Идем на грозу! (Типы речи) Урок-проект.
план-конспект урока русского языка (9 класс) на тему

Масякина Нина Петровна
Целью данного урока является обобщение знаний о типах речи, развитие у учащихся умения составлять тексты, различные по типу речи, но объединенные одной темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon idem_na_grozu.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Идем на грозу!

(Типы речи)

Урок-проект

Цель урока:

-закрепить  на практике теоретические знания о типах речи, развивать умение составления текстов, различных по типу речи, но объединенных одной темой;

- развивать коммуникативность, умение работать в малой творческой группе;

-развивать ассоциативное мышление, творческие способности учащихся.

Ход урока:

  1. Учитель зачитывает отрывки из романа Д.Гранина «Иду на грозу».

«Наконец-то им повезло. Они разыскивали мощные кучевые облака с высокой напряженностью. Приборы, словно нож, вскрывали внутренности облака. Сотни, а если во всех странах, так уже тысячи полетов в облаках, километры пленок, заснятых на регистраторах, выяснили лишь бесконечную сложность процессов, творящихся в этом кипящем котле природы». «За окном творилось что-то ужасное. Магниевые вспыхи разрядов с грохотом били прямо в стекло. На мгновение внутренность самолета освещалась с пронзительной яркостью. Пустые кресла. Блеск приборов. Бледные лица. Не от страха, просто такое освещение.

Обрушивалась тьма. И тогда возникали края плоскостей – они вздрагивали и светились нежно-розовым сиянием короны.

Как они попали в грозу – случайно, нарочно – выяснять было некогда. Вот он тот самый счастливый случай – редчайшая возможность поймать, ухватить, измерить драгоценные данные. Тут, совсем рядом, за стеклом, зона, где возникают молнии, где-то поблизости – центр грозы – святая святых и тайная тайных». « Кто мог знать, что они попадут в грозу! Они не имели права, им было запрещено заходить в грозу, это нарушение всех правил и приказов».

        Учитель: Я не случайно прочитала вам эти отрывки из знаменитого романа Д.Гранина «Иду на грозу»»- о настоящих, смелых людях, ученых, стремящихся во что бы то ни стала постичь загадку, тайну грозы. Нам сегодня предстоит провести своеобразное исследование явления грозы – воссоздать ее образ с помощью различных типов речи.

Итак, идем на грозу!

  1. Формирование команд.

Перед началом урока учащимся предлагалось выбрать эмблему,  в соответствии со сделанным выбором создаются три команды, перед каждой ставится исследовательская цель:

«Натуралисты» - изучают грозу как природное явление.

«Электрики» - исследуют физическую природу грозы.

«Громовержцы» - рассматривают грозу как явление, которое приводило людей в трепет, так как они видели в нем гнев Божий.

  1. Выполнение командами творческих заданий, оформление результатов и их презентация.

1 задание.

Составить ассоциограмму к слову «Гроза», исходя из исследовательской задачи команды.

2 задание.

Продолжив предложения, составить текст- описание грозы. Постараться использовать параллельную связь предложений, параллелизм синтаксических конструкций.

(Приближалась гроза…Солнце…Птицы…Лес…Деревья…)

3 задание.

Поэтическое описание. По заданной рифме составить стихотворение – описание грозы. ( мая – гром – играя - голубом; молодые – летит – дождевые - золотит; проворный – гам – нагорный - громам) Сравнить с оригиналом - стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

Физкультминутка

4 задание.

Учитель демонстрирует репродукцию картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Определите,  каков сюжет картины? (Дети бегут от грозы) Составить текст-повествование, но не описание картины, о рассказ на заданный сюжет.

5 задание.

Исходя из исследовательской задачи команды, сформулировать тему и написать текс-рассуждение.

6 задание.

Заполнить карту мыследеятельности, поставив в центр размышлений, обобщений понятие «Типы речи».

  1. Подведение итогов урока.

Обобщение наблюдений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Функциональные стили речи.Типы речи.

Ресурс содержит презентацию к циклу уроков развития речи....

Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....

Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"

Урок  предназначен для  студентов  СПО 2 курса, обучающихся  профессии "Повар,кондитер" .  ...