Реализация технологии смыслового чтения при подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе
презентация к уроку по русскому языку

Елисеева Ольга Анатольевна

Как применять приёмы смыслового чтения при работе с заданиями ОГЭ и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_smyslovogo_chteniya_pri_podgotovke_k_gia.pptx984.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация технологии смыслового чтения при подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе Выступление на ШМО у чителей русского языка и литературы

Слайд 2

Актуальность ▪ Информатизация общества; ▪ Увеличение объема текстовой информации; ▪ Изменение требований к выпускникам; ▪ Успешное прохождение ГИА; ▪ ФГОС ▪ Нежелание школьников читать;

Слайд 3

Смысловое чтение – это..  вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста  осознанное чтение, позволяющее извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей.  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).  такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.  Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Слайд 4

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом : 1. Работа с текстом до чтения . 2. Работа с текстом во время чтения . 3. Работа с текстом после чтения .

Слайд 5

Применение приемов предтекстовой деятельности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку  Поскольку и на ЕГЭ, и на ОГЭ по русскому языку в контрольных измерительных материалах для анализа даны адаптированные тексты, представляющие собой отрывки из произведений, использование большинства предтекстовых приемов довольно затруднительно . Однако многие тексты легко идентифицируются, так что можно восстановить заглавие самостоятельно и использовать прием «Рассечение вопроса» («прогноз по заголовку») . К числу таких текстов относятся, к примеру, «Святая ложь», «Куст сирени» и «Чуде сный доктор» А . И . Куприна, «Не пускайте Рыжую на озеро» Е . Габовой, рассказы А . П . Чехова, Б . Екимова и т . д . Кроме того, информация об авторе, данная после текста, тоже может помочь в выявлении тематики и проблематики произведения, особенностей творчества того или иного писателя .

Слайд 6

Применение приемов предтекстовой деятельности при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку  Данный этап работы можно рассмотреть на примере текста КИМ о Ю . Никулине . Задание к тексту : «Выразительно прочитайте вслух текст об известном актере, артисте цирка Юрии Владимировиче Никулине (1921- 1997 )» - уже предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом, расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением . Здесь тоже уместно применение приемов «прогнозирования» или «рассечение вопроса» с опорой на читательский опыт учащихся : «О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? Что вы знаете об этом человеке?» Можно составить список слов, с которыми ассоциируется данный текст, используя прием «глоссария» : актер, артист цирка, выдающийся деятель культуры, знаменитый клоун, комик, участник ВОВ и т . п .

Слайд 7

Кроме того, всегда нужно обращать внимание учащихся на формулировку заданий – это ведь тоже текст, который учащиеся должны прочитать и понять, что от них требуется. К сожалению, на практике очень часто можно услышать от учащихся: «Я не то прочитал».  Например, задание 23 на ЕГЭ по русскому языку может формулироваться следующим образом: «Какие из перечисленных утверждений являются верными?» (вариант 1), «Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными?» (вариант 6). Задание 21 чаще всего формулируется так: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?» (вариант 1). Однако может быть дана и такая формулировка: «Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?» (вариант 14). Или даже такая: «На какие вопросы в тексте нет ответа?». То же самое касается, к примеру, задания 15, где необходимо указать все цифры, на месте которых пишется НН или Н.

Слайд 8

Работа с формулировкой задания  Реже подобные задания встречаются и на ОГЭ по русскому языку. Так, задание 7, включающее анализ средств выразительности, может включать следующие формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм» (вариант 31), «Укажите варианты ответов, в которых не содержится фразеологизма» (вариант 36). И, несмотря на то что составители заданий графически (жирным шрифтом) выделяют ключевое слово в таких заданиях, зачастую выпускники игнорируют и это, читая задание поверхностно.

Слайд 9

Работа с формулировкой задания  Выделение ключевых слов необходимо при чтении любого задания на ГИА. При разборе заданий ОГЭ и ЕГЭ по литературе следует обратить внимание выпускников на то, что вопросы включают два элемента: 1) то, что известно (предпосылка вопроса); 2) то, что неизвестно и требуется узнать на основе определённых информационных источников. Например: «Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринева, или Пугачев, пощадивший его? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Слайд 10

Работа с формулировкой задания  При подготовке к итоговому сочинению полезным нам представляется сравнение похожих вопросов, например: «Можно ли простить измену?» и «Когда можно простить измену?». Очевидно, что ответ на первый вопрос предполагает вариативность (да/нет), а ответ на второй вопрос должен иллюстрировать тезис о том, что измену простить можно. Такая работа способствует более точной формулировке идеи сочинения.

Слайд 11

Работа с текстом во время чтения нацелена на понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановку вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.д.  Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Слайд 12

Наиболее распространенные приемы текстовой деятельности :  «Чтение вслух»  «Чтение про себя с вопросами»  «Чтение с остановками»  «Чтение про себя с пометкой»  «Чтение в кружок»  «Чтение с вопросником»

Слайд 13

Как Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение - рассуждение на тему « В чем проявляется материнская любовь ?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.  (1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в • Когда происходит действие в тексте? (осенью, в начале октября, рано утром) • От какого лица ведется повествование в тексте? Какое местоимение используется? (от первого лица, местоимение «я») • Как мы обычно называем того, от чьего имени ведется повествование? (рассказчик, повествователь, герой-повествователь) • Чем вы обычно занимаетесь осенью, в начале октября, рано утром? (ходим в школу, собираемся в школу) первом полугодии.

Слайд 14

Как Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « В чем проявляется материнская любовь ?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.  (1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их • Где учится рассказчик? (в гимназии) • Что такое гимназия, чем гимназия отличается от обычной школы? (гимназия – элитное учебное заведение) • О каком событии рассказывает герой - повествователь? (он забыл дома конверт с деньгами, приготовленный матерью с вечера) • А как характеризует мать то, что она нужно было внести за приготовила конверт с деньгами заранее, с обучение в первом полугодии. вечера? (она заботливая, заботится о сыне) • В чем проявляется ее любовь к сыну? (в заботе, внимании)

Слайд 15

Чтение с остановками необходимо и при разборе текста для выполнения задания 27 (сочинения) в ЕГЭ по русскому языку. • От какого лица ведется  Когда где-нибудь в доме отдыха целый день забиваешь козла или когда в выходной выедешь с ребятами за город и тоже целый день собираешь землянику, то потом, ночью, когда земляника уже давно съедена или костяшки убраны, все равно перед глазами долго еще мелькают красные ягодиночки или белые очочки, и никак от них не избавишься. Так было и сейчас. Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты. Лопаты. Лопаты. Лопаты. Они погружались в мягкую глинистую почву, сочно чавкающую под режущим лезвием. Они отрывали комья, цепляющиеся за родной пласт, они несли на себе землю, эти непрерывно движущиеся лопаты, они качали землю в своих железных ладонях, баюкали ее или резали аккуратными ломтями. повествование в тексте? Какое местоимение используется? (от первого лица, местоимение «я») • Как мы обычно называем того, от чьего имени ведется (рассказчик, герой - повествование? повествователь, повествователь) • Почему рассказчик всегда видит перед собой лопаты? (он все время копает землю) • Почему рассказчик употребляет множественное число, говоря о лопатах? (он выполняет эту работу не один)

Слайд 16

Чтение с остановками необходимо и при разборе текста для выполнения задания 27 (сочинения) в ЕГЭ по русскому языку. Фактическая информация:  Когда где-нибудь в доме отдыха целый день забиваешь козла или когда в выходной выедешь с ребятами за город и тоже целый день собираешь землянику, то потом, ночью, когда земляника уже давно съедена или костяшки убраны, все равно перед глазами долго еще мелькают красные ягодиночки или белые очочки, и никак от них не избавишься. Так было и сейчас. Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты. Лопаты. Лопаты. Лопаты. Они погружались в мягкую глинистую почву, сочно чавкающую под режущим лезвием. Они отрывали комья, цепляющиеся за родной пласт, они несли на себе землю, эти непрерывно движущиеся лопаты, они качали землю в своих железных ладонях, баюкали ее или резали аккуратными ломтями. Люди копают землю. Причем делают это постоянно, весь день, так что даже перед сном, закрывая глаза, видят эти лопаты, врезающиеся в землю.

Слайд 17

Чтение с вопросником при подготовке к итоговому собеседованию (задание1, 2)  «Ю ́ рий Нику ́ лин родился 18  Вопросы: декабря 1921 года в Деми ́ дове, • С какой датой ассоциируется бывшем Поре ́ чье, Смоленской этот отрывок? (дата рождения, губернии, куда его родителей 18 декабря 1921г) занесла Гражданская война. Ещё в детстве первый поход в • Какие здесь звучат слова собственные? (Демидов, цирк оставил в душе Никулина Поречье, Смоленская неизгладимые впечатления: он губерния). даже попросил как-то нарядить его в клоуна, когда его пригласили на день рождения» • О каком историческом событии говорится? (Гражданская война) • Что произвело неизгладимое впечатление в детстве на Никулина? (поход в цирк)

Слайд 18

Работа с текстом после чтения нацелена на корректировку читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача - обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла.

Слайд 19

Наиболее распространенные приемы послетекстовой деятельности :  «Отношения между вопросом и ответом»  «Тайм-аут»  «Проверочный лист»  «Вопросы после текста»  «Ромашка Блума»  «Синквейн»  «Кластер»  «Толстые и тонкие вопросы»

Слайд 20

 Найдите и  Как вы понимаете выражения: 1) в полной мере хлебнуть лиха; 2) выпавшего на долю; 3) попал в поле зрения; 4) целый букет разнообразных болезней. подчеркните в тексте предложение, которое подтверждает, что Ю. Никулин: 1) актер ; 2) артист цирка 3) блокадник . Примеры заданий послетекстового чтения при подготовк е к итоговому собеседованию

Слайд 21

Примеры заданий послетекстового чтения при подготовк е к итоговому собеседованию  Подберите  Восстановите последовательность текста, расставив номера. 1) 18 ноября 1939 года Юрия Никулина призвали в Красную Армию. 2) На 1960-е годы приходится пора творческого синонимы к словам: занесла, определили (в зенитный полк), (творческий) расцвет. расцвета Юрия Никулина. 3) Ю ́ рий Нику ́ лин родился в Деми ́ дове, бывшем Поре ́ чье. 4) Вскоре Никулин попал в поле зрения Карандаша, самого популярного в 1940 - 1950-е годы клоуна в стране. 5) Юрий Никулин выступал на манеже до 60 лет.

Слайд 22

Заключение  Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Изложенные стратегии универсальны и могут применяться всеми учителями – предметниками. Активное внедрение стратегий смыслового чтения, технологий всеми учителями различных учебных дисциплин позволит выпускникам успешно сдать государственную итоговую аттестацию и стать полноценными членами нового информационного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в курсе «Экономической географии России»

Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая составляющая современной школы. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями обществ...

Реализация технологии смыслового чтения

Презентация опыта работы по технологии смыслового чтения...

Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.

Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы

Главным источником развития человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолков...

Смысловое чтение-условие для достижения результатов на уроках русского языка и литературы

Небольшая статья в помощь учителям русского языка и литературы. Какие новые формы смыслового чтения предлагают требования ФГОС...