Выработка практической грамотности учащихся на уроках русского языка при помощи музыки и сигнальных опор.
методическая разработка по русскому языку по теме

Логачёва Татьяна Владимировна

Каждый учитель - словесник  ищет приёмы и методы, чтобы сделать урок ярким и запоминающимся, оставляющим в голове школьника свой след. Поддержать интерес к предмету мне помогают сигнальные опоры, лингвистические сказки и песни о различных частях речи, которые я сочиняю к урокам. Считаю, что  сухие теоретические  сведения, соединенные  с музыкой, делают уроки русского языка  наиболее доступными и понятными.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выработка практической грамотности  учащихся на уроках русского языка при помощи музыки и сигнальных опор.

                                                                              Логачева Т.В.

                                                      учитель русского языка и   литературы    

                                                                МКОУ « Поселковая СОШ»

                                                                    Поворинского района                                                          

                                                                    Воронежской области.  

           

   Читая некоторые документы, письма, относящиеся к эпохе русского дворянства, невольно удивляешься, находя грубые орфографические ошибки. Но это явление объяснимо: русское дворянство не умело писать, а нередко и говорить по- русски вследствие доминирования французской культурно-языковой традиции.

Шли годы. Проблема грамотности русского человека всё больше и больше начинала волновать учёных и педагогов. В « Вопросах педагогики» в 1927 году появляются размышления Л. В. Щербы о причинах безграмотности  в обществе, пережившем   немало революционных потрясений. И, помимо распущенности и малой начитанности, учёный  называет среди этих причин …новые методы, то, как администраторы « расценивают школы  и отдельных педагогов не по достигаемым ими результатам, а по тому, насколько они применяют новые методы».

     « Нужны ли новации?»- задаёт себе вопрос каждый учитель-словесник.

 « Безусловно!»- скажет любой педагог, ученик, родитель. Сегодня, когда так много неблагополучных семей, когда растёт детская преступность, а интерес к образованию снижается, особенно важно, чтобы обучение воспринималось ребёнком  не только,  как  необходимость, но вызывало позитивные чувства, проходило в условиях  психологического комфорта.  «Интерес к учению, - писал В. А. Сухомлинский, - появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…». Опыт показывает, насколько трудно учителю-словеснику  на каждом уроке русского языка преодолевать известную специфику  своего предмета, вследствие  которой дети не очень любят эти уроки. Специфика эта заключается в соотношении  минимального количества новой информации, представленной на уроке, и большого объёма  рутинной, часто психологически и  интеллектуально не мотивированной  тренировочной работы, которая необходима  для приобретения  соответствующих  умений и навыков: в основном  это переписывание  упражнений из учебника с различными заданиями - и в классе, и дома. Информация,  полученная на уроках, абстрактна, суха, часто лишена эмоционально- образного компонента. Наборы  грамматических правил в каждом классе не воспринимаются ребёнком  системно, ему трудно осознать и значение получаемых знаний, а особенно немотивированными для него являются длинные списки форм для заучивания. Однообразные упражнения на какое-то правило надоедают задолго до того, как вырабатывается новый навык. Тренировочная работа часто лишена элементов творчества, осмысленного поиска новых знаний  и носит механический характер.

Существенного изменения ситуации можно достичь, сделав процесс изучения языка интересным и занимательным, а урок – запоминающимся и оставляющим  в голове школьника свой след. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приёмы и средства: С. Н.  Лысенкова  использует комментируемое управление, схемы- опоры, метод опережающего обучения, Ш. А. Амонашвили основу успеха видит  в создании атмосферы сотрудничества, сотворчества между учителем и  учениками, а московский педагог П. С. Тоцкий для повышения грамотности учеников изобрёл  «орфографию без правил». Другими словами, выбор тех или иных педагогических приёмов зависит  и от личности самого учителя, и от специфики учебного предмета. Необходимо лишь помнить, что цель обучения не должна заслоняться яркостью преподнесения, способной акцентировать внимание на себе самой.

  Неудовлетворительное состояние практической грамотности учащихся общеобразовательных школ в настоящее время заставляет каждого учителя – словесника задуматься над причинами этого явления. Возникает необходимость пересмотреть основные формы и методы преподавания русского языка в школе. В сложившейся ситуации растёт стремление словесников  найти наиболее эффективные формы  организации учебных занятий по предмету. Существенного изменения положения можно достичь, изучив  заслуживающий внимания опыт предшественников, применяя и развивая достижения учителей-новаторов. В настоящее время уже накоплен довольно интересный опыт проведения нестандартных уроков. Широкое распространение получили  уроки-диспуты, уроки-концерты, уроки-встречи, уроки-конференции и т.д. Однако такие уроки имеют слабые стороны. Мы сталкиваемся  с модернизацией  в области формы, а содержательная  сторона  подобных уроков остаётся вне поля зрения экспериментаторов.                                                            На мой взгляд, именно она, содержательная сторона, должна определить  поиски путей  обновления методов работы, обучения практической грамотности школьников. Желание научить всех ребят, сделать уроки интересными,  знания детей прочными заставило меня искать свои методы работы с учащимися Известно, что школьники не любят сухого изложения материала, поэтому я решила для оживления урока, активизации мыслительной деятельности ребят, для поддержания интереса к предмету и желания изучать то, что кажется хорошо знакомым, соединить наиболее эффективные методы работы в одно целое. Давно заметила, что теоретические сведения, соединённые с музыкой,  делают их наиболее доступными и понятными, поэтому я решила закреплять на своих уроках  грамматические правила мелодиями, так как эмоциональная память у детей достаточно устойчива.

   История этой проблемы имеет глубокие корни. Ещё во времена античности  преподаватели словесности и риторики на своих уроках проявляли большой интерес к музыке, особое внимание уделяли эмоциональной стороне урока. В Индии дети изучают азбуку нараспев, так как считают этот способ наиболее эффективным в данном случае. Сухомлинский  для  активизации учебной деятельности слабых учащихся  уводил детей в мир природы, учил воспитанников улавливать музыку в шуме леса, в журчании ручья. Большой положительный эффект при изучении азбуки в наши дни тоже имел место. Вспомним известные  передачи « АБВГДейка», «Радионяня». Писатель А. Югов в книге «Судьбы родного слова» стремится наиболее доступно выявить музыкальную сторону  отдельных частей речи, так как «…союзы и междометия, и наречия, и частицы наполняют нашу речь кровью и страстью, делают её трепетной, выразительной, живой». Я убедилась в том, что ребёнок с особым интересом будет определять спряжение глаголов,  если он впервые услышит об этой категории не сухие фразы учебника, где надо ещё запомнить какие-то исключения, а услышит лингвистическую сказку, которую я сочиняю к уроку и исполняю в форме частушек о спряжении:

                                         1. На глагольной улице,

                                            Всем на удивление,

                                            Жили-были две подружки,

                                            Звали их спряжения.

                 

                                        2.Но поссорились подружки:

                                            Надоело вместе жить,

                                            И тогда они решили

                                            Все глаголы поделить.

                                         3. Тут спряженье № 2

                                             Дверью хлопнуло со зла,

                                             Здесь не стало больше  жить,

                                             Взяв глаголы все на – ить.

                                               

                                       4. А предатели-глаголы

                                           С ними бросились бежать.

                                           Я могу вам их назвать:

                                           7 на – еть , 4- ать:

                                       5. Гнать, дышать, держать, зависеть,

                                           Видеть, слышать, ненавидеть,

                                            А ещё терпеть, вертеть,

                                            И обидеть, и смотреть.

                                       

                                      6. Брить, стелить в то время спали

                                           И скандала не слыхали.

                                           Чуть поплакали они,

                                           Но из дома не ушли.

Для ребят будет более понятной и интересной тема « Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом», если на уроке зазвучит музыка. Здесь я применяю опережающее обучение. После знакомства с теоретическими сведениями об обособлении я задаю вопрос сильному ученику: « Всё ли понятно тебе?» Ученик отвечает: «Здесь всё легко». Он исполняет песню, которую я сочинила к уроку, на мелодию из кинофильма «Свадьба с приданым»:

                 1.    Что за странное явленье- части речи в тупике.

Началось обособление обстоятельств в языке.

                        Оборот деепричастный я не спутаю ни с чем,

            Хоть и кажется для многих он одной из трудных тем.

2.  Оборот деепричастный - для меня вопрос простой.

И всегда он в предложении выделяем запятой.

       Хвастать я сейчас не стану, только всё-таки скажу,

                        Что с закрытыми глазами оборот вам покажу.

Последняя строчка становится целью всего урока: Научиться легко, « с закрытыми глазами» находить и обособлять обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.

На этом же уроке, когда учащиеся познакомятся  с примечанием П.32, в котором говорится о том, что необходимо отличать от деепричастных оборотов наречия (стоя, лёжа, молча и др.) и фразеологические обороты наречного значения, заранее подготовленный ученик снова поёт:

Встретишь фразеологизмы - запятой не выделяй.

И от них деепричастный оборот ты отличай.

Лёжа, сидя, молча, стоя - обособить не спеши.

Нет зависимого слова - как наречие пиши.

Примерно так же « оживают» и другие сложные темы. Особенно скучными в грамматике, на мой взгляд, считаются служебные части речи. Абсолютно не выразительны в эмоциональном смысле союзы. Но и они могут обрести на уроке действенное значение, если соединяются с музыкой. На обобщающем уроке русского языка  в 7 классе по теме  «Союз» я заранее готовлю поющего ученика, который  в начале урока напоминает с помощью простой песенки всем учащимся:

Мы союзы изучаем  вот уже 6-й урок.

Я уверен, эту тему каждый знает назубок.

Припев:  « Повторенье- мать ученья» - русская пословица.

                  Если   вместе повторять, хорошо усвоится.

Эти строчки нацеливают на активную работу в течение всего урока, итог которого я тоже стремлюсь музыкально озвучить. При этом я стараюсь придумать стихи песни, подчёркивающей значимость союза как части речи:

1. Роль союза велика

В жизни синтаксической,

 Хоть к служебным отнесён

В рамках лингвистических.

2.Заслужил союз почёт,

Наше уважение-

Как слова соединяет,

Так и предложения.

Припев: «Повторенье- мать ученья»-

Русская пословица.

Если вместе повторять,

Хорошо усвоится.

3.Написать союз непросто –

Слишком много надо знать,

Чтоб наречие с частицей

От союза отличать.

4. Но с частицей можно встретить

И  местоимение.

Ты  не спутать их с союзом

Прояви стремление.

Оказывается, каждая грамматическая категория обладает возможностью воплощать в себе художественный смысл большой впечатляющей силы, поэтому словеснику необходимо достичь согласия  между филологией и музыкой.

Готовясь  к урокам, я стремлюсь подбирать тексты  с музыкальной лексикой, яркими звуковыми  образами. Для  ребят не будет казаться предмет скучным, требующим зубрёжки, если они сами постепенно смогут принять участие в музыкальном  оформлении уроков, в составлении несложных песен, помогающих усвоению тем. С этой целью  я иногда объявляю  в классе  конкурсы юных поэтов и музыкантов. Многим детям эта работа оказывается по плечу, и тогда лучшие находки пополняют копилку музыкальной грамматики. Так, например,  для усвоения порядка синтаксического разбора предложения дети придумали несложную песенку:

Если всё о предложении знаем,

Быстренько по членам разбираем,

Главное- основу отыскать:

Кто? иль Что?  Что делает? опять.

Встретятся коль члены здесь другие,

Установим связи мы родные.

Чёткие вопросы задаём

И характеристику даём.

Если будет сложным предложенье,

Наши мысли вмиг придут в движенье.

Схему мы составим и  тогда

Завершим работу, господа.

При этом я применяю дифференцированный подход: сильные учащиеся разбирают сложное предложение, слабые - простое.

А при изучении темы «Синонимы» ученица написала  и исполнила частушки  с заданием для всего класса:

В нашем русском языке  всё благополучно.

Слово словом замени, коль оно не звучно.

В них понятия одни, написанья разны.

Их « синонимы» зовём. Как они прекрасны!

Приведу я вам пример, ну, а вы сравните.

Если «смелый» не подходит, «храбрым»  замените.

Перед вами здесь слова, вы их запишите

И синонимы для них быстро подберите:

Молодой, говорить, метель, бежать, мелодия (слова, появившиеся на экране компьютера).

Достичь наибольшей эффективности на уроке позволяет мне гармоничное соединение музыкальности с насыщенными крупноблочными  опорными конспектами, которые составляются в соответствии с программой, включают теоретический материал  и конкретные примеры по каждой теме. При этом  составляются крупные блоки, включающие в себя  теоретические сведения. Появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке  материала без перегрузки учащихся. Такой подход, на мой взгляд, соответствует современным  психологическим рекомендациям. За основу я взяла  сигнальные опоры Ю. С. Меженко. Известно, что опорный сигнал – это ассоциативный  символ, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстановить  в памяти  известную ранее  информацию. В. М. Бехтерев писал: «У детей школьного возраста  зрительный способ  даёт лучшие результаты  в отношении оживления, нежели слуховой». В опорный конспект я включаю множество опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих наглядную конструкцию, замещающую систему значений, теоретических понятий. Обучение, как известно, предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, которые должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, выделения главного. Увидеть большую тему  в целостном виде  без схематизированного  краткого конспекта довольно трудно. Схема же облегчит и восприятие темы, и её понимание, так как, мне кажется, она является целенаправленным обобщением материала. Опорные конспекты содержат знаки, конкретизирующие содержание абстрактного теоретического материала: рисунки, ключевые слова, короткие фразы. Одна из важнейших задач опорного сигнала - облегчение понимания новой информации и закрепление её  в долговременной памяти. Возможность наглядно представить теоретические знания  служит хорошей опорой для их осознания учащимися с образным мышлением, что особенно важно в школе, где явно преобладает  словесное обучение. Практика показывает, что систематизация и логичность представления учебного материала облегчает  работу всех механизмов произвольной памяти. Для составления опорного конспекта я отбираю наиболее важные фактические данные, обобщаю  содержание, отбрасываю второстепенное, малосущественное. Затем в уже сжатом материале  выделяю опорные сигналы, совокупность которых и составит  опорный конспект по теме. Он будет состоять  из ключевых слов, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов. Опорные конспекты, объединяющие несколько тем, содержат до 5 блоков, каждый из которых представляет « микроконспект» по какой-то подтеме и может быть воспроизведён в отдельности. Важное  значение при оформлении опорных конспектов играет и цвет. Правильно раскрашенный конспект должен привлекать, заострять внимание на главном, то есть воздействовать на ученика своими эстетическими и психологическими качествами.

Процесс составления  опорного сигнала творческий, где учащиеся могут вносить свои корректировки: упрощения некоторых элементов, введение новых, перестройки отдельных частей. Школьники легко овладевают навыками составления опорных конспектов. Например,  в процессе изучения теоретического материала 7-го класса учащиеся выполняют 2 творческие работы по составлению опорных конспектов. Так, в опорном конспекте №1 дети самостоятельно заполняют нижний блок опорными сигналами по теме « Степени сравнения наречий». Это можно сделать по аналогии с опорным  конспектом для 6 класса» Степени сравнения прилагательных». Свои варианты этого блока учащиеся напишут в классе во время воспроизведения опорного конспекта.  Самостоятельной домашней работой будет составление опорного конспекта по теме: «Наречия образа действия, времени, места, причины, цели, меры». После обсуждения выполненных учащимися опорных конспектов коллективно составляется лучший вариант, в основу которого отбираются  удачные идеи и находки ребят. Составленный таким образом конспект воспроизводится учащимися на следующем уроке.

Готовые опорные конспекты я применяю на своих уроках при помощи компьютера. Такие же опоры, в уменьшенном виде, имеются в специальных конвертах у детей.

Известно, что практическое владение языком предполагает усвоение системы лингвистических знаний и умений, а неусвоение хотя бы одного элемента сложного языкового механизма приводит к разладу и тормозит. В сознании учащихся к 10 классу не складывается система самого элементарного  орфографического и пунктуационного уровня. В 10 класс школьник приходит, путаясь  в орфограммах и пунктограммах, никак не связанных  одна с другой. В старших классах ученики многое забыли из того, что изучали за предыдущие 5 лет.

Собственный опыт привёл меня к убеждению, что уроки русского языка в среднем звене, где присутствовал эмоциональный эффект, где было музыкальное озвучивание орфограмм и использовались сигнальные опоры, имеют свои преимущества. Такие уроки служат хорошей базой для обобщающего повторения в старших классах общеобразовательной школы. Минимум времени (1  учебный час в неделю) требует интенсивного творческого  тренинга, основанного на  глубоких знаниях, полученных в средних классах, активизации собственных индивидуальных  и коллективных возможностей. Например,  на уроке в 11 классе при изучении темы « Пунктуация  в сложном бессоюзном  предложении» экономится много времени, так как учащиеся видят перед собой сигнальный конспект по этой теме, составленный ими прежде. Школьники вспоминают  объединённые в нём сведения. Правила становятся системой зримых и запоминаемых объектов. Теперь они легко воспроизводятся.

,

Одновременное протекание ситуации

Последовательное протекание ситуации

Травка зеленеет, солнышко блестит

Загремел гром, пошёл дождь

:

Изъяснение

Пояснение

Причина

Вижу: он идёт.

Дело было так: пошли мы гулять… не пойду в школу: у меня болит голова.

-

Сопоставление и противопоставление

Следствие

Быстрая смена событий

Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.

Назвался груздем - полезай в кузов.

Оглянулся – сердце дрогнуло.

Работа на таком уроке направлена на закрепление имеющихся навыков. После зрительного восприятия конспекта учащиеся готовы к распределительному диктанту предложений с разными знаками препинания в них. В течение такого урока дети успевают самостоятельно  сконструировать предложения по образцу, принять участие  в игре- соревновании « Кто последний?». Выигрывает тот, кто последним назовёт пословицу по схеме: « причина- следствие», «условие-следствие» (Поспешишь - людей насмешишь).

На этом же уроке школьники в соревновательной форме выполняют развивающе – систематизирующие упражнения по теме, делают комплексный анализ текста, проводят словообразовательную работу, пишут словарно-орфографический диктант. Максимум разнообразных и правильно выполненных заданий в школе является гарантом успешной работы учащихся дома с тем же опорным конспектом.

 Огромное внимание в работе с опорными конспектами я уделяю многократному вариативному циклическому повторению материала и на теоретическом, и на практическом уровнях. Школьники, как правило, при этом активно соучаствуют  в учебном процессе. Опорные конспекты позволяют организовать качественно  иначе  домашнюю работу, дают возможность каждому ученику выбрать  оптимальный путь движения вперёд.

Важное значение имеет и тот факт, что в контроль за учёбой детей с помощью сигналов я вовлекаю и родителей. И, пожалуй, одно из самых важных достоинств опорных конспектов заключается в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических навыков и умений, развития речи учащихся.

Практика показала, что опорные конспекты, объединённые с музыкальным звучанием теоретического материала, помогают разнообразить  урок, делают его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, активизируют познавательную деятельность ребят и развивают  их лингвистическое мышление, способствуют глубокому и последовательному усвоению теоретического материала, выработке практической грамотности школьников.

Данная методика повышает интерес учащихся к предмету, вырабатывает навык индивидуальной деятельности школьников. Результаты внедрения работы в учебную деятельность  высоки, о чём свидетельствуют хорошие и отличные отметки учащихся по русскому языку при поступлении в вузы и техникумы.

 

 

                                           

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.

Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....

Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)

Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...

Повышение эффективности преподавания, качества знаний и грамотности учащихся на уроках русского языка

Доклад на методическое совещание по теме:« Повышение эффективности преподавания, качества знаний и грамотности учащихся на уроках русского языка»...

Доклад на тему "Приёмы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка"

В докладе приводятся некоторые приёмы, обеспечивающие повышение грамотности учащихся на уроках русского языка, методы работы с обучающимися....

Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".

Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них...

Методика работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

Проблема: низкая орфографическая грамотность учащихся.Цель: довести культуру практического письмо учащихся до такой степени совершенства, когда с помощью учебных пособий они могли бы писать любой текс...

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...