Односоставные предложения. Совершенствование изученного
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок систематизации и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках. Широко использована межпредметная связь с уроками литературы, основами психологии. В основу урока легли технологии проблемного, диалогового, рефлексивного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrab_8klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 8 класса  

Тема: «Односоставные предложения. Совершенствование изученного.» Учитель русского языка и литературы

                                                                МОУ Мешковской СОШ

                                       Верхнедонского района

                                Ростовской области

                                                                 Насонова Лидия Ивановна

Предлагаемый вниманию  коллег урок  русского языка в 8- ом классе  составлен на основе « Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку ( базовый уровень), в соответствии с Государственным образовательным стандартом.  Урок   систематизации и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках. На уроке широко используются межпредметная связь с литературой, основами психологии.  В основу урока легли технологии проблемного, диалогового, рефлексивного обучения.

  Цели: 1) систематизация знаний по теме.

              2) повторение изученных орфограмм ( правописание суффиксов -ок,

              -ин; наречий).

              3) развитие речи учащихся.

Ход урока

1.Повторение.

-Ребята! Вы дома повторили тему из раздела «Орфография». Правописание -ек, -ик. Давайте вспомним правило.

( Учитель включает телевизор и класс смотрит кадр из мультфильма «В стране не выученных уроков» (Кадр о правописании -ек, -ик)

- А сейчас я называю слова, а вы сигнальте карточками, показываете мне ответ.

Звоночек, кулёчек, пальчик, кристаллик, мешочек, ножичек, сыночек. 

(Анализируются ошибки, делается вывод).

-Перед вами текст под названием «Совесть». Автор – М.Е.Салтыков-Щедрин. Щедрин - псевдоним от слова «щедрина» (язва на лице, которая оставалась от болезни оспа).

Писатель М.Е.Салтыков-Щедрин своими произведениями обличал язвы общества.

-Прочитайте выразительно текст и определите его основную  мысль.

(Стр.90, 7 класс).

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, по-пустому наушничать, кого-нибудь  начерно оклевать, вовремя польстить,  напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они не выдержали её суда по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

«Сделай по-моему, Господин, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём - и исчезнут навсегда все неправды и насилия».

- Правильно ли автор считает, что совесть есть только у маленьких детей. Вы можете согласиться или нет.

- Почему слово «Совесть» написано с большой буквы?

- Да. Это нравственные понятия, такие как Истина, Правда, Милосердие!

- Найдите в этом тексте наречия и объясните их правописание (некогда, волей-неволей, на лету, по-свойски, по-пустому, кого-нибудь, прочь и т.д.)

- А сейчас послушайте текст.

(читает учитель или подготовленный ученик, можно записать на магнитофон)

- Найдите наречие и объясните его правописание.

Источник добра найдешь повсюду. Солнце не ждет, пока ты попросишь, чтобы оно послало на землю свой луч. Оно оказывает помощь нам светом и теплом и не ждет благодарности. Так же поступай и ты, делай все доброе, что зависит от тебя и не ожидай, что тебя об этом кто-нибудь попросит.

Сберечь тепло в себе сможешь, если будешь, не колюч, как кактус, а могуч, как огромный дуб, если откроешь свое сердце настежь и поделишься добром с другими. Мудрый человек любит всех ближних своих, не выясняя, кто из них хорош.

Совершай добро, пока существуешь.

(Наречие настежь)

-А сейчас вы выполните на листочках самостоятельную работу.

Перед вами тексты заданий на «5», «4», «3». Если вы выбрали на «5», «4», не справились, получаете 2.
Привыкайте делать правильный выбор. Каждый записывает номер уровня и выписывает в столбик наречия с пропущенными буквами.

(Задания даются из дидактического материала).

2.Развитие речи.

- Великий Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел».

И мы сейчас будем учиться правильно говорить.

Прочитайте стихотворение, ставя правильно  ударение, в словах.

(слова записаны на доске).

Километр, гектар, партер

Глянь в словарь, там есть пример

Распоясался, ремень, искра,

Мне звонят, щавель.

Петля заржаветь не сможет,

Ей столяр тотчас поможет.

Доктор вылечит коклюш.

Красивей на юбку плюш.

Танцовщик идет по кругу

Плато красивое на юге.

- Выпишите слова в орфоэпический словарь; дома выучите.

- Партер - нижний этаж зрительного зала.

3. Закрепление нового материала.

Работа с таблицей «Односоставные предложения».

- На какие 2 группы делятся односоставные предложения?

- В свою очередь сказуемые делятся на ………

-А какие предложения относятся к подлежащим?

- Давайте прочитаем советы известного психолога Карнеги:

1.Высказывайте свое одобрение людям!

2. Улыбайтесь!

3. Придерживайтесь дружелюбного тона.

4. Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук.

- К какому виду односоставных предложений относится каждое?

Обоснуйте, аргументируйте свой ответ.

- Каким является по структуре последнее предложение?

Определите вид каждого.

- Перед вами стихотворные тексты. Автор – Сергей Есенин.

- Выпишите, пожалуйста, сначала назывные предложения.

( Полевая Россия. Вот уж вечер. Топи да болота, синий пласт небес.)

- А теперь запишите в тетради определенно-личные предложения. Чем выражено сказуемое?

( Разбуди меня завтра рано. Засвети в нашей горнице свет.

Не жалею, не зову, не плачу.)

- Спишите текст Б.Пастернака (материал распечатан).

Подчеркните грамматические основы всех предложений. Указать односоставные и двусоставные предложения.

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

- Вспомните и запишите несколько пословиц или поговорок, представляющих собой обобщенно-личные предложения.

- Распределите предложения по типам, записав их номера в соответствующую графу (материал распечатан).

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Обобщенно-личные

Безличные

Назывные

Двусоставные

  1. Мама принимает гостей.
  2. На соседней улице  построили высотный дом.
  3. Нельзя мне жить без друга.
  4. Вопли гаек, плеск разбивающихся волн.
  5. Рисую солнечное утро.
  6. Холодная весна.
  7. Хочешь  есть калачи, не лежи на печи.
  8. За опоздание будете наказаны.
  9. От добра добра не ищут.
  10. В избе зажгли керосиновые лампы.
  11. Ночью люди спят, а днём  бодрствуют.

Работа с индивидуальными книгами-тестами (автор Кригина, учитель высшей категории). Работа с текстами вариант 1 ( тетради сдаются на проверку)

4. Итог урока.

Совесть, Благородство и Достоинство-

Вот оно святое наше воинство!

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь, как человек.

-Какие односоставные предложения вам известны?

-Определите вид предложений в стихотворение.

5. Домашнее задание ( творческого характера)

 Односоставные предложения широко используются в художественной  литературе, вводя читателя в живую картину изобразительной действительности. Выпишите из произведений художественной  литературы 5 односоставных предложений разных видов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...

Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...

Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.

Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений....