Индивидуализация обучения в основной школе как инструмент определения личной траектории обучающихся.
методическая разработка по русскому языку по теме

 

 

Цели работы:

 

·         Индивидуализация обучения на уроках русского языка как инструмент определения личной траектории обучающихся при овладении предметом

·         Обеспечение учебного процесса в основной школе  методическими приёмами, формирующими пунктуационную и орфографическую зоркость детей с различными мотивациями.

·         Определение методов работы с детьми  со  слабой

·         мотивацией обучения.

·         Раскрытие творческого потенциала детей при  индивидуальной работе со слабыми и сильными учениками.

 

 

 

                                               Задачи:

 

 

·         Осуществление обучения, воспитания и развития как неразрывного целого.

·         Развитие внимания средних и слабых учеников при определении условий выбора орфограмм.

·         Развитие навыка формулирования определений путем нахождения сходства и различий в пунктуационных схемах.

·         Развитие навыка составления текста при подготовке к ЕГЭ.

 

 

Современный стандарт образования  требует от учителя   выстраивать личную траекторию каждого обучающегося.  Думаю, это актуально для нашей школы, поскольку в условиях преобладания  средних и слабых учеников, проблемы которых очень индивидуальны,  мы вынуждены «нащупывать» путь каждого ребёнка в обучении, выбирать методы, методики, методические приёмы, наиболее соответствующие их возможностям. Это некоторые моменты опережающего, развивающего, проблемного, поискового методов, методики известных учителей, которые старались найти подходы к обучающимся разных уровней способностей. Также в данной работе будет рассмотрен  методический приём, наиболее оптимальный  (в совокупности с другими приёмами) для наших учеников. Это использование символических обозначений,  опорных схем и карточек. В связи с необходимостью постоянно развивать память, внимание учеников, особый акцент в обобщении опыта делается на использовании учителем «разминок», на организации повторения и обобщения. Сильных учеников в связи с этой ситуацией необходимо воспитывать как своих помощников и, конечно,  работать с ними индивидуально.

     Обучение орфографии и пунктуации на уроках русского языка невозможно без неразрывной связи с развитием и воспитанием учеников. Развивать детей – значит сделать обучение максимально осознанным. Материал лучше усваивается учеником, если он хорошо понимает цель, поставленную учителем, знает, к какому результату надо подойти, видит значимость этих знаний для своей собственной жизни. Для решения таких непростых задач учителю необходимо создать соответствующую воспитывающую атмосферу.

       Развивая детей, т.е. обучая  их мыслить, учитель воспитывает в них ответственность за свои знания, внимание к родному языку, который играет решающую роль в жизни современного человека, обязанного не только ориентироваться в потоке информации, но и быть хранителем родного языка. Эта  проблема - сохранение родного языка – решается в ходе воспитания и обучения. Для этого объясняю детям, что наш язык всегда был плохо защищён. От влияния захватчиков со времён татаро-монгольского ига. От космополитизма 18-19 веков. От политической идеологии 20 века. От нынешнего равнодушного отношения к нему. Родной язык движется в сторону упрощения, стандартизации, подавляются этические нормы старославянского языка. Сравнивая русский язык с европейскими языками, можно сказать, что в русском языке давно нет древних грамматических форм. В начале учебного года на первый урок обязательно приношу старославянские тексты, чтобы дать детям возможность услышать этот плавный, очень музыкальный язык, исключительно духовный, не допускающий никакой  вульгарности или утилитарности.  Не  обхожусь без текстов  патриотического содержания для различных видов работ, например, отрывок из стихотворения С. Сергеева-Ценского «Наш язык»                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizaciya_obucheniya_kak_instrument_vosstanovlen.docx557.74 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное общеобразовательное учреждение

Потаповской  основной общеобразовательной школы.

Индивидуализация обучения в основной школе

как инструмент определения личной

траектории           обучающихся

Учитель русского языка и литературы

 Закликовская С.Ф.Цели работы:

 

  1. Индивидуализация обучения на уроках русского языка как инструмент определения личной траектории обучающихся при овладении предметом
  2. Обеспечение учебного процесса в основной школе  методическими приёмами, формирующими пунктуационную и орфографическую зоркость детей с различными мотивациями.
  3. Определение методов работы с детьми  со  слабой
  4. мотивацией обучения.
  5. Раскрытие творческого потенциала детей при  индивидуальной работе со слабыми и сильными учениками.

   Задачи:

  1. Осуществление обучения, воспитания и развития как неразрывного целого.
  1. Развитие внимания средних и слабых учеников при определении условий выбора орфограмм.
  2. Развитие навыка формулирования определений путем нахождения сходства и различий в пунктуационных схемах.
  3. Развитие навыка составления текста при подготовке к ЕГЭ.

 1.ВВЕДЕНИЕ.

   ОБОСНОВАНИЕ  

Эта работа должна рассматриваться как попытка найти путь каждого ученика  основной деревенской  школы (количество учеников примерно 30 – 40)в образовании.  Учитель , ведя предмет во всех классах, стоит перед проблемой выбора наиболее эффективных методов для всех возрастов. Основной состав школьников – деревенские дети. Преимущественно это средние и слабые ученики. Есть дети из города и районного центра, которые приходят  в 8-9 классы. Это ученики, не имевшие успеха в школах, где учились ранее. В связи с этим возникает основное противоречие. Требования школьной программы увеличиваются с каждым годом, а возможности и мотивация учебы детей уменьшаются. Падает интерес к чтению. У детей читательский опыт на уровне начальной школы, у кого-то он отсутствует. Как учить плавать без воды? Чем старше ребёнок, тем меньше у него желание пополнять свою «базу» знаний. Информационное изобилие нашего века имеет и негативные плоды: дети обманываются своими «мнимыми знаниями», самоуверенно считают себя всезнающими, не зная часто даже элементарного. А тут  экзамен  на носу. Выпускникам предложат рассуждать в своём сочинении о проблемах мировой культуры, а многим из них и изложение написать - большая проблема. К такой ситуации приходиться приспосабливаться. Заучивать клише (зубрежка малоэффективный метод). «Натаскивать» по простейшим темам. «Вытягивать» на экзаменах, ставить мнимые «тройки». Дети понимают эту ложь. Чему бы мы ни обучали детей, мы их одновременно и воспитываем, и развиваем. Правильно или неправильно. Хотелось бы не забывать об этом. Это нравственная проблема. Рядом с ней всегда проблема эффективности обучения. Как помочь детям учиться самостоятельно, учиться с интересом? Учитель постоянно в поиске решения этих проблем. В поиске  методов, упрощающих познавательный  процесс,  повышающих мотивацию, открывающих применение в жизни полученных знаний и  параллельно  воспитывающих.           Современный стандарт образования  требует от учителя   выстраивать личную траекторию каждого обучающегося.  Думаю, это актуально для нашей школы, поскольку в условиях

преобладания  средних и слабых учеников, проблемы которых очень индивидуальны,  мы вынуждены «нащупывать» путь каждого ребёнка в обучении, выбирать методы, методики, методические приёмы, наиболее соответствующие их возможностям. Это некоторые моменты опережающего, развивающего, проблемного, поискового методов, методики известных учителей, которые старались найти подходы к обучающимся разных уровней способностей. Также в данной работе будет рассмотрен  методический приём, наиболее оптимальный  (в совокупности с другими приёмами) для наших учеников. Это использование символических обозначений,  опорных схем и карточек. В связи с необходимостью постоянно развивать память, внимание учеников, особый акцент в обобщении опыта делается на использовании учителем «разминок», на организации повторения и обобщения. Сильных учеников в связи с этой ситуацией необходимо воспитывать как своих помощников и, конечно,  работать с ними индивидуально.

 ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАК НЕРАЗРЫВНОЕ ЦЕЛОЕ.    

         Обучение орфографии и пунктуации на уроках русского языка невозможно без неразрывной связи с развитием и воспитанием учеников. Развивать детей – значит сделать обучение максимально осознанным. Материал лучше усваивается учеником, если он хорошо понимает цель, поставленную учителем, знает, к какому результату надо подойти, видит значимость этих знаний для своей собственной жизни. Для решения таких непростых задач учителю необходимо создать соответствующую воспитывающую атмосферу.

   Развивая детей, т.е. обучая  их мыслить, учитель воспитывает в них ответственность за свои знания, внимание к родному языку, который играет решающую роль в жизни современного человека, обязанного не только ориентироваться в потоке информации, но и быть хранителем родного языка. Эта  проблема - сохранение родного языка – решается в ходе воспитания и обучения. Для этого объясняю детям, что наш язык всегда был плохо защищён. От влияния захватчиков со времён татаро-монгольского ига. От космополитизма 18-19 веков. От политической идеологии 20 века. От нынешнего равнодушного отношения к нему. Родной язык движется в сторону упрощения, стандартизации, подавляются этические нормы старославянского языка. Сравнивая русский язык с европейскими языками, можно сказать, что в русском языке давно нет древних грамматических форм. В начале учебного года на первый урок обязательно приношу старославянские тексты, чтобы дать детям возможность услышать этот плавный, очень музыкальный язык, исключительно духовный, не допускающий никакой  вульгарности или утилитарности.  Не  обхожусь без текстов  патриотического содержания для различных видов работ, например, отрывок из стихотворения С. Сергеева-Ценского «Наш язык»                      

Уместны для воспитания и материалы для регионального компонента на уроке.

Их удобно поместить в отдельной папке. Выписываю полюбившиеся строки стихов уральских поэтов: «Я без Урала не могу» Л. Татьяничевой, «Когда-то мне говаривала мать»В.Сорокина,«Златоуст» В.Черноземцева, «Поэт - пылающая честность»М.Львова, «Благородство» Л.Татьяничевой,  « … Останься, мой родной язык, свободным и нагим», «Гори., гори, моя Россия» И.Банникова, стихи А.Горской о Пушкине, любви, об осени и многие другие стихи уральских авторов, в том числе и те,  которые стали песнями, например, «Песня о Магнитке», стихи о войне Львова, гражданская лирика Митяева, песенные тексты А.Горской.   Это хороший повод для волнующего момента на уроке.

Конечно, тут возникают трудности - не всегда дети готовы к восприятию непростых для них тем. Приходится искать пути создания необходимого настроя. Начинать разговор, раскрывая  темы, которые интересуют в данный момент детей, а это далеко не всегда близко поэтическому настрою: сказывается усталость от  избыточной информированности современного поколения. Постепенно учитель учится продумывать переходы от вопросов, которые волнуют детей, к истинным проблемам общества и человека в обществе.              

           Не только обучают, но и нравственны  уроки, на которых учитель подводит учеников к формулировке  цели данного урока. Ведь здесь учитель проявляет доверие к ученику, готовность сотрудничать. Тогда цель становится не только целью учителя, но и его учеников. Параллельно и в системе идёт развитие логического мышления  школьников. Логическая связь этапов урока не должна нарушаться, должны быть обдуманы  переходы от проверки домашнего задания к повторению пройденного и затем – к объяснению нового. Ученик должен осознавать, что без закрепления и тренировки не сможет применить знания самостоятельно. При подведении итога урока ученик должен видеть, какого результата он достиг. Развивая учеников, учитель  отрабатывает навык нахождения общего и различного в предыдущем и новом материалах, навык выделения главного в изучаемом явлении языка, навык формулирования определения при помощи учителя. При этом ученики не должны стесняться задавать собственные вопросы, ведь у каждого из них могут быть индивидуальные затруднения, а это невозможно без создания учителем обстановки уважения (принцип «Спрашивайте – отвечаем»), поэтому поведение учителя постоянно должно быть нравственно, т.е. тактично, что воспитывает само по себе.

Развитие мышления и воспитание детей при обучении возможно лишь при внимании учителя к личности каждого ученика. Например, на уроке развития речи в любом классе учитель так ставит проблему необходимости овладения речью, чтобы ученик прочувствовал её как свою проблему в предполагаемых жизненных ситуациях (описание портрета   человека,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         которого необходимо найти, письмо в защиту друга, последовательность действий при определённой работе, нахождение выхода из затруднительной  ситуации и т.д.) Таким образом, осуществляется связь с жизнью и формируется ответственное отношение  учеников к своей речи, они учатся убеждать предполагаемого собеседника, воздействовать на чувства, разум, действия других людей, уважать себя и собеседника, осознавать своё место  в работе класса (при ознакомлении – или при закреплении, что лучше удаётся). Одного внимания к личности ребёнка недостаточно. Приходится постоянно решать проблему оценивания.  Учителям известно, что негативное оценивание приводит в тупик. Нет успеха. Значит, у ребёнка пропадает интерес к учёбе. Следовательно, воспитывать надо успехами. Оценивать только положительно или никак не оценивать?  Постоянно искать возможности положительного оценивания. А если сильный ученик, получая всегда только хорошие отметки, начинает учиться ниже своих возможностей?  (Особенно в старших классах у таких детей при условии сильного темперамента, на фоне слабой основной массы учеников складывается завышенная самооценка, они преувеличивают свои  способности, требуют для себя завышенные оценки, идут на конфликт с учителем). Почему  есть дети, которые учатся только ради оценок? Получил определённое количество оценок для выставления четвертной и забросил учёбу. Где же любовь  к знаниям?  Сколько бы ни задавал себе учитель таких вопросов, ответ всегда только один: виноват я: просмотрел, упустил момент потери интереса в погоне за программой, не учёл настроение и так далее. И вечный поиск. Что делать?

  Увеличивать время на усвоение  за счёт объединения близких тем программы, включая в уроки элементы повторения сложных тем, стараться не «гнать» программу, а, не спеша, в комфортной  спокойной обстановке работать над темами столько, сколько нужно плохо успевающим детям. Сильные ученики в этих условиях должны помогать учителю. Это относится к любым предметам.

На уроках русского языка эффективнее не работать над ошибками (опыт показывает малоэффективность этой работы), а предупреждать их (предупредительные диктанты, опорные карточки с «подсказками», образцы, алгоритмы, схемы, предупредительные словарные работы, орфографическое проговаривание, взаимопроверка и так далее).  

Не зубрить правила, а постоянно применять их на практике, видя их в виде  схем перед глазами столько, сколько нужно для усвоения самым слабым ученикам, свободно пользоваться учебником для нахождения пройденных орфограмм.

   К таким выводам постоянно приходит коллектив нашей школы, но как осуществить эти задачи на деле?

 На собственном опыте, а также, изучая методы обучения русскому языку С.Н. Лысенковой, Г.К. Лидман-Орловой, Н.М. Лебедева, А.Ю. Купаловой, Г.А. Богдановой, Т.А. Широковской и др., мы пришли к выводу, что нужно искать дополнительное время на уроке, а не после него. Мало помогают послеурочные занятия, когда дети устали.

  До минимума свести домашнее задание, сделать его выполнимым для детей, которым нужно много времени даже для выполнения простых заданий.  Постараться избавиться от комплекса невыученных уроков, не ставить  за них «двойки», освободить себя и учеников от постоянной неудовлетворённости в результате невыученных уроков, от испорченных отношений, ведь не секрет, что всё больше появляется учеников, которые совсем не делают домашние задания, и негативные оценки им не помогают.  

  Использовать опорные карточки и схемы при ознакомлении и закреплении, рассуждать вслух, приучая к этому и детей. Дети вслед за учителем должны комментировать свои действия на уроке. Как найти дополнительное время на уроке?

   Учебники  русского языка по программе Ладыженской Т.А.(5 - 9 классы) дают возможность сэкономить время за счёт выполнения заданий по морфологическому разбору  и другим видам разборов, которые помещены в учебнике с самого начала, хотя изучение этих  частей речи по программе запланировано значительно позже.  Это позволяет параллельно с изучением основной темы заранее знакомить учеников с новыми для них признаками частей речи или повторять уже изученные.

  Эти же учебники позволяют объединять близкие темы, находить их  сходство с изучаемым в данный момент материалом. Объединение тем отмечаю в программе.  

  Естественно, на каждом уроке повторяется материал, помогающий усвоить новую тему. Еженедельно проводится  словарная работа  (в течение недели работа с группой слов и словарный диктант в конце недели).               Сложные темы, например, «Безударная гласная в корне», «Части речи», «Части предложения» и другие повторяются на каждом уроке. Не прекращается на каждом уроке работа над предложениями. Одно предложение  комментируется, другое записывается классом под диктовку учителя, задания к предложениям даются в зависимости от цели урока. И спутники каждого урока - не зачёты по правилам, а опорные карточки и схемы, разминки, в которые в игровой форме включены темы по повторению и возможные перспективные темы. Об опорном материале, упрощающем обучение, сказано ниже, а пока остановимся на «разминке».

« Разминки» помогают детям после перемены быстро включиться  в работу, позволяют в непринуждённой обстановке повторить изученное, усвоить трудные темы на уровне автоматизма. При соответствующем поощрении этот этап  усиливает интерес к учению. Правильные ответы, похвала вдохновляют детей, задают бодрый темп урока, избавляют от лени, инерции. С помощью такой «гимнастики» ума можно повторить пройденное, «построить мостик» к новой теме, постараться поднять настроение ученикам, иногда, если это  5-й или 6-й урок, просто отдохнуть, разгадать ребус.  

       

2.«РАЗМИНКА»КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ   ОПРЕДЕЛЕНИЯ   НАКЛОНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

            Для выработки автоматизма при подборе проверочных слов, для привыкания школьника к постоянному анализу состава слова необходимы различные «разминки» в начале урока. Так, например, учитель называет слово с безударной гласной, ученики должны подобрать проверочное слово. Ученик, который смог быстрее и грамотнее остальных выполнить это задание, объясняет орфограмму у доски, обозначая её условия. Слабый ученик может просто записать слово и подчеркнуть «ошибкоопасную» букву. Сильный ученик может дописать ещё 2 однокоренных слова разных частей речи. Таким образом, увеличивается объём повторения. Ученики у доски ставят ударение в слове - так закрепляется понятие о слабой и сильной позициях звука. Для выработки автоматизма при выполнении таких заданий можно использовать игровой элемент. Проверочные слова называются только устно, наибольшее количество баллов набирает ученик, назвавший большинство слов и при этом не нарушивший правил поведения. Ответы без поднятия руки не засчитываются.

 Для этой цели могут быть использованы одни и те же слова, содержащиеся в специальной папке. Слова заменяются по мере выработки автоматизма при подборе проверочных слов. Перед этой работой учителем ставится задача: применение на практике. На уроке обязательно будут задания, связанные с применением этого навыка, ведь постоянно надо привлекать внимание учеников к фонетическим и словообразовательным явлениям языка. Кроме систематических фонетических и словообразовательных разборов для сильных учеников можно использовать и занимательные задания (например из сборников «Русского медвежонка»)

             Пусть ответы не всегда правильные. Важен сам процесс необычной на уроке работы.

 В ходе обсуждения проблем обучения в нашей школе, учителя часто жаловались на плохую активность детей среднего и старшего возраста, есть ученики 16-ти лет, обучающиеся в 6 классе, есть ученики, не умеющие вести себя. В результате приходили к решению разрабатывать или использовать уже известные виды карточек для индивидуальной работы. Характеристика таких карточек приведена ниже.

3.ВИДЫ КАРТОЧЕК ДЛЯ РАБОТЫ  СО СЛАБЫМИ УЧЕНИКАМИ.

     

    В ходе работы с классом убеждаешься, что  ученикам со слабой мотивацией привлекательной кажется  именно работа с  разнообразными карточками, таких учеников привлекает разнообразие, необычность работы.  

   Думаю, что для индивидуальной работы со слабыми учениками, которых, как правило, большинство в классе, приемлемо  использовать карточки с «подсказками». Это обычные подборки слов на различные орфограммы с пропусками букв. Карточки с заданиями находятся в папке, каждая под своим номером. Карточки с «подсказками» находятся под соответствующими номерами в другой папке, они позволяют поставить ученика в ситуацию поиска правильного выбора орфограммы. Кроме того, эти карточки по сути проверочные: помогают ученику исправить свои ошибки. На карточках расположен необходимый теоретический или иллюстративный материал, схемы, помогающие ученику найти необходимое правило, применить его на практике, обозначить условия выбора орфограмм.  Папка с « подсказками»  достаточно ярко оформлена, иллюстрирована соответствующими рисунками. Например, к  карточке с заданием №12, содержащей одинаковые по звучанию глаголы-омофоны, написание которых зависит от их значения, в папке с «подсказками»  содержатся рисунки, иллюстрирующие смысл каждого из слов с пропущенными буквами. То есть,  карточки во второй папке содержат не только  одинаковые по звучанию глаголы-омофоны, имеющие разные лексические значения, но и иллюстрируют их.

  Зрительные образы, остающиеся в памяти после просмотра иллюстраций помогают ученикам   различать смысл слов и в соответствии с ним подбирать проверочные слова.

   В карточку включены и глаголы, которые по смыслу кажутся одинаковыми, но для правильного написания их необходимо различать, потому что и в этих словах написание  также зависит от смысла.

  Это глаголы с корнями –мак-, -мок-, -равн-, -ровн-, -ви-,-ве- :

  Такая работа нужна для развития внимания к  явлениям языка.

   Работая с этими двумя папками, ученики развивают зрительную память, различая одинаковые по звучанию слова, развивают логическое мышление, находя к орфограммам соответствующие правила, учатся применять теоретические знания на практике.

Кроме того, такие задания, когда ученик сам находит ответ, при всей упрощенности этого задания, развивают самостоятельность, помогают школьнику преодолеть ощущение рутинности, безразличие, стимулирует стремление заработать положительную оценку.

  Ниже приведены две  карточки первой папки.  Соответствующие им иллюстрации и схемы  дети должны искать во  второй папке, которую учитель им выдаёт в случаях затруднения.

Примеры работы с папками:

 Ученику даётся папка №1, в которой выбирается карточка №2

На карточке № 2  слова      с чередующимися корнями. Ученик получает задание вставить пропущенные буквы, вспомнить правило. После выполнения задания ученику предлагается проверить себя  и выдаётся папка № 2, в которой под соответствующим номером находится таблица, где показаны все случаи чередования, примеры слов, выделены условия выбора орфограмм. Ученику предлагается исправить свои ошибки в соответствии с таблицей, а также сформулировать правила.

   Ученику даётся папка №1, в которой выбирается карточка №12.

На карточке №12 даны глаголы, для определения правильного написания которых нужно определить их лексическое значение. Ученику даётся задание вставить буквы в эти по звучанию омонимичные корни. После выполнения задания ученику предлагается проверить себя и выдаётся папка №2, в которой под №12 находятся рисунки, помогающие наглядно увидеть разницу в лексическом значении слов.

Составьте из данных слов ряды синонимов. Назовите общее значение синонимов каждого ряда.

, наездник, мрак, буран, сторона, верховой, темень, край, вьюга, конный, потёмки, земля, пурга.

 Эти же карточки можно использовать, как обычно, для средних и сильных учеников, только в этом случае они могут самостоятельно работать на доске, не прибегая к помощи папки с «подсказками». Затем проверить работу с помощью класса, при такой работе выявляются орфограммы, не усвоенные большинством учеников, и  выявляется ученик, не допустивший ошибок, последний и объясняет классу орфограммы, формулирует свой вопрос к отвечающему у доски ученику.  Антонимы среди прилагательных:

   Для того, чтобы интерес к этой работе не притуплялся, карточки по орфографии можно чередовать с карточками по повторению лексических разрядов слов:Спишите, заменяя повторяющиеся слова синонимами.

               

Подберите синонимы к словам тихий, хороший, крепкий в таких словосо

Всадник, страна, метель, темнота четаниях:

Тихий голос. Тихий человек. Тихий сон. Тихая езда.

На  уроках повторения хорошо иметь опорные карточки,

Антонимы среди наречий:

 

Антонимы среди глаголов:

. 

напоминающие детям лексические разряды слов. Диктуется     выборочный диктант из пословиц. Например:Рано оседлали, да поздно поскакали. Задание: объяснить значение пословиц, записать антонимы парами. Один человек у доски. Опорные карточки помещены на доске. При выборе антонимов дети пользуются ими:

Запишите предложения, вставляя вместо точек  антонимы к выделенным словам.

  1. Готовь телегу зимой, а сани - …  2. Один  брат молчун, а другой – ….  3. Сегодня море бурное, а вчера было совсем …

4. У Алёши хороший характер: он помнит добо и забывает зло. 5. Ты всегда весел, почему же сегодня …

5. Труд человека кормит, а  … портит.  6. Коррень учения горек, зато плоды его  …

Составьте небольшой текст, используя одну из пословиц.

  1. Н а смелого собака лает, а несмелого кусает.

  1. Сначала думай, а потом делай.

  1. Не по словам судят, а по делам.

 

 4.  Мал телом , да велик делом.

По этой же теме можно провести творческий диктант:

Карточки можно широко использовать и на уроках развития речи.

В конце урока для закрепления  материала уместно использовать карточки занимательного или игрового характера. Эти карточки хорошо стимулируют при усталости, часто раскрывают творческий потенциал детей, которые не отличаются активностью. Такие  дети обычно охотно включаются в работу с необычными карточками:

        СТАНЬ ВЕДУЩИМ.

Участники игры рассаживаются по кругу. Ведущий, указав на одного из участников, произносит какое-либо слово и называет способ связи (согласование или управление, или примыкание), после чего трижды бьёт в ладоши. За это  время надо составить нужное словосочетание и ответить. Кто ответил правильно,

становится ведущим. Способы связи слов должны чередоваться.

ОТГАДАЙ ШАРАДУ:

      1.В списке вы мой обнаружите корень,

        Суффикс – в собрании встретите вскоре,

         В слове рассказ вы приставку найдёте,

         В целом – по мне на уроки пойдёте.

        2. Корень мой находится в цене,

            В очерке найди приставку мне,

            Суффикс мой в тетрадке все встречали,

            Вся же  - в дневнике я и в журнале.

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ, ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ

Превратите с помощью приставок переходные глаголы в непереходные  и подберите к ним подходящие по смыслу существительные в винительном падеже без предлога. Например: работать-обработать деталь.

Плыть,  ехать, спать, бежать, лететь, лежать.

                                 

Впишите по горизонтали слова, соответствующие определениям, и в выделенной строке вы прочитаете название части речи.

1.Принадлежащий мне.

2.Возвратное местоимение в родительном падеже.

3. Определительное местоимение, синоним местоимений каждый, любой.

4. Вопросительное местоимение: какой по порядку.

5. Указательное местоимение, антоним местоимения этот

6.Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он.

7. Определительное местоимение: именно, как раз.

8. Неопределённое местоимение, синоним мест кто-то.

9. Принадлежащий нам.

10. Личное местоимение 3-го лица, множественного числа.

11.Неопределённое местоимение: неизвестно кто.

На заключительных уроках по прохождении тем можно предложить ученикам разгадать кроссворд, решение которого будет одновременно обобщением пройденного материала, например, кроссворд по теме «Местоимение»  -  «Спрятанное слово»:

1. М

О

Й

6. Н

     И

К

Т

О

7. С

А

     М

Ы

Й

8. Н

      Е

К

Т

О

9.   Н

А

Ш

10.  О

Н

      И

Б

Я

11. Н

      Е

К

3. В

     С

К

И

Й

4. К

О

     Т

О

Р

Ы

Й

5. Т

     О

Т

                        НЕ ЛЮБО – НЕ СЛУШАЙ,  А ВРАТЬ НЕ МЕШАЙ.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ИНФИНИТИВ.

Лежал он веками на полатях в своём тереме, время шло, а он о нём и понятия не имел,  о лицах  - тоже. Никто к нему на огонёк не заглядывал. Ни с кем он дружбу не водил. Однажды он услышал стук в окно.

-- Кто стучать? Что греметь? – испугался инфинитив. А в ответ тишина.  И стал он зарастать паутиной…

   

 СРОЧНО  ПОМОГИТЕ ИНФИНИТИВУ НАЙТИ ЛИЦО, ВРЕМЯ, ЧИСЛО И НАКЛОНЕНИЕ!

Лежать, греметь, стучать, жить.

Большой проблемой остаются ошибки учащихся при составлении текстов. Для предупреждения речевых ошибок необходимы карточки, схематично изображающие синтаксические  связи в тексте (параллельную, цепную), средства связи  предложений. С помощью  таких карточек  ученикам проще составлять связные тексты, знакомиться с основными смысловыми и грамматическими закономерностями  связной монологической речи, видеть микротемы.

Основные ошибки учащихся при работе над текстом:

- Неправильное выделение абзацев или отсутствие их, неумение отделять экспозицию, концовку, поворот мысли, разрывание предложений, составляющих микротему.

- Текст сочинения невозможно расчленить на логически и композиционно законченные связи.

-   Нарушение границ предложения. То целый отрезок, содержащий несколько предложений, то оборванные предложения.

     -    Неправильный порядок слов и неумение пользоваться порядком слов для соединения предложений.

      -     Нарушение единого временного плана.

      -   Неправильное использование союзов для связи предложений и микротем.

      -      Неоправданные повторы

      - Неумение использовать для соединения предложений синонимическую, местоименную, глагольную, наречную, союзную межфразовую связь, связь на основе лексического повтора.

      -     Пропуски слов, лишние слова.

Исходя из вышесказанного, начинать работу над текстом можно с самого простого для учеников типа: повествования. Для этого лучше всего пользоваться на уроке картинками или краткими схемами, на которых изображены основные моменты повествования. Ученикам предлагается расположить картины или схемы в последовательности, требуемой развитием действия. Затем идет работа по определению общей темы, нахождению главной мысли, отбор лучших заголовков. Далее идет анализ каждого отдельного рисунка, составляется план.  После анализа рисунков уместно провести словарную работу, сделать подборки синонимов, которые устранят однообразное повторение в речи одних и тех же слов и обеспечат связь предложений.

   После этого обращаемся к структуре сочинения, объясняем значение слова сочинение. Его исторический корень --–чин-. Одно из его производных значений – «порядок», допустим, « чин венчания» и так далее, фразеологизм «всё чин по чину», т.е. «всё по порядку». В слове «зачин» - «начало» этот же корень; следовательно, сочинение предполагает изложение мыслей в определённом порядке.

         -- Чтобы наше сочинение отвечало этому требованию, было стройным, - говорит учитель, - обратимся к его построению.

На доске вывешивается схема:

                                                Схема

Рассмотрев схему, школьники отмечают, что сочинение состоит из вступления, основной части – рассказа о четырёх рисунках и концовки (заключения). Затем обсуждаются абзацы, которые необходимо писать с красной строки, обговариваются первый и последний абзацы (вступление и заключение), которые могут состоять из одного –двух предложений.

      После этого этапа разбираемся, как должны связываться предложения внутри абзацев. Ребята отмечают, что в предложениях, характеризующих рисунки, единая тема, и нельзя, допустим, в третьем абзаце писать предложение, отражающее содержание последнего рисунка.

       Сделав такой вывод, дети могут составить устные рассказы по рисункам. Рассказы по картинкам должны заканчиваться заключительными итоговыми предложениями, которые знакомы детям по сказкам, эти предложения как «замочки», они замыкают рассказики.                     Например, в сочинении о походе описание одного из эпизодов заканчивается:  « Когда  убрали палатки и погасили тлеющие угли костра, ребята с удовольствием оглядели чистую поляну».

       Другим грамматическим средством связи внутри микротем при описании сменяющихся событий, относящихся к прошлому, служит соотнесённость  видовременных форм глаголов-сказуемых. Сказуемые в таких            сочинениях обычно выражены глаголами совершенного вида в прошедшем времени. Нужно объяснить детям, что эти глаголы должны быть сохранены во всех предложениях, открывающих абзацы. Они должны использоваться и при описании действий последнего рисунка, требующих глаголов совершенного вида со значением окончания, завершённости, результата действия.

 Глаголы прошедшего времени несовершенного вида  используются для описания и изображения одновременных и длительных действий внутри абзацев.                                                                                                                                                                                                                                    Для оживления повествования можно использовать глаголы настоящего времени, например: « Вот Саша вытаскивает колышки из земли. Серёжа укладывает топор в рюкзак».

     При подготовке  к сочинению пользуемся карточками с необходимыми глаголами, предлагаем составить по ним предложения.

      После подготовки ученики могут вполне уверенно составлять абзацы, связывая законченные предложения порядком  их расположения, используя синонимы и соотношение видо-временных форм сказуемых.

    Таким образом, опорные схемы и картины помогают и при работе с текстом, и для повторения видов и времён глагола.

       Иногда дети, связывая предложения, злоупотребляют повтором существительных. Надо прочитать такое сочинение классу, чтобы дети поняли, какое оно «неживое»; затем прочитать другое, где используются синонимы.

         Но дети должны знать, что повторять существительные для связи можно в определённых случаях. Для этого делается таблица:

Таблица

Таблицу желательно не снимать  в течение нескольких дней.

    Опираясь на таблицу, учитель рассказывает о трёх правилах использования повторов для соединения предложений.

 Следующий этап: тренировочные упражнения.

     Задание 1: Объясните, почему  в данной работе предложения соединяются повтором существительного. Подчеркните повторяющееся слово.

      Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью. Обращения выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения, то после него ставится запятая или восклицательный знак.

       В данном тексте предложения соединяются с помощью повтора существительного обращение, так как это точный термин и в языке к нему нет синонимов. Соединение предложений при помощи подобных повторов придаёт речи точность, ясность, строгость.

       Задание 2: Объясните, почему нельзя соединить предложения вместо повторов существительных местоимением он. Каким местоимением лучше присоединить последнее предложение? Каким местоимением связывается оно?

       Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом. Вдруг мальчик очутился верхом на дельфине. Дельфин не сбросил седока и взял направление к берегу.

        В данном случае лучше использовать повторы слов, так как  существительные дельфин и мальчик одного и того же рода. Конечное предложение следует присоединить местоимением тот, так как именно таким местоимением можно заменять последнее существительное предшествующего предложения.

       Задание 3:  Объясните, какие предложения текста, данного ниже,  соединяются местоимениями, какие – повторами существительных. Подчеркните те и другие. Почему здесь нельзя обойтись без повторов? Какая связь предложений в этом тексте?

                                           

                                                 

Средства связи анализируются не после того, как диктант написан, а в процессе его написания. Так, написав первые два предложения, класс устанавливает, что они соединяются с помощью повтора существительного (семечко  -  из семечка). Местоимение здесь недопустимо, так как оно присоединяет третье предложение. Третье и четвёртое со вторым и третьим с помощью местоимений  от него – их. Пятое предложение связывается с четвёртым местоимением она, а с первым - повтором существительного ( под берёзами – под берёзами). С помощью повтора связаны также шестое с пятым и седьмое с первым предложением.              

        Таким образом, лексический повтор соединяет здесь первое, пятое и седьмое предложения. Он необходим здесь, так как эти предложения следуют друг за другом, а разъединяются другими фразами. Это станет особенно ясно, если связь отразить в схеме. Схема объясняет и  то, почему  связь предложений этого текста называется цепной:

Большие возможности для работы над текстом открываются при изучении местоимений, например, указательных.

Карточка №1

      Указательные местоимения делятся на собственно-указательные то, это, этот (Отчего это дерево усыхает?) и на субстантивированные, выполняющие в тексте функцию обобщения и замещения.

      Использованные в собственно-указательном значении местоимения, сопровождая лексический повтор, соединяют два рядом стоящие предложения: Можно ещё много написать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и артофелем, молоком и ягодами. (К.Г.Паустовский)

Карточка №2.

      Функции субстантивированных местоимений значительно шире. Они могут соединять последующее предложение с частью предшествующего: Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво.

Карточка №3.

      Местоимения могут связывать последующее предложение со всем предшествующим предложением или текстом, соотносясь в нём с каким-то отдельным словом:

Я ошибся, приняв людей, которые сидели вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это были крестьянские мальчики, стерегущие табун. (И.С Тургенев).

     В большой комнате с белыми прилавками горит одна только настольная лампа за стеклянным барьером. Старичок в белом халате протягивает руку к белой этажерке. Толчок – и этажерка закружилась, словно маленькая карусель. Поплыли по кругу пузырьки в белоснежных шапочках и жёлтых передниках, белые баночки, обвязанные сверху синей бумагой, картонные коробочки. Догадались? Это аптека.

   При  обучении детей основным приёмам сочинения, способам связи его законченных предложений, способам оформления его начала и конца поможет работа по карточкам.

                                                      Карточка №1.

  Определите, к каким разрядам относятся выделенные местоимения, какими членами они являются в предложении и для чего служат в тексте.

   Под престолом что-то сильно завозилось, он даже как будто покачнулся, и в то же мгновение из-под него вынырнула фигура. Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка.

 

                     Карточка №2.

Объясните, для чего служат в тексте выделенные местоимения  она

и это. Как связаны предложения?

       

                                                            Карточка №3.

   Прочитайте схему.  Соедините придуманные вами предложения так, как показано на схеме.

  1                                                                         2

П- - - - - - - - -С  - - - - - - -- Д.                 Он - - - - - - - - - - - - - - - -.

1                                                                              2

П - - - - - - - - - С  - - - - - - - Д.                  Тот  - - - - - - - - - - - - - - .

 Условные обозначения:

П --- подлежащее,  С    ---- сказуемое,   Д ---дополнение.

    Большие возможности для знакомства с синтаксисом текста представляет изучение обобщающих слов при однородных членах.        Научившись составлять предложения с однородными членами, ученики могут и составить и целый текст по такой же модели. Такой текст есть в повести Н.Г.Гоголя «Тарас Бульба».

 .

      Текст начинается и замыкается предложениями обобщающего характера, которые кольцом охватывают параллельно связанные предложения. Все они, кроме последнего, опираются на первое, развивают дальше его мысль, конкретизируют её. Последнее предложение подводит итог всему сказанному. Синтаксис текста напоминает строение простого предложения с однородными членами и обобщающими словами перед ними и после них. Делаем схему текста: (Следует схема)Чтобы облегчить школьникам работу над текстом, надо начинать анализ с определения таких его примет , как обобщающие слова всё все, везде, ,повсюду, вот такие, которые стоят  в начальных или итоговых обобщающих предложениях, например, проанализируем отрывок из «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого.

  На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пёстрых женщин…И тут же валяются  заржавевшие ядра, бомбы, картечи и пушки разных калибров. Немного дальше большая площадь, на которой валяются … пушечные станки, спящие солдаты, стоят лошади,   повозки … Направо улица загорожена баррикадой. Налево красивый дом с римскими цифрами на фронтоне, под которым стоят солдаты  …,-- везде вы видите неприятные следы военного лагеря.

Далее следует схема текста:

Учиться составлять текст с обобщающими словами можно и с помощью карточек, на которых  предложения   даны вразброс. Ученики , ориентируясь на схему, где видно расположение обобщающих слов, смогут расставить предложения по местам.

    Например: 1. Кто менял волов и плуг на коня и отправлялся в полки. 2. Все знали, что трудно иметь дело с закаленной толпой, известной под именем запорожского войска. 3. Кто прятался, угоняя скот и унося, что можно было унести.4. Всё всполошилось. 5. Попадались иногда и такие, кто сопротивлялся, но больше было таких, которые бежали заранее.

    Выделив здесь предложения с местоимениями все и всё , которые часто служат обобщающими словами, можно догадаться, что эти предложения станут обобщающими в тексте, а остальные, как однородные члены, пойдут вслед за первым обобщающим предложением. Текст примет следующее строение:

      Всё всполошилось. Кто менял волов и плуг на коня и отправлялся в полки. Кто прятался, угоняя скот и унося, что можно было унести. Попадались иногда и такие, кто сопротивлялся, но больше было таких, которые бежали заранее. Все знали, что  трудно иметь дело с закалённой толпой, известной под именем запорожского войска.

     

 Самыми используемыми и необходимыми остаются карточки для работы по формированию орфографической зоркости.

                                                                                                                                        Ученики, как правило, делают большое количество ошибок при написании безударных гласных в корне слова и при написании согласных в корне и конце слова, путают предлоги и приставки, пишут предлоги слитно со словами. Это самые сложные орфографические темы, они требуют от учеников умения слышать и правильно определять ударение в слове, умения слышать глухие и звонкие звуки. Кроме необходимого навыка фонетического разбора, можно использовать обычные карточки с пропущенными буквами и скобками (деформированный текст), а потом карточки с этим же текстом, чтобы ученики, проверяя себя, подчеркнули «ошибкоопасные» буквы.

Для учеников, пишущих предлоги слитно с другими частями речи, необходимо на доске держать схему вопросов, соответствующих предлогам,  а также карточки, в которых ученик, имея перед собой образцы предлогов и подставляемых слов между предлогом и существительным может самостоятельно поупражняться  в этой работе. Пример такой карточки будет приведён ниже.

Для самых слабых детей учителю необходимо иметь карточки опорные и проверочные, где показан образец выполнения задания, полное или частичное решение предлагаемых заданий. Работая с такими опорными и проверочными карточками, которые даются ему после работы с деформированным текстом, ученик учится самостоятельно исправлять свои ошибки, видеть положительный результат своей работы. При этом экономится время урока, которое тратит на проверку учитель. Проверочные карточки можно использовать и в обратной последовательности: имея перед собой недеформированный текст, ученик должен найти «ошибкоопасные» места самостоятельно и «помочь» учителю, составив карточку с пропущенными буквами. Это работа для более сильных учеников.

   

Ниже приведены примеры проверочных карточек:

             

1. Разберите слова по составу:

     Чёрный, море, бегун, повар, приходят, напишешь, полевой, передаю, запись, красный.

ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА: Чёрный, море, бегун, повар, приходят, напишешь, полевой, передаю, запись, красный.

2.Прочитайте слова. Запишите их в группы по значению; выделите корни.

Подводник, водить, морской, морить, проводник, надводный, приморский, провод, моряк, заморить, водяной, измор.

ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА:

Подводник,    водить,             морской,              морить,

надводный,     проводник,     приморский,         заморить,

водяной;         провод;            моряк;                   измор.

3. ОПОРНАЯ КАРТОЧКА.

Найдите корень в данных ниже словах; запишите, ставя ударение. Например: возить- воз.

Осм..треть, под..рить, поч..стить, прох..дная, г..стиная, ст..ловая, ч..совой, заб..гать, б..реговой, ст..рожить.

ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА:

Осмотреть  -  смотр, подарить - дар, почистить – чист, проходная – ход, гостиная –гость, столовая – стол, часовой – час, забегать – бег, береговой – берег, сторожить –сторож.

4.ОПОРНАЯ КАРТОЧКА:

  Устно назовите выделенные орфограммы, прочитав слова:

Пруд            местный               вкусный              лестница

Прут             поздний               небесный            чувствовать

Просьба        радостный          чудесный             вокзал

Перевозка     участник             прекрасный         хоккей

Улыбка          здравствуй         опасный               группа

Кружка          ненастный          ужасный                матч.

    Запишите слова из первых трёх колонок вместе с проверочными словами. Образец: Устный – уста.

     Подберите к словам четвёртой колонки однокоренные слова и запишите их. Образец: Футбол – футбольный, футболист.

Когда согласная в корне слова слышится ясно? Приведите примеры.

   Запишите данные ниже слова вместе с тремя проверочными словами.

Оши—ка, коро—ка, ка—ка, фура—ка, руба—ка, кана—ка, укла—ка, стару—ка, пого—ка, зама—ка, ни—кий, у—кий, про—ба, ро—кий.

ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА:

     Ошибка-ошибочка, ошибаться, ошибочный; коробка-коробочка, коробушка, коробок; кадка-кадочка, кадушка, кадочный (обруч); фуражка-фуражечный, фуражек—Р.п.,мн.ч.; рубашка—рубашечка, рубашонка, рубашечный, рубашек; канавка—канава,канавочка, канавища; укладка—кладу, укладывать, кладовка; старушка—старушечка, старушонка, старушек; погодка—погода, погодные(условия), распогодилось; замазка—замазочка, замазать, мазать; низкий—низок, низенький, низина; узкий—узок, узенький, узость; просьба—просить, проситель, выпросить; робкий—робок, робость, робеть.

Для проверки усвоения материала удобно пользоваться перфокартами и ключами для проверки учителем. Это позволяет учителю быстро проверить работу, выставить оценку сразу. Для сильных учеников перфокарту достаточно использовать один раз. Слабым можно давать её несколько уроков подряд, пока карточка не будет выполнена правильно. В индивидуальных случаях можно предложить ученику правило на отдельной опорной карточке, которым он должен будет воспользоваться при выборе правильного написания. Когда работа будет выполнена, можно дать ученику ключ, содержащий все вставляемые буквы, для самопроверки.

Образцы перфокарт и ключей к ним:

ПЕРФОКАРТА «Чередование гласных в корнях и приставках».

Используется при повторении и обобщении материала.

6 класс.

  1 Сг…реть, 2прик…сновение, 3к…саюсь, 4выб..рает,5 соб…рём,6 возр…ст,7 ср…слись,8 предл…гаю,9 изл…жение, 10раст…рать,11 бл…стеть,12 забл…стать,13 пр…одолеть, 14пр…брежный, 15пр..сесть,16 пр…дложить,17 пр..ехать,18 заг…р, 19з…рька,20 пр…красный,21 пол…жили.    

КЛЮЧ:

   Такие перфокарты со смешанными орфограммами используют при повторении материала для сильных учеников.

Правописание –нн- и –н- в суффиксах имён прилагательных.

7 класс.

Перфокарта 

Далее следует ключ к перфокарте

ПЕРФОКАРТЫ , СОДЕРЖАЩАЯ ЦИФРОВОЙ КОД:

предлоги и приставки, кроме обычного объяснения, можно использовать также опорные и проверочные  карточки:

     РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ.

 Запишите, раскрывая скобки и вставляя после предлога подходящие по смыслу слова. Предлоги обозначьте буквой п., приставки – знаком       .

Образец: (В)бежал (в)комнату.----Вбежал в большую комнату.

   (До)бежал (до)школы. (За)шёл (за)товарищем. (От)плыл (от) берега. (У)скакал (на)коне.

 ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА.

Добежал до своей школы. Зашёл за школьным товарищем. Отплыл от родного берега. Ускакал на вороном коне.

   Итак, опорные и проверочные карточки позволяют учителю добиваться результатов от самых слабых учеников, находить слабые стороны учебной деятельности ученика и корректировать их. Для учеников, в свою очередь, опорные и проверочные карточки служат и для самоконтроля, и для обогащения словарного запаса.

   Полагаю, что для развития речи учеников со слабой мотивацией обучения можно использовать карточки с репродукциями картин, фото видов природы. Этот приём способствует индивидуализации подхода к ученику. Например, ему предлагается рассмотреть картину, придумать 3-4 связных предложения, используя  причастия или деепричастия, если изучаются соответствующие темы. При подготовке к написанию изложения или сочинения-описания по картине ученику предлагается составить предложения для будущего текста и подчеркнуть слова, связывающие предложения между собой. Более сильным ученикам предлагается придумать предложения с причастными и деепричастными оборотами, а также по схемам придумать предложения с параллельной и цепной связью. В таких карточках вместе с репродукциями помещаются ещё и схемы. В дальнейшем ученик может использовать этот материал для создания текста. Например, репродукция картины «Грачи прилетели» художника А.К.Саврасова может быть использована для подготовки к сочинению – описанию природы, пейзажа. Ученику предлагается, глядя на картину, по заданной схеме составить 3 – 4 предложения. Как правило, не всех детей радует необходимость писать сочинение, достаточно большое по объёму, а составить всего несколько предложений кажется лёгким заданием. Попутно ученик получает представление о последовательной и параллельной связи предложений в тексте, плюс - готовое начало сочинения или его схема, ведь самое сложное в сочинении  -- его начало.  Пример таких карточек приведен ниже:

 

Можно использовать и задание исправить схему готового небольшого текста:

4.ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ФОРМУЛИРОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПУТЁМ НАХОЖДЕНИЯ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЙ В ПУНКТУАЦИОННЫХ СХЕМАХ при повторении и обобщении материала.

Для развития мышления учеников,  слабо успевающих по предмету, необходимо постоянно формировать навыки нахождения сходства и различий при изучении разных тем, нахождения главного при изучении тем: это может быть сравнение правописания НЕ с различными частями речи, нахождение общего и различного в частях речи, сравнение оттенков значения слов, сравнение значения морфем. При изучении синтаксиса сопоставляем особенности цепной и параллельной связи  предложений в тексте, сравниваем  особенности сложносочинённого и сложноподчиненного предложений, причастного и деепричастного оборотов.

Так, при изучении  деепричастного оборота в 7 классе, мы можем сравнить деепричастный оборот  с изученным ранее причастным оборотом, попросив учеников найти сходство и различия в  схемах 1и 2.

На схемах даны предложения с причастным и деепричастным оборотами почти одинакового содержания. Ученикам даётся задание найти сходство и различие между схемами и сформулировать определения, сделать вывод о том, в чём разница между причастным и деепричастным оборотами.

 Мыслительный навык сопоставления можно продолжать развивать и в 9 классе, предлагая при изучении сложноподчинённых предложений сопоставить их с изученными ранее   сложносочинёнными, находя сходство и различия в схемах (3 и 4).         Такие схемы, опирающиеся на межпредметную связь (в них используются знаки >,=,< и т.д.), развивают также абстрактное мышление. Сравнивая схемы сложно-сочинённого и сложноподчинённого предложений, которые находятся у каждого на парте, ученики учатся видеть принципиальные различия между сложными предложениями. Придумывая предложения под данные схемы, учащиеся одновременно развивают пунктуационную грамотность и речь.          

 Различными схемами можно пользоваться  при индивидуальных затруднениях учащихся, например, при изучении видов подчинения

(параллельное, последовательное, однородное), предлагая ученикам придумать свои предложения, соответствующие схемам (5.6.7).

 Для различения  цепной и параллельной связи в тексте можно использовать схемы вместе с репродукциями картин (8,9).  Придумывая свои примеры к данным схемам, ученики легче овладевают темой, развивают речь, учатся применять теорию на практике.

Некоторые опорные схемы помогают ученикам при повторении пройденного материала вспомнить правила о постановке знаков препинания (схемы 10, 11, 12, 13). В процессе вспоминания пунктограммы учащиеся развивают память, внимание и пунктуационную грамотность, воспроизводят и закрепляют пройденный материал.

  Схемы используются систематически для развития навыка различения понятий у всех учеников. После выполнения задания карточки ученику предлагается сформулировать определение своими словами. Для закрепления пунктограммы  ученик может выйти к доске, записать придуманное предложение и ещё раз воспроизвести сформулированное правило. Примеры схем приведены далее:

Схемы № 10, 11, 13

   

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ.Какие бы ни использовал учитель карточки и схемы для индивидуальной работы со слабыми и сильными учениками, какое бы разнообразие форм и приёмов работы на уроке он ни употребил,   всё это не будет иметь успеха, если нет нравственного поведения учителя, если урок не воспитывает, если деятельность учителя сознательно не направлена на развитие определённых душевных свойств. Не обязательно на уроке использовать специальные воспитательные вставки, которые не всегда воспитывают.  Учитель, стремящийся получить результаты, постепенно приходит к пониманию, что отсутствие на уроке негативных конфликтных моментов, недоброжелательности, замечаний, не наполненных корректирующим нравственность содержанием, воспитывает не меньше специальных вставных моментов.

 Хотя иногда именно конфликт помогает прийти к взаимопониманию с учеником, проясняет позиции, помогает ученику и учителю осознать свои ошибки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

        Тем и увлекательна профессия учителя, что обязывает его постоянно находиться в поиске, вырабатывать не только методические приёмы, но и технику нравственного воздействия на ученика.

         Мне не сразу стало ясно, что порой моё давление на учеников слишком сильно, что  часто достаточно  бывает  взгляда, выражения лица.

         Учитель должен создавать настроение, вызывающее желание работать. И тогда возможно формирование навыков.

           Стремление быть воспитанными, необходимыми обществу людьми, самоуважение – все эти качества  сказываются на развитии навыков.

    Орфографические и пунктуационные навыки развиваются  ещё и благодаря разнообразию заданий, как для всего класса, так и для отдельных учеников.

    Для всего класса важны разные виды упражнений: аналитических, когда ученики должны найти значение слова, сформулировать понятие и.т.д., и синтетических, когда ученики уже к готовому определению понятия ищут соответствующее слово. Эту работу лучше делать сообща, используя силы всего класса. При этом важно не делать замечания, а занимать ученика подходящим для него вопросом или заданием. Разнообразие видов работ также важно для того, чтобы дети меньше уставали, чтобы урок проходил быстро, хорошо успевать хотя бы на некоторых уроках ставить оценки за каждый этап и в конце урока выводить общий балл. Урок можно разнообразить лингвистическими загадками, викторинами, играми, применять разные виды диктантов: выборочно-распределительный, зрительный, свободный, предупредительный диктант, диктант «Проверяю себя», творческие диктанты, диктант на замену, восстановленный диктант, объяснительный диктант. Весь этот материал существует в готовом виде.

    Задания для отдельных учеников требуют от учителя более кропотливой работы.  

В особо пристальном внимании учителя нуждаются слабые ученики, поэтому учитель обязан постоянно изучать причины плохой успеваемости и мотивации. В современной школе много детей с ослабленной психикой, недостаточным развитием слуха, моторной деятельности и т.д., поэтому учитель должен знать индивидуальные затруднения и в соответствии с ними корректировать развитие навыков учебной деятельности, что в конечном итоге сказывается и на общем развитии ребёнка.    

     Использование карточек с индивидуальными заданиями позволяет не только разнообразить виды деятельности, но и выявить склонности учеников.  Детям с образным мышлением подходят карточки с репродукциями картин и рисунками, тем, у кого технические наклонности, подходят карточки со схемами. Такая работа  велась, например, в 6 классе при подготовке к диктантам. Сначала проводились предупредительные, выборочные  диктанты, исправлялись отдельные орфограммы,  по схемам формулировались правила, проводилась предупредительная словарная работа, работа по опорным карточкам и схемам. Тем не менее, в первой четверти количество ошибок было в некоторых диктантах до 21!  Пришлось усиливать работу по грамматическому проговариванию трудных слов, по запоминанию каждого предложения, его осмысливанию. К концу второй четверти работы стали чище, заметно уменьшилось количество ошибок. Были получены положительные оценки.

В результате у школьников, справившихся с заданием, вырос интерес к учёбе и соответственно повысилась общая успеваемость по некоторым другим предметам. При этом ученики  осознали, благодаря поддержке учителя, значимость своих достижений для решения собственных проблем, которые могут возникнуть в жизни, поверили в свой успех. Постоянно акцентируемое учителем внимание на пусть небольших, но все-таки значимых для ученика успехах, изменяет отношение последнего к учёбе в лучшую сторону.

  Такую положительную динамику можно пронаблюдать и на примере

изменений   в работе по развитию речи за прошедший учебный год. Для примера можно взять 6 класс. В классе 5 человек,  в начале учебного года письменные работы, сочинения и изложения, диктанты с большим количеством ошибок. Грамотные устные ответы у 1 ученика. Абсолютная успеваемость 60%, качественная успеваемость – 20%.

     При написании изложений и сочинений учитель сначала проводил обычную работу, которая проводится на уроках  развития речи,

( описание её дано выше), вёл предупредительную работу по речевым ошибкам, затем      ввел, кроме работы по репродукциям картин, ещё работу по их отдельным фрагментам,  ввел карточки с рядами синонимов (даны в приложении), которые не убирались с доски, т.е. максимально приблизил предметы картины к восприятию учеников. В результате к концу учебного года практические работы учащихся стали успешнее.

   В помещённых ниже диаграммах  способом простого подсчета  ошибок сравнивается количество ошибок в контрольных диктантах на начало учебного года и на конец  2 четверти в нынешнем учебном году (схема№1)  и количество речевых ошибок в практических работах за прошлый учебный год (схема №2):

Диаграмма

Количество ошибок в практических работах (2008-2009 учебный год):Далее следует диаграмма

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ РАБОТЫ.

  1. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку. А.Ю.Купалова
  2. Нарушения письменной речи и их преодоление. И.Н. Садовникова .
  3. Русский язык: учебное пособие.  А.А. Форощук.
  4. Сборник задач и упражнений по русскому языку. З.И. Калинина.
  5. Работа над текстом на уроках русского языка. Л.И. Величко.
  6. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. М.М. Казбек-Казиева.
  7. Повторение и обобщение по русскому языку. Г.К. Лидман-Орлова.
  8. Морфология, словообразование, орфография. В.Н. Горшкова.
  9. Внеурочная работа по русскому языку. Н.Н. Ушаков.
  10. Современный русский литературный язык. Ф.К. Гужва.
  11. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку.    Н.М. Лебедев.
  12. Опрос на уроках русского языка. Г.А. Богданова.
  13. Уроки русского языка. Т.А.Широковская.
  14. Патриотическое воспитание на уроках русского языка. М.Т. Баранов.
  15. Педагогическое творчество учителя. В.И.          Загвязинский.
  16. Методом опережающего обучения. С.Н. Лысенкова.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку

Статья посвящена формированию учебно-познавательной компетенции с помощью технологии "языковой портфель". В статье раскрываются понятия "компетенция", "учебно-познавательная компетенция", "языковой по...

Адаптация пятиклассников к процессу обучения в основной школе

Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в ...

«Переход из начальной школы в основную - готовность обучающихся 5 класса к обучению в основной школе I,II вида»

Информирует об изменении индивидуальных способностей и склонностях детей, социальной ситуации развития при переходе детей в среднее звено школы....

Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения в основной школе.

Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения  в основной школе....

Инновационные подходы к профильному обучению в основной школе.

В выступлении рассматриваются основные подходы к профильному образованию в основной школе...