Изложение. Описание архитектурного памятника. Церковь Покрова на Нерли"
презентация к уроку русского языка (8 класс) по теме

 

Цель урока: на примере описания храма Покрова на Нерли (по книге С.Голицына "Сказание о белых камнях") подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-описанием архитектурного памятника.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 33 г. Электроугли Хухорева Галина Сергеевна. Изложение. Описание архитектурного памятника. Храм Покрова на Нерли. Урок развития речи в 8 классе

Слайд 2

Успенский собор

Слайд 3

Золотые ворота

Слайд 4

Дмитриевский собор

Слайд 5

Церковь Покрова на Нерли

Слайд 6

Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении р еки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.

Слайд 7

«Белая лебедь» русской архитектуры» Одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный храм Полукружиям закомар вторят завершения изящно вытянутых окон Аркатурно-колончатый пояс украшает стены храма Б арабан Апсида Рельефные изображения на фронтоне храма Полуцилиндры апсиды Фрески храма не сохранились Резное убранство храма Царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне

Слайд 8

Аркатурный пояс

Слайд 9

Композиции на стенах

Слайд 10

Царь Давид

Слайд 11

Сергей Михайлович Голицын Книга рассказывает о славной истории нашей Родины. Действие разворачивается на Владимиро-Суздальской земле как в далеком прошлом, так и в наши дни. Многие страницы посвящены прекрасным архитектурным памятникам и их создателям - мастерам древнего русского искусства.

Слайд 14

План. На берегу озерка – старицы. По велению князя Андрея. В стороне от проезжих дорог. Белая голубка. Композиции на стенах. Женские маски. Близость белокаменного творения к простому народу . Златокудрая красавица.

Слайд 16

«Мне всегда кажется, что создан он без помощи рук, одним лишь вдохновением, равным чародейской силе сказочных волшебников. Есть в нём что-то непостижимое, действующее не на глаз, а на душу, начинающую как-то торжественно, возвышенно и грустно томиться при виде этой белокаменной поэмы древних времён. Увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут ». Сергей Никитин



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Тема урока: «Изложение. Описание архитектурного памятника». (2 часа)

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 33 г. Электроугли.

Тема урока: Изложение. Описание архитектурного памятника.

Цель урока: на примере описания храма Покрова на Нерли подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-описанием архитектурного памятника.

Оборудование: проектор, презентация, книги по архитектуре, книга С.Голицына «Сказание о белых камнях».

Ход урока:

  1. Объявление темы.

Слова  учителя:

- Недавно вы посетили одну из жемчужин Золотого кольца России – город Владимир. Владимирская земля богата сохранившимися здесь памятниками архитектуры. Большинство памятников по своему назначению являются сооружениями культового характера: соборы, церкви. Храмы в древней Руси были важными общественными зданиями: в их стенах сохранялись документы и ценности, в военное время они служили целям обороны, а в мирное время – центрами культуры. Здесь переписывались книги, велось летописание. Церковные сооружения были основным украшением города и являлись гордостью горожан. Поэтому в них особо ярко отразился творческий дух русского народа, высокое искусство русских мастеров.

Дома вы просматривали свои путевые заметки, поэтому прошу вас дополнять, комментировать те слайды, которые мы будем смотреть.

2) Просмотр слайдов с попутным их комментарием.

Успенский собор построен при Андрее Боголюбском в 1158 году. Необычно красивое внутреннее убранство – фресковая живопись. Здесь принимали великокняжеский титул московские князья. Собор много раз грабили завоеватели – русские князья и татары, много раз горел, но каждый раз первой из храма выносили  икону Владимирской Богоматери. Хан Тамерлан был остановлен, по преданию, этой чудотворной иконой. Икону не возвратили во Владимир, а поставили в Кремле в Успенском соборе. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Эта икона – одна из первых художественных ценностей нашей страны.

Золотые ворота сооружены Андреем Боголюбским в ХII веке. Они являлись центральным узлом обороны Владимира  и вместе с тем служили торжественным въездом в княжескую столицу. В связи с этой ролью и названы «золотыми». По мнению историка Воронина первоначально верх ворот венчал золотой купол, а дубовые полотнища ворот были покрыты медными коваными листами с узорами птиц, зверей, растений. В 1864 году власти города собирались переделать памятник в водонапорную башню как бесполезное здание, но, к счастью, нашлись подлинные борцы за сохранение старины. Когда мы любуемся прекрасным зданием, мы не думаем о его пользе, а просто долго-долго всматриваемся в эту красоту, и она возбуждает в нас «чувства добрые».

Дмитриевский собор сооружён в 1196 году по велению Всеволода Большое Гнездо как княжеский дворцовый храм. Сказал Всеволод: «Хочу видеть свой храм украсноукрашенным». На фасадах собора барельефы с изображением растительного орнамента, птиц, зверей – всего 566 изображений. В 1837 году по сводам пошли трещины, собор оказался под угрозой гибели. Стены скрепили железным поясом, работы не прекращались даже во время Великой Отечественной войны.

Слова учителя:

- Я прошу вас остановить своё внимание на следующем слайде.

Церковь Покрова на Нерли – тема нашего урока. Воздвигнута Андреем Боголюбским в ХII веке в честь его удачного похода на поволжских болгар и в память старшего сына Изяслава, смертельно раненного во время этого похода.

Краткое объяснение архитектурных деталей церкви:

Аркатурный пояс – узкие полуколонки, соединённые арочками, как будто шнуры, свисающие вниз. Каждый шнур заканчивается подвеской – либо женской, либо львиной головой. Этот пояс шёл по всем четырём сторонам храма.

Под крышей – композиция (каменная картина с сюжетами из древних сказаний и священного писания.)

А теперь перейдём непосредственно к изложению. Текст для работы взят из книги Сергея Михайловича Голицына «Сказание о белых камнях». Голицын – автор многих книг для детей и юношества. Очень интересно рассказывает он о создании церкви Покрова на Нерли в книге «Про бел -горюч камень», интересны его повести «Сорок изыскателей», «Слово о мудром мастере» - повесть об иллюстраторе «Слова о полку Игореве Фаворском. Во всех своих книгах он говорит о том, что мы, современные люди. Видим в архитектурных памятниках ценности художественные , исторические. И что создавали эти ценности талантливые люди, выходцы из народа, чьи имена зачастую оставались неизвестными.

Приготовьте черновики. Во время чтения записывайте себе незнакомые или малознакомые слова.

  1. Чтение текста изложения.

«Сказания о белых камнях»

Сергей Михайлович Голицын

Златокудрая царевна

Как только пересечешь железнодорожные пути, так издали из-за рощицы показывается небольшая беленькая церковь. Я назвал ее — Златокудрая царевна. Раньше купол ее был золотым и ярко горел на солнце. За долгие годы золото потускнело,

Впрочем, и сейчас, с темно-серым куполом, до чего она хороша! Стоит одиноко возле вязовой рощи, на небольшом холмике невдалеке от реки Нерли, на берегу тихого озерка-старицы.

Церковь Покрова на Нерли была построена по велению Андрея в честь его удачного похода на поволжских болгар и в память старшего сына Изяслава, смертельно раненного во время этого похода. Построена она была, по словам летописца, «единым летом» (за один год).

Стройными были все храмы, воздвигнутые при Андрее Боголюбском, но до нас дошло от них немногое. А эту церковь, стоявшую в стороне от проезжих дорог, от городов и селений, враги грабили мимоходом, и пожары ее щадили. Потому и дожила она до нашего времени, претерпев не столь тяжкие невзгоды.

Зодчий, строивший ее, сумел соединить необыкновенную простоту в частях с удивительной легкостью. Она точно белая голубка, готовая взлететь на небо. Этой легкости зодчий достиг многими вертикальными линиями стен, будто не имеющих никакого весу.

В молодой березовой рощице все стволы тянутся к небу, к солнцу. И по замыслу зодчего все линии стен, колонки аркатурного пояса устремлены вверх. Так здание кажется выше, воздушнее, легче.

На северной, южной и западной стенах над каждым средним окном помещена одна и та же композиция: библейский юноша — царь царей Давид восседает на троне. А над  каждым боковым оконцем изображен четырехлапый грифон. А под каждым грифоном еще по две женские маски.

Маски самые различные, лица то удлиненные, то с пухлыми щеками. Да это самые обыкновенные девичьи лица, исполненные поэзии, и, видно, высекали их с большой любовью и особым тщанием лучшие мастера - камнесечцы.

Праздник Покрова отмечался 1 октября, когда после уборки урожая повсюду в крестьянских дворах играли свадьбы. И надо думать, изображали мастера на стенах церкви головы деревенских девушек-невест.

Так зодчий, вставив в стены столько женских масок, углубил ощущение поэзии и проникновенной женственности, приблизил свое белокаменное творение к простому народу.

4) Беседа о тексте.

- Какого типа речи текст? (Описание).

- Какое это описание? (Художественное, так как его цель – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей)

- Какие языковые средства использованы в тексте? (Сравнения)

- Назовите их.

 - А почему именно эту церковь захотел описать Голицын? (Она гармонично связана с окружающей средой. Вспомните Дмитриевский собор, его местоположение).

-Какие слова вы записали?

 - Какие можете объяснить сами?

История слова « зодчий» (подготовленный ученик).

История царя Давида. Ветхий завет (подготовленный ученик).

5) Чтение и языковой анализ текста, составление плана.

План.

  1. Златокудрая красавица.
  2. На берегу озерка – старицы.
  3. По велению князя Андрея.
  4. В стороне от проезжих дорог.
  5. Белая голубка.
  6. Композиции на стенах.
  7. Женские маски.
  8. Близость белокаменного творения к простому народу.

6) Словарно – орфографическая работа.

7)Чтение текста третий раз.

8) Выполнение изложения (черновик).

Справочный материал.

Зодчий.

В словарях современного русского языка слово даётся с пометой «книжное, устаревшее».

Со словом связана одна история. Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Санкт – Петербургу. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что его построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им : «Зодчий по-русски значит «архитектор»». Экскурсовод, возможно, знал, что слово «архитектор» по своему происхождению не является русским. Это слово – заимствовано  из греческого и означает «строитель». Но заимствованное слово «архитектор» привычнее, чем устаревшее, но исконно русское слово «зодчий». В древнерусских памятниках «зодчий» - «человек, который лепит горшки из глины». Но глиной обмазывали и стены, а глагол «зидам» - значит «строю».(сравни здание, созидать). Таким образом, древнее значение слова «зодчий» - строитель.

Царь царей Давид

Во время войны происходил поединок между великаном по имени Голиаф и пастухом Давидом. Давид действовал с хитростью, он камнем в лоб убил великана, выхватил меч и отсек великану голову. После этой победы его выбрали военноначальником. Образ Давида – победителя был близок князю Андрею, который мнил себя победителем. А львы и грифоны являлись символом княжеской власти.

Дополнительный материал.

У писателя Сергея Никитина есть такие строки о храме Покрова на Нерли: «Мне всегда кажется, что создан он без помощи рук, одним лишь вдохновением, равным чародейской силе сказочных волшебников. Есть в нём что-то непостижимое, действующее не на глаз, а на душу, начинающую как-то торжественно, возвышенно и грустно томиться при виде этой белокаменной поэмы древних времён. Увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложение с творческим заданием по теме "Церковь Покрова на Нерли" (0по отрывку из книги Е. Осетрова "Живая Древняя Русь" и картинам художников)

Сжатое изложение по отрывкуиз книги Е Осетрова "Живая древняя Русь", посвященному церкви Покрова на Нерли как подготовка к ГИА . Работа предполагает также творческое задание в форме сочинения публицис...

Сочинение-описание архитектурного памятника

Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника (храм Василия Блаженного)...

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание архитектурного памятника церкви Покрова на Нерли"

Данная презентация может быть использована в качестве иллюстративного материала к уроку развития речи "Сочинение-описание архитектурного памятника церкви Покрова на Нерли" в 8 классе. Презентация соде...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе «Описание архитектурного памятника».

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Описание архитектурного памятника" (урок развития речи - подготовка к написанию сочинения-описания)....

Сочинение по картине С. Кожина "Церковь Покрова на Нерли"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе....