Игровые упражнения для развития речи и звукопроизношения.
учебно-методический материал по теме

 

   Игра – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, само реабилитации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_upr.-vystupl._na_metod._uchit.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровые упражнения для развития речи и звукопроизношения.

            Логопедическая  работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка. Современное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, успешной социальной адаптации. Повысить эффективность логопедической работы помогают игровые приемы, игровые упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков, влияющие на развитие речи в целом.

   Игра – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, само реабилитации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

   Игра – это:

  • речевая деятельность;
  • мотивированность, отсутствие принуждения;
  • развитие и коррекция психических функций и способностей;
  • учение с увлечением.

           В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группируя предметы по различным свойствам.

Речевые игры способствуют сенсорному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико-грамматических категорий русского языка, а также помогают закреплять и обобщать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка

Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:

  -создание психологической готовности детей к речевому общению;

  -естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;

  -тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь следующих целей:

  1. формирование определенных навыков;
  2. развитие речевых умений;
  3. обучение умению учиться;
  4. развитие необходимых способностей и психических функций;
  5. познание ( в сфере становления собственного языка);
  6. запоминание речевого материала.

Логопедические разминки целесообразно применять и на уроках в начальных классах,  для закрепления усвоенных на занятиях речевых навыков.

Уделяя должное внимание упражнениям, играм, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаются сразу две задачи:

Во-первых, косвенным образом идет влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка; во-вторых, решается задача по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Поэтому перед письменными заданиями на уроках русского языка и математики в начальных классах и рекомендуется:

     --- нанизывать пуговицы, бусинки на нитку;

     --- складывать из мозаики букву, цифру;

     --- проводить пальчиковую гимнастику;

     ---использовать графические упражнения такие, как: «Дорожки», «Дождик», «Штриховка» и т.д.

    --- продолжать узоры

                           

При изучении темы «Домашние животные» на уроке развития речи можно использовать такие упражнения:

  1. Бельевой прищепкой поочередно прищемлять ногтевые фаланги, приговаривая:

Кусается сильно котенок – глупыш

Он думает, это не палец, а мышь(смена рук).

Но я же играю с тобою, малыш.

А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»

  1. Или другое задание, направленное на развитие пространственной ориентации, зрительно- моторной координации, а также на предупреждение аграмматизмов в устной речи.
  2. Применение на уроках следующего упражнения развивает в детях с интеллектуальной недостаточностью логическое мышление: процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  3. Упражнение, в котором необходимо выделить предмет на фоне другого, направлено на развитие зрительного восприятия и способствует развитию базовых предпосылок письменной речи.

Развитие зрительных процессов можно осуществить и на символическом уровне, предлагая следующие игровые упражнения:

  • Узнать и назвать недописанные буквы;
  • Узнать буквы, наложенные друг на друга;
  • Узнать буквы, написанные разным шрифтом;
  • Узнать и назвать заштрихованные буквы;
  • Найти спрятавшиеся буквы;
  • Прочитать слово из недописанных букв;

               

На уроке чтения полезно «конспектировать» произведения схематическими рисунками. Например, стихотворение А.Барто «Наша Таня» можно проиллюстрировать следующим образом.

       Благодаря этим упражнениям у детей повышается мотивация к речи. Логопедические разминки положительно влияют на формирование грамотного письма, повышают качество речевого высказывания.

Для развития зрительного внимания можно применить следующие игровые упражнения:

  • Чего не стало, что изменилось;
  • Найди два одинаковых предмета;
  • Чем отличаются два предмета и т.д.

На развитие зрительного анализа я использую  упражнения такого вида как:

  1.  соотнеси форму  предмета с геометрической формой;
  2. предлагаю геометрическое лото, в котором ученик должен найти фигуру в ряду других фигур.

Для развития зрительно-моторной координации использую следующие игровые упражнения:

  • обведи предметы по контуру;
  • нарисуй по образцу;
  • дорисуй вторую половинку бабочки;
  • перекопируй;
  • проведи линию от машины до гаража;

Для детей с нарушениями интеллекта характерно значительное недоразвитие грамматического строя речи. Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. На протяжении  целого ряда занятий я работаю над отработкой падежных окончаний существительных, применяю такие игры, как ,например: «У кого листок». /На наборном полотне предлагаю картинки с изображением листьев. Задаю вопрос: «  У кого листок от дуба?» Дети отвечают: «У меня листок от дуба» или «У меня дубовый листок»./

Или предлагаю другую игру «Под чем растут грибы?» /На наборном полотне картинки с изображением различных пород деревьев и цветов. Вопрос: «Под чем растут грибы? Ответы детей: «Грибы растут под дубами, под березами и т. д./

Применяю такие речевые игры, как:

  • «Один-много»;
  • «Назови ласково»;
  • «Съедобное-несъедобное»;
  • «Чье гнездо, чьи перья»;
  •  «Кто с кем»;
  •  «Вершки,корешки»;
  • « Что из чего сделано»;
  • «Посчитай 1-2-3»;
  • « Кто где живет».

 В младших классах специальной коррекционной школы VIII вида расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные игры, такие ,как:

 «Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Какие звуки издает», «Кто как ест», «Кто что делает»

Работу по коррекции звукопроизношения целесообразно начинать с артикуляционной гимнастики. Для преодоления трудностей, обусловленных отклонениями в развитии психической сферы учащихся, используются специальные игровые приемы, разработанные в стихотворной форме.                                                                              

Например, «Лягушки улыбаются»

Цель: Вырабатывать умение растягивать губы в улыбке, обнажая резцы.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

Или «Лопаточка»

Цель: Вырабатывать умение, расслабляя мышцы языка, удерживать его широким.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять и др.

На уроках можно применять игры и упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Особенно эффективными являются следующие игровые дыхательные упражнения: «Цветочный магазин»/тренировка глубокого медленного вдоха через нос/; « Свеча» /тренировка ровного медленного выдоха/; «Насос» /тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетания «п-ш-ш-ш…»/; «Назойливый комар» /тренировка продолжительного з-з-з-з-з-з…/.

Очень полезны игры, развивающие высоту голоса. Они раскрепощают голосовой аппарат ребенка, повышают общий тонус организма, активизируют эмоциональные реакции.

В результате применения перечисленных игр и упражнений у детей нормализуется речевое дыхание, дифференцируется ротовое и носовое дыхание, вырабатывается долгий плавный вдох.

Таким образом, на уроках и на занятиях в школе VIII вида необходимо  постоянно применять игры и игровые разминки, упражнения, способствующие развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех тех процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида

Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для  1-3 классов   специальной  коррекционной школы VIII вида...

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями интеллекта как средство подготовки руки к письму

СодержаниеВведение…………………………………………………………...3Глава I. Теоретические основы овладения детьми навыками письма…………………………………………………………………….51.1 Характеристика процесса письма……………………………51.2 Предпосылки форм...

Игры и игровые упражнения для развития фонематических функций

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания, фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений, на дифференциацию звуков....

Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста

Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста...

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...

Игры и игровые упражнения на развитие грамматического строя речи

Игры и игровые упражнения на развитие грамматического строя речи у детец дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...