Изложение с творческим заданием по теме "Церковь Покрова на Нерли" (0по отрывку из книги Е. Осетрова "Живая Древняя Русь" и картинам художников)
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме

Макарова Светлана Александровна

Сжатое изложение по отрывкуиз книги Е Осетрова "Живая древняя Русь", посвященному церкви Покрова на Нерли как подготовка к ГИА . Работа предполагает также творческое задание в форме сочинения публицистического стиля по данной теме.

К уроку предлагается презентация .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docxizlozhenie.docx111.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Урок развития речи  

                 Сжатое изложение с элементами сочинения- рассуждения

( По книге  Е.  Осетрова   и картинам владимирских художников с изображением церкви Покрова на Нерли)

                    

                  Цели и задачи урока

   Формирование умения сжато пересказывать текст-описание памятника культуры и самостоятельно рассуждать по поводу изложенного и увиденного на картине

Воспитательные задачи. 

1.Приобщить учащихся к истории родного края,  воспитывать патриотизм и духовно-нравственные начала, развивать у школьников чувство прекрасного посредством искусства слова, живописи, музыки, архитектуры.

2. Обратить внимание на особенности речи Осетрова: эмоциональность, задушевность, окрашенность глубокой сыновней любовью к Родине, её прошлому, тревогой за настоящее и будущее.

Образовательные задачи. 

1. Продолжить работу по анализу текста.

2. Углубить знания по составлению плана изложения, определению темы, идеи, микротем текста.

3. Расширить знания учащихся о выразительных средствах языка.

Развивающие задачи. 

1. Развивать умения анализировать, выделять главное, делать выводы.

2. Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке и во внеурочное время. 3. Развивать творческие способности учащихся.

                                                  Ход  урока                                                                                        1. Вступительное слово учителя.

                 На нашей земле есть множество мест, посетив которые, человек испытывает  величайшее духовное наслаждение от соприкосновения с красотой.

                  У нас с вами , ребята, есть счастливая возможность побывать в одном из таких мест: у церкви Покрова на Нерли. Человек, повидавший Покров на Нерли хоть раз, уже никогда его не забудет.

Архитекторы всего мира называют церковь Покрова на Нерли «самым красивым храмом России» .

2.Презентация учащихся

          Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, поэмой запечатленной в камне, самым лирическим и непревзойденным шедевром во всей русской архитектуре. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем. « Мне всегда кажется, что создан он без помощи рук, одним лишь вдохновением, равным чародейской силе сказочных волшебников. Есть в нём что-то непостижимое, действующее не на глаз, а на душу, начинающую как-то торжественно, возвышенно и грустно томиться при виде этой белокаменной поэмы древних времён. Увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут»,- сказал о храме наш замечательный земляк , писатель Сергей Никитин .                          

                 Не случайно художники разных времён не смогли обойти своим вниманием это белокаменное чудо нашей Владимирской земли. Многие художники воспевали и продолжают воспевать жемчужину древнерусской архитектуры на своих полотнах , среди них С. В. Герасимов, С. А. Баулин, Г. Г. Нисский . Б. Ф. Французов и многие менее известные живописцы. И не случайно, что к этой теме чаще всего обращаются владимирские пейзажисты. (презентация картин художников с музыкальным сопровождением)

               - Посмотрите внимательно на картины. Что влечет людей к церкви Покрова на Нерли?               (- Красота , величие. Храм находится в очень живописном месте.   Поражает  его сказочное отражение в воде. Он как бы сливается с природой  

            - Созерцание храма никого не оставляет равнодушным: умиротворение, восхищение мастерством зодчих переполняет душу любого человека. Это действительно редчайший пример гармоничного слияния скромной красоты природы с гениальным творением человека. Художникам удалось передать это.  На неразрывное и прекрасное целое храма и пейзажа, окружающего его, обращает внимание читателей и Евгений Осетров в книге «Живая Древняя Русь». (Тексты у учащихся на каждом столе) . 

- Послушайте,  как описывал Храм Покрова на Нерли Е.И. Осетров в книге «Живая Древняя Русь»

-   Чтение текста учителем.

2.Словарно-стилистическая работа

  1. Дать толкование следующих архитектурных терминов: пилястры (четырехгранные полуколонны, одной гранью вделаны в стену), закомары (полукруглые своды, которыми заканчивается каждая из частей фасада), аркатурный пояс (цепь маленьких арок на колоннах, примыкающих к стене), портал (резной вход в церковь), барабан (часть здания, поддерживающая купол), фриз (верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком).
  2. Дать толкование слов и словосочетаний, которые используются в тексте: безбрежные волны времени, мироздание, благородные пропорции, духмяные травы, лазоревые цветы, всплески светотени, нетленная фата, солнечные подпалины, опахала, крадется осень, силуэт храма, припорошенные деревья.
  • Безбрежные волны времени (метафора) – бесконечность, вечность.
  • Мироздание – вселенная, космическое пространство.
  • Благородные пропорции – исключительное по своему изяществу соотношение частей между собой (тонкое и строгое).
  • Духмяные травы (авторский неологизм) – пахучие, благоуханные, ароматные, душистые, имеющие приятный сильный запах. Дух (разг.) – то же, что запах. Состав слова (дух-мя-ные) позволяет предположить, что вторая часть его – это усеченное слово мята (душистое растение). Таким образом, духмяные травы – это травы с ароматом мяты.
  • Лазоревые цветы. В народной словесности лазоревый – лазурный, цвета лазури, светло-синий. Использование устарелого слова высокого стиля подчеркивает вечную красоту древнего сооружения.
  • Всплески (перен.) – колебание; светотень – распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи и графике. К словосочетанию всплески  светотени можно подобрать синоним блик (отблеск света на темном фоне).
  • Нетленная (устар.) – не подверженная тлению, разрушению, вечная.
  • Фата – закрывающее голову и верхнюю часть тела легкое женское покрывало из кисеи, кружев, шелка.
  • Подпалины – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. Здесь в переносном значении: рыжеватые пятна на зеленой траве, образовавшиеся под воздействием солнца.
  • Опахала – приспособление, которым обмахиваются во время жары, чтобы было прохладнее. Сравнение вершин деревьев с опахалами позволяет автору создать не только сказочную картину, но и вызвать ощущение прохлады на подводной глубине.
  • Крадется осень (олицетворение) – приходит тихо, незаметно, тайно. Подчеркивается сказочность изображаемого.
  • Силуэт – очертания чего-нибудь, виднеющиеся в темноте, тумане.
  • Припорошенные деревья – слегка присыпанные слоем только что выпавшего снега.
  1. Выписать из текста синонимы (в том числе контекстуальные) к слову храм.
  • (Белокаменная церковь; недвижимый белый камень; древние стены; Покров на Нерли; строение).

3.Лингвистический анализ текста

  • Сформулируйте тему текста. (В тексте повествуется о храме Покрова на Нерли).
  • Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Композиционно текст распадается на три части: вводную – 1 абзац; основную – 2-11 абзацы; заключительную – 12 абзац.)
  • Рассмотрим основную часть, определим в ней микротемы. Каков смысл второго абзаца? (В этом абзаце заключается основная мысль: благородные пропорции белого храма точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж.)
  • Верно. В тексте утверждается мысль: сила художественного обаяния храма, его  неповторимость – в гармоничном слиянии красоты природы с гениальным творением человека. Как будто природа вдохнула в камень тепло, жизнь. Обратимся к картинам. Какие из них созвучны мысли автора? (На всех картинах показано неразрывное и прекрасное целое храма и пейзажа. Однако художники посчитали важным подчеркнуть и красоту архитектурных деталей памятника: стройный, вытянутый вверх барабан, пилястры, закомары, аркатурный пояс.)
  • Каков смысл третьего абзаца? (В этом абзаце конкретизируется основная мысль: храм настолько сливается с природой, что «таинственным образом перекликается с временами года».)
  • Да, это так. Храм так созвучен настроению окружающего пейзажа, будто родился вместе с ним, а не создан руками человека. Поэтому он прекрасен в любую погоду, в любое время суток, в любое время года.

О чем четвертый абзац? Какая картина созвучна с ним? (В этом абзаце дается описание храма на рассвете. Первое предложение абзаца

  • полностью отражает содержание картины В.И. Шамаева. Но описание прерывается мыслью  о вечности Покрова на Нерли.)
  • Каковы языковые и художественные средства подчеркивают мысль о вечности храма? (Однородные дополнения, которые расположены в порядке увеличения временного отрезка: «дни и ночи, месяцы и годы, столетия…». Этот прием называется градацией. Метафора «река жизни» подчеркивает бесконечность сменяемость временных отрезков. Повтор сказуемого также подчеркивает бесконечность существования: «храм плывет и плывет»)
  • Как вы думаете, можно в картине выразить эту мысль? Каким образом? Кому из художников удалось это сделать? (Это удалось сделать художникам Б.Ф. Французову, В.И. Шамаеву.)
  • Видимо, это действительно так. Чтобы выразить мысль о вечности храма, о том, что камень, вода, деревья – вне времени, необходимо принадлежать только определенному периоду времени…

Мысль о вечности храма порождает следующую: автор вспоминает историю храма. Для чего? Почему это важно писателю? (Может быть, для того, чтобы мы задумались над тайной притягательности храма, которая кроется в его истории? Чтобы мы задумались над тем, какая это святыня для нашего отечества и прониклись ответственностью за его сохранность.)

  • Да, это так. Рассказывая историю храма, автор убеждает нас в том, что Покрова на Нерли – лирическая поэма в камне, повествующая о силе любви князя, Андрея Боголюбского, к своей родине и отца, Андрея, к своему сыну. Это поэма обращена к внутреннему миру человека, его задушевным чувствам. Она пробуждает в нас любовь к Родине и ее истории, призывает беречь память о прошлом и передать свои чувства будущим детям и внукам. В этом заключается сквозная мысль текста.    

Продолжим анализ микрочастей текста. Каков смысл 5 – 8 абзацев? (5,6 абзацы – повествование о смысле названия храма. 7,8 абзацы – описание храма летом.)  

  • Как вы понимаете содержание девятого абзаца? (В этой части дается описание храма осенью. Наиболее близка тематически этому абзацу картина В.И. Шамаева. В пору, когда увядает природа, часто приходят грустные мысли о том, что все имеет конец. Только храм как символ неувядающей красоты («звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой») вечен.
  • Да, осенью приходят мысли о бренности бытия. Но есть вечные ценности, которые олицетворяет храм: красота, память и любовью.
  • Прокомментируйте 10 и 11 абзацы. Не забывайте обращаться к картинам. (10 абзац – храм во время дождя. Подчеркивается его сказочная красота. 11 абзац – храм зимой. Он словно растворяется в бескрайнем снежном море. Это удалось показать художнику-офортисту Борису Французову.
  • 12 абзац – заключительный. В нем автор продолжает повествование об истории храма, еще раз тем самым подчеркивая, насколько для него это важно).
  • Последний абзац воспринимается как своеобразный вывод. Жизнь человека прекрасна и хрупка, как веточка вишенки в цвету. Андрей Боголюбский построил храм в память о сыне и в умиротворение своей печали, как оберег (покров), прогоняющий зло, защищающий от врагов, и как утверждение силы и могущества нового центра Русской земли («возвратившись из победоносного похода против волжских булгар»).
  • Теперь, надеюсь, не составит труда объяснить смысл вводной части. (В этой части утверждается мысль о вечности памятника: он уносится «вдаль по безбрежным волнам времени», уплывает «в бесконечность мироздания». Эта мысль является сквозной, о чем свидетельствует анализ микрочастей текста. Теперь мы понимаем, почему к храму так тянет людей. Храм – это островок надежды («парус», «звезда») на спасение, потому что он – символ красоты, гармонии, любви и памяти. Это самые главные и вечные ценности на нашей хрупкой планете. Поэтому мы должны бережно относиться к подобным памятникам культуры.)
  • Итак, мы с вами назвали ключевые слова текста, определяющие его сквозную идею. Я бы их расположила вот так:

храм ↔вера, надежда, любовь, память, красота ↔ вечность.

Храм олицетворяет те вечные ценности, которые «спасают мир» от зла, гибели. Мы должны чувствовать ответственность за них.

  • Укажите, какие типы речи присутствуют в тексте, какой из них является основным. (Это своеобразное рассуждение с элементами описания (состояния среды, предмета) и повествования. В вводной части утверждается мысль о вечности храма. Эта мысль является сквозной идеей текста. В основной части сначала тезис в форме общего утверждения (2 абзац), затем конкретизирующий тезис (3абзац),а далее с помощью введения элементов описания и повествования (мы их уже отметили) приводятся доказательства.)

В заключительной части содержится своеобразный вывод. Храм вечен, потому что олицетворяет любовь к сыну и Родине.

4.Составление примерного плана текста

1.Вводная часть. Вечность храма Покрова на Нерли (сквозная идея                     текста).

2.Основная часть. Неразрывное и прекрасное целое (тезис).           Доказательства:

  1. Гармоничное слияние храма и окружающей природы.
  2. Созвучие белого камня временами года.
  3. Лебедь-храм на рассвете.
  4. История храма. Смысл названия.
  5. Покров на Нерли летом.
  6. Храм осенью:

а) мысль о бренности бытия и вечности ценностей, которые храм олицетворяет;

б) Покров на Нерли во время дождя.

                7.   Храм зимой.

3. Заключительная часть. Символ любви и памяти (вывод).

5.Работа по определению стиля.

  • В каком стиле написан текст? (По стилю речи отрывок относится к художественной публицистике, так как в нем сочетается информативный тип речи с изобразительным. Цель автора – не только выразить восхищение архитектурным памятником (для этого он обрисовывает храм в разные времена года), но и заставить задуматься над вечными ценностями  и своей жизненной позицией.)
  • Эти целевые установки определяют особенности публицистического текста. Какие? (Обобщенность и в то же время эмоциональность.)
  • Рассмотрим, как обобщенность и эмоциональность проявляются в отборе содержания и языковых средств. Обобщенность проявляется в том, что речь идет о вечных, постоянно повторяющихся явлениях. Какие языковые средства, лексические и синтаксические, при этом используются? Приведите примеры. (Слова и словосочетания с отвлеченным значением: волны времени, бесконечность мироздания, столетия, поколения, века, зло и др.; глаголы, которые обозначают обобщающие действия: сравнивают, уподобляют; глагольные формы настоящего времени со значением постоянного, «вневременного» действия: вписываются, растут, звучат, возвышаются и др.; безличные предложения: Трудно сказать, когда Покрова на Нерли лучше всего любоваться; обобщенно-личные предложения: Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют…)
  • Все эти языковые средства придают тексту обобщенный характер.   Что обеспечивает его эмоциональность? (Оценочная лексика: удивительным и таинственным образом, любуясь, очень хорош; обратный, экспрессивный порядок слов: сменяются поколения; очень хорош Покров на Нерли летом; окончилось жаркое лето…; столетиями перед храмом умирали цветы и травы… и др.; ряды однородных членов: Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным и фантастическим; использование художественных средств выразительности: эпитетов (белопенный храм, духмяные травы и др.); метафор (умирали цветы и травы, крадется осень и др.); сравнений (как ковер, как сказочное видение, словно опахалами, как белоснежный лебедь.)
  • Почему автор сравнивает храм с лебедем? Какая из картин в большей степени соответствует этому сравнению? (Я думаю, что это сравнение построено на внешнем сходстве. На всех картинах это очень хорошо видно. На картине Егорова это выражено в большей степени.)
  • Какие эпитеты можно отнести и к птице-лебедю, и к храмам, изображенным на картинах? (Белоснежный, благородный, чудный, дивный, величавый, изумительный, изящный, волшебно красивый и т. д.)
  • Составьте небольшое описание храма по одной из картин, используя сравнение с лебедем. (Мне очень нравится картина Шамаева, на которой церковь отражается в воде «как сказочное видение». Когда я смотрю на эту картину, то представляю прекрасного лебедя: горделивая голова на длинной изящной шее, благородная осанка. Плывет медленно, величаво и словно любуется своим отражением в воде. Пленительное, завораживающее зрелище.)
  • Итак, мы доказали, что тексту присущи обобщенность и эмоциональность, что характерно для публицистического высказывания.

Закончилась наша заочная экскурсия к храму Покрова на Нерли. Она стала возможной благодаря произведениям живописи. Именно они позволили нам услышать те мысли, которые заложены в отрывке из очерка Евгения Осетрова, и познакомиться с выдающимся памятником архитектуры Древней Руси.

6.Задание на дом. Написать сжатое изложение текста с элементами сочинения-рассуждения по отрывку из книги Евгения Осетрова «Живая Древняя Русь» и рассмотренным картинам.

                Евгений Осетров «Живая Древняя Русь».

   Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

     Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж - луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.

      Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.

     На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь- храм всё плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…

      Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат- покров, защитив город от врагов.

     Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы и начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы- Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.

       Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.

        Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.

        Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей.

       Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.

       Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно- зелеными, а строение приобретает задумчивость. словно ожидает кого- то. И с неба на землю опускается осенняя радуга. Освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.

       Зима обволакивает бахромой деревья. Кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по - прежнему полны жизни и чувства.

        Храм построен в честь погибшего в лютой сече семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша,         возможно,  и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме .Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне и сам выбрал место для этого храма.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы речи. Рассуждение. Подготовка к подробному изложению с творческим заданием. 5 класс.

Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Без их применения на уроках р...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе. "Подготовка к изложению с творческим заданием"

Презентация помогает провести на уроке "виртуальную" экскурсию в известную на весь мир Третьяковку и подготовить учеников к написанию творческой работы....

Изложение с творческим заданием по китайской сказке "Колокол"

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе с применением технологии развития критического мышления  через чтение и письмо....

Урок развития речи Тема"Изложение с творческим заданием по тексту "Колокол". 7 класс

Урок развития речи по русскому языку  (7 класс) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...

Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".

Тип урока: урок развития речи.  (Обучающее изложение с творческим заданием).  Цели урока:Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжи...

Урок русского языка в 9 классе_Изложение с творческим заданием

Урок русского языка в 9 классе Тема: Изложение с творческим заданием (урок с использованием технологий РКМЧП)На данном уроке учащиеся работают в группах. Текст  для изложения взята сказ...