Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Доклад о применении ИКТ на уроках русского языка и  литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_informacionnyh_tehnologi1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24 имени 9-ой Гвардейской Краснознамённой стрелковой дивизии»

Применение информационных технологий

 на уроках русского языка и литературы

                                      Доклад

                                                 учителя русского языка и

                                                 литературы

                                                 МОУ СОШ № 24

                                                 Зарахович Т.М.

     

                         2009-2010  уч. год

Применение информационных технологий

   на уроках русского языка и литературы.

1. В последние годы много говорится о необходимости применения информационных технологий в современных учреждениях образования, будущая экономика видится как экономика знаний. Школа в первую очередь работает со знаниями и информацией, а информационные технологии идеально подходят для того, чтобы,  органично вписавшись в процессы передачи знаний, повысить эффективность преподавания.

   Около 90% информации дети получают в классе школы, и именно урок является системообразующим элементом процесса обучения в средней школе. Очень трудно удержать внимание детей на уроке, поскольку новое поколение «избаловано» зрелищными играми и телевидением. Мы стоим перед фактом, что наши дети растут в «мультимедиа» эпоху, в другом информационном мире. Необходимо по возможности использовать все существующие технические достижения для модернизации школ и улучшения тем самым качества образования. При этом всё это должно происходить не вместо традиционных  технологий преподавания, а в дополнение к ним.

  1. Технология (греч. techne – искусство, мастерство + logos – учение) – совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов, способов преобразования информации. Совокупность технологических операций образует технологический процесс.
  2. Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса; системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизведения  процесса обучения, а также техническое оснащение этого процесса.
  3. Информационные технологии – педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией

    Мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю всё сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

   

                                                   

                                                     -1-

     Необходимо отметить, что многие компании разработали готовый мультимедийный продукт в помощь учителю-предметнику и классному руководителю, что позволяет экономить время на подготовке к мультимедийному уроку.

  Компания «Кирилл и Мефодий», ведущий разработчик электронных изданий,  для преподавателей русского языка и литературы выпустила:

- энциклопедии и справочники (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, включающая «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой; «Толковый словарь иностранных слов» Л.П. Крысина, статьи (770) из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона»; «Пословицы и поговорки русского народа» В.И.Даля; Сборник афоризмов (2000), имеющий двойную систему поиска: по тематическому признаку и по автору; фонотека (860 звуковых иллюстраций, в том числе авторское прочтение художественных произведений); видеоархив «Исторические личности»(81 фрагмент, запечатлевший выдающихся писателей, композиторов, учёных, артистов);

- уроки русского языка с 5 по 9 классы – интерактивный курс, созданный с применением современных мультимедиа-технологий. Уроки содержат текстовой и медиаиллюстративный материал, интерактивные тренажёры, тестовые задания, аудиофрагменты, энциклопедические статьи, карты, модели и анимации;

- уроки литературы с 5 по 11 классы, включающие аудио и видеофрагменты, энциклопедические статьи, карты, модели и анимации, а также электронную библиотеку (полное собрание произведений по курсам 5-11 кл.). Уроки разработаны в соответствии с государственным стандартом образования;

- электронную библиотеку произведений художественной и научно-популярной литературы;

-практические курсы развития личности: «Учимся читать быстрее», «Улучшаем память», «Развиваем внимание», «Учимся эффективно распоряжаться временем»;

-тренажёры, тесты, викторины;

-интерактивные экскурсии: «Московские прогулки», «Храм Христа Спасителя», «Золотое кольцо России», «Шедевры архитектуры» и мн. др.

    Продукция других компаний и издательств менее обширна и разнообразна, но хотелось бы отметить разработку «Просвещение – Медиа» «Готовимся к ЕГЭ», которая содержит все справочные сведения в объёме, необходимом для подготовки к ЕГЭ, специальные интерактивные тренажёры, позволяющие развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме.

       

                                                  -2-

  Заслуживает внимания также продукт компании «Новый диск» -  «Русская литература. Мультимедийная энциклопедия», включающая все программные произведения русской литературы и их анализ, словарь литературоведческих терминов,  интерактивное тестирование, аудиокниги, видеофрагменты экранизации произведений, теорию и практику стихосложения, прочтение произведений самими авторами, биографическую информацию.

   

   Перечень подобных пособий можно было бы ещё продолжать, но следует отметить, что  при всех достоинствах данной продукции, она не может полностью удовлетворить всех требований, выдвигаемых учителем.  

    Многие из перечисленных электронных учебников и пособий пока недостаточно гармонично вписываются в урок, зачастую они рассчитаны на работу по схеме  электронный учебник – ученик, а не   учитель - электронный учебник – ученик.

    Мы работаем с конкретной программой, конкретным учебником и конкретным классом. Поэтому приходится разрабатывать собственные уроки-презентации, задания для проведения самостоятельных работ, что делает уроки более яркими, насыщенными, разнообразными.

     Как показывает практика, большинство учителей предпочитает (или имеет только такую возможность) использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед монитором); использование проектора также позволяет эффективнее управлять учебным процессом.

    На уроке, где мультимедиа используются для усиления обучающего эффекта, учитель остаётся одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а информационные технологии применяются для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов предоставления этой информации, для более доступного объяснения нового материала.

    Понятно, что степень и время мультимедийной  поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до целого цикла.

    При проектировании урока мы, прежде всего, задумываемся над тем, какие цели он преследует, какую роль этот (мультимедийный урок или его часть) играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса.

       

                                                      -3-

Для чего предназначен мультимедийный урок:

- для изучения нового материала;

- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- для повторения, практической реализации полученных знаний, умений, навыков;

- для обобщения, систематизации изученного.

      Прежде чем создать урок или его фрагмент, следует определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока. Исходя из этого, мы и подбираем необходимые формы и методы, образовательные технологии и приёмы. Мультимедийный урок достигает максимального обучающего эффекта, если он предстаёт осмысленным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определённый перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод, более того, в дидактическую единицу.

   При создании слайдов к урокам мы стремимся использовать весь спектр мультимедийных возможностей, включая и цвет, и звук, и анимацию, и видеоинформацию. Например, используем определённые цветовые схемы для активизации познавательной деятельности учащихся, стараясь в этом вопросе руководствоваться рекомендациями психологов (но знаний нам явно не хватает). Понимая, что видеоинформация и анимация (особенно на уроках литературы) может значительно усилить обучающий эффект, стараемся использовать их, но обязательно с «обратной связью». То есть видеоинформацию сопровождаем рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего; стараемся не допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.

     Конечно, использование информационных технологий предъявляет к учителю самые разнообразные требования: и умение владеть компьютером и другой медиатехникой, вести урок в хорошем темпе, продумывать смену ритмов, разнообразить формы учебной деятельности и т.д. Но выбирать нам в современных условиях не приходится, всем понятно, что на базе последних научно-технических достижений, мы должны сделать учебный процесс эффективным, творческим и интересным.

                                                -4-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяют реализовать идею развивающ...

Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности

Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современно...

Научно-методическая разработка урока: «Применение информационных технологий на уроках карачаевского языка и литературы»

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него...

Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности"

Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности...

Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС.

Дипломная работа посвящена использованию информационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы в 5 классе

В работе рассмотрены информационные технологии, которые используются на уроках русского языка и литературы....