «шекспировским» сонетом, состоящим из 14 строк (двух катренов и двух терцетов). Поэт использует пятистопный ямб, опоясывающую рифмовку, мужские и женские рифмы.

В первом катрене перед нами вырисовывается яркий образ природы, цветущей, трепещущей, благостной. Это своеобразный тезис, начало сонета, из которого вытекает весь ход мыслей и образов.

Во втором катрене и первом терцете эта безмятежность будто прерывается – выстрел, смерть животных, кровь… Но герой, таинственный странник, ни о чём не сожалеет: смерть зверей естественна, всё в природе находится в постоянном взаимодействии, и лирический герой с радостью принимает это право владеть плодами, дарованные ему природой.

Последний терцет – это вывод, своеобразный итог, к которому подводит нас автор: странник не только принимает дары природы, но и осознаёт себя её частью, понимает и принимает жизнь – она для него «смела, безбрежна и сладка».

Я считаю, что главная задача автора – показать нам роль человека в окружающем мире, гармонию со всем сущим, естественный ход жизни.

Для создания художественного образа и  придания произведению неповторимой эмоциональности  автор использует различные изобразительно-выразительные средства: эпитеты («томительных июлей», «цветущей крутизны», «каменный баран», «жизнь смела, безбрежна и сладка»), метафоры («в пылании томительных июлей», «и кровью их расцвечивал я сны»).

Сонет  состоит из необычных  синтаксических конструкций, благодаря которым читатель словно плывёт по волнам строк. Эту  невообразимую чувственность произведению придают разнообразные стилистические фигуры: инверсия, парцелляция («Был шум в горах. От солнца ход струны»), ряды однородных членов («Сонеты солнца, мёда и луны», «жизнь смела, безбрежна и сладка»). Автор также использует психологический параллелизм – сопоставление картин природы с внутренним состоянием лирического героя. И это обволакивающее, тягучее, как мёд, как июльский полдень ощущение счастья от единения с природой усиливается благодаря ассонансу – использованию повторяющихся звуков «о», «а», «у».

«Сонеты солнца» - яркое, своеобразное, очень утончённое произведение. Оно является одним из выдающихся образцов поэзии серебряного века.

                      Анализ стихотворения Иннокентия Анненского

                                     «Смычок и струны»

Какой тяжёлый, тёмный бред!

Как эти выси мутно-лунны!

Касаться скрипки столько лет

И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажёг

Два жёлтых лика, два унылых…

И вдруг почувствовал смычок,

Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму

Скажи одно: ты та ли, та ли?»

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? довольно?..»

И скрипка отвечала да,

Но сердцу скрипки было больно.

Смычок всё понял, он затих,

А в скрипке эхо всё держалось…

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил

До утра свеч… И струны пели…

Лишь солнце их нашло без сил

На чёрном бархате постели.

Стихотворение Иннокентия Анненского «Смычок и струны» очень нежное и чувственное. Когда читаешь эти строки, невольно переживаешь эмоции, звучащие в унисон с настроением лирического героя: появляется ощущение печали, грусти, но грусти не той, от которой хочется скорее избавиться, скрыться, а грусти светлой, заставляющей задуматься…

В произведении возникают два основных  образа: мужской (образ смычка) и женский (образ скрипки). И всё стихотворение – это трогательная история любви, любви трагической.

Когда-то давно эти две души существовали вместе, издавая прекрасную, чистую музыку любви. Смычок не мог существовать без скрипки так же, как и она без него. Прошло много лет, и они вновь встретились:

«О, как давно! Сквозь эту тьму

Скажи одно: ты та ли, та ли?»

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.

Время, проведённое врозь, отдалило их – отсюда этот трепет и эта боль («но сердцу скрипки было больно»). Душевная боль была сильна, и всё, чего они хотели – просто помолчать, послушать тишину… Но кто-то заставил их играть. Скрипка не пела, она плакала:

…А в скрипке эхо всё держалось…

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

Последняя строфа является развязкой всей трагедии. Не выдержав душевных мук, смычок и скрипка ушли в другой мир и свой уход они сопровождали музыкой печали. Играя до изнеможения и не по своей воле, существа лишились своих волшебных сил, но то, что они были вместе, помогло им находиться в гармонии до последнего:

Но человек не погасил

До утра свеч… И струны пели…

Лишь солнце их нашло без сил

На чёрном бархате постели.

«Чёрный бархат» - та художественная деталь, которая помогает понять трагический финал этой истории любви.

Основной приём, который использует автор в своём стихотворении – это приём олицетворения. Смычок и скрипка любят, страдают, испытывают душевную боль, ведут диалог друг с другом.

Стихотворение очень эмоционально, оно насыщено разнообразными средствами выразительности речи. Эпитеты помогают создать фон, на котором разворачивается трагедия («тяжёлый, тёмный бред», «выси мутно-лунны», «два жёлтых лика», «на чёрном бархате постели»). Антитеза подчёркивает противоречие между душевным состоянием героев и тем непониманием, которое их окружает («и было мукою для них, что людям музыкой казалось»). Эта антитеза возникает благодаря использованию контекстных антонимов «мука» - «музыка». Очень разнообразен синтаксис стихотворения: восклицательные предложения, ряды однородных членов, парцелляция, вопросительные предложения. Приём умолчания делает стихотворение ещё более проникновенным («Кто зажёг два жёлтых лика, два унылых…» «Смычок всё понял, он затих, а в скрипке эхо всё держалось…» «Но человек не погасил до утра свеч… И струны пели…»).

Стихотворение написано ямбом. Автор использует перекрёстную рифмовку, чередование мужских и женских рифм. Особая роль отведена звукописи, имитирующей игру на скрипке: «ты та ли, та ли», «…трепетали».

«Смычок и скрипка» - эмоционально сильное, трогательное стихотворение Иннокентия Анненского. Оно олицетворяет великий серебряный век своей красотой и чистотой чувств и мыслей.

 

В целом, решение проблемы успешной подготовки к экзамену литературы в формате ЕГЭ прежде всего видится в совершенствовании методики обучения сочинению, поэтапном формировании у обучающихся в процессе освоения курса литературы логико-аналитических и речевых умений, необходимых  для овладения жанром самостоятельной письменной работы на литературную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Нетрадиционные формы работы на уроках литературы...

Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории".

Цели проведения мастер-класса:1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,2.Создание  условий  для формирования  индивидуального стил...

Подготовка обучающихся к устной части ОГЭ по английскому языку. Задание 3.

Методические рекомендации по подготовке к устной части ОГЭ помогут учителю английского языка познакомить обучающихся со структурой задания 3 (монологическое высказывание) и сформировать умение строить...

Эффективные способы и методы поэтапной подготовки обучающихся к сдаче норм комплекса ГТО во внеурочной деятельности

Эффективные способы и методы поэтапной подготовки обучающихся к сдаче норм комплекса ГТО во внеурочной деятельности...

ПОЭТАПНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

Мастер-класс для учителей истории и обществознания...

Презентация "Подготовка обучающихся к выполнению заданий с развернутым ответом раздела "Письменная речь" ЕГЭ 2022

Совершенствование языковой компетенции обучающихся при подготовке к ГИА...

Реализация технологии смыслового чтения при подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе

Как применять приёмы смыслового чтения при работе с заданиями ОГЭ и ЕГЭ...