Использование игровых упражнений для развития физических качеств у детей в секции лыжных гонок на этапе начальной подготовки
учебно-методическое пособие на тему

В данном методическом пособии осуществлена попытка подобрать из всего многообразия упражнения и игры, наиболее простые для выполнения и уровня подготовленности детей на этапе начальной подготовки в секции дыжных гонок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

«Использование игровых упражнений для развития физических качеств у детей в секции лыжных гонок на этапе начальной подготовки»

                                                                                   

                                                                       Подготовила: тренер-преподаватель

                                                                                МБУ ДО ДЮСШ г. Рассказово

                                                                                                         Е.Ю. Ситникова

г. Рассказово

2017 год

Содержание

1.

Введение

стр. 3-4

2.

Подборка игровых упражнений и подвижных игр, развивающих силу в сочетании с быстротой

стр. 5-6

3.

Подборка игровых упражнений и подвижных игр, развивающих быстроту движений в сочетании с быстротой реакции

стр. 7-9

4.

Подборка игровых упражнений и подвижных игр, развивающих равновесие в сочетании с быстротой реакции

стр. 10-12

5.

Используемая литература

стр. 13

ВВЕДЕНИЕ

Опыт работы и многолетние наблюдения тренера-преподавателя по лыжным гонкам показывают, что в настоящее время сформировалась устойчивая тенденция к ранней специализации. Многие родители видят своих детей чемпионами, и полагают, что они уже с начала занятий лыжными гонками должны показывать высокие результаты. Этому способствуют и многие тренера, которые пытаются форсировать нагрузки, и «спешат» вырасти чемпионов. Уже на начальных этапах подготовки начинается «выжимание» из детей максимально возможных результатов. Большие объемы монотонной физической работы, соревнования, приносящие не радость, а «давай, давай, жми до конца», не в коем образе не приносят ожидаемых плодов, а наоборот способствуют выработке у детей боязни соревнований, отвращению к занятиям лыжным спортом.

Однако специфика лыжного спорта такова, что достижение высоких результатов возможно лишь на основе планомерной многолетней работы по всестороннему развитию физических качеств, прививанию любви к лыжному спорту. Таким образом, на этапе начальной подготовки на первый план выходят игровые упражнения и подвижные игры.

Игровые средства главным образом должны способствовать развитию общей физической подготовки. При использовании игрового материала физические качества развиваются так же, как и при выполнении других упражнений. Известный советский педагог А.С. Макаренко говорил, что игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.

Игра вызывает интерес занимающихся и способствует целому ряду физиологических процессов, облегчающих выполнение последующей работы. Игра является средством развития таких качеств, как быстрота, ловкость и выносливость.

П.Ф. Лесгафт придавал играм в процессе тренировки большое значение. Игры украшают учебно-тренировочный процесс, придают ему содержание и интерес. Занятия детей физкультурой и спортом начинаются именно с подобных игр. В игре занимающиеся проявляют свои индивидуальные особенности, и преподавателю становится легче изучать их и находить к ним индивидуальный подход.

В спортивных занятиях с детьми игровым упражнениям отводится гораздо больше времени, чем в занятиях со взрослыми. Применяя игровой метод в учебно-тренировочном процессе, занимающихся приучают выполнять много скоростных движений, что является главным условием для расширения функциональных и физических возможностей организма.

Упражнения в форме игры, занимающиеся выполняют с большим желанием и интересом, постепенно втягиваясь в тренировочный процесс. У них не устает нервная система, так как игра вызывает положительные эмоции, подъем активности занимающихся. При этом значительно повышается плотность занятий. При использовании в занятиях игр, занимающиеся быстрее достигнут всестороннего физического развития.

В данном методическом пособии осуществлена попытка подобрать из всего многообразия упражнения и игры, наиболее простые для выполнения и уровня подготовленности детей на начальном этапе подготовки.

Игровые средства подобраны с таким расчетом, чтобы они развивали силу в сочетании с быстротой, быстроту реакции в сочетании с быстротой движений и равновесием.

Данные методическое пособие предназначено для использования тренерами-преподавателями на занятиях в секции лыжного спорта, но могут быть полезными и для секций других видов спорта.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ СИЛУ В СОЧЕТАНИИ С БЫСТРОТОЙ

Игровые упражнения

1. «Прыжки в приседе».

Цель. Развитие силы ног.

Подготовка. Все занимающиеся делятся на 2-4 команды (по 5-7 человек в команде). Каждая команда выстраивается в колонну по одному, одна параллельно другой. Участники кладут руки на плечи или на пояс впереди стоящего.

Проведение. По команде преподавателя все играющие начинают продвижение вперед прыжками в приседе.

2. «Тачка».

Цель. Развитие силы рук и плечевого пояса.

Подготовка. Все играющие рассчитываются на «первые» и «вторые» номера. Первые принимают положение упора лежа, ноги врозь, вторые берут ноги первых выше коленей, поднимают до пояса и прижимают локтями к телу. Первые выполняют роль «тачки», а вторые – толкающего ее, затем меняются местами.

 Проведение. По команде преподавателя начинается передвижение вперед на руках, поочередно переставляя их.

На последующих занятиях можно двигаться вперед прыжками, отталкиваясь одновременно обеими руками. После приобретения некоторого навыка в передвижении на руках это упражнение можно проводить на скорость в гору. Несколько пар стартуют одновременно.

Подвижные игры

3. «Кто вытолкнет».

Цель. Развитие основных мышц тела.

Подготовка. На площадке чертится средняя линия и в 3-4 метрах по обе стороны от нее – две боковые. Все играющие делятся на две равные по количеству команды и выстраиваются на средней линии спинами вплотную друг к другу. Игроки своих команд берут друг друга под руки (в локтевых сгибах) и сцепляют пальцы, или держат в руках шест.

Проведение. По сигналу игроки одной команды стараются спинами вытолкнуть игроков другой за боковую линию. Выигрывает команда, вытолкнувшая другую за боковую линию.

4. «Эстафета с прыжками».

Цель. Развитие быстроты и силы толчка ног.

Подготовка. Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в две колонны, одна параллельно другой. Перед командами чертится стартовая линия, на расстоянии 30-40 метров от нее втыкается лыжная палка или проводится черта. Напротив каждой колонны на землю кладутся поперек лыжные палки (10 – 15 штук) на расстоянии 70 – 100 сантиметров одна от другой.

Проведение. По сигналу впереди стоящие игроки начинают передвижение вперед, перепрыгивая через лыжные палки на одной ноге и обегая поворотный пункт (черту, флажок), возвращаются обратно бегом, передают эстафету вторым в команде и становятся в конец колонны. Игра заканчивается, когда все игроки примут участие в эстафете. Выигрывает команда, раньше закончившая прыжки и пробежку и не имеющая штрафных очков.

Эстафету можно усложнять: выбирать дистанции для прыжков и бега в гору или прыгать одновременно на двух ногах с приседанием как по равнине, так и в гору.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ БЫСТРОТУ ДВИЖЕНИЙ В СОЧЕТАНИИ С БЫСТРОТОЙ РЕАКЦИИ

Игровые упражнения

1. «Кто раньше захватит предмет?»

Цель. Развитие быстроты реакции.

Инвентарь. Лыжные палки, перчатки, веточки.

Подготовка. Все играющие делятся на две равные команды, выстраиваются шеренгами одна против другой на расстоянии трех шагов и образуют пары. На одинаковом расстоянии от игроков на землю кладется лыжная палка или варежка. Играющие принимают положение «смирно».

Проведение. По сигналу игроки, делая выпад вперед правой ногой ,стараются левой рукой взять предмет и вернуться в исходное положение.

По мере роста подготовленности играющих, игру можно усложнить: построить команды спинами друг к другу или в выпаде в противоположную сторону, только после команды «Внимание, марш!» игроки должны повернуться кругом и захватить предмет.

2. «Чехарда».

Цель. Развитие прыгучести и быстроты движений.

Подготовка. Все играющие становятся в большой круг на расстоянии 10 – 15 шагов друг от друга, рассчитываются  по порядку номеров и каждый для себя чертит на земле кружок диаметром 50 сантиметров. По команде «Внимание, марш!» все наклоняют туловище вперед по направлению бега и руками упираются в бедра, колени.

Проведение. Преподаватель вызывает: «Первый!», и тот начинает разбег, прыгает, опираясь руками о плечи (чехарда), всех участников, пока не возвратится на свое место. Вернувшись в кружок, он снова принимает положение согнувшись.

Преподаватель сразу вслед за первым может вызвать второго, третьего и так далее, чтобы больше участников находилось в движении.

Игрок, через которого прыгают, стоит спиной к прыгающим. Все игроки должны вернуться на свои места и принять исходное положение.

Игра проводится поточным методом.

Подвижные игры

3. «День и ночь».

Цель. Развитие быстроты реакции.

Подготовка. Посередине площадки проводится линия. Параллельно ей по обе стороны на расстоянии 20 – 30 шагов чертятся линии «домов». Играющие делятся на две равные команды, которые становятся у средней линии, отступив от нее на полшага, и поворачиваются лицом к своим «домам». По жребию одна команда «день», другая – «ночь».

Проведение. Преподаватель становится сбоку средней линии и неожиданно произносит: «День!». Игроки команды «день» поворачиваются и начинают догонять игроков команды «ночь», которые убегают в свой «дом». Пойманных игроков пересчитать и отпустить к своим. Затем команды снова выстраиваются у средней линии спиной к ней, и преподаватель опять начинает игру возгласом: «День!» или «Ночь!», стараясь, чтобы он всегда был неожиданным для игроков.

Каждый раз пойманных пересчитывают и отпускают.

Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается общее количество пойманных игроков в той и другой команде. Победительницей считается та команда, у которой будет больше пойманных.

Запрещается убегать в свой дом раньше, чем преподаватель крикнет «День!» или «Ночь!». Ловить можно только до черты «дома».

4. «Встречная эстафета с набивными мячами».

Цель. Развитие быстроты бега и реакции движений.

Инвентарь. 4 набивных мяча весом 3 – 5 кг.

Подготовка. Играющие делятся на две равные команды и строятся в две колонны. Каждая команда делится пополам. Каждая половина поворачивается лицом к другой и отступает одна от другой на расстояние 80 – 100 шагов. Расстояние между командами 3 – 4 шага. Перед игроками, стоящими впереди, чертятся линии. Двум игрокам, стоящим впереди колонны на одной стороне, дается по 2 набивных мяча.

Проведение. По сигналу преподавателя игроки с мячом бегут вперед, подбегают к впереди стоящим на противоположной стороне и отдают им мяч, а сами становятся сзади этой половины команды. Получившие мячи бегут вперед к противоположной половине своей команды и так далее. Передачу эстафеты можно проводить поточно, без перерыва, 3 – 4 раза всеми игроками команды, после чего определяется победитель, то есть команда, раньше закончившая пробежку.

Нельзя переступать линию старта и начинать бег до тех пор, пока не будет дан сигнал преподавателя и переданы мячи. Если участник во время бега уронит мяч, он должен сам его поднять.

По мере роста подготовленности занимающихся эстафету можно усложнять, увеличивая расстояние, количество повторений, заменять бег прыжками на одной ноге, пригибной ходьбой, прыжками в приседе, переносом партнера, катание одной рукой набивного мяча и так далее.

Встречные эстафеты можно применять с одинаковым успехом для развития скоростных и волевых качеств занимающихся как летом, так и зимой.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ РАВНОВЕСИЕ В СОЧЕТАНИИ С БЫСТРОТОЙ РЕАКЦИИ

Игровые упражнения

1. «Борьба за руку».

Цель. Развитие равновесия и силы основных мышц тела.

Подготовка. Все занимающиеся делятся на пары, одинаковые по росту и силе, и становятся на заранее начерченную линию боком друг к другу, упираясь внешними сторонами ступней. Правыми руками берутся ладонь в ладонь, а левыми упираются в бедро или держат их произвольно.

Проведение. По команде играющие стараются заставить противника сойти одной или обеими ногами с линии.

Борьба ведется одной рукой. Нельзя захватывать руку выше кисти и выкручивать ее. Можно как угодно сгибать и отклонять туловище, приподнимать одну ногу и опять ставить на линию. Затем играющие поворачиваются кругом и продолжают борьбу левыми руками.

Эту игру можно провести, стоя на скамейке или бревне.

2. «Спуски с горы».

Очень хорошее средство для развития равновесия – выполнение разных задач и преодоление всевозможных препятствий при спуске с горы.

Цель. Развитие равновесия в сочетании с быстротой реакции.

Подготовка. Выбирается открытый, ровный, длинный спуск. Все занимающиеся прокладывают несколько параллельных лыжней, выстраиваются на горе и спускаются с горы вниз, преодолевая препятствия и выполняя разные задания или упражнения.

Проведение.

1 – й вариант. Спуск с расставлением и собиранием предметов:

а) при спуске первый расставляет (втыкает) на снегу по возможности дальше от лыж флажки, веточки или варежки. Второй собирает все расставленные предметы, и поднявшись на гору, передает их стоящим наверху. Для безостановочного проведения упражнения необходимо иметь 3 комплекта флажков или веточек;

б) переставление расставленных предметов. До начала спуска расставить по правой (левой) стороне лыжни флажки, веточки или варежки.

Первый спускающийся с горы должен наклониться, взять правой рукой предмет и той же рукой переложить переложить по левую сторону от лыжни (подальше). Второй перекладывает их обратно и так далее.

2 – вариант. Спуск с подниманием ноги.

На трассе спуска через 10 – 15 шагов зигзагом то на правой, то на левой лыжне втыкаются невысокие веточки.

По команде преподавателя все занимающиеся по одному спускаются вниз. Подъезжая к веточке, нужно поднять ногу, чтобы не задеть веточку. Можно втыкать две веточки рядом (на обе лыжни), в таком случае спускающийся должен сойти с лыжни одной ногой вправо или влево, потом вернуться обратно на лыжню.

3 – вариант. Спуск в шеренге.

Все играющие выстраиваются на горе в шеренгу по одному и крепко держат перед собой лыжные палки двумя руками.

По команде преподавателя вся шеренга начинает скользить вниз.

 Подвижные игры

3. «Скачки».

Цель. Развитие равновесия и укрепление мышц ног.

Подготовка. Все занимающиеся делятся по парам, одинаковым по росту, и становятся в затылок друг другу. Первый отводит назад правую ногу, второй берет ее правой рукой и прижимает к бедру. Второй поднимает вперед левую ногу, первый левой рукой берет ее за голеностоп и также прижимает.

Проведение. Все пары становятся на стартовую линию и по команде преподавателя начинают скачки вперед до финишной линии (30 – 50 метров). Пересекшие финишную линию меняют опорные ноги и возвращаются назад. Выигрывает пара, которая вернется назад первой.

4. «Кто дальше проскользит».

Цель. Развитие равновесия.

Подготовка. На ровной полянке прокладываются две параллельные лыжни, чертой отмечается старт и на расстоянии 50 – 70 шагов финиш.

Все играющие делятся на две равные команды. Каждая команда выстраивается в колонну по одному за стартовой линией.

Проведение. По команде преподавателя впереди стоящие начинают передвижение к финишу без палок попеременным двухшажным ходом, стараясь сделать в пути возможно меньшее количество шагов, то есть дольше скользить на одной ноге. Каждый участник считает количество сделанных им шагов и сообщает преподавателю. После прохождения последнего участника преподаватель подсчитывает общее количество шагов, сделанных каждой командой, и объявляет победителя. Побеждает команда, затратившая меньшее количество шагов.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Копс К.К. Упражнения и игры лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1969.

3. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

4. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: «Логос», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе использования циклических упражнений»

Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физической культуре города с опытом работы по теме: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе ...

Исследование «Развитие физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся лыжными гонками в годичном цикле»

Лыжные гонки - один из видов лыжного спорта - пользуются особой популярностью. Чтобы достичь высоких результатов в гонках на лыжах, нужна многолетняя систематическая тренировка. Однако за последние го...

ОЦЕНКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Уровень спортивных достижений напрямую зависит от индивидуальных морфофункциональных показателей и возможностей организма спортсмена. В спорте особую значимость имеет выявление наиболее одаренных, пер...

Методические рекомендации по использованию нестандартного оборудования для развития физических качеств детей с ОВЗ на уроках физической культуры

Лестница является снаряжением, нацеленным на активные физические упражнения. Скоростная лестница тренирует, как мышцы поверхностные  так и близко лежащие к костному аппарату, которые образуют кар...

Открытый урок по лыжным гонкам для групп начальной подготовки первого года обучения Тема: «Совершенствование техники попеременного двушажного и одношажного ходов».

Цель урока: развитие скоростных качеств. Задачи урока: Образовательные: • Продолжить совершенствовать технику передвижения на лыжах попеременным двушажным ходом. • Закрепление двигательных умен...

Игровые упражнения для развития физических качеств при занятиях волейболом

Подборка игровых упражнений для развития физических качеств в процессе урочной и внеурочной деятельности при занятиях волейболом. Для использования на уроках физической культуры и в тренировочном проц...

Отчет по теме самообразования" Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста по средствам игрового и соревновательного методов".

Цель: Применить и проанализировать эффективность и особенности использования игрового и соревновательного метода в системе дошкольного физического воспитания.Задачи:1. Изучить учебно -методическу...