Игровые упражнения для развития физических качеств при занятиях волейболом
методическая разработка по физкультуре

Лобачёв Владимир Валентинович
Подборка игровых упражнений для развития физических качеств в процессе урочной и внеурочной деятельности при занятиях волейболом. Для использования на уроках физической культуры и в тренировочном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya_primenyaemye_.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения для развития физических качеств в процессе урочной и внеурочной деятельности при занятиях волейболом

Упражнение

Инвентарь, место

Содержание

Правила

ОМУ

«Мяч над веревкой»

Задачи: развитие быстроты реакции, внимательности, ловкости, совершенствование командных действий.

Инвентарь:

1—2 малых или гимнастических мата, волейбольная сетка или веревка.

Место:

игровое поле 4х8 или 10х12 м.

Каждая команда старается перебросить мяч через сетку или веревку на площадку соперников так, чтобы он коснулся площадки, и одновременно не допустить этого на своей стороне. Игрок, поймавший мяч, должен бросить его обратно (или передать партнеру)

За каждую ошибку соперники получают очко. После этого мяч снова разыгрывается. Ошибкой считается: падение мяча; касание его площадки; положение мяча «вне игры»; попадание в веревку или проброс под ней; выход игрока за линию площадки. Попадание мячом в сетку ошибкой не считается. Игра продолжается определенное время (5- 10 мин) или до условленного количества очков (10-20). Побеждает команда, набравшая больше очков.

При использовании веревки на расстоянии 1 м от нее с обеих сторон проводятся линии броска. На каждой половине поля располагается одна команда. Для более равномерного участия в игре игроки на первой и второй линиях могут меняться местами

«Мяч в воздухе»

Задачи: развитие навыка владения мячом, характерного для игры в волейбол; воспитание ловкости, меткости, согласованности действий.

Инвентарь:

1—2 волейбольных мяча.

Место:

спортивная площадка, зал.

Команды располагаются в кругах, водящий - в центре. Подбросив мяч, он отбивает его любому игроку, стоящему в круге. Тот отбивает мяч ладонями или пальцами кому-либо из играющих или водящему, который в свою очередь передает мяч дальше. Задача игроков — не дать мячу коснуться земли, как можно дольше продержать его в воздухе.

Как только мяч коснется земли, водящего заменяет игрок, сделавший ошибку, а водящий становится на его место. Нельзя касаться мяча больше одного раза. Мяч разрешается отбивать головой и плечом так же, как и кистью.

Побеждает команда, дольше удерживавшая мяч и сделавшая меньше замен водящих.

Игру лучше проводить при небольшом количестве учащихся в кругах. Перед игрой следует напомнить технику передачи мяча. Лучшим игроком считается тот, кто ни разу не водил.

«Эстафета с элементами волейбола»

Задачи: совершенствование навыков передачи, подачи и удара по мячу; развитие групповых действий при передаче мяча; воспитание быстроты реакции, внимания.

Инвентарь:

2 волейбольных мяча.

Место: спортивный зал, площадка.

По сигналу преподавателя первые пары от стартовой черты продвигаются вперед, пасуя мяч друг другу по воздуху (волейбольная передача) до своей стойки, обходят ее и возращаются обратно, продолжая передовать мяч друг другу. Добежав до начальной (стартовой) черты, они пасуют мяч следующей паре, которая повторяет действия первой пары, вернувшиеся пары становятся в конце своих колонн.

Вариант эстафеты: каждая команда выстраивается в колонну по одному. По сигналу игроки по очереди бегут вперед, отбивая мяч в воздухе, добегают до стены, 3 раза отбивают мяч в стену и бегут обратно, продолжая отбивать мяч над собой.

Мяч во время перебежки можно только пасовать, а не перебрасывать, разрешается ловить мяч только паре, начинающей бег. Если мяч во время отбивания упал, игрок, допустивший ошибку, должен поднять его и продолжить задание. За ошибки начисляются штрафные очки. Выигрывает команда, выполнившая задание раньше, чем другая и не имеющая штрафных очков.

В эстафету следует включать элементы, с которыми учащиеся ознакомились ранее. Граница передач обозначается линией, которую необходимо пересечь, в противном случае начисляются штрафные очки.

«Удочка»

Задачи: развитие скоростно-силовых физических качеств; совершенствование прыгучести как одного из элементов техники игры в волейбол.

Инвентарь:

веревки длиной 2—3 м, грузик или скакалки.

Место:

спортивный зал, площадка.

Команды располагаются в кругах. Водящий в центре круга берет веревку за свободный конец, а на другом ее конце - грузик. По сигналу преподавателя водящий начинает крутить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, чтобы веревка не задела их ног. Варианты игры: игроки могут принимать различные исходные положения: боком, спиной, упор присев.

Игра начинается только по сигналу преподавателя. Игрок, которого задела веревка, выбывает из круга. Побеждает команда, у которой за определенное время, отведенное на игру, выбыло меньше игроков из круга.

Необходимо следить, за правильностью выполнения задания. При использовании вместо веревки механического стержня через определенное время высоту его можно поднимать.

«Гонка паровозов»

Задача: развитие прыгучести в игровых условиях.

Инвентарь:

6—10 набивных мячей.

Место: спортивный зал, площадка.

Все играющие делятся на две команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну по одному, причем каждый игрок держит впереди стоящего учащегося за талию. По сигналу преподавателя команды передвигаются слитной колонной подскоками до заранее установленного места и возвращаются обратно. Вариант игры: продвижение по извилистой дорожке.

Прыгать можно только установленным способом. За каждое нарушение начисляются штрафные очки.

Выигрывает команда, закончившая продвижение первой, но при условии, что все игроки прыгали, а не бежали.

К судейству следует привлекать учащихся, не занятых в игре.

«Падающая палка»

Задачи: развитие быстроты; воспитание ловкости, точности, внимательности в игровых условиях.

Инвентарь: гимнастическая палка.

Место: спортивный зал, площадка.

Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Водящий в центре держит вертикально гимнастическую палку. Выкрикнув чей-нибудь номер, он отпускает палку и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения.

Если выбежавшему игроку удалось схватить палку, он возвращается на свое место и получает очко.

Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

В зависимости от числа имеющихся зон можно организовать несколько кругов. Следует обратить внимание учащихся на то, что они должны четко и громко произносить номера.

«Мяч с четырех сторон»

Задачи: развитие быстроты; совершенствование техники передачи мяча в игровой обстановке.

Инвентарь:

мячи.

Место: спортивный зал, площадка.

Игроки образуют четыре команды. По одному игроку от каждой команды с мячом в руках стоят в круге. Напротив шеренги своих игроков направляют его следующему игроку и т.д. последний игрок, получив мяч, бежит с ним в круг, а в круге становиться первым в колонне. Игра длится до тех пор, пока игрок первым стоявший в круге, снова не окажется в нем.

Передавать мяч только установленным способом. Нельзя создавать помех сопернику. Выигрывает команда, все игроки которой быстрее побывали в круге.

Для игры необходимо разметить круг диаметром 2 м. и от него на расстоянии 3 – 4 м. контрольные линии.

«Эстафета с мячом»

Задачи: развитие скоростной выносливости, прыгучести; совершенствование передвижения приставными шагами боком в соревновательной обстановке.

Инвентарь:

мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные, набивные).

Место: спортивный зал, площадка

Команды выстраиваются за лицевой линией. Напротив каждой команды на площадке лежит мяч. По сигналу первый номер бежит, затем делает остановку в два прыжковых шага и берет мяч. Возвратившись с мячом, передает его за лицевую линию, следующему игроку, который выполняет те же действия, и т. д.

Варианты эстафеты:

1) выполнять задание из необычных стартовых положений — сидя, лежа на спине, на груди;

2) сначала прыгая на правой ноге до середины площадки, затем до конца — на левой ноге, а назад — обычным бегом;

3) сначала вперед, прыжками правым боком, возвращаясь прыжками левым боком.

Передвигаться и останавливаться только указанным способом. Не создавать умышленных помех сопернику при потере мяча. Начинать передвижение только после передачи эстафеты.

Команда, раньше закончившая задание, становится победительницей.

Начинать игру только по сигналу преподавателя. Можно использовать вместо мяча эстафетную палочку или контрольный круг. Обратить особое внимание на технику выполнения передвижений и остановки.

«Кто сильнее и быстрее»

Задачи: развитие быстроты двигательной реакции; отработка силового удара для подач в игровой обстановке.

Инвентарь: мяч.

Место: спортивный зал, площадка.

Игроки команд располагаются в шеренгах на лицевой линии волейбольной площадки. Боковая линия площадки разделена на отрезки 0,5 м.

Преподаватель вызывает по одному игроку из каждой команды, они входят в круги, по сигналу преподавателя подбрасывают мяч, как можно сильнее ударяют кистью его об пол и сразу же бегут вдоль боковой линии. Сколько отрезков успеет пробежать игрок, пока мяч находится в воздухе, столько начисляется ему очков.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Удар по мячу игроки должны проводить на уровне лица. При освоении его переходят к удару в прыжке с места.

«Бой всадников»

Задачи: развитие силовой выносливости, ловкости; воспитание чувства товарищества

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка.

В каждой из двух команд игроки распределяются по парам. «Всадники» садятся на плечи «коней», и команды выстраиваются возле средней линии. По сигналу преподавателя начинается бой «всадников». Каждый игрок старается стащить своего соперника с «коня».

Если оба «всадника» оказались на земле, поражение засчитывается тому, кто коснулся ее первым. «Кони» участия в игре не принимают. Выигрывает команда, имеющая большее количество побед в поединках.

Следует привлекать к судейству не занятых в игре учащихся. После того, как оба «всадника» оказались на земле, они меняются местами со своими партнерами.

«Гонка тачек»

Задачи: развитие силовой выносливости; воспитание ловкости, координации движений, чувства взаимопонимания в соревновательных условиях.

Инвентарь:

не требуется.

Место: волейбольная площадка

В команде должно быть четное количество игроков.

Участники команд стартуют попарно. Один из них в упоре на руках, другой удерживает партнера за ноги, имитируя движение «тачки». По сигналу преподавателя игроки продвигаются вперед от одной боковой линии к другой. Как только первая пара игроков пересечет боковую линию, начинают передвижение вторая, третья пары и т. д. Гонка «тачек» продолжается и в обратном направлении, но игроки предварительно меняются ролями.

Побеждает команда, раньше закончившая гонку.

В зависимости от количества играющих можно образовать и большее количество команд.

По мере освоения передвижения на руках можно задание усложнять, например вводить извилистую дорожку.

«Пас над собой»

Задачи: совершенствование техники передачи мяча; воспитание ловкости, точности движений в игровых условиях.

Инвентарь: мячи.

Место: спортивный зал, площадка.

Игроки каждой команды занимают свою половину волейбольной площадки и располагаются в двух шеренгах. В каждой шеренге столько человек, сколько имеется в наличии мячей. Шеренги по очереди выполняют 10 передач над собой или удерживают мяч в воздухе определенное время. Вариант игры:

1) соревнуются парные шеренги в верхней передаче мяча;

2) то же, но передача нижняя;

3) то же, но передача комбинированная.

Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м. выше роста игрока. Игроки получают штрафное очко за недостаточную высоту передачи и за потерю мяча.

Побеждает команда, сумевшая набрать меньшее количество штрафных очков.

На площадке должна быть начерчена прямая линия, зона передачи. В зависимости от числа игроков можно образовать несколько шеренг, расположенных на указанном расстоянии.

«Эстафета с мячом по кругу»

Задачи: закрепление техники передач мяча; воспитание ловкости, точности, координации движений в соревновательных условиях.

Инвентарь: мячи.

Место: спортивный зал, площадка.

Игроки располагаются в кругах в затылок друг другу на расстоянии 2 м. Первые игроки держат в руках мяч.

По сигналу преподавателя первый в круге игрок передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в круге, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему игроку и т. д.

При потере мяча эстафета продолжается с того места, где она была прервана.

Вариант эстафеты: последний участник, получивший мяч, делает пас первому номеру, который ловит мяч, сигнализируя об окончании эстафеты

Способ передачи мяча — верхняя передача. Выигравшей считается команда, у которой игрок, начавший игру, первым ее и заканчивает

По мере освоения задания можно переходить к более сложным способам передачи и использовать два мяча

«Подвижная цель»

3адача: закрепление техники бросковых движений; развитие ловкости, меткости, точности движений в игровой обстановке.

Инвентарь: теннисные (волейбольные) мячи, обручи.

Место: спортивный зал, площадка.

На площадке следует начертить две параллельные линии на расстоянии 5 — 6 м одна от другой. Возле параллельных линий игроки выстраиваются парами в шеренгу. Между парами интервал 1 м.

В руках у направляющих игроков волейбольный мяч. Игрок с обручем, поднятым вверх, начинает передвигаться вдоль пар. Как только обруч оказывается напротив игроков, те должны пасовать, передавать мяч, стремясь попасть в обруч. Игра продолжается до тех пор, пока не выполнит передачу все участники команды.

За каждое попадание команде начисляется очко, а за более быстрое окончание эстафеты — 5 очков. Побеждает команда, которая набрала больше очков.

Водящий после первого паса может передвигаться с обручем дальше либо находиться между участниками до тех пор, пока они не попадут в обруч.

«25 передач»

Задачи: совершенствование передач мяча на месте; развитие точности, глазомера, ловкости, быстроты двигательной реакции

Инвентарь:

мяч.

Место: волейбольная площадка, спортивный зал.

Учащиеся, разбившись на пары, встают напротив друг друга на расстоянии 3—5 м. Игра заключается в том, чтобы за возможно короткое время сделать без ошибок 25 передач.

Варианты передач:

1) смешанные;

2) только верхом;

3) только низом;

4) передача верхом, а прием снизу.

Передавать мяч можно любым указанным способом, не переступая условную линию (сетку). Если мяч упадет перед линией (сеткой), его надо вывести за линию и лишь потом выполнить передачу.

Выигрывает команда или пара, которая первой и без ошибок сделает 25 передач.

При выполнении передач несколькими командами необходимо следить, чтобы они не создавали помех друг другу.

«Эстафетная передача мяча»

Задачи: совершенствование техники передачи; воспитание ловкости, точности движений в игровых условиях.

Инвентарь:

мячи.

Место: спортивный зал, площадка.

Игроки располагаются в колонны по одному. По очереди они добегают до круга и выполняют над собой верхнюю передачу, после чего возвращаются и передают эстафету мячом следующему игроку.

Варианты:

1) количество передач над головой – 10 раз;

2) верхняя передача с отскоком от стены;

3) нижняя передача с отскоком от стены.

Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м. выше роста игрока. Игроки не получают очко за неправильные передачи или потерю мяча. Команда, раньше закончившая эстафету и получившая больше очков, побеждает.

При большом числе игроков можно образовать несколько колонн, чтобы была более частая смена игроков.

По мере усвоения задание можно усложнить, например, попаданием в первую, вторую, третью цель.

«Эстафета через сетку»

Задачи: совершенствование техники верхней передачи мяча; отработка техники взаимодействия с партнером в игровых условиях.

Инвентарь: мячи.

Место: волейбольная площадка с натянутой сеткой.

Каждая команда строится в две колонны, которые располагаются лицом друг к другу на разных сторонах площадки. Первые игроки находятся на линии передачи. По сигналу преподавателя они передают мяч двумя руками сверху через сетку, а сами убегают в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне.

Команда, допустившая ошибку, повторяет передачу.

Побеждает команда, раньше закончившая эстафету

Вначале учащиеся могут осваивать верхнюю передачу, затем нижнюю, после этого — комбинацию из этих передач.

«Снайперы»

Задачи: совершенствование техники подачи мяча в соревновательных условиях, развитие точности глазомера, скоростно-силовых качеств.

Инвентарь:

мячи.

Место:

волейбольная площадка.

Команды располагаются в шеренгах за лицевыми линиями. Игроки обеих команд по очереди выполняют по 6 подач, стремясь набрать больше очков.

При ошибках на подаче перебивать мяч не разрешается и очки не начисляются. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Способ выполнения подачи устанавливает преподаватель. Цифра в квадрате соответствует количеству начисляемых очков.

«Прими и передай»

Задача: совершенствование техники действий в нападении и защите в соревновательных условиях.

Инвентарь: мячи.

Место: волейбольная площадка.

Играют две команды. Одна поочередно нападает из зон 2 и 4 с передачи из зоны 3, а шесть игроков другой команды, расположившись в зонах, защищаются.

Если защитник принял нападающий удар и послал мяч к сетке или за нее, то обороняющаяся команда получает 3 очка; если мяч принят, но не доведен до сетки, - 2 очка; если защитник не сыграл в защите, но пытался принять мяч и коснулся его, -1 очко (без касания мяча защитнику очко не засчитывается). После 2 мин. игры нападающие и защитники меняются зонами. Нападающим разрешается выполнять обманные удары, а защитникам – применять блок.

Игра длится 4 — 10 мин, затем участники меняются ролями.

«Атака крепости»

Задача: закрепление техники нападающих ударов; воспитание точности, быстроты реакции в соревновательных условиях.

Инвентарь:

мячи, гимнастические палки.

Место: волейбольная площадка.

Две команды по 6 человек соревнуются в точности выполнения нападающих ударов.

Игроки каждой команды выполняют нападающие удары из зоны 4 с передачи из зоны 3.

Команда, раньше

разрушившая крепости или в установленное время затратившая меньше ударов на поражение равного количества целей, считается победительницей.

На обеих половинах площадки в зоне 5 установлено по 3 крепости (каждая крепость состоит из трех связанных между собой гимнастических палок или отдельно трех булав, мячей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спец. упражнения для развития физических качеств на уроке физкультуры

Упражнения для развития физических качеств: силы, гибкости, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, для формирования стройной фигуры....

Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста

Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста...

Использование игровых упражнений для развития физических качеств у детей в секции лыжных гонок на этапе начальной подготовки

В данном методическом пособии осуществлена попытка подобрать из всего многообразия упражнения и игры, наиболее простые для выполнения и уровня подготовленности детей на этапе начальной подготовки в се...

Комплекс упражнений для развития физических качеств.

Комплекс упражнений для развития физических качеств. Упражнения для самостоятельной работы в 9-11 классах на уроке физкультуры....

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ В ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ

В учебно-тренировочном процессе по волейболу подвижные игры, соревновательно-игровые задания и эстафеты применяются для закрепления технических приёмов и тактических действий. Они могут быть включены ...

Развитие физических качеств на уроках волейбола

Игра в волейбол таит в себе большие возможности для развития у занимающихся двигательных качеств, воспитания у них лучших человеческих свойств....