Главные вкладки

    Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста
    материал по физкультуре на тему

    Тюрина Любовь Александровна

    Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_po_fiz-re_rmo.docx21.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад

    на РМО

    учителей физической культуры

    «Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста»

    Подготовила учитель физической культуры МКОУ «Левенская СОШ» Тюрина Л.А.


    Всестороннее физическое воспитание является одной из важнейших задач общества. Важнейшим средством в достижении данной цели является развитие двигательных качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, скорости и др., которые определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Качеств, которыми каждый человек наделен от рождения. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах как учебы, так и спортивной деятельности. Применительно к физической культуре используют термин «физические качества». В процессе роста и развития организма, естественно, физические качества претерпевают изменения.

    В соответствии с современными представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).

    Быстрота - способность совершать движения в минимальный отрезок времени, с возможно большей скоростью. Тесты для определения быстроты:

    • Бег на 20 м с ходу (с)
    • Бег на 30 м с ходу (с)
    • Частота движений в беге на месте 15-20 шагов (с)

    Для развития быстроты используют различные упражнения в быстром темпе, бег на короткие дистанции с максимальной скоростью, бег с ускорением, подвижные игры, требующие быстрой двигательной реакции и двигательных действий, повторное пробегание дистанций 10-15 м, челночный бег, прыжки с длиной и короткой скакалкой.

    Средствами развития быстроты являются скоростные упражнения:

    1. Упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств.
    2. Упражнения, направленные на развитие отдельных компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, стартовая скорость, спурты, скоростная выносливость.
    3. Упражнения на совершенствование отдельных движений действию в беге, спортивных играх, плавании, единоборствах для одновременного развития силовых и скоростных качеств.

    Для совершенствования скоростных качеств баскетболиста необходима разноплановая работа, по всем направлениям, от которых зависит проявление скорости в различных игровых ситуациях. Решение данной задачи во многом зависит от развития физических качеств - быстроты и ловкости.

    В игре формы проявления быстроты находят свое выражение в быстроте восприятия, анализа и оценки ситуации; в быстроте принятия решения и начала действия; в быстроте передвижения и в быстроте смены одних приемов на другие.

    Поэтому первостепенной задачей является совершенствование отдельных сторон быстроты баскетболиста. В баскетболе, как и во всех спортивных играх, наиболее важное значение имеют сложные реакции: с выбором и на движущийся предмет. Эти реакции тренируются игроками в упражнениях с реагированием на движущийся предмет, в которых увеличиваются скорость, количество внезапных появлений объекта, а также возможных изменений обстановки. Сигналом для начала ускорения при выполнении упражнений служат обычно полет мяча, движение партнера или соперника, изменение игровых ситуаций.

    Для решения вышеназванной задачи можно ввести в содержание занятий упражнения с реагированием и стартовым рывком по неожиданному сигналу, завершающимся овладением мяча, а также с использованием различных спортивных снарядов (гимнастических скамеек, матов, скакалок и т.д.)

    Хотя главным здесь является совершенствование умений сочетать максимальную скорость итогового выполнения приемов быстроты и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой, данные упражнения благотворно влияют и на развитие ловкости, имеющей важное значение во всех игровых видах спорта.

    В упражнениях согласованы наиболее распространенные в игровой деятельности чередование способов передвижения (прыжки, ускорения) и характер ускорения (повторное, в одном направлении, с изменением направления). При проведении тренировок применяют как поточный, так и командно-поточный методы. При выполнении упражнений в основном дают школьникам 2-3 подхода по 15-20 повторений с отдыхом 30-60 сек. Ребята работают при показателях пульса около 180 уд/мин. Отдых служит для восстановления пульса до значений 120-130 уд/мин.

    Вот несколько упражнений для развития быстроты и ловкости баскетболиста.

    С  баскетбольным мячом.

    1. Игрок с мячом в руках стоит на расстоянии 2 м от стены, спиной к ней. В прыжке сгибает ноги впереди посылает мяч в пол под собой с таким расчетом, чтобы мяч отскочил в стену. Приземлившись, игрок быстро поворачивается и ловит мяч. Прыжки выполняются непрерывно и в высоком темпе.
    2. Два партнера стоят спиной вполоборота к стене и друг другу. Расстояние между игроками 2-3 м. Те же действия, что и в упр. 1, но игрок, выполняющий прыжки, стоит без мяча, спиной к стене, примерно в 1 м от нее. Второй игрок выполняет сильные передачи, направляя мяч в пол, в то метсо, где стоит первый игрок. Последний перепрыгивает через мяч, согнув ноги вперед, затем, быстро повернувшись после приземления, ловит мяч после отскока от стены и быстро передает его партнеру.

    С использованием гимнастической скамейки.

    1. Один игрок стоит сбоку от скамейки, второй перед ним с мячом на расстоянии 2-3 м. прыгая вправо и влево через скамейку, первый партнер ловит мяч и выполняет передачу мяча второму. Передачи выполняют: при приземлении с одной стороны скамейки; при приземлении с обеих сторон; в полете.
    2. Прыжки через скамейку с ловлей и передачей поочередно двух мячей, получаемых от разных партнеров. Обратную передачу выполняют: игроку, от которого получен мяч; второму партнеру.

    С выполнением кувырков.

    1. Игроки поточно выполняют кувырки на мате и, быстро встав, одновременно выполняют ловлю мяча, адресованного от партнера, и обратную передачу.
    2. То же, но с завершающими бросками мяча в корзину.

    Ускорение в сочетании с действиями с баскетбольным мячом.

    1,        Игрок с мячом в руках, прыгая вверх, согнув колени, сильно ударяет мячом в пол
    под собой с таким расчетом, чтобы мяч отскочил на 3-4 м назад. Приземлившись,
    игрок выполняет рывок за мячом* стараясь поймать его в полете.

    2.        То же, но с бросками мяча в корзину. Поймав мяч после рывка, игрок выполняет
    бросок мяча в корзину в движении или в прыжке после остановки.


    Ускорение в сочетании с прыжками через гимнастическую скамейку.

    1. Неоднократные прыжки через гимнастическую скамейку вправо-влево, вперед-назад, на одном месте, с рывками за падающим мячом: по свистку; в момент подбрасывания мяча партнером; в момент отскока мяча от пола.
    2. Прыжки через скамейку вправо и влево с продвижением вперед и с ускорением в движении за подброшенным мячом.

    Ускорение на ориентир.

    1. Первые номера располагаются на одной линии, вторые - на расстоянии 8-9 м с мячом в руках. По сигналу учителя вторые номера бросают мяч вверх, а первые -бегут к мячам и ловят их; вторые бегут на место первых.
    1. То же, но с атакой кольца.
    2. Построение то же, расстояние между первыми и вторыми номерами 16-18 м, вторые без мяча; третьи номера с мячами становятся посередине. По сигналу учителя третьи номера подбрасывают мяч вверх. Первые и вторые номера стремятся овладеть мячом, опередив соперника.
    3. То же, но с атакой кольца.

    Далее я предлагаю еще серию развивающих игр на уроках физической культуры в 5 - 11 классах по разделу «Спортивные игры». (по материалам книги Ю.Г. Кождаспирова «Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11 классы» Методическое пособие. 2-е издание стереотип. М.: Дрофа, 2004 г.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие физических качеств баскетболиста

    Содержание1.Введение2.«Подружись со скакалкой»3.Танцевальные упражнения4.«Фундамент – за две недели»...

    Практические рекомендации Развития физических качеств баскетболистов

    Данные рекомендации по развитию физических качеств баскетболистов предназначены для школьников, студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Ма...

    Практические рекомендации Развития физических качеств баскетболистов

    Данные рекомендации по развитию физических качеств баскетболистов предназначены для школьников, студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Ма...

    Методические рекомендации "Развитие физических качеств баскетболистов"

    Методические рекомендации«Развитие физических качеств баскетболистов»                                   ...

    Использование игровых упражнений для развития физических качеств у детей в секции лыжных гонок на этапе начальной подготовки

    В данном методическом пособии осуществлена попытка подобрать из всего многообразия упражнения и игры, наиболее простые для выполнения и уровня подготовленности детей на этапе начальной подготовки в се...

    Игровые упражнения для развития физических качеств при занятиях волейболом

    Подборка игровых упражнений для развития физических качеств в процессе урочной и внеурочной деятельности при занятиях волейболом. Для использования на уроках физической культуры и в тренировочном проц...

    Комплекс упражнений для развития скоростно – силовых качеств

    Перед выполнением комплекса нужно обязательно выполнить стандартную разминку. Отдых между упражнениями – 5-10 секунд....