Повышение эффективности преподавания, качества знаний и грамотности учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Доклад на методическое совещание по теме:

« Повышение эффективности преподавания, качества знаний и грамотности учащихся на уроках русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ с. Краснояриха

 муниципального района Челно – Вершинский

Самарской области

Доклад на методическое совещание по теме:

« Повышение эффективности преподавания, качества знаний и грамотности учащихся на уроках русского языка»

        Подготовила учитель русского языка и литературы: М.А. Алкеева

2013г.

Может ли современный урок русского языка быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика?  Может и должен! С этой целью каждый из учителей стремится строить курс развития речи и мышления.      

     Почти на каждом уроке используется текст, который под диктовку записывают учащиеся. В зависимости от цели урока и содержания текста проводится комментирование каждой фразы или анализ всего текста в целом.

     Воспитательное воздействие связного текста (а не отдельных предложений или словосочетаний) бесспорно. При этом текст наглядно показывает взаимосвязь всех элементов грамматики. Ведь почти всё, что человек говорит или пишет, т. е. живой поток устной и письменной речи, - это текст, которым в обыденной жизни владеет уже шестилетний ребёнок.  

   Тексты, выбранные в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее.  

      Если на разных этапах урока поговорить о взволновавших детей проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений будут восприниматься детьми как что-то личное им необходимое, нужное, интересное.

         Органической частью урока может стать игра, вбирающая в себя его основные учебные задачи.

   В начале такого урока класс должен быть разделён на две команды с яркими, запоминающими названиями. Игровые моменты могут возникать практически на каждом этапе: во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм и т. д. Задания для синтаксических, морфологических и других турниров могут готовиться детьми заранее. Например, дети дома подбирают примеры из стихотворений, иллюстрирующие то или иное правило, формируют на их основе задания и на уроке предлагают их игрокам команды—соперницы. Задания могут быть самыми разнообразными: найти слова, употреблённые в переносном значении; определить спряжение глаголов; выделить главные члены предложений и т. п. По окончании работы составы команд—противниц (т. е. практически весь класс), наблюдавших за дуэлью своих представителей и проверявших друг у друга правильность выполнения заданий, получают плюс-очки за правильные замечания и минус—очки за ошибки.

    Подсчёт очков определяет команду-победительницу на сегодня - но завтра можно отыграться! Эта цель мобилизует детей, делает живой взаимопомощь, потому что руководит ими естественное желание помочь своей команде.

          На всех этапах урока большое значение имеет личность учителя. Слово учителя: традиционное объяснение нового материала или беседа по пройденному материалу—тоже может стать игрой, сказкой с таинственными превращениями.. Учитель должен быть на уроке другом, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастником поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих школьников. Ведь ребёнок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность. Поэтому задача учителя: связать в единое целое все элементы урока и через интерес, любовь к предмету добиться желаемых результатов: научить детей понимать грамматический строй языка, писать без ошибок, красиво и логично говорить, умно и по-доброму мыслить.

     Очень важным  на пути повышения качества знаний и грамотности учащихся на уроках русского языка считаю работу по орфографии на завершающем этапе среднего образования. Это прежде всего повторение изученного.  На этом этапе учащиеся в основном работают самостоятельно. При этом целесообразны следующие формы занятий: урок работы над ошибками, индивидуально—групповая работа; занятия по орфографии на консультациях

Работа над ошибками проводится на каждом уроке русского языка.  Одно из условий успешной работы над ошибками — качественный дидактический материал. Он может включать и слова, и словосочетания, и предложения, и связные тексты. Основные его качества на завершающем этапе работы по орфографии — новизна и повышенная степень трудности. Такой материал отбирается из письменных работ учащихся (слова, в которых учащиеся допускают ошибки), из соответствующих сборников, из произведений художественной литературы, из газет, журналов. Примеры из ученических работ использую в основном для выяснения причин ошибок, тексты из других источников — для упражнений.      

Индивидуальная и групповая работа с учащимися вне урока.

Диктанты, сочинения и другие письменные работы помогают установить типичные ошибки. Исходя из полученных данных, учащиеся объединяются в специальные группы. Для этих групп разрабатываю однотипные задания, включающие как теоретические вопросы, так и упражнения. Например, по теме» Правописание предлогов» предлагаю такие задания:

  1. Повторить соответствующие параграфы из пособия учебника и ответить на вопросы: Для чего служат предлоги? Как отличить предлог от приставки? Какие предлоги пишутся через чёрточку? С какими падежами употребляются  предлоги вследствие, подобно, наподобие, наперекор, в связи с, согласно, благодаря, навстречу, вопреки. Как различить предлоги течение,  в продолжение и существительные с предлогами в течении, в продолжении?
  2. Выполнить упражнение по пособию.
  3. Составить предложения со словами и сочетаниями вследствие---в следствии, наконец---на конец, навстречу---на встречу и т. п.     

Следующий вид работы, который помогает мне при мгновенной проверке знаний учащихся. Используются карточки, по которым с удовольствием работают и пятые, и девятые классы. Особенно радуются малыши, когда на перфокарте выходит какой-нибудь интересный рисунок. Особенно эффективны такие карточки во время занятий по индивидуальной коррекции грамотности. С их помощью за короткий срок можно проверить уровень грамотности по нескольким темам

Итак: учитель диктует учащимся список слов (их всегда 25), правописание которых он хочет проверить. Во время диктовки ученики заполняют слева направо перфокарту—табличку, представляющую собой 5  на 5 см. В каждую клеточку квадрата вписывается одна из двух букв. По окончании работы ученик соединяет линией одинаковые буквы, в результате чего получается определённый рисунок. Если получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком—ответом, который имеется у учителя, то задание выполнено правильно. Например:

Задание №1. Решите, что писать в корне слова,- ж или ш

  1. Морошка, сторожка, окрошка, обтяжка, ладошка.
  2. Крошка, вытяжка, мышка, варежка, насмешка.
  3. Шалаш, выдержка, шишка, кружка, патронташ.
  4. Подушка, обложка, гармошка, подножка, грош.
  5. Кошка, ромашка, пушка, лукошко, вперемешку

  ш

  ж

ш

ж

ш

ш

ж

ш

ж

ш

ш

ж

ш

ж

ш

ш

ж

ш

ж

ш

ш

ш

ш

ш

ш

                   

Для решения тех задач обучения русскому языку, которые определены программой, необходимо систематическое, целенаправленное повторение изученного.

   Какими же принципами я руководствуюсь при отборе текстового материала для тренировочных упражнений?  Прежде всего исхожу из того , что на каждом уроке необходимо повторить материал: 1) готовящий детей к восприятию новой темы, 2) изученный на последних 4—6 уроках, 3) наиболее трудный из предшествующего раздела, 4) самый трудный---- из давно изученного, 5) служащий основой для усвоения новой темы.

    Чтобы обеспечить такую систему повторения, необходимо тщательно планировать повторение изученного. План повторения включает в себя такие   разделы: грамматика, орфография, пунктуация, слова с непроверяемыми орфограммами, развитие речи.

В разделе «Грамматика» для каждого урока в каждом классе указываю обязательные виды работ: разбор слова по составу, распознавание частей речи, определение грамматической основы предложений, работа над значением слов, выразительное чтение.

    Разделы «Орфография» и «Пунктуация» включают в себя все изученные орфограммы и пунктограммы. На каждом уроке должно быть повторено до десяти различных орфограмм и двух—трёх пунктограмм в 5—7 классах и пяти—семи в 8—9 классах. Необходимо постепенно усложнять материал для упражнений. Повторение должно быть не только целенаправленным, но и экономным во времени - это обеспечивает эффективность, результативность занятий по русскому языку. Поэтому особое значение приобретает «качество» языкового материала для урока.

     Как  пример такой организации повторения приведу один из уроков по теме: «Понятие о наречии»

      В начале урока читаю словосочетания, в состав которых входят слова с непроверяемыми орфограммами, изученными по теме «Деепричастие»; ребята записывают только эти слова (галерея, бассейн, дистанция, комбинация)

       Потом проводится кодированная запись слов с   Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных причастий. При такой записи на полях тетрадей в столбик пишутся не слова, а порядковый номер предложения, в котором слово встречается, и против каждого номера—Н или НН. Диктуются следующие предложения:

  1. Люди въехали в только что построенный дом. 2) В село возы гружёные везут. 3) Заклубились белые туманы по ночам над скошенной травой. 4) В дали показалась крыша, крашенная охрой. 5) Люди были измучены.

Запись выглядит так:

1) нн   2) н     3) нн     4) нн     5) н

Такие упражнения, занимая очень мало времени на уроке, дают возможность ученику лишний раз применить на практике своё знание правил, а учителю обнаружить тех, кто этого делать не умеет

    Затем предлагается определить падеж существительного в словосочетании увидевший товарища, записывается главное слово в словосочетании, в нём обозначаются орфограммы.

     Далее диктую предложение: Мересьев, совершенно измученный, брёл, поминутно останавливаясь по оттаявшей лесной дороге. Учащиеся записывают предложение, разбирают его по членам, указывают части речи, анализируют орфограммы и пунктограммы, слово оттаявшей разбирают по составу и как часть речи.  После объяснения нового материала я предлагаю в предложении (Сбор вчера прошел очень интересно )найти наречие; используя схему рассуждения, определить признаки этой части речи, доказав таким образом правильность своего решения. Схема рассуждения выглядит так:

  1. Слово… отвечает на вопрос… .
  2. Слово… относится к… (к глаголу, прилагательному и т. д.)
  3. Оно обозначает признак… (действия другого признака.)
  4. оно не изменяется
  5. В предложении является…
  6. Значит,… --- наречие.

Отвечая, ребята оформляют свой ответ так: «Прошёл (когда?) вчера; слово вчера относится к глаголу, оно обозначает признак действия, не изменяется, в предложении является обстоятельством, значит, вчера--- наречие».

     Затем предлагаю записать только словосочетания «глагол + наречие» из диктуемых предложений: Путешествие на лодках интересно; Сегодняшнее утро чудесно; Чудесно поют соловьи.

      Смысл этого упражнения в возможности сопоставить, сравнить языковые явления, особенно те, которые легко смешиваются.   В учебнике подобных упражнений нет, хотя известно, что только через сравнение фактов языка, сопоставление их друг с другом по-настоящему осознаются основные признаки грамматического понятия.

    Далее выполняются упражнения, которые также помогают решать задачи урока: отрабатывать умение отличать наречие от других частей речи, совершенствовать правописные и грамматические умения и навыки школьников.

    Затем диктуется предложение: Здесь раньше были хорошие смешанные леса, но впоследствии они выгорели (слово впоследствии записывается на доске, предупреждается ошибка в нём) Учащиеся находят наречия. А затем, подчеркнув грамматические основы предложений, объясняют орфограмму и пунктограмму.

Заканчивается урок заданиями, связанными с развитием речевых умений учащихся, наблюдениями над употреблением наречий.

1.Из записанных на доске слов составить словосочетание, выбрав нужное наречие из данных синонимов.

Ответил              бесшумно

Простонал          беззвучно

Пробирался         тихо

Назвать речевую ошибку в предложении «Обратно пошёл дождь», исправить её.

3. Составить небольшой связный текст на тему «Уборка класса», употребив в нём наречия сначала, затем, потом, наконец.

    Подобные уроки интересны тем, что на них всегда решается целый комплекс задач: это и объяснение нового, и закрепление его, и повторение ранее изученного, и работа, связанная с развитием речи. Причём, всё это время школьники активно работают, так как непрерывно ставятся задачи, требующие практического применения знаний. На уроке записано 56 слов, не считая тех, что использовали ребята при составлении связного текста на заданную тему. Серьёзный анализ дидактического материала для урока поможет учителю глубже осмыслить явления языка, увидеть главное в каждой теме, а значит повысить качество преподавания, добиться глубокого осмысления учащимися изучаемого явления, т. е. будет способствовать реализации главного требования  школьной реформы--- «давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.

Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....

Выработка практической грамотности учащихся на уроках русского языка при помощи музыки и сигнальных опор.

Каждый учитель - словесник  ищет приёмы и методы, чтобы сделать урок ярким и запоминающимся, оставляющим в голове школьника свой след. Поддержать интерес к предмету мне помогают сигнальные опоры,...

Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)

Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...

Доклад на тему "Приёмы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка"

В докладе приводятся некоторые приёмы, обеспечивающие повышение грамотности учащихся на уроках русского языка, методы работы с обучающимися....

Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".

Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них...

Методика работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

Проблема: низкая орфографическая грамотность учащихся.Цель: довести культуру практического письмо учащихся до такой степени совершенства, когда с помощью учебных пособий они могли бы писать любой текс...

Доклад «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и...