Методика работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка в 5 классе.
статья по русскому языку (5 класс)

Пивень Наталья Витальевна

Проблема: низкая орфографическая грамотность учащихся.

Цель: довести культуру практического письмо учащихся до такой степени совершенства, когда с помощью учебных пособий они могли бы писать любой текст без ошибок.

Задачи: 1. Работу на занятиях по повышению грамотности учащихся проводить на основе одновременного использования  смешанного типа памяти;

2.развивать умение систематизировать собственную деятельность, учить исправлять и предупреждать ошибки;

3.организовать тесное сотрудничество с учителями-предметниками и родителями с целью формирования орфографических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.В.Пивень. Методика работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

Проблема: низкая орфографическая грамотность учащихся.

Цель: довести культуру практического письмо учащихся до такой степени совершенства, когда с помощью учебных пособий они могли бы писать любой текст без ошибок.

Задачи: 1. Работу на занятиях по повышению грамотности учащихся проводить на основе одновременного использования  смешанного типа памяти;

2.развивать умение систематизировать собственную деятельность, учить исправлять и предупреждать ошибки;

3.организовать тесное сотрудничество с учителями-предметниками и родителями с целью формирования орфографических навыков.

   Особую значимость работа по формированию орфографических навыков приобретает в настоящее время, когда на качестве письма негативно сказывается снижение уровня речевой культуры в целом. Евгений Петрович Щенников писал: «Как известно, орфографией называется общепринятый на практике и узаконенный теорией способ написания слов как отдельно, так и во взаимной их связи. Она существует для грамотной части общества, и прежде всего для читающих. Современная орфография в своих основах довольно проста, великолепным образом справляется с передачей на письме такого сложного и тонкого языка, каким является русский. Поэтому причина низкой орфографической грамотности учащихся нужно искать не в самой орфографии, а в неправильном отношении к ней».[1 с.45] Цель обучения орфографии: довести культуру практического письмо учащихся до такой степени совершенства, когда с помощью учебных пособий они могли бы писать любой текст без ошибок.                                                                                                                                

   Перед учителем встает ряд немаловажных вопросов: как и какой материал отобрать, в какой форме, по какой методике проводить уроки практической направленности. Многие учителя пытаются найти  эффективные методы преподавания: проводят уроки в форме деловых игр, применяют опорные конспекты и обобщающие таблицы, по-новому перестраивают структуру материала. И все же грамотность учащихся 5 класса оставляет желать много лучшего, так как для её совершенствования многие приемы и методы все же являются малоэффективными, ведь они требуют выработки действий, доведенных до автоматизма. Нередко ученик, хорошо знающий правило, не может применить его на практике. Поэтому нужно искать другие пути, направленные на выработку орфографических навыков. На первое место нужно поставить желание говорить и писать.

   В условиях обычной сельской школы низкий уровень образования мешает большинству родителей осознать необходимость серьезного  образования собственного ребенка. Большой проблемой становится наличие в классе обучающихся таджикской, узбекской, азербайджанской национальности. Так в 5 «Б» классе (2018/2019 учебный год) % таких учащихся – 35.Учителю в такой ситуации приходится очень трудно. Эти обстоятельства заставляют искать наиболее эффективные методы и приемы, способствующие повышению грамотности учащихся, пробуждению у них интереса к родному русскому языку, осознанию необходимости отвечать за себя.
  Большую помощь может оказать раздел психологии, где изучаются особенности и типы памяти. В статье А.А.Грековой «Особенности обучения учащихся русскому языку»[2 с.8] приводится такое деление людей на 4 группы в зависимости от особенностей запоминания и сохранения в памяти усвоенного:

1. быстро и прочно запоминающие, медленно забывающие (хорошая память)

2.быстро, но непрочно усваивающие, скоро забывающие материал

3 медленно запоминающие, но долго сохраняющие в памяти усвоенное

4.медлено усваивающие и быстро забывающие (очень слабая память).

   Быстрому и прочному запоминанию способствуют следующие факторы:

- интерес,

- эмоциональный импульс,

- понимание того, что заучивается.

- настойчивость, стремление добиваться прочного запоминания,

- соединение процесса запоминания с активной мыслительной деятельностью,

   Работу на занятиях по повышению грамотности учащихся провожу на основе одновременного использования всех вышеуказанных факторов и применения смешанного типа памяти: запоминание на основе увиденного, произнесенного неоднократно вслух орфографически, услышанного и записанного.

   Расскажу о некоторых деталях методики, которую я использую на уроках русского языка.

   Во-первых, серьезное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению.

Воспитывать прилежание, деловитость и аккуратность (письмо должно быть грамотным во всех случаях, начиная от записей в классе и кончая записками и личными дневниками), самостоятельность в письме, ответственность за написанное. Всегда объясняю учащимся, что если они, напишут заявление о приеме на работу в серьезную фирму или организацию с ошибками, то их, скорее всего, ожидает отрицательный ответ. Во время Декады каждый год провожу открытый урок «Зачем нужно изучать орфографию?» Писать с ошибками опасно еще и потому, что формируется первичный, очень крепкий навык. Примерно сто раз надо написать слово правильно, чтобы избавиться от последствий первоначального ошибочного написания. Приучаю детей чаще обращаться к словарям, различным справочникам. Напоминаю одно из важнейших «наших» правил: «Сомневаешься – не пиши!»

   Во-вторых, приучаю учеников писать неторопливо, каллиграфическим почерком. Это способствует сосредоточению внимания, фиксации в памяти ребенка формы слова, позволяет припомнить соответствующее правило правописания. В 5 классе рекомендую учащимся и родителям завести дополнительную тетрадь для списывания, в качестве образца советую использовать тексты русских классиков. Каждый день учащийся пишет 5 строк, учитель или родители могут проверить один из пяти текстов (в выходные тексты можно не писать). Для слабых учащихся, которые допускают в контрольных работах более 20 ошибок, оценка может быть выставлена в журнал, для учащихся более успешных постепенно усложняю задание: укажите не менее 3 орфограмм в каждом тексте. Выбор орфограмм может быть произвольным или основываться на тех ошибках, что были допущены в диктантах. Два проведенные диктанта показали, что 75% обучающихся в 5 классе затрудняются в написании безударной гласной, проверяемой ударением. Результат: за год на 25% качество письменной речи увеличивается (орфографическая составляющая).

   В-третьих, уделяю большое внимание словарной работе на уроках русского языка. В ходе этой работы слово рассматривается в орфоэпическом, лексико-семантическом, этимологическом, синтаксическом аспектах. На первом уроке при изучении каждой новой темы дети знакомятся со всеми словами с непроверяемыми орфограммами, предложенными для запоминания, включая и слова с непроверяемыми орфограммами из диктанта и изложения, которые будем писать в ходе изучения данной темы.

Алгоритм работы:

– знакомимся с орфоэпическим обликом слова;
– выясняем смысл слова;
– объясняем написание с помощью этимологии.

Хорошие результаты дает орфографическое чтение. Теория орфографического чтения принадлежит методисту Дмитрию Ивановичу Тихомирову

– орфографическое чтение слова учителем;
– орфографическое чтение слова учениками хором; индивидуально, запоминая;
– запись слова в тетрадь с проговариванием.

   В ходе дальнейших уроков закрепляется написание слов, эти слова продолжают работать в контексте словосочетаний и предложений.

Время урока ограниченно, поэтому всех родителей, заинтересованных в успешном обучении своих детей, целесообразно познакомить с техникой орфографического чтения. Обязательное условие – регулярность.

– Зрительный диктант. Для данного вида работы в словарях отводятся специальные страницы. Для зрительного диктанта берутся предложения, в которых встречаются эти слова. Предложения демонстрируются на слайдах 10–30 секунд. За это время ученики должны прочитать предложение про себя (или шепотом) орфографически (в 5-м классе учитель сначала сам читает предложение) и запомнить его, затем молча записать в тетрадь. По окончании диктанта записанное в тетрадях сверяется с записями на слайдах, ошибки (если таковые имеются) исправляются ручкой с зеленой пастой.

  Языковед А.Д.Алферов [3] советовал усваивать орфографию  и механически, и сознательно, гармонически сочетания эти приемы.

   Для механического запоминания необходимо выполнять зрительные диктанты, постоянно использовать орфографический словарь.

Для сознательного запоминания рекомендуются такие упражнения, как списывание с правильного текста, орфографическое чтение, письмо заученного наизусть связного текста.

В-четвертых, большое внимание я уделяю регулярной работе над ошибками.

   В 5-м классе первое время желательно целые уроки отводить работе над ошибками, чтобы научить детей работать по такой системе. После проведения каждой контрольной работы учитель заносит в таблицу у каждого ученика № орфограмм, где он допустил ошибки. Учитель раздает проверенные работы, ученики делают индивидуальную работу над ошибками. Далее учитель раздает текст диктанта, который дети писали (в нем уже подчеркнуты буквы в словах, которые неправильно написаны учениками) и просит объяснить правописание этих слов. Затем ученики получают задание: подготовить орфографическое чтение этого текста с учетом подчеркнутых букв. Такой вид работы часто провожу  и на дополнительных занятиях со слабыми учащимися. Дома некоторые ученики готовятся к нетрадиционной форме защиты, например, «Письмо ученому соседу». Такой вид работы предложила Н.Г. Алдакаева в статье «Работа над ошибками» (журнал «Русский язык в школе». 1999. № 5. C . 39–40).[4] Желательно, чтобы каждый день ученики, допустившие ошибки в классной или домашней работе, дома выполняют в словаре работу над ошибками, Словарь ведется с 5 по 11 класс. В нем имеется памятка для родителей.  

   Таких доступных, но интересных по форме и содержанию заданий, повышающих грамотность учащихся, можно подобрать очень много. Разумеется, результат скажется не сразу. Только упорная, систематическая работа учителя и учащихся принесет свои плоды.

   В-пятых, большую роль в овладении грамотностью играет постоянный контроль за теоретическими знаниями учеников. С пятого класса мои ученики регулярно заполняют Словарь.

   Вывод: Развить орфографическую  зоркость возможно, но для этого требуются три условия:

1. прежде всего у учащихся необходимо повышать общее развитие, расширять их лексикон, прививать любовь к чтению и внимание к слову;

2. поддерживать постоянную связь с другими учителями: основным направлением в учебной работе по орфографии должно стать предупреждение появления ошибок в любых записях учащихся;

3. помощь со стороны родителей.

Список источников:

1.Е.П.Щенников «Психолингвистические основы методики преподавания орфографии в школе. Самара, 1994

2. А.А.Грекова «Особенности обучения учащихся русскому языку». Тольятти, 1994

3. А.Д.Алферов «Родной язык в средней школе (опыт методики)», 1910.

4. Н.Г. Алдакаева. Статья «Работа над ошибками» (журнал «Русский язык в школе». 1999. № 5. C . 39–40).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.

Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....

Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)

Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...

Повышение эффективности преподавания, качества знаний и грамотности учащихся на уроках русского языка

Доклад на методическое совещание по теме:« Повышение эффективности преподавания, качества знаний и грамотности учащихся на уроках русского языка»...

Доклад на тему "Приёмы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка"

В докладе приводятся некоторые приёмы, обеспечивающие повышение грамотности учащихся на уроках русского языка, методы работы с обучающимися....

Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".

Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них...

Презентация"Роль словарной работы в повышении интереса учащихся к изучению русского языка"

Презентация о роли словарной работы в повышении интереса учащихся к изучению русского языка....

Доклад «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и...