Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Шембергер Наталья Геннадьевна

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar1.26 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1 г. Энгельс

Учитель русского языка и литературы Шембергер Н.Г.

Тема урока: Повторение и обобщение имени существительного.

Космическое путешествие (урок-игра).

Цели урока: в игровой форме повторить основные сведения по теме “Имя существительное”: грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. Слайд №1

– Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в космическое путешествие.

Побываем на разных планетах, расположенных в Галактике "Имя существительное".

Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться на нашу планету «Земля».

Класс делится на 3 команды. Каждый ряд – это команда. За правильный ответ команда получает балл (жетон).

2. Старт.

Чтобы старт прошел успешно, нужно показать, что вы достойно подготовились к этому полету. Каждая команда должна ответить на вопросы.      Правильный ответ и будет вашим разрешением на старт. Любая команда не отправляется в путь без капитана. Кто желает быть капитаном?

Выбор капитанов. Слайд №2

1 задание капитанам:

1 команда. 

  1. Рассказать, что вы знаете об имени существительном.
  2. Каким членом предложения оно может быть? (примеры)

2 команда.

  1. Имя существительное - это самостоятельная или служебная часть речи?
  2. Какие еще самостоятельные части речи вы знаете? (примеры)

3 команда.

  1. Какими грамматическими признаками обладает имя существительное?
  2. Чем отличаются одушевленные и неодушевленные имена существительные?

– Капитаны со своими заданиями справились, а как же команды?

2 задание командам: Слайд №3

Распределить слова по родам: 1 команда – слова мужского рода, 2 команда – слова женского рода, 3 команда – слова среднего рода.

Впечатление, простыня, училище, рояль, рельс, мышь, роща, яблоко, путь, полотенце, фамилия, повидло, молодежь, картофель, дядя.

С поставленной задачей вы справились.

А вот на пути и первая планета” Степанида". Королева этой планеты очень любит слушать рассказы гостей о том, откуда они прилетели, что видели, что знают. Если королеве понравятся ваши рассказы, то она с радостью укажет нам путь к следующей планете. Слайд №4

3 задание командам: при составлении рассказов использовать как можно больше имен существительных.

1 команда – рассказ о городе.

2 команда – рассказ о школе.

3 команда – рассказ о классе.

(Вспомнить, что такое текст)

Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий (действий, ситуаций), которые описаны в тексте. Слайд №5

Внимание! Внимание! Перед нами неопознанный объект, он передает сигналы SОS!!! Планета просит помощи. В результате воин жители этой планеты забыли ее название и забыли, какую синтаксическую функцию в предложении выполняют имена существительные. Слайд №6

4 задание командам: определите синтаксическую функцию существительных. Обозначьте подлежащее (1), дополнение (2), обстоятельство (3).

Запись на доске или на мультимедиа. Слайд №7

Была глубокая осень ( ). Последние листья ( ) опадали с деревьев ( ). Мы ночевали в лесной избушке ( ). Вдруг раздалось тревожное ржание ( ). Мы выскочили из избушки ( ). У дверей ( ) стояла лошадь ( ). Её била мелкая дрожь ( ). На мокрой земле ( ) виднелись медвежьи следы ( ).

Мне кажется, что теперь жители этой планеты вспомнили все о синтаксической роли существительных в предложениях, но у них есть еще одна просьба: дайте название этой планете.

5 задание командам: Слайд №8,9

На уроках мы с вами говорили о том, что есть имена собственные и нарицательные. И вот мы с вами находимся у планеты” Знатоки”. Мы должны провести расследование и выяснить, почему одни и те же слова могут писаться   по-разному. И задание наше называется “Почему так?"

белка

Конфеты «Белочка»

сейд

магазин «Сейд»

Ковдорчанин

Газета «Ковдорчанин»

брусничка

Детский сад «Брусничка»

5 задание командам: Слайд №10

Следующая планета, которая нас ждет – это планета” Загадка".  На этом этапе командам дается возможность заработать как можно больше баллов, включая логическое мышление. Вопросы для всех команд, кто быстрее ответит, та команда зарабатывает балл.

  1. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семья)
  2. Из какой буквы надо выкинуть А, чтобы получилось название жилища? (ИзБА)
  3. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного?  (ЗаЯЦ)
  4. В каком существительном есть три одинаковые гласные буквы, стоящие рядом? (змееед)
  5. Какую фразу можно найти в алфавите? (Где ёж?)
  6. Как мышеловку записать пятью буквами? (Кошка)
  7. В названии какой птицы надо изменить первую букву, чтобы получился доктор? (Грач-врач)

8. Задание командам: Слайд № 11

 Мы приближаемся к планете” Орфо".

Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы найти обратный путь, необходимо справиться с заданием.

Исправьте  ошибки:

1 команда

1) Мой друг добр и красивый.

2) Береза более красивее сосны.

2 команда

3) Это характерные нашему климату растения.

4) Корень учения горек а плот сладок.

3 команда

5) По птичьему следу неузнаешь, куда птица улитела.

6) Птенци быстра расли  и однажды улетели на юк.

Успешно выполнив все задания, мы возвращаемся на Землю.

Наша речь богата и красива. А как вы думаете, почему в речи часто встречаются существительные? Какова их роль?

Молодцы! С заданиями справились все ребята. И завершим урок оценкой, которой вы себя оцениваете. Слайд №12

(У всех на столах лежит оценочный лист: звездочка – отл., квадрат – хор., треугольник – удовл.)

Дети ставят себе оценку и сдают листы учителю.

Подсчитываются баллы каждой команды, определяется победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс

Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме....

Конспект урока по формированию грамматического строя речи. Число имен существительных. 4 класс.

Задачи: Дидактическая: Продолжить работу по формированию умения отличать имя существительное от других частей речи. Знать характеристику имени существительного как части речи. Коррекционно-развиваю...

Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...

Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...

Конспект урока: Единственное число имен существительных, 6 класс

Конспект урока для специальных (коррекционных) школ: Единственное число имен существительных, 6 класс...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Обобщение знаний об имени существительном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний об имени существительномЦели деятельности учителя: актуализация знаний по теме «Имя существительное», совершенствование умения правильно...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...