Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в курсе «Экономической географии России»
методическая разработка по географии

Арефьева Елена Васильевна

Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая составляющая современной школы. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями общества и ФГОС. Во ФГОС НОО один из метапредметных результатов звучит как «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Во ФГОС ООО чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией, как средство воспитания и развития учащегося и формулируется как «смысловое чтение». Это означает, что всеми учителями на различных ступенях обучения должна вестись систематическая работа по формированию и развитию у обучающихся навыков смыслового чтения. Смысловое чтение рассматривается как одна из важнейших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменить современное общество. Вот почему навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования, которое рассматривается как единство знаний, деятельности и развития обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_moya_statya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в курсе «Экономической географии России»

Арефьева Е.В., учитель географии       МКОУ СШ с УИОП №2 им.А.Жаркова     г.Яранска Кировской области

Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая составляющая современной школы. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями общества и ФГОС. Во ФГОС НОО один из метапредметных результатов звучит как «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Во ФГОС ООО чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией, как средство воспитания и развития учащегося и формулируется как «смысловое чтение». Это означает, что всеми учителями на различных ступенях обучения должна вестись систематическая работа по формированию и развитию у обучающихся навыков смыслового чтения. Смысловое чтение рассматривается как одна из важнейших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменить современное общество. Вот почему навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования, которое рассматривается как единство знаний, деятельности и развития обучающихся.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Главная обучающая задача смыслового чтения состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение пониманию текста решает также  развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей культуры ученика, - растить Читателя, который понимает текст, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
Технология смыслового чтения предполагает использование способов приобретения, сохранения и использования информации, для получения позитивных результатов обучения. В основе технологии лежат стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности, которые предполагают формирование читательской компетенции обучающихся и использование различных приемов работы с текстом.

К 8-9 классу у учащихся уже сформировано представление, что учебник, географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать текст осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при подготовке к ОГЭи ЕГЭ. Работу с текстом учебника можно проводить с использованием различных приемов на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при отработке и закреплении знаний, проверки и оценки знаний.

Учебные действия смыслового чтения:

Поиск информации и понимание прочитанного:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • выделять главную мысль текста;
  • трансформировать информацию по шаблону;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять несколько признаков;
  • читать информацию, представленную в виде схем, таблиц.

Преобразование и интерпретация:

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи;
  • выдвигать предположения и находить подтверждение (опровержение) в тексте;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
  • составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Оценка информации:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном в тексте;

работать в паре, в группе,  рассматривая рисунки-схемы и объяснять партнеру свою точку зрения

Предтекстовая деятельность - на стадии вызова, актуализации имеющихся знаний по теме, пробуждения познавательной активности, создания мотивации к чтению и для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе, возможно применение нескольких педагогических приемов:

Мозговой штурм.

Ориентиры предвосхищения содержания.

Вопросно-ответные упражнения

Поставь проблему.

Предложи решение.

Прогноз и впечатления.

Алфавит за круглым столом и др.

Прием вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного, второстепенного. Например: урок «Природа лесной зоны России» 8 класс. Этап урока - мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Вспомните, что такое ПК, прочитав текст учебника стр.104. Назовите ключевые слова этого текста.

Этап урока - Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.  Читает притчу о лесе ( 1 часть. См. приложение). Предположите, что произойдет, если нарушить компоненты природы в комплексе?

 Поставь проблему. Предложи решение.  Ставит проблемный вопрос - Можно ли Россию назвать страной лесов?

 «Мозговой штурм» - это совместная работа по решению проблемы.  
Главное, не прерывать ребят комментариями и не останавливать их пока ассоциации не иссякнут. Еще лучше все вопросы записать. Последующее просмотровое чтение текста (наложение вопросов на текст), выявит глубину знания темы обучающимися. 

Текстовая деятельность - работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Управление процессом чтения: выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного и др. Методические приемы:

Работа с географическими понятиями

Верные/неверные утверждения 

Путешествие по содержанию.

Чтение с остановками

Карта осмысления и запоминания событий. Та

йм-аут! (паузы для сохранения информации).

Чтение в кружок

Чтение про себя с вопросами. Чтение про себя с пометками (SMART, INSERT) и др. 

Реализация построенного проекта. Например: Задание группы №2 Смешанные леса. Прочитайте стих, составьте к нему географический комментарий.

  • Лес, точно терем расписной,
  • Лиловый, золотой, багряный,
  • Веселой, пестрою стеной
  • Стоит над светлою поляной.
  • Березы желтою резьбой
  • Блестят в лазури голубой,
  • Как вышки, елочки темнеют,
  • А между кленами синеют
  • То там, то здесь в листве сквозной
  • Просветы в небо, что оконца.
  • Лес пахнет дубом и сосной,
  • За лето высох он от солнца,
  • И осень тихою вдовой
  • Вступает в пестрый терем свой.

-Зачитайте строчки, в которых звучат породы деревьев. Почему встречаются и хвойные и лиственные породы деревьев?

Работа с географическими понятиями. Каждый урок мы начинаем с определения новых понятий. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, необходимо провести со школьниками такую работу:

-разобраться в значении понятий;

- научиться правильно их произносить;

- найти в тексте или в словаре их объяснение.

 Очень часто бывает, при объяснении географических понятий требуется кроме самого текста определения словари,  рисунки, диаграммы, таблицы. Например; - найдите понятие лес в словаре. Что же такое лес?

В толковом словаре русского языка лес – это пространство, покрытое растущими и рослыми деревьями. Но какое же это огромное пространство!

Например; Найдите в тексте  п.1 объяснение понятия - хозяйство, межотраслевой комплекс.  Чем отличаются два понятия.  Что у них общего? В чём между ними разница? Выделите в нем определяемое слово, общие и частные признаки. Здесь схема помогает дать определение понятию «межотраслевой комплекс». Овладение умением проводить анализ определений позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно их формулировать. При изучении темы «Население России» учащиеся создают в своей тетради словарик с ключевыми понятиями, в конце изучения темы учащимся предлагается соотнести термин и его определение-закрепить пройденное:

Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника. Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия. Примером может служить следующее задание: определите понятие Топливно-энергетический комплекс (параграф 7).  Найдите в тексте параграфа, как автор отвечает на данный вопрос. Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними принципиальные отличия. Повторите ещё раз данное определение, стараясь не подсматривать в учебник.

Перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.

Например; Рассмотрите схему , какое определение раскрывает данная схема (ПК)

Подобную работу можно определить как нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала.

Например; задание группе №1 . Прочитайте цитату, выделите ключевые слова.

 «Кому приходилось бывать среди типичной тайги, например, в дремучем пихтово-еловом лесу, тот, конечно, испытывал особенное ощущение, вызываемое его угрюмой, и величественной картиной, увеличиваемое еще своеобразным гулом ветра, скользящего между плотной хвоей… Но впечатление сильнее у того, кто знает, что, проникая в такую тайгу, например, из березового леса, он переступает из современной нам обстановки в обстановку уже в те отдаленнейшие времена, когда на земле не было еще нынешнего могущественного властелина ее – человека»

(Крылов – «Флора Западной Сибири»)

-    Используя текст учебника стр.112-113, карту атласа стр.20-21 сравните тайгу Русской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири и заполните таблицу со сравнительной характеристикой.

Компоненты природных зон

Русская равнина

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Климат

Воды

Почва

Растительность

Животные

Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

  1. выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
  2. определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;
  3. установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.

Например; тема Сфера услуг. В состав третичного сектора хозяйства не входит:

1.здравоохранение и образование

2.госуд.управление и оборона

3.транспорт и связь

 4.строительство

Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста. Например: Выберите верное утверждение об особенностях хозяйства Европейского Севера.

1.Наибольшие запасы угля в России сосредоточены на Евр.Севере в Печорском бассейне.

2.Крупные порты Мурманск и Архангельск играют важную роль в обеспечении внешнеторговых связей России.

3.Основные запасы древесины сосредоточены в Республике Коми и Карелии.

4.Основные занятия жителей Европейского Севера – охота и рыбалка.

Задания «на соотнесение»

  1. нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
  2. нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем на соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).

Например: Европейский Северо-запад. Установите соответствие между природными ресурсами и областями Северо-Запада, в которых они размещены.

Природные ресурсы:                                              

Области:

1.Янтарь

А – Ленинградская

2.Бокситы

Б – Псковская

3.Фосфориты

 В – Калининградская,

Г - Новгородская

Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. При этом в конце текста даются слова для вставки.

Например: Центральная Россия. Выпишите из текста учебника стр.116-127 предложения, раскрывающие смысл приведенного отрывка из стихотворения В.В.Маяковского «…Начинается земля, Как известно, от Кремля…».

Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено какое-то слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Например: Общая характеристика хозяйства. Вставьте в текст о трудовых ресурсах и экономически активном населении России пропущенные слова, используя стр.16 учебника.

 Чтение с остановками позволит не просто ознакомиться с содержанием текста параграфа, но в сочетании с другими приемами технологии смыслового чтения, усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание. Однако, чтобы школьники хорошо их усвоили, недостаточно одной только записи в тетради; необходимо провести дополнительную работу: разобраться в значении понятий, научиться правильно их произносить, найти в тексте или в словаре их объяснение. 

В завершении данной работы целесообразно использовать прием Логическая цепочка. 

Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?», «С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?» В этом случае рекомендуется использовать короткий текст, например, один из пунктов или абзацев параграфа.

Послетекстовая деятельность - на данном этапе работы с учебным текстом используемые педагогом методы и приемы позволяют применить содержание освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания.
Методические приемы:

Паутина обсуждения. 
Пирамида фактов. 
Где ответ? 
«Тонкие» и «толстые» вопросы к тексту.
Вопросы после текста.
Аннотация – реферат – пересказ. 
Взаимовопросы. 
Синквейн. Кластер.

 Например; Прочитайте текст. Составьте вопросы к тексту «Широколиственный лес», составьте кластер.

Широколиственные леса расположены в умеренном поясе Северного полушария. Они встречаются на Юге Центральной России и на Средней Волге. Широколиственные леса являются листопадными, однако, они не приспособлены к суровым зимам. Для них подходящим является умеренный морской или в крайнем случае умеренно-континентальный климат с тёплой зимой (температурами до -10°C) и достаточно жарким летом (+16 - + 24°C). Коэффициент увлажнения здесь примерно равен 1 - воды испаряется столько же, сколько выпадает в виде осадков. Их величина колеблется от 500 до 1000 мм, местами на берегу океанов - до 2000 мм. Однако, средние, типичные для этой природной зоны значения: 450 - 550 мм в год.

Для широколиственных лесов характерны такие виды деревьев, как дуб, бук, граб, клён, липа, каштан, ясень, вяз, лещина, полевой и татарский клёны, черёмуха, бересклеты. В травяном покрове господствуют пролесник, сныть, зеленчук, копытень, медуница, ясменник, осока волосистая и другие. Животный мир представлен большим количеством млекопитающих. Здесь много копытных: лоси, олени, косули, кабаны. Из грызунов - бобры, белки, ондатры, нутрия. Богат мир хищников: волки, лисицы, хори, куницы. Встречаются летучие мыши. Из птиц здесь обитают совы, филины, сычи, глухари, тетерева, журавли, кулики, вальдшнепы, цапли, утки. Из мелких птиц: зяблики, клесты, пеночки, ласточки, скворцы, дятлы.

Почвы широколиственных лесов весьма богаты гумусом. На юге встречаются разновидности чернозёмов, большую площадь занимают каштановые и серые лесные почвы, на севере переходящие в дерново-подзолистые. Значительная часть широколиственных лесов была сведена человеком для ведения хозяйственной деятельности, строительства городов, растениеводства и выпаса скота. Сегодня эта природная зона сильно нарушена, многие виды находятся на грани вымирания.

Или другой пример; Дополни предложение.

«Приспособленность растений и животных к условиям обитания»:

Способны переносить длительный холод…                                                                                                             Противостоит снегам…
Окраска…
Широкие лапы…
Зимний сон…
Густой мех…        

Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. Бэкон сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать - точным».

Читательская компетенция – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни и служат залогом его жизненного успеха, а значит и эффективного функционирования общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что УМК Сферы под редакцией В.П.Дронова  предлагает достаточно большой набор заданий на формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

Решение педагогами задачи «обучить детей осваивать учебный материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью» возможно посредством технологии смыслового чтения, многообразие приемов которой учитель должен систематически использовать применительно к содержанию текста, теме и этапу урока.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // [Электронный ресурс]

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

2.     Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.

3.     Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.

4.     Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.

5.     Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год 9 класс, курс "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ"

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год9 класс,  курс "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ"Классическая линия. Программы: Примерная программа основного общего образования по геог...

Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса

Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса...

«Справочные материалы по курсу экономической географии России» «Экономические районы и хозяйство» (Пособие для учащихся 9 классов)

Из опыта работы. «Справочные материалы по курсу экономической географии России»«Экономические районы и хозяйство»(Пособие для учащихся 9 классов)...

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Реализация технологии смыслового чтения

Презентация опыта работы по технологии смыслового чтения...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классе на примере учебника Издательства «Просвещение».

         В данной  статье   приведены примеры  практической реализации   технологии смыслового чтения на уроках географии через возможност...

Реализация технологии смыслового чтения при подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе

Как применять приёмы смыслового чтения при работе с заданиями ОГЭ и ЕГЭ...