Конспект урока "Обучение сжатому изложению"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Иванова Оксана Геннадьевна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_szhatomu_izlozheniyu.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение сжатому изложению

Конспект урока  русского языка в 5 классе

Цели:

- учащийся должен уметь структурировано воспринимать исходный текст;

- уметь выделять в нем микротемы;

- видеть главное и отсекать второстепенное;

- отбирать лексические и грамматические средства;

- уметь кратко передавать полученную информацию.

Ход урока

  1. Первичное чтение текста.

Братишка

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем еще молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-желтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил - и все поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своем языке. Другой – чуть поменьше – серьезным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить – то, видимо, хотелось,- клюв был разинут от жары.

И вдруг я ясно увидел: тот, первый,- он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял ее из клюва, и поглядывал на брата и звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края,- и сейчас же порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился, наконец: братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

(В.В.Вересаев)

1. Этап определения темы и идеи текста.

- О чем прочитанный текст?

-  Почему он назван «Братишка»?

- Какова идея текста?

- Какова позиция автора в тексте?

- От чьего лица ведется повествование?

- Какова позиция автора в тексте?

2. Этап определения структуры текста.

- К какому типу мы отнесем прочитанный текст? (Повествование с элементами описания)

- Какого он стиля? (Художественный)

- Вспомните особенности построения  повествовательного текста.

Повествование:

  1. Начало действия (завязка)
  2. Развитие действия
  3. Самый острый момент в развитии действия (кульминация)
  4. Коней действия (развязка)

- Учитывая особенности построения повествовательного текста, составим его план.

3. Составление плана.

  1. Два молодых воробья у кадушки.
  2. Старший  брат обучает младшего.
  3. Воробей добился своего.

- Какой момент будет кульминационным в тексте?

- Зачитайте предложение, раскрывающее острый момент в развязке действия. («И добился наконец…»)

  1. Второе чтение текста.
  1. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как общей части темы.

- Итак, сколько абзацев в тексте?

- Сколько выделим микротем?  (3)

1 микротема.

- Выделите основную (главную) и второстепенную информацию в тексте первого абзаца. (Второстепенной информацией будет описание воробьев)

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом рос куст бузины, на котором сидели два воробья.

- Чем отличается исходный текст от сжатого? (Мы сократили предложения за счет второстепенной информаии)

- Продолжая работу над первым абзацем , попытайтесь передать содержание последних двух предложений, заменив их синонимичным выражением.

Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Другой – чуть поменьше – опасливо косился на кадушку и открывал клюв от жары.

2 микротема.

- Какова композиция второго абзаца? (Кольцевая)

- Перечислите глаголы, помогающие описать действия воробьев. (Ободряет, показывает; прыгал, опускал, захватывал, ронял, поглядывал, звал. Решился, слетел. Коснулся, порхнул, стал звать)

- Выделите во второй части главную и второстепенную информацию.

И вдруг я увидел, как тот первый своим примером ободрял и показывал, как пить воду. Братишка на ветке решился и слетел к кадушке, но коснувшись ее края,  испуганно порхнул назад. А тот опять стал его звать.

- Сколько предложений у нас получилось во второй микротеме? (2)

- Сколько их в исходном тексте? (5)

- Какой прием сжатия текста мы использовали? (Исключение фрагмента предложения, имеющее менее существенное значение. Так как текст повествовательный, мы не стали перечислять подробно все действия, а остановились лишь на существенных глаголах, помогающих сохранить композицию второй микротемы)

3 микротема.

- Удалось ли воробью научить своего братишку пить из кадушки? (Да)

- Какая второстепенная информация содержится в третьей микротеме?

И добился, наконец: братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

- Передайте содержание третьего абзаца, упростив его.

Но воробей все-таки добился своего: братишка перелетел на кадушку и напился. Оба улетели.

  1. Этап моделирования сжатого изложения.

- Соедините микротемы в текст, сохраняя абзацное членение. Обратите внимание, вторую и третью микротему удобнее всего соединить при помощи союза НО.

  1. Написание работы детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Обучение сжатому изложению"

 Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Конспект урока развития речи в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Цели.Учащиеся должны знать:понятия тема, идея текста, ключевые слова, микротема, абзац,композиционные части текста,приемы компрессии текста (исключение, обобщение, упрощение);понимать:о чем...

Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.

Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА....