Проблема саморазвития на уроках подготовки к написанию изложения.
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

ПАПКА СОДЕРЖИТ ДВА РАЗДЕЛА. ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.

Тема проектов - "Личностно-ориетированное обучение на уроках русского языка". и "Творческий подход в обучении - один из способов мотивации школьников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alena.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Проектная работа на тему:

Проблемы саморазвития на уроках подготовки к написанию изложения

        

                        

        

                        План работы

I  Введение.

    Цель проектной работы

I I Глава 1.  Вопросы личностно ориентированного обучения  на современном  

                уроке.

                   1Личностно ориентированное обучение на уроках подготовки к

                  написанию изложения.        

                2 Вопросы саморазвитие на уроках по развитию речи.

I I I     Глава 2. Урок по русскому языку с элементами саморазвития.

                1 Назначение урока по подготовке к изложению, его цели и

                   задачи

                2 Ход урока

                3 Методические выводы по уроку

I V Заключение.

                1.Методические выводы по 1 и 2 главе

                2.Использованная литература

Организация работы        

1.Оформление доски до урока: в середине заголовок, слева – схема текста, в середине – план изложения, справка в столбик – трудные слова с  подчеркнутыми орфограммами.

2.Эпилог к уроку: «Самое страшное, что несет с собой война человечеству,  - это смерть самого человека» А.Дюнан

3.Раздаточный материал (текст изложения  Ю.Бондарева «Оружие»)

4.Портрет и выставка книг.

5.Иллюстрированный материал (фотографии оружия из оружейной палаты)

6.Репродукция картины В.А.Верещагина «Апофеоз войны»

Глава I  Урок по русскому языку с элементами саморазвития

1.Назначение урока по подготовке к изложению, его цели и задачи.

Уроки подготовки к написанию сжатого изложения особенно важны, так как ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах, свидетельствуют о переменных вопросах в обучении сжатому изложению.

Данный урок подготовки к изложению на материале  автобиографического рассказа Ю.Бондарева «Оружие» с элементами личностного ориентированного обучения может быть проведен в 9 классе.

Цели урока

1.Познавательные:

а) повторить изученные речеведческие  понятия (тема, основная мысль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах, языковые средства)

б) познакомить с новыми сведениями: о жанровых признаках текста

2.Практические:

а) закрепить умение работы  с  речеведческими понятиями при подготовке  к сжатому изложению;

б) формировать умение читать схему текста

3.Общепредметные:

а) воспитывать:

    - интерес к предмету с помощью содержания текста;

    - ответственное отношение к исторической памяти;

    - языковую личность, владеющую разными видами компетентности;

    - интерес к жизни, любовь к близким людям

б) развивать логическое мышление во время анализа текста, развивать личные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо).

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время написания изложения пользоваться орфографическим словарем).

Основными задачами урока является следующее:

1.обучение учащихся верному пониманию основной мысли исходного текста;

2.учить выделять главное и существенное, исключая подробности, но сохраняя при этом основные микротемы;

3.уметь строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме;

4.выдерживать в работе стилевое и стилистическое  единство, соблюдать речевые нормы.

Этот урок  - первый этап работы над обучающим изложением:

Урок построен на материале  автобиографического рассказа Ю. Бондарева «Оружие», что создает дополнительные возможности для развития филологической, речевой  компетентности школьников.  Для изложения выбран  этот текст намеренно, так как он доступен учащимся по своей идейной  и художественной  направленности. Учитель совместно с учащимися подробно анализирует его речевую структуру, функциональные возможности, проводится языковой анализ, объяснение  незнакомой лексики. Благодаря такой разносторонней работе с текстом, содержащим личные  воспоминания,  размышления, школьники приобретают специальные речевые умения, навыки.

Важно, что при подготовке к написанию изложения  используется раздаточный материал, чтобы учащиеся воспринимали текст и на слух и зрительно. При работе над текстом учителю необходимо акцентировать внимание учеников на способности  правильно определять тему, основную мысль произведения:  Говорить о размышлениях автора следует тактично,  без назидательности, естественно,  вовлекая ребят в область  раздумий о том, как следует жить.

Сам текст для изложения и содержания работы на уроке необходимо обсуждать с учениками. Это  совместное проектирование связано с потребностью в мотивированном отношении к уроку и заданиям. При ответе учащегося должна чувствоваться глубоко аргументированная, отличающаяся от других мнений, точка зрения. Это и есть элементы  личностно ориентированного обучения. Этот урок  проводят по-разному. Можно разделить класс на группы, где каждая самостоятельно или сотрудничая с учителем делает какой-либо языковой анализ текста, а затем объясняет остальным учащимся.

Следует отметить и то, что на уроке учитель делает специальные акценты на замысле (теме, основной мысли, стиле, жанре), проводится лингвистический анализ текста, языковых единиц разных уровней (фонетики, лексики, морфологии, систаксиса и стилистики).

Особое значение на этом уровне уделяется словарной работе, объяснению трудных слов, словам-сигналам: «когда-то очень давно», «теперь».

Подобный урок отвечает методическим требованиям проведения уроков обучения написанию сжатого изложения, ведь главная задача – научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, события, явления вдумываясь в содержание произведения.

                           

 Организация работы

                                2 Ход урока

I Вступительное слово учителя.  Вид творческой работы и особенности ее выполнение (сжатое изложение по тексту из художественного повествования)

I I Краткие сведения о писателе, времени создания рассказа

Юрий Бондарев – писатель  фронтового поколения, он пришел в литературу в 50-60 годы. Человек прошедший страшную дорогу Великой Отечественной войны,  спустя десять лет, решил рассказать об ужасах военных лихолетий, о простых солдатах, которые в бесчеловечных условиях  сумели остаться настоящими людьми, внутренне красивыми и цельными. У Юрия Бондарева много произведений: повесть «Батальоны просят огня», «Последние залпы», роман «Горячий снег» (1969г.) и другие. В 70-80 годы  прошлого столетия  он создает сборник «Мгновения», который содержит  интересные и познавательные очерки. С высоты прошлых лет писатель говорит о проблемах, волнующих его. Мы познакомимся с одним из этих очерков, названным  Ю. Бондаревым «Оружие».

I I I  Чтение текста учителем

«Когда-то, очень давно, на фронте, я любил рассматривать  трофейное оружие. Гладко отшлифованный  металл офицерских парабеллумов отливал вороненой чернотой, рукоятка как бы сама просилась  в объятия ладони,  спусковая скоба требовала погладить ее,  просунуть указательный палец к твердой упругости спускового крючка – во всем готовом к убийству механизме  была чужая томящая красота, какая-то тупая сила призыва к власти над другим человеком,  к угрозе и подавлению. Браунинги и маленькие  «вальтеры» поражали своей игрушечной миниатюрностью, пленительным перламутром рукояток – в этих пистолетах все было аккуратно выполнено, все сияло женственной нежностью, и была ласковая смертельная красота в прохладных крошечных пульках. И как гармонично сконструирован был немецкий «шмайсер», совершенный по своей форме автомат, сколько человеческого таланта  было вложено в эстетическую стройность линий и изгибов, манящих покорностью и словно бы ждущих прикосновение к себе. Тогда я много не понимал и думал: наше оружие грубее немецкого, и лишь подсознательно чувствовал  некую противоестественность в утонченной красоте оружия смерти, оформленного  как дорогая игрушка руками самих людей, смертных, недолговечных. Теперь же, проходя по залам  музеев, увешанных оружием всех времен – саблями, кинжалами, секирами, пистолетами, - видя роскошную инкрустацию оружейных лож, золото, сверкающее в руках мечей, я с тошнотным чувством  соприкосновения  спрашиваю себя: «Почему люди, подверженные, как и все на земле, ранней или поздней смерти, делали и делают оружие  красивым, даже изящным, подобным предмету искусства? Есть ли какой-нибудь смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения – человеческую жизнь?»

IV Беседа и графическое оформление текста для выявления его особенностей.

1.План содержания (тема, материал, основная мысль)

- Каковы ваши первые впечатления от текста? Что вам особенно понравилось и запомнилось?

- В чем основные намерения автора ?

- Какова тема  текста? (отношение автора к оружию в разные периоды его жизни)

- Какова же основная мысль произведения? (Каждому человеку стоит задуматься о ценности человеческой жизни, вернее, о ее бесценности)

- Какими словами выражена основная мысль? (В предложении: «Есть ли какой-нибудь смысл в том, что  железная красота убивает самую высшую красоту творения – человеческую жизнь?»)

- В каком стиле написан отрывок? Докажите.

- В каком жанре создано произведение? (Художественное повествование).

- Какой заголовок можно придумать  к этому рассказу? (Красота убивать не может! Главная ценность жизни – сама жизнь; «Железная красота» и «высшая красота творения»; Оружие)

- Выберите заголовок и запишите его в черновике.

2. План выражения ( построение текста, тип речи, языковые средства)

- На сколько частей можно разделить текст? Пронумеруйте их. О чем идет речь в каждой  из них?

- Каким образом начинается каждая часть? (Начинается словами «когда-то, очень давно…». Заканчивается «теперь же…»)

- О ком говорит рассказчик в каждой части? О себе или о других? ( О себе,  так как он – главный герой повествования).

- Определите тип речи.

- В отдельных частях найдите опорные слова, подчеркните их.

- Посмотрите схему текста (на доске) и скажите, как  в ней отражено содержание текста?

                        

Схема текста

                                                

Когда-то, очень давно

        Я любил рассматривать оружие

                                                

        

                                                Томящая красота,

                                                   

           

                                                Сила призыва и власти        

                                                Смертельная красота

                                                Сколько человеческого таланта было

                                                вложено

Тогда я многого не понимал… и лишь

Чувствовал противоестественность

                                        Теперь же

Я спрашиваю себя:

«Почему люди делают оружие красивым?»

«Есть ли смысл в том, что железная красота  убивает самую высшую красоту творения -  человеческую жизнь?»        

         

                         

План

  1. Когда-то, очень давно

Любил рассматривать оружие

  1. Томящая красота

3.Смертельная красота

4.Человеческий талант

5.Тогда я не понимал, но чувствовал противоестественность

6.Теперь же, спрашиваю себя:

   «Есть ли смысл в том, что железная красота убивает самую  высшую красоту творения – человеческую жизнь?»

                         

Сжатие текста

        - Обозначьте буквой  «С» существительное, особенно важное в тексте, а дополнительную информацию заключите в квадратные скобки, обращаясь для справки к схеме текста и к плану

       

«Когда-то, очень давно, на фронте, я любил рассматривать трофейное  

оружие.

        [Гладко отшлифованный  металл офицерских парабеллумов отливал вороненой  чернотой, рукоятка как бы сама просилась в объятие ладони, спусковая скоба требовала погладить ее, просунуть указательный палец к твердой упругости спускового крючка]  во всем готовом к убийству механизме  была чужая томящая красота,  [какая-то] тупая сила призыва к власти  над другим человеком, к угрозе и подавлению. [Браунинги и маленькие «Вальтеры» поражали своей игрушечной миниатюрностью, пленительным перламутром рукояток] –   В этих пистолетах все было аккуратно выточено, все  сияло женственной нежностью, и была [ласковая] смертельная красота в [прохладных] крошечных пульках. [И] как гармонично сконструирован был немецкий [«шмайсер», совершенный по своей форме] автомат, сколько человеческого таланта было вложено в [эстетическую] стройность линий и изгибов, [манящих покорностью и словно бы ждущих прикосновения к себе].

        Тогда я много не понимал [и думал: наше оружие грубее немецкого,] и лишь подсознательно чувствовал [некую] противоестественность в [уточненной] красоте оружия смерти, оформленного [как дорогая игрушка] руками самих людей  [смертных, недолговечных.]

        Теперь же,  [проходя по залам музеев, увешанных оружием всех времен – саблями, кинжалами, секирами, пистолетами, видя роскошную инкрустацию оружейных лож, золото, сверкающее в рукоятках мечей, я с тошнотным чувством сопротивления] спрашиваю себя:  «Почему люди, [подверженные, как и все на земле, ранней или поздней смерти,] делали и делают оружие красивым, [даже изящным,] подобным предмету искусства? Есть ли какой-нибудь смысл в том,   что железная красота  убивает самую высшую красоту  творения – человеческую жизнь?»

        

  1. Языковые особенности текста

- Докажите, что текст написан в художественном стиле.

- Назовите к отдельным опорным словам  основные художественные средства. («тупая» сила – это метафорический синоним. «Смертельная красота» - это прием лексической несочетаемости  (оксюморон). Автор пишет об «уточненной красоте», но чувствует  «нежную противоестественность». Это прием скрытой антитезы. Следует отметить прием эпифоры (концовки), повтор вопросов: «Почему» люди… и «Есть ли какой-нибудь смысл…»

- Попробуйте заменить некоторые слова синонимы на уровне авторского замысла «тупая» (сила) – бессмысленная сила «томящая» (красота) – тревожная, беспокойная.

- Что является основной целью в замысле автора? (Поделиться своими размышлениями  о том, как с высоты прожитых лет изменилось его отношение к жизни. Он понял, насколько бессмысленна и античеловечна война.)

- Как проявляются жанровые признаки художественного текста на разных языковых уровнях?

На уровне фонетики

- Прочитайте вслух отдельные отрывки, поясните мелодичность текста, его благозвучие.

На уровне лексики

- Какие слова являются ключевыми в понимании смысла произведения? («смертельная красота» и другие)

На уровне словообразования

- Объясните   на примере отдельных слов значения уменьшительных суффиксов («крошечные пульки»), суффиксов, обозначающих прошедшее время в первой части («любил», «поражался»), суффиксов, обозначающих настоящее время во второй части.

На уровне морфологии

- Что дает автору повествование от первого лица?

- Почему в тексте очень много глаголов? (Рассказчик размышляет, стремится разобраться в своих чувствах)

- Глаголы какого времени употреблены  в первой части?  Глаголы какого времени употреблены во второй части? Почему?

- Почему в тексте часто встречаются причастия и прилагательные? Какова их функция?  ( Они усиливают образность, способствуют эмоциональному  воздействию.)

На уровне синтаксиса

- Какие предложения преобладают? (Сложные, сложноподчиненные, с однородными глаголами)

- Почему в тексте много предложений с обособленными членами?   (Важно было рассказать о своих впечатлениях очень подробно, детально разобраться, почему изменились взгляды, ценности жизни.)

- Объясните роль бессоюзных сложных предложений? (Рассказчику необходимо сделать выводы, объяснить собственную позицию.

- Какие виды связи между предложениями?

V Пояснение  трудных слов, записанных на доске

Секира

Инкрустация

Оружейное ложе

Парабеллумы

Увешанных

Отшлифованный

Выточено

Аккуратно

Миниатюрность

Перламутром

VI  Повторное чтение всего текста

VII Запись текста школьниками

VIII Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки

IХ  Дифференцированное домашнее задание.

1.Найти в сборнике Ю.Бондарева «Мгновения» понравившийся рассказ и придумать к нему вопросы.

2.Написать сочетание – миниатюру «Какие истины помог мне открыть Ю. Бондарев»? или «Самое страшное, что несет с собой война человечеству – это смерть самого человека». (А.Дюнан)

3 Методические выводы по уроку с элементами личностно ориентированного обучения

Многие научные исследователи личностно ориентированного обучения (А.Г.Асмолов, Н.И.Алексеев, Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, Н.Б.Крылова, И.С.Якиманская и другие) доказывают ее актуальность, позитивность и эффективность. Нам ближе одна из методик этого обучения – это совместное проектирование содержание урока, совместное выполнение каких-либо заданий, то есть партнерство ученика  и учителя. Данный урок по развитию речи демонстрирует некоторые элементы личностно ориентированного обучения:

1)совместный выбор текста учителем и учениками; чтобы в нем выражен творческий характер усвоения содержания;

2)самостоятельная  или совместная с учителем  работа над речевыми и художественными особенностями текста;

3)рефлексивный компонент:  выбранный материал для урока содержит возможность ошибаться, исправлять собственные ошибки, вырабатывать умение  находить компромиссы, пути решения;

4)присутствует позитивная направленность ориентации в духовных и культурных ценностях;

5)при ответе ученика  чувствуется  собственная, отличающаяся от других точка зрения;

6)научно устоявшиеся точки зрения проанализированы на уроке в соответствии со всеми требованиями «сильной позиции критичности».

После проверки учителем изложений и их анализа целесообразно предложить ученикам творческое задание: написать классное сочинение, чтобы они могли выразить свое отношение к проблеме, затронутой в рассказе Ю.Бондарева. Темы подобного сочинения могут быть разные: «Какие истины помог мне открыть Ю.Бондарев?» или «Самое страшное, что несет с собой война человечеству, - это смерть самого человека» (А.Дюнан),

Можно предложить другое задание: списать текст, расставив знаки препинания, выучить отдельные отрывки наизусть либо  найти в сборнике Ю.Бондарева «Мгновения» понравившийся рассказ и придумать к нему вопросы. На наш взгляд, дифференцированное домашнее задание – это тоже элемент личностно ориентированного обучения.

                        

Использованная литература

Бондарев Ю. Повести и рассказы. – М: «Художественная литература» 1997.

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного обучения: Монограф. – Ростов н\Д, 2000. – 352 с.

Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. – Ростов  н\Д, 2000. – 43 с.

Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию.// Новые ценности образования. № 6 – М.,1996. с.10-39.

Гульчевская В.Г., Лакоценина Т.П. Педагогические основы личностно-ориентированного образования: : Модульное пособие для дистанционного обучения. – Ростов н/Д.: изд-во РО ИПК и ПРО, 2000. – 36 с.

Иванова С. Нетрадиционный урок литературы. Сельская школа. 1998., № 5-6, с. 74-76.

Фалина Т.М. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести Л.Н.Толстого «Юность». – М. 2005.

Якиманская И.С. Технология  личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000 (Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск № 7, 2000г.) – 145 с.

 

        

 

Проектная работа на тему:

Творческий   подход в обучении – один из возможных путей решения  

проблемы мотивации обучения русскому языку»

  План работы

I   Введение

    Цель проектной работы

II  Глава 1.

                        1.Творческий подход обучения русскому языку

                        2.Вопросы занимательности при изучении сложных тем на

                           уроке        

III Глава 2.    Урок по русскому языку с элементами творчества

                        1.Назначение урока с элементами занимательности, его

                           цели и задачи

                        2.Ход урока

                        3.Методические разработки при изучении темы:

                           «Причастие как основная  форма глагола»

        1V Заключение

                        1.Методические выводы  по 1 и 2 главе.

                          2.Использованная литература          

        I Введение. Цели и задачи проектной работы

        Цель данной проектной работы – желание разобраться  в следующих вопросах: можно ли заставить школьников учиться светло, радостно, без принуждения и надрыва?  С помощью каких методов, средств зажечь в их глазах огонек жажды знаний?  Что  значит обучать творчески, с опорой на активные методы развития мышления? Думаю, известный поэт Роберт Рождественский очень точно и верно дал ответ на мои напряженные поиски интересной методики преподавания, на размышления о том, как заставить ребят слушать на уроке. Хочется словами великого человека  выразить свою позицию:

                        Твердят:

                        «Вначале было Слово…»

                        А я провозглашаю снова:

                        Все начинается с любви –

                        И озаренье, и работа,

                        Глаза цветов, глаза ребенка.

                        Все начинается с любви…

        Основная задача этой работы состоит в том, чтобы на материале сложной темы показать, как элементы творческого подхода могут превратить скучный учебный процесс в познавательный диалог учителя с учеником.

        

Глава 1. Творческий подход обучения русскому языку

Учить творчески – нелегкая задача, ведь еще древние римляне  говорили, что корень учения горек. Необходимо выбрать интересную методику объяснения, закрепления сложных тем, и корень учения может изменить свой вкус.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.  Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы,  но эта работа не затрагивает его мысли, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивная восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествие в сказку, взаимообучение учителя и ученика, урок открытых мыслей, урок – монолог, монолог  лирического произведения и другие). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что  побудит и их самих подобным находкам и открытиям.

Чтобы добиться желаемого результата, необходимо изменить стиль общения с учащимися: научиться уважать незнание и непонимание ребенка, стараться найти их причины, а не требовать слепого безоговорочного исполнения приказов учителя. «Удобный» ребенок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами, - это ведь не всегда счастливый ребенок, так как он прячет свое «я» под маской. Терпение, терпимость и безусловное приятие  любого ребенка – залог успеха учителя.

Исходным в творческой работе является  живое впечатление, наличие пережитого. Если ученик убеждается, что при выполнении упражнения учится размышлять, самостоятельно делать выводы, если очевидна для него значимость порученного дела, чувствуется связь с жизнью, он с особым желанием включается в работу.

Важны и условия, которые нужно создать учителю и остальным участникам педагогического процесса для развития ученика, его активности, самостоятельности, инициативы.  Мне кажется, необходимым условием является раскрепощенность от страха получить плохую оценку, от нежелания  выглядеть среди  одноклассников смешным, нелепым. Уроки с творческим заданием, на которых учитель составляет вместе с учениками разноуровневые задания (разной степени сложности) помогают каждому ребенку  поверить в свои силы, выбрать то, что ему доступно, интересно, что получается, раскрыть внутренний потенциал, узнать себя с иной стороны.

Итак, цель творческих уроков состоит в том, чтобы заложить в ученике механизм саморазвития, самореализации, признание его индивидуальности, самобытности. Нарисовать себе картинки -  правила, «поиграть» всеми таблицами, придумать самостоятельно схему, составить упражнение – эта интересная методика, безусловно,  помогает разобраться в трудностях русской орфографии и пунктуации.

Чтобы доказать свою точку зрения, хочется из своей педагогической копилки представить урок на тему: «Грамматические секреты причастия», главная  цель которого разобраться в сложных вопросах о причастии, используя интересный, занимательный материал.

 

Глава 2. Урок по русскому языку с элементами творчества

        

        1.Назначение урока  с элементами занимательности, его цели и

           задачи

        

        Урок на тему: «Грамматические секреты причастия», основанный на необычной организации учебного материала, - это иллюстрация к пониманию того, как можно выразить сотворчество учителя и ученика, превратив урок в театр, в котором режиссирует и играет не только учитель, но и его ученики. Обычный класс становится сценической площадкой, на которой уже не играют, а живут жизнью изучаемых по программе трудных причастий. «Грамматические секреты причастия» - урок обобщения и систематизации полученных знаний. Этот урок – решение учителя творчески подойти к изучению сложного учебного материала о причастии, ведь тема всегда вызывает особую трудность у семиклассников.

Основными учебными задачами урока являются следующие:

  1. умение находить причастия и правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
  2. учить конструировать предложения с причастными оборотами, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;
  3. расширить знания о причастии как  основном признаке глагола;
  4. осуществлять синонимическую замену синтаксических  конструкций;
  5. развивать творческие способности учащихся;
  6. учить грамотному употреблению причастий в речи.

Задания к уроку проектированы учителем совместно с учащимися. Это связано с потребностью в  мотивированном отношении  к данному уроку. Важно заметить, что грамматические сочинения: «Творческий портрет Причастия», «Автобиография слова – причастия» - побуждают учеников в своем воображении представить зрительный образ, картинку, которая помогает им запомнить главные отличительные черты причастия. Так, в увлекательной форме ребята, как настоящие эксперты, делились собственными исследованиями, пытаясь на слообразовательном  уровне объяснить, что такое причастие: особая форма глагола или самостоятельная часть речи?  Подобные творческие  задания побуждают ребят глубоко аргументировать свою точку зрения.

Хочется подробнее остановиться на методических играх на уроке: «Домино. «Образование причастий»» и «Орфографическое лото. «НН и Н в причастиях»». Игры я придумывала вместе с ребятами. Это совместное проектирование связано с потребностью в мотивированном отношении к уроку и заданиям. Игру «Домино» мы придумывали так. Была поставлена задача: доступно и в игровой форме показать, как образуются причастия. Каждая игра требует неукоснительного выполнения правил, условий, тогда ты близок к успеху. Это самый верный, неоспоримый аргумент для каждого ученика для того, чтобы выучить все правила образования причастия. Так, мы видим, у школьника в созданной учителем особой обстановке появляется и активность, и самостоятельность, и увлеченность, и особая ответственность. Методическая игра «Орфографическое лото. «НН и Н в причастиях» предполагает уже другую форму работы: «в парах» (метод взаимопроверки). Роль учителя выполняет ученик – консультант, который достает карточки и называет условия орфограммы. Но главная его миссия в другом: он должен проверить работу одноклассников и оценить. Следует отметить, что ученик, чувствуя важность порученного дела, готовится самостоятельно или сотрудничая с учителем так, что свободно владеет сложным учебным материалом, может объяснить товарищу.

При ответах чувствуется глубоко аргументированная точка зрения. Подобный урок отвечает методическим требованиям уроков с элементами творческого подхода, ведь главная задача – учить детей сложным навыкам грамотного письма, учитывая их индивидуальность, особые  интересы.

Тема урока        Грамматические секреты причастия

Цели урока        1. Обобщить и систематизировать изученный материал;

  1. Расширить знания о причастиях как основных призна
    ках глагола;
  2. Повторить правописание причастий и пунктуацию в пред
    ложениях с причастным оборотом;
  3. Углубить знания об образовании причастий, правописа
    нии суффиксов;

  1. Развивать творческие способности учащихся;
  2. Учить грамотному употреблению причастий в речи.
    Эпиграф к уроку.  
    Они (причастия) служат сокращением человеческого

слова, заключая в себе имени и глагола силу.

М.В. Ломоносов.

Ход урока

Вводная часть

Постановка целей и задач

урока

На уроках, посвященных причастию, самой необычной,

вызывающей много разногласий и споров ученых, вы со брали достаточный материал и теперь мы проведем свое собственное расследование по делу: «Причастие — это форма глагола или самостоятельная часть речи». «Грам матические секреты причастия».

В начале всякого расследования необходимо ближе позна комиться с особой Причастие, на которую и заведено дело. Вы познакомите нас с грамматической биографией при частия, с версией о названии или ее имени, представите грамматический портрет этой загадочной особы.

Выступление

Группы

«Экспертов»

  1. Биография Причастия
  2. Версия о том, почему оно так названо.
  3. Герб причастия.

1. Творческие портреты Причастия

Причастие - кораблик

Для меня причастие — это кораблик, играющий волнами в открытом океане. Этот океан называется Грамматика. Почему кораблик? Потому что главное в характере прича стия — стремительность, движение, ведь оно образовано от глагола, а от прилагательного — признак, качество это го движения — летящий, плывущий, тоскующий о Роди не. У меня кораблик — причастие может быть действи тельным (сам совершает действие) — плывущий, а стра дательным (когда ему помогают плыть солнышко и ве терок, он испытывает действие со стороны другого) — подгоняемый ветром.

Причастие - растение

Я представляю причастие в образе прекрасного растения. Объясню, почему так считаю. Почва — наука Граммати ка. Она взрастила разные части речи. Вот и глагол — ствол растения (основательный во всем и главный) появился из этой почвы. Для причастия глагол — тело, основа. А как может жить растение - глагол без души? И прилагатель ное, заботясь о растении, поливая его, согревая, подарила душу, наполненную признаками, качествами. Листочки — это грамматические признаки причастия: род, число, па деж, вид и время. У причастия нет будущего времени. Оно живет прошлым и настоящим. Грамматическая биография Причастия Причастие родилось в стране Грамматика. Отцом ее был Глагол, от которого она унаследовала совершенный и не совершенный вид, настоящее и прошедшее время, но, к сожалению, не переняла формы будущего времени. Мате рью была часть речи Прилагательное. От нее у причастия способность изменяться по падежам, числам и родам. Следует заметить, что Причастие — характерная особа. Часто меняет свое настроение. То оно действительное, то страдательное. В отличие от родителей имеет особые при меты: обозначает признак действия, имеет необычные, характерные суффиксы (-ущ-, -ющ-, ащ-, -ящ-, -ем, -им-, -т-, -нн-, -енн-).

В настоящее время причастия прочно закрепились в на шей речи, сделав ее более выразительной и образной, а предложения более яркими, даже поэтичными. Сейчас она живет по постоянному адресу: страна Грамматика, город Морфология, улица Прилагательная.

История названия

При

+

часть

+ ие

Почему причастие так названо? Вы не задумывались? А
ведь и в названии - имени нет случайностей. При        при
ставка, «при глаголе», так как основная его форма, но обо
значает не действие, а признак действия. Таким образом
приставка при- объясняет промежуточное положение.
Причастие — «при прилагательном» и «при глаголе». Ко
рень «часть» обозначает, что причастие — часть глагола,
так как от него образовано.

II ОСНОВНАЯ                 1.Образование причастий. Правописание суффиксов

ЧАСТЬ УРОКА

Запись на доске                Комментированное письмо

Работа по                        Задание для 1 группы

Творческим                         ящ    

Группам                        Завис…щие

                                      им        

Задание диффе-                вид…мый

ренцировано                        ящ

                                Сто…щие недорого

                                      ящ

1.Задание для 1                кле…щие обои        

Группы:

проккоментируй                        ем

выбор нужного                чита…мый

суффикса                                     нн

причастия                        выслуша…ые замечания (выслушать)

                                         ащ        

                                колыш…щиеся от ветра

                                        енн

                                замеш…ое тесто (замесить)

                                         енн

                                намас…ый блин (намаслить)

действительное причастие

настоящего времени

                  КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР № 1

- ущ-}        Если от глагола

-ющ-}        1 спряжения

-ащ-}         Если от глагола

-ящ-}         2 спряжения

Страдательное причастие прошедшего  времени

 

  Если глагол на –ать- или –ять, то пиши  -   -нн-,

  на –ить-, -еть-, пиши - енн

2. Задание для 2                        Задание для 2 группы

Группы:                                  1.спр.

образуй от данных                писать – (пишущий)

глаголов                                   2 спр.

причастия                                строить -  (строящий)

3.Задание для 4                1. леч…щий врач

группы                        2. жал…щие осы

Найти причастие,                3. кол…щие дрова

в котором                        4. по…щие мальчики

пишется                        5.стел…щиеся растения

суффикс –ющ-                6.терп…щие

                                2. Выделение причастного  оборота запятыми.

                                Определения, выраженного причастным оборотом

Запись под                        а) Смышленый мальчик, / утомленный  

диктовку.                             (сообразительный,                            

Комментирование                понятливый)        

знаков                        математическими заданиями \ и убаюкиваемый

препинания                покачиванием вагона/, очень скоро уснул.

Конструирование          б) Лукашка разглядывал прямо на него

предложений.                                             х какую?

(правописание                  (надвигавшаяся) фигуру, своими очертаниями

окончаний,                          (напоминавшая) названого брата.

согласование                                кр.страд.

с определяемым                в) Цветник запущен, сорные травы сплелись         

словом)                                                                                     х    

                              (сплел) на/ вросших в землю клумбах,/ никем не

                                 ___                                               __

                           расчищенных и / уже давно не посыпанных песком.

Физкульт.                        Как мы скажем об ученике, который читает книгу?

минутка                        - о шаре, который летит?

«Ответь                        - о девочке, которая бежит?

на вопрос»                        - о яблоке, которое краснеет?

                        - о море, которое бушует?

                        - о солнце, которое заходи в лес?

КАРТОЧКА -                б) страдат. Причастия настоящ. времени

ИНФОРМАТОР                     1 спр.        

        № 1                        колебать - колеблемый

                                             1 спр.

-ем- 1 спр.                        подгонять - подгоняемый

   2 спр.               

-им- 2 спр.                        любить – любимый

3.Задание для 3                Домино « Образование причастий»

группы

«Собери домино»

                                     1           2                     3        

писать – ущ-|брить – ющ-|лечить –

                                           4                         5

1 комплект                        -ащ-|ненавидеть – ящ-|гнать –

                                            6                         7

                                -им-|рассказать – ем-|склетить-

                                                       8                       9

                                -енн-|завещать – анн-|настоять –

                                   10

                                -янн-|

                                             1                          2

                                        зависеть -  -ящ-| колыхать –

                                                3                          4  

        2 комплект                        -ущ-| бороться - -ющ-| значить –

                                                5                    6                            7

                                        -ащ-| читать - -ем-| слышать - -им-|выдержать                                                  8                             9                10         

                                        -анн-| развеять -  -янн-| остричь - -енн-|

3 комплект                             1                  2                     3

                                  резать – ущ-| пилить - -ящ-| дышать -

Ученик-консультант                4                          5

проверяет                        -ащ-| полоть - -ущ-|отвлекать -

 выполнение                              6                        7

задания, отмечает        -ем-| видеть - -им-| изранить -        

на листочке                               8                         9

«Учета знаний»                -енн-| посеять – анн-| выслушать –

                                            10

                                -анн-|

                                        1                     2

4 комплект                        ненавидеть – ящ-| лечить –

                                         3                      4

                                -ящ-| брить - -ющ-| махать –

                                          5                      6 

                                - ущ-| гнать - -им-| рассказывать-

                                        7                      8

                                -ем-| склеить - -енн-| завещать –

                                        9                10

                                -анн-| повеять - -янн-|

  1. Орфографическое лото «нн и  н  в причастиях»

Ученик-консультант                        а) есть зависимое слово

достает карточки                                б) приставка есть

с описаниями                                в) нет зависимого слова

условий                                         г) от глагола соверш. вида

орфограммы                                д) слова - исключения

«н и нн в причастиях»,

и учащиеся закрывают

соответствующие

примеры слов –

причастий и от-

глагольных

прилагательных

                                        

                Карточка – лото

организова…ый

купле…ый

жаре..ый в масле

девочка причеса…а

некоше…ый

юноша взволнова…

ране…ый

перекраше…ый

                Карточка  - информатор  № 2

званые

Нехоженый

нежданный

неизменный

желанный

родственные

невиданный

неслыханный

данный

углубленный

                                  ПОМНИ  СЛОВА-исключения

5.                                 Работа  «в парах»

                                Правописание причастий

1.Струи воды не__ скова__ые льдом вливались в  свинцовые         волны униза___ые мерца__имися звездами.

1 этап работы –                2.Давно не___ бритый боец ране__ый осколком гранаты

работа по                        медленно шел на санитарный пункт, расположе__ый

вариантам                        недалеко от дороги.

2 этап работы-                3.Не__украше__ые броским цветом осени большие

взаимопроверка,                листья колебл__мые ветром не__прекраща__мся ни на

комментирование        минуту были прекрасны.        

ошибок

                                4.Не__исправле__ая смышле__ым мальчиком ошибка

                                осталась почти не__замече__ой

                                1 вариант. Найти в тексте причастный оборот,

                                Расставить знаки препинания.

                                2 вариант. Вставить пропущенные буквы.

                                Прокомментировать орфограммы: «н и нн в суффиксах

                                Причастий»,  «не с причастиями».

                                Карточка – информатор № 3

                   -Н-

1. нет приставки, кроме не

                        -НН-

1. есть приставка

2. не зависимых слов

2. есть зависимые слова

3. слова-исключения

3. есть –ован-

            -еван-

4. краткие страдательные причастия

4. образовано от глагола совершенного вида

                                

III. ОБОЩЕНИЕ.

                                ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  УРОКА.

                                ВЫВОДЫ.

        Данный рабочий материал по теме «Необычная страна Причастие» поможет каждому учителю русского языка провести уроки  более содержательно, вызвать у учащихся интерес к углубленному изучению темы, развить их творческие навыки.

Задание 1. Автобиография причастия «Расскажи о слове-причастии»

_________________________________________________________________

Я, причастие _____________________, происхожу из семьи ______________

и ___________________мой отец (___________________) оставил мне  

значение _________________, ___________________ время, __________ вид.

Мать (__________________________) оставила в наследство вопрос (________),

свою синтаксическую роль ___________________,  и научила изменяться по

__________________, _______________________. Сейчас я стою в форме

_______________ рода, _______________ числа и _____________ падежа.

        Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство - ____________________.

Задание 2. Творческая работа «Наш маршрут»

        Нужно дописать предложения, включив в предложения  причастные обороты и объяснив знаки препинания. Помнить, что причастный оборот может занимать разное место по отношению к определяемому слову.

                Мы идем по дороге ___________________________________

                Наш путь лежит мимо памятника _______________________

                Рядом с памятником растут елочки. Они стоят  неподвижно

                ____________________________________________________

                Около Дома офицеров поставлен памятник летчику Валерию

                Чкалову_____________________________________________

Задание 3  «Помоги жителям Причастино»

        Прочитать текст и исправить грамматические ошибки при употреблении причастного оборота

        «Уважаемые имеющие соседи собак. Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели. Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся  вокруг нашего дома.  Не портите радующихся глаз зелень и цветы. Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником»

Задание 4

Соедините части слов так, чтобы получились причастия, а над ними подпишите:  действительные или страдательные.

Воз,  рас,    зва,   сши,   ко,   хло,   лож,   стил,   ког,   леб,   ты,  ущ,   ему,   мо,

ена,   го,   ле,   а,   ся,   ющ,  ны,   не,   е

Ответы: воз-лож-ена, рас-стил-а-ющ-не-ся, зва-ны-е, сиш-ты,  ко-леб-ле-мо-го,

кло-ког-ущ-ему.

Задание  5                                                        Составь с найденными

                                                                существительными как можно

                                                                больше словосочетаний с

                                                                причастиями

                                                                        протекающий

ТОК  

        Меняющийся

        

маринованный

СОК

            Разведенный

Задание 6

        Составить рассказ на одну букву  (букву п). В тексте должно быть не менее пяти предложений, в каждом по причастию. Например, Принесенному письму порадовалась Полина.

Задание 7

Написать        сочинение на тему, в которой должны быть причастия, причастные обороты.

Какую картину ты представляешь, когда говорят:

«Море и вечерний закат», «Лунная дорожка моря», «Березовая роща в лучах утреннего солнца», «Весенняя капель».

Например: я представляю родничок, то бурлящий, перекатывающий разноцветные камушки, то радостно журчащий своими переливами.  А водичка, с такой любовью омывающая каждый камушек и заботливо оттачивающая их острые углы, тихо напевает убаюкивающую песенку весны.

Заключение

        Творческий подход в обучении позволяет ярче проявлять себя не только ученику, но и учителю. Он выступает на уроке в такие отношения с учеником, когда обе стороны начинают сотрудничать  между собой. На таких уроках учитель становится коллегой ученика, пусть более  старшим и опытным, одинаково с учениками  заинтересованным в хороших результатах труда. Его роль – это не роль контролера или охранника напротив, учитель эмоционально поддерживает учеников, создает условия для успешной работы, дает консультации, подсказывает, как лучше выполнить то или иное задание, советует обратить внимание на чью-то интересную работу. Он должен видеть, слышать и понимать каждого ученика, обращать внимание на интересное предложение ученика, а при подведении итогов акцентировать внимание  на вкладе каждого в  успех общего дела.

        Главная задача педагога, исповедующего творческое обучение, - содействовать ученику в преодолении пассивной позиции в учебном процессе, помочь открыть себя.

        Только от учителя зависит наш будущий духовный и интеллектуальный  потенциал. Только от нас, учителей,  зависит, будет ли наша страна богата талантами.

        Трудно? А как же иначе? Таково наше высочайшее предназначение:  светить, озарять, любить, облагораживать, возвышать, просвещать, «сеять разумное, доброе вечное» в юных душах…

Список использованной литературы

Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности. Русская словесность, 2000, № 4

Денисова В.В. Урок-интервью и урок-телемост, 1991, 3 6

Газман О.С.  Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию.// Новые  ценности образования. № 6- М., 1996

Иванова С. Нетрадиционный урок литературы.1998.,  № 5-6

Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? Народное образование., 1996, № 1

Московкина И.И. Урок осмысления эссе. Литература в школе. 1995, № 6

Шоган В.В. Приемы эмоционально-художественного воздействия на уроках /Сборник научных трудов НИИ Художественного воспитания. М., 1986.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»...

Урок подготовки к написанию выборочного изложения в 6 классе

Выборочное изложение по рассказу В. Распутина "Уроки французского"...

Конспект урока: Подготовка к написанию изложения "Хорошо, когда у тебя есть друг"

Конспект урока: Подготовка к написанию изложения "Хорошо, когда у тебя есть друг" для специальных (коррекционных) школ...