Упражнения по развитию речи
методическая разработка по русскому языку по теме

Для того, чтобы выразительно читать, необходимо научиться пользоваться интонацией – мощным средством выражения чувств, мыслей, волеизъявлений. На практическом занятии ученики знакомятся с основными средствами интонационной выразительности (пауза, ударение, мелодия речи, темп и ритм речи), учатся различать среди них те, которые помогают передавать мысли в речи (логические паузы и ударения), и те, которые связаны с эмоциональной стороной речи (психологические паузы и ударения).

Выполняя практические упражнения, учащиеся овладевают навыками постановки ударений, пауз; учатся пользоваться приемом скелетирования и другими правилами определения логического центра; обучаются искусству владения речевой мелодией. Важным моментом занятий является знакомство с речевой партитурой – разметкой текста с помощью условных знаков, обозначающих интонационные средства выражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_razvitiyu_rechi.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по развитию речи

Интонационные средства выразительности

Методические указания. Для того, чтобы выразительно читать, необходимо научиться пользоваться интонацией – мощным средством выражения чувств, мыслей, волеизъявлений. На практическом занятии ученики знакомятся с основными средствами интонационной выразительности (пауза, ударение, мелодия речи, темп и ритм речи), учатся различать среди них те, которые помогают передавать мысли в речи (логические паузы и ударения), и те, которые связаны с эмоциональной стороной речи (психологические паузы и ударения).

Выполняя практические упражнения, учащиеся овладевают навыками постановки ударений, пауз; учатся пользоваться приемом скелетирования и другими правилами определения логического центра; обучаются искусству владения речевой мелодией. Важным моментом занятий является знакомство с речевой партитурой – разметкой текста с помощью условных знаков, обозначающих интонационные средства выражения (см. в Приложении).

Упражнение 1. Прочитайте каждое предложение в двух вариантах, изменяя положение пауз, и объясните их смысл в обоих случаях.

1. Казнить нельзя помиловать. 2. Выйти надо подождать. 3. Прошу вас еще раз прочитать письмо. 3. Трижды пять плюс два. 4. Они кормили его мясом своих собак. 5. Она поразила его рассказом своего сокурсника. 6. Недавно проснувшаяся весна дышала свежестью. 7. Тут Иван Иванович заметил, что проговорился, и прикусил язык (А. Пушкин).

Упражнение 2. Исправьте ошибки, допущенные при расстановке знаков препинания, искажающие смысл предложений.

1. Когда взошла полная луна с песнями под гитару, появилась толпа юношей и девушек. 2. Мария сидела в машине, которая стояла возле дома и ждала своего часа. 

Упражнение 3. Прочитайте тексты, вдумайтесь в их содержание и определите места психологических пауз, подсказываемых многоточием или тире, а также ничем не отмеченных. В стихотворных отрывках найдите ритмические паузы, попадающие на середину речевого звена; постарайтесь отыскать в тексте смысловые оттенки, позволяющие превратить эти паузы в психологические.

1. «И она ушла от мужа? – Да, ушла… в другую комнату» (А. Чехов). 2. «Тарантас – мой! – крикнула она таким болезненным криком, что всем сделалось и неловко и совестно. – Мой! Мой тарантас! Я его… у меня доказательства… свидетели есть! А ты… а тебя… ну, да уж подожду…посмотрю, что дальше от тебя будет!» (М. Салтыков-Щедрин).      3. «Богу воссылает моления, Иван Васильевич? – Богу?.. Гм.. Гм.. Нет, ни в коем случае… Не богу, а… искусству, которому она глубочайше предана» (М. Булгаков).

Домашнее задание. Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника». Опишите «киноленту видений», дополнив ее деталями и подробностями. Перепишите текст, отмечая в нем логические паузы и ударения, используя при этом прием скелетирования и правила постановки логического ударения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для развития речи и звукопроизношения.

 Игра – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, само реабилитации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства,...

Презентация. Упражнения по развитию речи старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках письма.

Основным методическим вопросом  на уроках письма и развития речи, является вопрос о том, как научить детей с нарушением интеллекта использовать язык как средство общения. Речь тесно связана с про...

Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников

Эти звукоподражательные упражнения  способствубют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания, но самое главое доставят большую радость взрослым и детям в процессе совместного общени...

Доклад.Тема: «Игры и упражнения для развития речи детей с синдромом Дауна».

В докладе показано, какое положительное влияние оказывают пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, хороводные игры и игры-драматизации для развития речи детей с синдромом Дауна....

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...