Метод самопроверки как приём повышения грамотности и компетентности учащихся в овладении разделами русского языка
статья по русскому языку по теме

Повышение внимания учащихся "видеть правила" в текстах. Систематичность работы по самопроверке. Выявление пробелов в знаниях по языку. Как приучать к внимательному чтению заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metoddokument_microsoft_office_word.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Лариса Николаевна Бесспалая,

учитель русского языка и литературы,

                              Краснодарский край, г.-к. Анапа,

с. Сукко, ООШ № 17

Метод самопроверки как приём повышения грамотности и компетентности учащихся в овладении разделами русского языка

      Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе упражнений. Особую важность приобретает контроль за классными и домашними работами учащихся.

      Повышение внимания учащихся «видеть правила» в предложениях  является важнейшим условием в формировании практических умений на применение теоретических знаний по русскому языку. Актуализация работы в этом направлении вызвана подготовкой к ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Необходимо обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, а также развить потенциальные  возможности и мыслительные способности  учащихся.

      Главный упор при изучении русского языка в 5-9 классах делаю на развитие познавательных процессов учащихся через систему специальных упражнений по самопроверке.  К ним относятся внимание, восприятие, воображение, мышление, речь и память.  Они тесно связаны между собой, комплексное развитие этих процессов приводит к высоким результатам в обучении. На уроках учащимся систематически предлагаю исследовать предложения методом самопроверки.  Это способствует осмысленному, целенаправленному применению знаний по русскому языку. По мнению самих учащихся     « домашнее задание помогает мне улучшить знания в области определенного предмета. Но не всегда это понимаешь и выполняешь      задание правильно. Чтобы не возникало таких моментов, в этом  помогает самопроверка. На уроках русского языка Лариса Николаевна учит нас опознавать изученные языковые явления в предложениях.  Находишь  ошибки и проверяешь свои знания  по русскому языку. Мне самопроверка помогает запомнить и повторить нужные правила, уточнить правильно ли  выполнила упражнение, все ли знаки препинания на месте.  Орфография и синтаксис, лексика и фразеология, морфология, пунктуация и словообразование -  всё это можно повторять во время подготовки домашнего задания по русскому языку. Зная заранее, что можно за самопроверку получить оценку, я стараюсь обратить внимание на  орфограммы, знаки препинания, повторить правила и получить высокий балл за выполненную работу, т.е. правильно объяснить написанное.  Считаю, что метод самопроверки помогает лучше знать русский язык» (Ясинская Альбина, 7 класс, 2011 год).

Следует отметить, что если такая работа проводится на уроках не от случая к случаю, а систематически, то учащиеся при самопроверке  начинают использовать графическое объяснение написанного. Подробно приём графического объяснения можно найти в книге Богдановой Г.А. «Опрос на уроках русского языка». ( М., 1996)  Вот как выглядит предложение, предназначенное для самопроверки. (Упражнение 253 из учебника для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 7 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба)

1.Вдали (наречие, словарное слово,  В-приставка, пишем слитно) по-прежнему (наречие, ПО-приставка, -ЕМУ -суффикс, пишем через дефис) машет (глагол, 1 спряжение,  -ЕТ окончание) крыльями (Ь для обозначения мягкости согласного Л) мельница,(запятая разделяет простые предложения) и (сочинительный союз, соединяет грамматические основы «мельница машет и она похожа» в сложносочинённом предложении) всё ещё она похожа (краткое прилагательное, сказуемое) на маленького (–ЕНЬК- уменьшительно - ласкательный суффикс) человечка (ЧК, ЧН без Ь), размахивающего руками (причастный оборот стоит после определяемого существительного ЧЕЛОВЕЧКА, поэтому выделяется запятой; РАЗМАХИВАЮЩЕГО- действительное причастие настоящего времени с суффиксом –ЮЩ-; размахивающего (чем?) руками – причастие с зависимым словом называется причастным оборотом).   Таким образом,  проверяю знания и умения учащихся, выявляю пробелы, над которыми надо работать. Если в предложении встречаются неизученные темы, применяю опережающее обучение.

Опытом проверено, что самопроверка помогает формированию у школьников умения находить и объяснять орфограммы и знаки препинания, развивает способность владеть лингвистической терминологией, повышает языковую культуру учащихся, даёт возможность постоянно заниматься попутным повторением, находить ответы на неизученные темы. Важно, что ребята приучаются к внимательному чтению написанного, проверяют и находят ошибки, выполняют грамматические задания согласно требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Приёмы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка"

В докладе приводятся некоторые приёмы, обеспечивающие повышение грамотности учащихся на уроках русского языка, методы работы с обучающимися....

Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »

   Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...

«Словарно-орфографическая работа – эффективный способ повышения грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»

Мастер – класс на тему: «Словарно-орфографическая работа – эффективный способ повышения грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»...

Некоторые приёмы организации и методики подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. (Из опыта работы)

Целью данной работы является обмен опытом  в организации и методике  подготовки учащихся и их родителей к экзамену. Несомненно, что успех  его сдачи   зависит от множества при...

Круглый стол «Развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы»

Выступление на региональной конференции учителей русского языка и литературы....


 

Комментарии

Считаю, что развивать и повышать грамотность учащихся нужно постоянно.