Доклад на тему "Приёмы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка"
статья по русскому языку на тему
В докладе приводятся некоторые приёмы, обеспечивающие повышение грамотности учащихся на уроках русского языка, методы работы с обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему «Приёмы повышения грамотности обучающихся на уроках русского языка»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Железнова Наталья Николаевна
Педагогов всегда интересовал вопрос, что делать учителю, чтобы повысить грамотность учащихся на уроках русского языка. Ребят необходимо, конечно, заинтересовать. А как это сделать?
Одним из ведущих современных подходов к обучению является гуманитаризация и гуманизация образовательного процесса. Ф.М. Буслаев считал, что учить русскому языку – «значит развивать духовные способности учащегося». На уроках русского языка мы должны воспитывать языковую личность с ценностным взглядом на язык.
Урок ценен тем, что он – синтез обучения и воспитания. Разумеется, при обучении русскому языку руководством для учителя являются программа и учебник, зато решение воспитательных задач открывает необозримое поле деятельности для творчески работающего учителя. Характер этой работы может меняться в зависимости от состава учащихся в классе, возраста учеников, их индивидуальных особенностей.
Именно воспитательные задачи дают возможность учителю отобрать для каждого урока такой дидактический материал, содержание которого поможет ему в формировании у школьников высоких нравственных качеств, вызовет интерес к изучению русского языка.
Важно внедрять в преподавание русского языка проблемных ситуаций на всех этапах обучения: от первых уроков в 5 классе до итогового обзора и завершения курса средней школы, а также на всех этапах урока: от актуализации прежних знаний до формирования умений и навыков. Учитель ставит перед учениками проблему и в совместной работе с ним дети приходят с собственными формулировками, которые обнаруживают особенности критического мышления.
Организация такой деятельности в целостном педагогическом процессе основывается на следующих принципах:
- субъективный подход, который реализуется через создание ситуаций, в которых каждый участник самостоятельно ставит цели, осуществляет деятельность, анализирует и оценивает её результаты;
- личностно-рефлексивный подход, который реализуется через выбор заданий, способствующих оптимальному развитию каждого ученика;
- принцип импровизации, который реализуется через включение в деятельность этапов «свободного поиска вариантов».
Грамотности можно научить всех учащихся на уроках русского языка, если помнить следующее:
- правила не приводят к грамотности, если они не востребованы. Нужно учить детей запоминать не правила, а ситуации написания морфемы, слова, словосочетания, предложения, нужно создать возможность писать интуитивно;
- если будет исключение ошибок, вызванных неверными аналогиями. Почему многие пишут «аппеляция»? Потому что в подсознании «аппетит», «аппарат». Происходит прочное закрепление первого сигнала, перенесение его на аналогичные и рождение в результате ошибочного тождества»;
- минимизация словесного материала правила. Использование зрительно-опорных графических схем, которые визуальный объём информации сокращают в несколько раз. Зрительная память ребёнка более цепкая, чем словесно-логическая.
При изучении орфографии учитель и ученики сталкиваются с трудностями в самой системе русского правописания, с дефицитом времени для тренировочных упражнений, которые бы обеспечивали и усвоение правил, и прочные орфографические навыки. Существует проблема учебных возможностей учащихся (дети с нарушением фонематики, дисграфики).
Для формирования грамотности необходимо формировать интуицию, т.к. абсолютная грамотность – это работа интуиции. А для того, чтобы интуиция работала, надо сталкивать случаи разного написания в рамках единой графической схемы (прекрасный – привлечь, прикрыть – преклонить), работать с текстом, где требуется объяснить все орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях.
Чтобы привить грамотность, нужно моделировать диалогическое взаимодействие (ситуации выбора, проблемные вопросы); формировать умения видеть смысловые различия слов; формировать внутреннюю мотивацию учащихся в овладении орфографической культурой.
Таким образом, необходимо формировать и развивать компетенции учащихся:
- умения наблюдать и анализировать;
- истолковывать увиденное в форме суждения;
- умения самостоятельно выделять общие признаки для ряда предметов, классифицировать в группы по одному или нескольким признакам;
- классифицировать предстоящие мыслительные операции и выражать в слове ход выполняемых действий.
Чтобы привить грамотность, нужно научить видеть слово на разных этапах его становления. Особо необходимо остановиться на исключениях. Как правило, это исторически объяснимые словоформы.
Ученик становится грамотным только в результате многократных упражнений в письме и систематического повторения теоретических сведений. Этому способствуют разнообразные формы работы на уроке: орфографические зарядки, дуэли, словарные диктанты по блочным темам, диктанты, составленные учащимися и т.д. Большое внимание надо уделять работе над ошибками во всех видах работы: домашних, классных, контрольных, творческих.
Есть много приёмов, обеспечивающих повышение грамотности учащихся на уроках русского языка.
Почти на каждом уроке нужно использовать содержательный текстовый материал, который оставляет в памяти более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нём, бывают осознаннее и стабильнее. Текст наглядно показывает взаимосвязь всех элементов грамматики. Ведь почти всё, что человек говорит или пишет, т.е. живой поток устной или письменной речи, - это текст, которым в обыденной жизни владеет каждый человек. Можно включать в уроки миниатюры из книг В. Астафьева «Затеси», В.Солоухина «Камешки на ладони», Ю.Бондарева «Мгновения» и т.д. Дети пишут под диктовку, производят разборы, объясняют знаки препинания, но самое главное – понимают, как писатели работают над языком своих произведений, как отбирают слова, строят фразы. Учащиеся анализируют лексику, постигая при этом истинный смысл выражения муки творчества. Миниатюры побуждают к размышлениям, обмену мнениями. После чтения текста учащиеся отвечают на вопросы: «Какой смысл автор вложил в этот рассказ?», «Чему учит нас этот «камешек»?, «К чему призывает нас автор»? и т.д. Тексты, выбранные в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее. Если на разных этапах урока поговорить о взволновавших детей проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений будут восприниматься детьми как что-то лично им необходимое, интересное.
Работу с миниатюрами можно предложить в качестве домашних заданий.
Очень важна работа над ошибками. Её желательно проводить почти на каждом уроке русского языка. Одно из условий успешной работы над ошибками – качественный дидактический материал. Он может включать и слова, и словосочетания, и предложения, и связные тексты. Такой материал лучше отбирать из письменных работ учащихся (слова, в которых ученики допускают ошибки), из соответствующих сборников, из произведений художественной литературы, из газет, журналов.
Проводя работу над ошибками, необходимо придерживаться целесообразной последовательности упражнений:
- упражнения, в ходе которых учащиеся опознают орфограммы;
- упражнения, в процессе которых учащиеся опознают орфограммы;
- упражнения в дописывании слов, вставке букв и т.д.
- подбор и запись учащимися своих примеров;
- упражнения творческого характера.
Метод вставки пропущенных букв целесообразно проводить тогда, когда учащиеся уже научились распознавать слова со смешиваемыми написаниями и объяснять эти написания.
Затем учащиеся подбирают и записывают собственные примеры. Разновидностью этого упражнения является выписывание нужных слов из орфографического словаря. Так, учащимся предлагается выписать из словаря 10 слов на определённую орфограмму. Затем им предлагается составить и записать предложения с данными словами.
Орфографическая грамотность человека непосредственно связана с его словарным запасом. Отсюда следует необходимость проводить словарную работу не только на уроках русского языка. Известно, что в тексте любого литературного произведения встречаются слова, значения которых учащиеся не понимают. Кроме работы со словарями, в процессе работы над текстом учащиеся составляют словарики-таблицы, составляют собственные словарики, что не только способствует обогащению их лексического запаса, но и развивает «чувство языка», необходимого для овладения речью.
Значительно повысить уровень грамотности учащихся помогают алгоритмы. Алгоритм на уроке русского языка – это способ действия, развёрнутое предписание, схема, указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило. Алгоритмы на уроках следует вводить после знакомства с правилом.
После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий.
В работе по формированию орфографической зоркости у учащихся эффективными являются также следующие орфографические упражнения:
- списывание правильного текста;
- письмо заученного наизусть текста;
- объяснительный и предупредительный диктанты;
- выборочный диктант;
- творческий, свободный диктанты;
- зрительный диктант;
- карточки с индивидуальными заданиями;
- работа со словарями;
- проверочные диктанты.
Рассмотрим некоторые виды творческих упражнений при обучении орфографии:
Диктанты творческого характера: зрительный, предупредительный, диктант по памяти, творческий, свободный, восстановительный, диктант по аналогии, диктант с одновременным языковым и информационно-смысловым анализом текста.
Перед проведением традиционного зрительного диктанта ученики в течение ограниченного учителем времени (7 – 10 минут) знакомятся с текстом диктанта, читают его про себя, анализируют трудные написания или пытаются запомнить графический облик слова. Затем учитель диктует текст, ученики сами сверяют запись текста с оригиналом. Важно, чтобы учащиеся умели видеть собственные ошибки и реально оценивали уровень своей фактической грамотности.
Суть нетрадиционного зрительного диктанта заключается в том, что учащиеся в течение 3-5 минут прочитывают данные для диктанта текст, затем закрывают текст диктанта листом бумаги и записывают запомнившиеся им ключевые слова, потом открывают лист бумаги и сверяют орфографию этих слов. Затем учащиеся анализируют ключевые слова, объясняют учителю и всему классу, почему именно эти слова им запомнились. Учащиеся вновь просматривают текст диктанта в течение трёх минут. Далее текст диктанта изымается и записывается под диктовку учителя.
С помощью зрительного диктанта активизируется зрительная память учащихся.
Перед написанием предупредительного диктанта ученики изучают его текст дома, анализируют орфографию, пунктуацию.
Эффективным также является творческий диктант. Основные его виды:
- составление текстов по отдельным словам (или словосочетаниям), которые диктует учитель: «Запишите под диктовку словосочетания и составьте с опорой на них небольшой рассказ» и т.п.;
- запись под диктовку предложений с заменой определённых языковых конструкций (например, заменить однородные прилагательные в предложении одним сложным прилагательным) и т.п.
Свободный диктант – вид творческого упражнения, совмещающий вольный пересказ исходного текста с решением орфографических задач. Свободный диктант совмещает в себе достоинства диктанта и изложения. Подобный диктант развивает память учеников, способствует формированию умения слушать тексты разного стиля и типа речи. Он также служит образцом для подражания: ученик создаёт собственное высказывание по образцовому оригиналу. Обучающая сила свободного диктанта возрастает, когда он сопровождается заданиями, связанными с анализом содержания текста, например, учитель просит составить план текста диктанта и записать ключевые слова для каждого пункта плана; озаглавить текст, основываясь на его теме и т.д. Таким образом, при написании свободного диктанта правописная работа органически сочетается с речевой.
Восстановительный диктант ещё больше приближает ученика к формированию навыков письменного пересказа услышанного текста. Прослушав весь текст, ученики записывают под диктовку его начало, затем восстанавливают по памяти продолжение исходного текста, пытаясь создать на его основе письменное связное высказывание.
Диктант по аналогии сочетает в себе достоинства диктанта и сочинения. Ученики вначале слушают один текст, а затем записывают самостоятельно составленный другой текст, но сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре. Например, если исходный текст является описанием чего-либо, то ученики по аналогии создают свой текст-описание и т.п.
В процессе обучения огромное значение имеет активизация процессов мышления. Дети с большим желанием выполняют нестандартные задания. А если этот процесс сопровождается ещё и положительными эмоциями, то приобретаемые знания отличаются прочностью и глубиной. Таким образом, научить учащихся грамотности на уроках русского языка можно, если подходить к этому творчески, использовать различные методы в обучении, вызывать стойкий интерес у учащихся к русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.
Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....
Выработка практической грамотности учащихся на уроках русского языка при помощи музыки и сигнальных опор.
Каждый учитель - словесник ищет приёмы и методы, чтобы сделать урок ярким и запоминающимся, оставляющим в голове школьника свой след. Поддержать интерес к предмету мне помогают сигнальные опоры,...
Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)
Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...
Повышение эффективности преподавания, качества знаний и грамотности учащихся на уроках русского языка
Доклад на методическое совещание по теме:« Повышение эффективности преподавания, качества знаний и грамотности учащихся на уроках русского языка»...
Методика работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка в 5 классе.
Проблема: низкая орфографическая грамотность учащихся.Цель: довести культуру практического письмо учащихся до такой степени совершенства, когда с помощью учебных пособий они могли бы писать любой текс...
Доклад на тему «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА»
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ...
Доклад «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и...