«Обучение сжатому изложению»
план-конспект урока русского языка (8 класс) по теме

«Обучение сжатому изложению»8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока «Обучение сжатому изложению» (8-й класс).

Тема урока: «Сжатое изложение».

Цели: учащиеся должны

знать признаки текста и его функционально-смысловые типы; приемы сжатия текста; композицию текста; основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные);

уметь определять тему и основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; пользоваться различными приемами сжатия текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; сжато излагать текст.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка целей.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать сжатое изложение, познакомимся с приемами сжатия текста, вспомним типы и стили речи, композицию текста.

II. Первое чтение текста. (Распечатанный текст находится на каждой парте).

III. Работа с текстом. (Используем таблицу для обучения школьников сжатому изложению. Таблица лежит перед каждым учеником.

  1. Первое впечатление от текста.
  1. Какое впечатление произвел на вас текст?
  2. К какому стилю речи относится этот текст?
  3. К какому типу речи относится текст?
  4. Какие слова показались вам непонятными?

Словарная работа. Выясняем значение слов поприще, самореализация.

  1. Определение темы текста.
  1. О чем говорится в тексте? Какова его тема? Как определить тему? Обратитесь к таблице.

Это текст о выборе жизненного пути, поиске смысла жизни, который делает человека Человеком.

  1. Запишите ответ в таблицу.

(Здесь же работаем над орфографией и пунктуацией).

  1. Определение идеи текста.      
  1. Как вы думаете, для чего автор написал этот текст? Какую мысль хотел донести до нас?
  2. Что помогает нам сформулировать идею текста? Обратитесь к таблице. Сформулируйте идею текста и запишите свой ответ. (Попутно работаем над орфографией и пунктуацией).

Поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личность.

  1. В каком предложении сформулирована авторская позиция?

  1. Определение структуры текста.
  1. Что называется композицией текста?
  2. Назовите композиционные части текста.
  3. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Обратитесь к таблице.

Вступление. Поиск жизненного пути – важнейшее из решений, принимаемых человеком.

Основная часть. Человек живет ради самореализации, его должно оценить общество. Поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека.

Заключение. Сам поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, выделяя его среди живых существ.

  1. Проверка записей, работа над орфографией и пунктуацией.

IV. Подведение промежуточных итогов урока.

  1. Что же необходимо сделать после первого прослушивания текста?

(Сформулировать для себя тему текста, его идею, определить структуру текста, кратко записать содержание композиционных частей текста.)

V. Второе  чтение текста.

  1. Абзацное членение текста: определение микротем текста как частей общей темы.

Абзац – показатель микротемы. Сейчас тексты лежат перед вами, потому что мы учимся сжимать текст. Когда текста не будет, то вы должны будете на слух определить количество абзацев, а помогут вам в этом большие интонационные паузы. А сейчас мы должны определить микротему каждого абзаца и кратко ее записать. Прочитайте первый абзац.

  1. Определите микротему первого абзаца.
  2. Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?
  3.  Какое предложение является основным?  
  4. Прочитайте первое предложение. Какие приемы сжатия текста мы можем применить? Обратитесь к таблице «Приемы сжатия текста». (Таблица лежит перед каждым учеником). Что получилось? Запишите.

1-й абзац – 1 микротема:

Среди множества решений, принимаемых человеком в жизни, ничто не может сравниться с выбором, по какой дороге пойти и какое поприще выбрать.

  1. Прочитайте второе предложение первого абзаца. Какие приемы сжатия текста мы можем применить? Запишите то, что получилось.

О выборе  человек задумывается тогда, когда начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свои возможности.

  1. Прочитайте второй абзац. Определите микротему второго абзаца.
  2. Какая информация является основной? Какая дополнительной?
  3. Какие приемы сжатия текста можем применить? Запишите то, что получилось.  (Здесь же работаем над орфографией и пунктуацией.)

2-й абзац – 2 микротема:

Ради такой самореализации человек и живет. Человеку необходимо найти занятие, которое наполнит его жизнь смыслом, будет востребовано другими людьми, обществом.

  1. Аналогично работаем над  3-м и 4-м абзацами. В результате появляются следующие записи:

3-й абзац – 3 микротема:

У каждого человека свои способности и таланты, поэтому поиск смысла жизни - это поиск самого себя, своих ценностей и ориентиров.

4-й абзац – 4 микротема:

Поиск  смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью, потому что он может определить ценность своей жизни, её цели.

  1. Моделирование сжатого изложения.
  1. Как соединить содержание микротем в тексте? Какие средства языка мы можем для этого использовать? Обратитесь к таблице.
  2. Используя  лексические и лексико-грамматические средства языка, соедините текст, сохраняя абзацное членение. Запишите его.

Среди множества решений, принимаемых человеком в жизни, ничто не может сравниться с выбором, по какой дороге пойти и какое поприще выбрать. Об этом человек задумывается тогда, когда начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свои возможности.

         Именно ради такой самореализации человек и живет. Ему необходимо найти занятие, которое наполнит его жизнь смыслом, будет востребовано другими людьми, обществом.

Но у каждого свои способности и таланты, поэтому поиск смысла жизни - это поиск самого себя, своих ценностей и ориентиров.

Поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, потому что он может определить ценность своей жизни, её цели. (98 слов).

VI. Подведение промежуточных итогов.

  1. Что же необходимо сделать после второго прослушивания текста?
  2. С помощью каких языковых средств можно соединить содержание микротем в текст?

VII. Подведение итогов урока.

  1. С какими приемами сжатия текста мы сегодня работали?
  2. Какова последовательность работы над сжатым изложением?

VIII. Домашнее задание.

Напишите сжатое изложение по упр. 200 (Текст Д.С.Лихачёва о признаках хорошей публичной речи), используя таблицы, которыми пользовались на уроке.



Предварительный просмотр:

Этапы учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Процесс учебной деятельности

Результат учебной деятельности

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чём этот текст?»

Как определить тему?

Тема определяется различными способами:

по началу текста;

по ключевым словам;

по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора);

по заглавию текста.

Это текст о выборе жизненного пути, поиске смысла жизни, который делает человека Человеком.

2.Этап определения  идеи текста

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

1.Общая тональность звучания текста.

2.Настроение, которое вызывает прочтение текста.

3.Отношение автора к событиям, героям.

4.Наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

Поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью.

(Авторская позиция раскрывается в последнем предложении)

3.Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

Композиция текста – построение текста.

Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщённо.

Формулирование тезиса – один из приёмов сжатия текста.

Вступление. Поиск жизненного пути – важнейшее из решений, принимаемых человеком.

Основная часть. Человек живет ради самореализации, его должно оценить общество. Поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека.

Заключение. Сам поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, выделяя его среди живых существ.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

4.Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.

Выполните задания:

1.«Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».

2.«Определите микротему каждого абзаца».

Запишите её кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие предложения являются основными?»

3.Абзацы пронумеруйте.

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Как определить микротемы текста?

По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Как определить микротему кратко?

При написании сжатого изложения необходимо разграничивать предложения микротемы на основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.).

К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы («избыточное»). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Исключение избыточной информации – ещё один приём сжатия текста.

1-й абзац – 1 микротема:

Среди множества решений, принимаемых человеком в жизни, ничто не может сравниться с выбором, по какой дороге пойти и какое поприще выбрать.

О выборе человек задумывается тогда, когда начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свои возможности.

2-й абзац – 2 микротема:

Ради такой самореализации человек и живет.Человеку необходимо найти занятие, которое наполнит его жизнь смыслом, будет востребовано другими людьми, обществом.

3-й абзац – 3 микротема:

У каждого человека свои способности и таланты, поэтому поиск смысла жизни - это поиск самого себя, своих ценностей и ориентиров.

4-й абзац – 4 микротема:

Поиск  смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью, потому что он может определить ценность своей жизни, её цели.

5.Этап моделирования сжатого изложения.

Снимите нумерацию абзацев-микротем. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

Лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

     Среди множества решений, принимаемых человеком в жизни, ничто не может сравниться с выбором, по какой дороге пойти и какое поприще выбрать. Об этом человек задумывается тогда, когда начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свои возможности.

     Именно ради такой самореализации человек и живет. Ему необходимо найти занятие, которое наполнит его жизнь смыслом, будет востребовано другими людьми, обществом.

     Но у каждого свои способности и таланты, поэтому поиск смысла жизни - это поиск самого себя, своих ценностей и ориентиров.

     Поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, потому что он может определить ценность своей жизни, её цели.(98 слов).



Предварительный просмотр:

Этапы учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Процесс учебной деятельности

Результат учебной деятельности

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чём этот текст?»

Как определить тему?

Тема определяется различными способами:

по началу текста;

по ключевым словам;

по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора);

по заглавию текста.

2.Этап определения  идеи текста

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

1.Общая тональность звучания текста.

2.Настроение, которое вызывает прочтение текста.

3.Отношение автора к событиям, героям.

4.Наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3.Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

Композиция текста – построение текста.

Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщённо.

Формулирование тезиса – один из приёмов сжатия текста.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

4.Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.

Выполните задания:

1.«Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».

2.«Определите микротему каждого абзаца».

Запишите её кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие предложения являются основными?»

3.Абзацы пронумеруйте.

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Как определить микротемы текста?

По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Как определить микротему кратко?

При написании сжатого изложения необходимо разграничивать предложения микротемы на основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.).

К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы («избыточное»). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Исключение избыточной информации – ещё один приём сжатия текста.

5.Этап моделирования сжатого изложения.

Снимите нумерацию абзацев-микротем. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

Лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Как написать сжатое изложение?

Этапы учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Процесс учебной деятельности

Результат учебной деятельности

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чём этот текст?»

Как определить тему?

Тема определяется различными способами:

по началу текста;

по ключевым словам;

по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора);

по заглавию текста.

2.Этап определения  идеи текста

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

1.Общая тональность звучания текста.

2.Настроение, которое вызывает прочтение текста.

3.Отношение автора к событиям, героям.

4.Наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3.Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

Композиция текста – построение текста.

Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщённо.

Формулирование тезиса – один из приёмов сжатия текста.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

4.Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.

Выполните задания:

1.«Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».

2.«Определите микротему каждого абзаца».

Запишите её кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие предложения являются основными?»

3.Абзацы пронумеруйте.

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Как определить микротемы текста?

По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Как определить микротему кратко?

При написании сжатого изложения необходимо разграничивать предложения микротемы на основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.).

К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы («избыточное»). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Исключение избыточной информации – ещё один приём сжатия текста.

5.Этап моделирования сжатого изложения.

Снимите нумерацию абзацев-микротем. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

Лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.



Предварительный просмотр:

Текст для сжатого изложения.

Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чувствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

Учёные считают, что именно ради такой самореализации человек и живёт. Его не устраивает и не может устроить существование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование истинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности – востребованными другими людьми, обществом.

Однако, у каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсолютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.

При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашёл, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремиться понять и объяснить своё поведение, своё отношение к окружающим.

(По Г.А.Маслову)



Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся

Основные приёмы сжатия текста

Содержательные

1. Исключение подробностей, деталей.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

2. Обобщение однородных явлений.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст

3.Сочетание исключения и обобщения.

Эти приёмы часто совмещаются.

Языковые

1.Исключение

  1. Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
  2. исключение повторов;
  3. исключение фрагмента предложения, имеющее менее существенное значение;
  4. исключение одного или нескольких синонимов;
  5. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком полно и широко.

2.Обобщение

  1. Замена однородных членов обобщающим наименованием;
  2. замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3.Упрощение

  1. Слияние нескольких предложений, повествующих об одном и том же предмете речи, в одно;
  2. замена предложения или его части указательным местоимением;
  3. замена сложноподчиненного предложения простым;
  4. замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  5. замена прямой речи косвенной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Обучение сжатому изложению"

 Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....

обучение сжатому изложению

С введением ГИА за курс основного образования первостепенной задачей учителей русского языка стало обучение детей сжатому изложению...

Конспект урока "Обучение сжатому изложению"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе...

Урок по развитию речи.Обучение сжатому изложению

Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. В начальных классх учащиеся в основном пересказывают тексты подробно, так как объем их маленький. А в сред...

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

Данная презентация прилагается к разработке по теме "Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению"...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...