Главные вкладки

    Урок подготовки к написанию выборочного изложения в 6 классе
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Выборочное изложение по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок подготовки школьников к написанию выборочного изложения в 6 классе

    В этой главе формулируются цели и задачи констатирующего эксперимента, определяется его содержание и анализируются результаты.

    § 1. Характеристика урока подготовки к выборочному изложению

    До проведения данного урока с учащимися опытного класса практически на каждом уроке русского языка осуществлялась работа по анализу текста: повторялись сведения об изобразительно-выразительных средствах языка и производился их анализ, выполнялись задания  на обнаружение изобразительных средств; выполнялись задание по определению темы и основной мысли; выделение микротем и опорных слов в них; по выбору синонимов, антонимов. С учащимися проводилась работа по составлению простого и сложного плана, а также извлечению из текста нужного материала.

    Констатирующий эксперимент проводился в двух 6-х  классах. В нём участвовало 52 человека. В задачи констатирующего эксперимента входило выяснить, как учащиеся выбирают материал из текста в соответствии с темой выборочного пересказа; как передают содержание; как используют авторские лексические средства.

    Для пересказа использованы отрывки из рассказа В. Распутина «Уроки французского».

    При подготовке  качественного урока развития речи  учителю необходимо использовать  современные педагогические технологии. В данном уроке использованы   ИК технология, технология личностно-ориентированного обучения и элементы проблемно-диалогической технологии. Их применение содействует превращению учащегося «из состояния объекта обучения в состояние субъекта обучения, способного целеустремлённо и сознательно приобретать необходимые знания, умения и навыки, с помощью которых можно стать личностью».[1]

    Текст для выборочного изложения подобран с целью  нравственного, эстетического и патриотического воспитания учащихся.

    Особенностями данного урока являются диалогический характер обучения, создание ситуации выбора и творческого поиска.

    § 2. Ход урока

    Класс – 6-ой (общеобразовательный).

    Тип урока – урок комплексного применения знаний и формирования умений учащихся.

    Тема коммуникативная – коммуникативно-организованный дидактический материал  по рассказу В. Распутина «Уроки французского».

    Тема по развитию речи – подготовка к выборочному изложению.

    Технология урока – усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания и навыки, осуществлять их перенос в новые условия (создание собственного высказывания).

    Средства обучения – дидактический материал – текст для изложения (для каждого учащегося), памятка по написанию выборочного изложения, толковый словарь, портрет писателя, небольшая выставка его книг, компьютер, документ-камера, экран.

    Цели урока.

    1. Познавательные:        

    а) повторить ранее изученные сведения о теме и основной мысли текста, о типах речи и стилях текста, о выборочном изложении, о повествовании;

    б) познакомить с графическим оформлением текста;

    в) продолжить формирование орфографических навыков.

    Методы познавательные – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно-дедуктивный.

    2. Практические:

    а) вырабатывать умение отбирать материал для выборочного изложения, определять тип речи и стиль текста;

    б) закрепить умение выполнять выборочное изложение-повествование;

    в) формировать умение пользоваться графическим оформлением текста.

    3.Общепредметные:

    а) воспитывать:

    1. интерес к предмету в ходе освоения темы по развитию речи и размышления над содержанием дидактического материала на тему раннего взросления ребенка в тяжелое послевоенное время;
    2. языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);
    3. нравственные качества школьников (понимание тягот послевоенного времени, патриотическое отношение к ВОВ, понимание терпения, целеустремленности, стойкости характера как качеств, помогающих справиться с трудностями жизни); способность вырабатывать определённый                    взгляд на нравственные понятия, эмоциональное отношение    к ним;

    б) развивать память, логическое мышление, речь, волю, эмоции;

    в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к орфографическому словарю.

    Оформление доски

    Выборочное изложение по рассказу В. Распутина

    «Уроки французского»

    Слева – экран, на который через документ-камеру учитель будет проецировать графическое оформление текста;

    На середине – план (его можно закрыть до начала работы с ним);

    Справа – трудные слова из текста с подчеркнутыми орфограммами.

    1. Организационный этап
    2. Совместная постановка цели урока и актуализация опорных знаний.

    Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Вспомните, что такое изложение? Что вы должны сделать, чтобы написать изложение вообще? А в чем особенности выборочного изложения? (Необходимо не просто передать содержание текста, но предварительно отобрать текстовой материал, который соответствует теме).

    1. Краткие сведения о писателе.

    Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).

    Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".

    В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.

    Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть "Деньги для Марии".

    В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

    Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.

    В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи - век люби".

    Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

    В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Ленереке"; в 1996 - рассказы "Поминный день"; в 1997 - "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). Живет и работает в Иркутске.

    1. Чтение текста учителем (у каждого ученика распечатанный текст лежит на парте).

    ТЕКСТ

    Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.

    Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде…

    Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район. Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда. Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя…

    Матери говорили:

    — Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.

    И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый. Да я и не понимал, как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте.

    Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки.

    С французским у меня не ладилось из-за произношения... Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза… Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы… Едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня…

    Но похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же еще я постоянно недоедал. Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что-то брала: корову она не держала. Привезут — кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить. Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду…

    По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно. На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. Утром опять в школу. Так и дотягивал до того счастливого часа, когда к воротам подъезжала полуторка и в дверь стучал дядя Ваня. Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези и животе, а затем, через день или два, снова подсаживал зубы на полку.

    1. Беседа и графическое оформление текста для выявления его особенностей в ходе анализа.
    1. Основное в тексте.

    - Каковы ваши первые впечатления от текста? - Что вам особенно понравилось и запомнилось? - Какова тема текста? - О чем он? (О жизненных испытаниях, выпавших на долю одиннадцатилетнего мальчика).

    - Какими словами выражена основная мысль? («Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь»). Подчеркните это предложение и на полях напишите ОМ. – А вы сталкивались когда-нибудь с такими трудностями? - Смогли бы вы также достойно вести себя в ситуации, в которую попал главный герой? – Какие черты характера мальчика проявились в данном тексте?

    - Какой заголовок можно придумать к этому отрывку? (Начало самостоятельной жизни, самостоятельный путь, взрослая жизнь и др.)

            2. Структура текста

    - На сколько частей можно разделить текст? О чем идет речь в каждой из них? Пронумеруйте части. (Учитель производит графическое оформление текста под документ-камерой, эта работа проецируется на экран, глядя на который, ученики дополняют свои записи).

    - Определите тип речи (повествование).

    - Найдите композиционные части (экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку).

    - Подпишите сокращенно на полях части композиции.

    - Подчеркните опорные слова. Все, что связано с мальчиком, подчеркнем красным,  с другими героями – синим.

    - Посмотрите на графическое оформление текста, как в нем отражено противопоставление мальчика другим героям (маме, шоферу, хозяйке дома, ее детям)? - Почему о мальчике сказано больше? ( Он встречается с разными житейскими трудностями, достойно преодолевает их. Мы следим за его состоянием, переживаниями, сочувствуем ему и гордимся им).

    3. Языковые особенности текста.

    - В каком стиле написан текст? (В художественном).

     – Назовите основные языковые средства, относящиеся к опорным словам в микротемах. Подчеркните их волнистой линией. – Подберите к ним синонимы на случай замены в своем тексте.

    - Повествование ведется от первого лица.  Главный герой родился и прожил всю свою жизнь в деревне. При помощи какой лексики автор показывает нам это? (При помощи просторечных слов). Приведите примеры таких слов. Выпишите их для дальнейшего использования в тексте изложения. Подберите стилистически-нейтральные синонимы. (неказистая - маленькая, шпарил - говорил, наваливалась (тоска) – находила, набивала – накладывала, хватишься – увидишь, обнаружишь, потаскивал – воровал, мыкалась – мучилась, околачивался – бродил рядом, вокруг, пошвыркать – глотнуть, гольный (кипяток) – пустой, дотягивал – доживал, дожидался, харч – еда.)

    - Речь главного героя яркая и выразительная благодаря устойчивым словосочетаниям, фразеологизмам. Найдите их в тексте. (Наедался до отвала, подсаживал зубы на полку, развести посадки в животе).

     – Как грамматически выражен основной смысл содержания? (С помощью существительных для называния героев и глаголов прошедшего времени для обозначения их действий. Структура простых предложений часто похожа: вначале – подлежащее, затем – сказуемое и другие члены предложения.)

    - Что это дает для понимания текста? (Он понятен по смыслу и по построению).

    4.  Извлечение материала и составление плана.

    - Вам предстоит написать выборочное изложение, то есть извлечь из всего текста только материал о мальчике. Просмотрите те слова и выражения, которые подчеркнуты красным, и в парах составьте план вашего будущего изложения. Помните о том, что порядок частей в вашем тексте может отличаться от исходного.

    ПЛАН

    1. Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году
    2. Началась моя самостоятельная жизнь
    3. Учился я хорошо
    4. Я еще не понимал, какие испытания ждут меня.

    А) сложности с французским

    Б) тоска по дому

    В) кража моих скудных запасов еды

    Г) голод

    - Подумайте, как связать отдельные высказывания. Перескажите текст устно по плану, используя средства связи между предложениями. (Выслушиваются пересказы нескольких учеников, делаются замечания, вносятся изменения).

    - Как после анализа и составления плана выборочного изложения изменилось ваше впечатление от текста?

    VI. Выявление орфографических и пунктуационных трудностей.

    - Найдите в тексте трудные для себя слова и предложения и запомните их написание. Выпишем их на доску и в тетрадь.

    (Сорок восьмой, райцентр, по-французски, невыученный урок, недоедал, полуторка, околачивался, девчонка, кого-то, что-то, неподалеку, грамотей, наперекор, ненадобность, бессильно и др.)

     - Обратите внимание на конструкции сложных предложений, на предложения с однородными членами.

    VII. Заключительное чтение полного текста учителем.

    VIII. Запись учащимися извлекаемого текста.

             После работы с черновиком желательно провести саморецензирование, при котором ученик самостоятельно оценит свою работу и исправит выявленные недочеты. После оформления белового варианта учащимся необходимо выполнить самопроверку.

    IX. Рефлексия.

    - На многих предыдущих уроках и на сегодняшнем мы с вами проделали большую работу по подготовке к выборочному изложению.  Давайте вспомним, что вы узнали и как работали – попробуем оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (можно спроецировать через документ-камеру):

    сегодня я узнал…                                        я попробую…

    меня удивило…                                           урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…                                      было интересно…

    было трудно…                                           я приобрел…

    я выполнял задания…                               я научился…

    я понял, что…                                           теперь я могу…                                  

    я почувствовал, что…                             я смог…

    у меня получилось …


    [1] Фалина Т.Н. Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении. – М., 2005. – С. 3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

    Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

    Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

    Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

    Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

    Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...

    Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.

    Урок развития речи по написанию сжатого изложения в 9 классе при подготовке к ГИА. В ходе урока учащиеся учатся писать сжатое изложение на материале публицистического текста; формируют нав...

    "Подготовка к написанию выборочного изложения по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека"

    Материалы урока могут быть использованы учителями, работающими в 7 классе...

    Планы-конспекты уроков подготовки к написанию сжатого изложения в 9 классе

    Предлагаемый материал можно использовать на этапе подготовки к написаниюсжатого изложения в 9 классе. Уровень сложности для детей - средний.Способствует развитию познавательных интересов и формир...