"Доброе утро, причастие!"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

 урок повторения и обобщения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_teme.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме «Доброе утро, причастие!»

Цель: обобщить и повторить знания учащихся о причастии, развивать творческие способности учащихся, привить любовь к родному краю, к  России.

Оборудование: таблица, кроссворд, музыкальное оформление, художественное оформление  класса.

                                               Ход урока:

I. Эмоциальная зарядка

Язык – это корабль мысли, несущий по волнам времени свой драгоценный груз.

II. Слово учителя

Друзья, открыли тетради, записали число, классная работа.

Ребята, для того, чтобы определить тему нашего урока, давайте разгадаем спрятанное слово в кроссворде.

По горизонтали даны причастия, соответствующие определениям, которые я буду читать. В выделенном столбике появится зашифрованное слово.

1.Который закипает - закипающий

2. Которых избрали – избранные

3. Который можно различить – различимый

4. Которую заметили – замеченная

5. Который отдает – отдающий

6. Которая запаслась – запасшаяся

7. Которых испытывают – испытуемые

8. Которую разлили – разлитая

9. Которые зацвели – зацветшие

В выделенном столбике – слово причастие.

Учитель:

- О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.

Надеюсь, в уроке вы примите активное участие, а тема урока –  причастие. И сегодня мы ему говорим: «Доброе утро, причастие!»

Звучит музыка

Наш урок пройдет  в форме путешествия на теплоходе «Пятерка» по океанам Знаний и Умений до города Причастинска. На этом уроке, ребята, мы закрепим наши знания и умения по этой теме. Дорога нам предстоит дальняя, трудная. Давайте послушаем предсказания астролога.

Астролог:

- Ребята! Остановитесь! А вдруг впереди вас ждут опасности? Может, не стоит рисковать? Может, лучше остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звездам, каким будет ваше путешествие.

Козерогов ждут опасности в бухте Причастного оборота.

Водолеи и Рыбы будут подвержены нападениям пиратов в районе слитного и раздельного написания не.

Овнам и Тельцам  следует опасаться залива Словообразования причастий, их могут подвести нетвердые знания.

Близнецы, Раки и Львы истратят весь свой запас орфографических правил и будут вынуждены обратиться за помощью.

Девам, Весам, Скорпионам  я советую изо всех сил заниматься морфологическим разбором причастия.

 Таким образом, путешествие благоприятно подействует на ваши знания, необходимо только быть внимательными и трудолюбивыми.

Учитель:  

- Значит, опасности будут, но мы их преодолеем.

Ученица:

- Ой, ребята, цветок распускается у нас на пути.

Учитель:  

 - Да это же ромашка! Давайте погадаем, чтобы узнать доплывем ли мы до города Причастинска.

Фронтальный опрос:

- Что называется причастием?

- Каким членом предложения являются причастия в предложениях:

Сорванный цветок увял. Цветок был сорван.

-Перечислите  признаки глагола у причастия.

- Какие причастия называются действительными?

- - Какие причастия называются  страдательными?

- Когда причастный оборот обособляется?

- Сколько н пишется в словосочетании груже…ая песком баржа?

- Как пишется не с причастием в словосочетании (не) прекращающийся ни на минуту дождь?

Учитель:

Итак, наше путешествие будет удачным.

Команды рулевого:

- Внимание! На горизонте предложение. Задание: дайте характеристику, объясните орфограммы и пунктограммы.

Человек  «гл…тающий книги похож  на пут…шественника  знаком…егося    (со)  стр..ной из и…юминатора  кор..бля.

- Что означает слово иллюминатор, каково его значение?

 Команды рулевого:

Учитель:

Итак, все разместились. Ребята, будьте внимательны. Мы находимся в заливе Распределительный.

Команды рулевого:

Чтобы пройти этот залив, расределите в своих бортжурналах I вариант – действительные причастия, II вариант – страдательные причастия, укажите их признаки :

Плывущий, странствующий, необитаемый, лечащий, хранимый, выученный, возрастающий, озаряемый, дремлющий, видимый.

Команды рулевого:

Учитель:

-Ребята, мы подплываем к бухте Причастного оборота. Но чтобы в нее попасть, нужно  заменить глаголы со словом который причастием настоящего времени с  зависимыми словами:

 Корабль, который плывет по морю – корабль, плывущий по морю.

Волны, которые набегают на берег – волны, набегающие  на берег.

Остров, который виден вдали – остров, видимый вдали.

Матросы, которые поднимают паруса – матросы, поднимающие паруса.

Команды рулевого:

Стоп машина! Стихийное бедствие!

Учитель:

Ребята, проплывая   залив Объясняй -  ка , неопознанный предмет повредил наше судно. Надо срочно заделывать пробоины, объясняя правописание н и нн в причастиях:

Сожже..ый листок                                 изуче..ый предмет

 броше..ая лодка                                     груже..ая песком баржа

 мороже..ое мясо                                    жаре..ая в масле рыба

варе..ое в котелке мясо                          выкраше..ое полотно

работа законче..а                                    некраше..ый забор

- Когда в причастия пишется нн? (таблица)

Команды рулевого:

Учитель:

Путешествие продолжается, работа выполняется успешно, но все проголодались. Нужно подкрепиться. Кок сварит уху, когда команда наловит рыбу. Но раба считается пойманной только  в том случае, когда задание будет выполнено.

 Индивидуальные задания по группам:

Первая рыбка- учебник, упражнение 698

Вторая рыбка – комментированное письмо:

 (не) греющее солнце

(не) увядшие, а свежие цветы

 книга (не) прочитана

(не) доумевающие детские глаза

(не) облетевшие с деревьев листья

- Когда не с причастиями пишется слитно, раздельно? (таблица)

Третья рыбка – творческая работа.

Перед вами картина русского живописца Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

Задание: запишите 5 словосочетаний с не  (невыученные уроки, не умолкающий ни на минуту  голос матери, незакрытая дверь, необдуманный поступок, непричесанные волосы), а один ученик напишет сочинение.

Учитель:

А сейчас я хочу вам дать несколько советов, которые пригодятся. Из них выпишите в свои бортжурналы не с причастиями, объясните их правописание:

По – разному пишем    с причастием не

Знаем трудно, но осилим вполне.

Ведь невыученное правило

Говорит, что не было старания.

Я скажу вам всем, при этом:

Есть нехорошие приметы.

Ненаписанное сочинение –

Понимаешь, мой друг, к невезению

Не решенная вами задача,

Знай, что ждет тебя неудача.

Не продуманный дома ответ-

Два в журнал …вот вам и привет.

Учащиеся зачитывают причастия, объясняют их правописание.  

Учитель:

Хочешь дам тебе совет:

В ученье будь настойчивым и стойким.

Иначе, иначе опять будет двойка.

А я надеюсь, что вы никогда не будете получать оценку «2».

Команды рулевого:

Свистать всех наверх!

Учитель:

Путешествие трудное, вы устали, пришло время отдохнуть.

Физминутка.

Пираты:

Он в плену теперь у нас –

 Целый класс! Этот класс!

Учитель:

- А вы кто такие?

Пираты:

Мы пираты – грамотеи

 Правильно писать умеем,

 Наш послушайте приказ:

Если грамотно сейчас

Спишите слова

Да   порядок наведете

В знаках препинания  

Вас отпустим мы тогда –

Получайте знания.

Задание: озаглавьте текст, графически объясните орфограммы и пунктограммы.

Я (по) прежнему хоч.. говорить о своем поселке. Он окруже..ый  л..сом мне дорог. Никем (не) наруша.. мая тишина царит в этом лесу украше..ом осенью. Много еще (не) разгада..ых тайн в рощах, полях, перелесках.

Хранят старые окопы еще (не) разорвавшиеся мины и снаряды.

Я горжусь своими земляками (не) склонившими перед фашизмом головы.

- Как доказать, что это текст? Какова его основная мысль?  

Команды рулевого:

Полный вперед! Вижу огни! Прямо по курсу город Причастинск. Но закрыты ворота, ведущие в город. А ключом к воротам будет тест.

Тест.

Звучит музыка.

Учитель:

Итак, наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться в свой поселок.

Рефлексия.

- Каково ваше впечатление о путешествии?

Учитель:

Да, много препятствий встретилось нам на пути во время путешествия, но мы их  преодолели. Я призываю вас любить язык, всегда идти вперед по его дорогам:

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперед иди сквозь годы

 Оставь – на этой лучшей из планет

 Свой яркий след, свои живые всходы.

Семь футов вам под килем! А с причастием мы сегодня не прощаемся, а просто говорим ему: «До свидания!»

Оценки.

Д/з:    п.132-140, упр.737.

Благодарю за урок. Всем спаси


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "С добрым утром" 5 класс

Данная презентация предназначена для урока обществознания в 5 классе по ФГОС....

урок литературы в 5 классе по стихотворению С.А. Есенина"С добрым утром!"

Цели урока:Образовательные: познакомить учащихся со стихотворением  С. Есенина        « С добрым утром!»; обогащать словарный запас детей; учить чувствовать и поним...

Методическая разработка урока обществознания в 5 классе. « С добрым утром!»

Урок обществознания по теме «С добрым утром !» разработан в рамках Межмуниципального интернет – конкурса  «Здоровая нация - процветание России». Урок начинает  изучение на классны...

Урок обществознания 5 класс по теме: «Доброе утро».

Урок составлен к учебнику Соболева О.Б. , Иванов О.В.  «Обществознание. Введение в обществознание» 5 класс...

Доброе утро с утренней зарядкой

Утренняя зарядка полезна для подростков, чье тело активно растет....

урок русского языка в 5 классе "Доброе утро, Имя прилагательное"

первый вводный  урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...

конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"

вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...