Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"
методическая разработка по русскому языку по теме

Нанарова Оксана Александровна

 Урок  предназначен для  студентов  СПО 2 курса, обучающихся  профессии "Повар,кондитер" .   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока по  литературе

Тема урока: Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи.

Разработала: Нанарова Оксана Александровна

Должность и место работы :преподаватель государственного бюджетного учреждения Калининградской области  «Техникум отраслевых технологий»

Адрес учреждения: 238340, Калининградская область, г. Светлый,     ул. Коммунистическая, д. 7.

                        ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема урока: Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи.

Место урока в учебном плане. Тема изучается  в разделе «Стилистика» на 2 курсе по профессии «Повар, кондитер».

Тип урока:    интегрированный  урок,   изучение нового материала

Педагогические задачи: углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования; отрабатывать навыки различения текстов разных типов речи; учить создавать речевой продукт  в зависимости от речевой ситуации.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся определять функционально-смысловые типы речи; получат возможность научиться грамотно  строить свою речь и высказывание в зависимости от речевой ситуации.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): 

Познавательные: общеучебные – представление о различных типах речи;

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: создавать небольшие тексты в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных и профессиональных  задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Средства обучения: раздаточный материал, ТСО, презентация , видеоматериалы.  

Цель: обобщить знания учащихся о типах речи (описание, повествование, рассуждение); познакомить с основными требованиями, предъявляемыми к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, эвристическая беседа, разрешение профессиональных  ситуаций, выработка и совершенствование усвоенных навыков в условиях  творческой атмосферы.

 

Ход урока
I
. Мотивация к деятельности (Введение ситуации, мотивирующей изучение русского  языка).


Преподаватель:

- Как вы думаете, а зачем нам надо изучать русский язык, ведь мы и так умеем на нем говорить, читать? (Нужно развивать свою речь, делать ее грамотной, правильно высказываться в зависимости от речевой ситуации)

Задачи: закрепить знания о тексте как единице речи. Познакомиться  с функционально-смысловыми  типами речи и их признаками, научиться   по признакам  определять тип речи и  составлять   тексты в связи с поставленной задачей.

Тема нашей беседы на уроке - кулинария.

  1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока

1. Беседа:

- Вспомните, что такое текст?  (Текст  (от латинского textus - «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») - это речевое  произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств).

2. Решение лингвистических задач.

Постановка учебной задачи: (выполняется на время группой) – 1 минута.

- Докажите  или опровергните  утверждение, что данные предложения  являются текстом.  (Предложения зачитывает один ученик вслух)

Кулинария – это искусство готовить.

Во всем мире с каждым годом возрастает интерес к питанию.

Русские повара свято хранили традиции народной кухни, которая послужила основой профессионального мастерства.

Качество готовой пищи зависит от используемого сырья.

- Есть ли общая тема у этих  высказываний? ( Да, питание).
- Значит, это текст?  (Нет).

- Докажите это. Вспомните, что можно назвать текстом, какие условия должны обязательно выполняться?  

Тема - это обозначение предмета  речи 

Основная мысль - (идея)  текста  передаёт отношение автора к предмету  речи, его оценку изображаемого.

Основными  признаками   текста  являются:

А. завершённость,  смысловая  законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания  текста;

Б.  связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает  логику  развития   мысли   ( смысловая   связность); во-вторых, в определённой  структурной  организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;

В. стилевое единство, которое заключается в том, что  текст  всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.

Г. цельность,  которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом   единстве)

  1. Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися. Может ли одно предложение быть текстом? 

Пословицы и поговорки – это меткие, точные выражения, созданные народом. Пословица – это малая форма народного поэтического творчества. Как правило, русские пословицы состоят из двух рифмующихся частей и могут иметь как прямое, так и переносное значение. Пословицы часто наполнены назидательным смыслом. Поговорки тоже могут иметь образный характер, но, в отличие от пословиц, цельным предложением не являются.

Значение  пословицы «Любишь кататься – люби и саночки возить» - Совершаешь действие - будь готов и к последствиям его. (нравится отдыхать, развлекаться – не чурайся и дел, забот, труда. Не перекладывай свои обязанности на руки и плечи других. Учись брать на себя ответственность).

Преподаватель: («Текстом может быть и одно предложение, например загадка, афоризм, пословица, хроникальная заметка в газете, и несколько предложений – басня, короткое стихотворение, зарисовка, и большой роман». (Г.Я. Солганик. Стилистика текста).  (главные признаки:  целостность и завершенность.)

Синтаксическая конструкция - односоставное предложение, обозначающее действие или состояние непосредственных участников речи — говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

- Скажите, какой метод использовал докладчик, чтобы доказать, что пословица может  быть текстом? (метод рассуждения)

- Какие  методы вы еще знаете? (повествование, описание)

II. Изучение нового материала.

 - Сегодня мы поговорим о разных типах текста(повествование, описание, рассуждение)  Тема беседы – кулинария. А именно -  Приготовление блюд из овощей и грибов. Эпиграф урока:

Поварское дело не ремесло, а искусство

Термин «кулинария» (Записан  на доске) (за полный ответ команда получает баллы) (вопрос о происхождении,   лексическом значении слова) – можно получить-  6 баллов

  1. акцентируется внимание на правописании этого слова и норме ударения). (запись в тетради)
  2.  происхождение (от латинского culina - кухня). Истоки современной рациональной кухни  уходят корнями в Древнюю Грецию и Рим. На о. Парос  древние греки поставили памятник Эскулапу. Рядом с ним изобразили его верных помощниц – Гигиену – покровительницу здоровья  и Кулину – богиню кухонного искусства. Молва  присвоила Кулине имя десятой музы.  У римлян муза звалась Кулинарией.
  3.  – Кто может объяснить лексическое значение слова  «кулинария»? (многоплановость значений):
  • искусство приготовления пищи.
  • кушанья.
  • магазин или специальный отдел при ресторане, столовой, торгующий полуфабрикатами и готовыми кушаньями.

Преподаватель:  работаем под девизом:  «Чтоб всегда здоровым быть, Надо овощи любить».

  1. Работа с теоретическим материалом.

Задание  :  рассмотрите схемы, в которых представлены признаки  разных типов речи. Опираясь на предложенную схему, докажите, что выбранный Вами текст относится именно к тому типу речи (повествование, описание, размышление), с которым   работает Ваша группа.  – На выполнение задания отводится  15  минут

Функционально-смысловые типы речи

Тип речи определяется по общему, типовому значению высказывания. Выделяют три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение и дополнительный тип речи – оценка действительности, который примыкает к рассуждению.

 

Языковые средства типов речи

Языковые средства описания

Языковые средства

повествования

Языковые средства рассуждения

В научном стиле характеристика предмета должна быть полной. В текстах используются имена прилагательные и имена существительные с абстрактным значением, книжная лексика. В художественном тексте акцент ставится на яркие детали, которые помогают создать образ. Автор использует, кроме имён прилагательных и имён существительных с конкретным значением, глаголы и наречия, слова с переносным значением, назывные и безличные предложения.

В повествовании научного и делового стилей сообщается о действиях не конкретного, а абстрактного лица. Поэтому чаще всего используются глаголы настоящего времени третьего лица множественного числа. В художественном и разговорном стилях чаще используются глаголы прошедшего времени.

В рассуждении изображается не сама действительность, а её восприятие человеком. В научном и деловом стиле факт сообщается, а в художественном стиле — изображается. Поэтому нередко в тексте художественного стиля фактом становятся события.

Самым выразительным средством в рассуждении становится синтаксис: в текстах употребляются все известные синтаксические конструкции. Языковые особенности рассуждения те, которые выражают причинно-следственные связи (обстоятельства условия, времени, сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, следствия), слова со значением оценки, утверждения или отрицания, сопоставления или противопоставления, обобщения. 

Текст І .Прочитайте текст.  Найдите  функционально-смысловой тип  речи - описание. Назовите типовые признаки  описания в тексте. Какие языковые средства описания блюда употребляются в тексте?

Текст ІІ.  Прочитайте текст.  Найдите  функционально-смысловой тип  речи - повествование. Выделите в тексте начало, конец и развитие действия. Укажите языковые средства повествования.

Текст III.  Прочитайте текст.  Найдите  функционально-смысловой тип  речи -рассуждение. Определите композиционные части рассуждения (тезис, аргументы, вывод). Укажите в тексте языковые средства рассуждения.

Текст 1. Многие из нас часто задумываются: в чем польза от пищи,  приготовленной на пару? Отсутствие калорий, сохранение витаминов, щадящее воздействие на пищеварительный тракт – может это правильные ответы на вопрос? На самом деле преимуществ в варке блюд на пару намного больше. Среди них: сохранение полезных микроэлементов в фруктах и овощах, меньшее использования масла, низкая калорийность, сытность и эстетический вид приготовленного. И диетологи, и кулинары отмечают, что еда, приготовленная таким способом – это, своего рода, маленькая пилюля, которая продлевает жизнь и сохраняет молодость.(Рассуждение)

Текст 2. Овощи – основной источник витаминов. Роль витаминов в жизнедеятельности организма очень велика. Так, недостаток витамина С ведет к снижению сопротивляемости организма, инфекционным заболеваниям, появляются сонливость, кровоточивость десен, ослабляется внимание. Витамина С больше всего содержится в капусте, лимоне. Эти продукты -  частые гости на нашем столе. Овощи имеют большое  значение в питании человека, так как они содержат не только витамины, но и углеводы, белки, минеральные вещества, фитонциды, клетчатку. Овощи широко используют в кулинарии с глубокой древности. Без овощей невозможно рациональное питание. (Повествование, научный стиль речи)

Текст 3. Салат «Мартышка" быстро готовится и своим внешним видом и вкусом обязательно порадует гостей. Соединение  нарезанных помидоров, огурцов, капусты, болгарского перца, апельсина и листьев салата с добавлением соли, черного молотого перца, пропитанных лимонным соком,   придает блюду изысканный вкус. Для того, чтобы салат стал настоящим украшением новогоднего стола, его оформляют  в виде улыбающейся мартышки. Для этого из очищенных от кожуры кружков апельсинов делаем глазки, зрачки -  из ядер лесных орехов, бровки выкладываем из полукольца красного лука. Для носика  используем небольшой квадратный кусочек красного лука, щечки – это полукруглые  дольки яблока, улыбающийся ротик – из полукольца красного салатного лука. Ушки мартышки можно сделать из долек вареного шампиньона, а подбородок из вырезанного полукруга красного перца. Салат «Мартышка» в виде смешной мордочки обезьяны, покровительницы Нового 2016 года,  готов. (описание)

- Сделайте вывод: от чего зависит выбор того или иного типа речи при построении текста? (от речевой ситуации .знания функционально-смысловых типов  речи  позволяют    грамотно выстраивать  свою речь в зависимости от речевой ситуации).

III. Словарная работа:  - 5 минут

- Какую профессиональную терминологию Вы отметили в текстах? (варка, на пару, калорийность, сытность; рациональное питание; изысканный вкус)

- Посмотрите на стенд. Это тоже профессионализмы.  По какому принципу я разделила  эти слова? – Можно ли проверить написание этих слов или надо запомнить?

 1 блок – обозначают механические процессы обработки  овощей:  сортирование, прессование, калибровка или калибрование;

2 блок – способы тепловой обработки  продуктов:  пассерование,  припускание (варка продуктов в небольшом количестве жидкости или в собственном соку) ,  брезирование (тушение продуктов) ;

Задание: запишите  профессионализмы в тетрадь.

IV . Лексическое значение слова

3 блок – органолептика , Органолептический метод — метод определения качества продукции на основе анализа восприятий органов  чувств человека — зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса.

Разбор слова по составу: органолептика. гр. organon - инструмент, орудие + leptikos - способный взять, воспринять} - определение свойств объектов внешней среды (воды, пищи и т.п.) с помощью органов чувств (по вкусу, запаху и т.д.).

(Источник: «Словарь иностранных слов». Комлев Н.Г., 2006)

 Орган- корень,  лептик – взять, воспринять, -о- соед. Гласная,

  1. Практическая часть.

Преподаватель: В последнее время приличные рестораны все чаще включают в меню описание блюд, чем заслуживают дополнительное уважение у своих посетителей. Конкретизировать вкусовые качества и преподнести то или иное блюдо как желанное не всегда бывает просто.

- Что значит «красочное описание блюда»?  (Это создание у гостя зрительного образа блюда и возбуждение аппетита;  презентация достоинств блюд с целью создания интереса к нему) . (1 минута)

1. Мини-тренинг  «Презентация. Красочное описание блюда  с помощью вкусных слов»  (представляется описание   блюда членами  команды).

Задача:   называть  как можно больше « вкусных слов»,  характеризующих  выбранное Вами  блюдо. Проведите  презентацию блюда, сделайте акцент на  достоинства блюд с целью создания интереса к нему. В качестве клиентов  у нас гости урока.  (всего на выполнение задания отводится 4 минуты)(3 минуты на подготовку, 1 на представление). Наибольший балл получает команда, которая соберет  большее количество  заказов. (Члены комиссии на листочках указывают номер  команды, чье блюдо они выбрали).

Преподаватель:

 - Сложно было представить блюдо? В чем заключалась сложность?

2. Задание: записать как можно больше прилагательных и словосочетаний, характеризующие органолептические свойства блюд. (5 минут)

Прилагательные, характеризующие различные блюда:  тающий,  пропитанный,  душистый,  вкуснейший,  изысканный,  сочный,  питательный, популярный,  лучший выбор, нежнейший, хрустящий, воздушный и т.д.

Словосочетания:   нежная ..корочка , мягкий... вкус, приятный ...запах,  легкий... вкус , нежный... аромат ,  привлекательный ... вид , замечательное сочетание различных сортов сыра  (других продуктов), это необычное блюдо подается на (в).....
Пример. Нежные, сочные баклажаны,   обжаренные до золотистой корочки, подаются в фирменном соусе, приготовленном  по специальному рецепту.  Бокал вина   придаст этому блюду еще более изысканный вкус.

Задание 3.                           Реклама  блюда -10 минут

А.  Просмотр видео. Реклама блюда   «Овощная запеканка».  2 минуты

Б. Анализ текста.  8 минут

Задание 4: Прочитайте текст. Обозначьте границы зачина, основной части, концовки.  Определите,  какие типы речи включает текст?  Укажите средства связи предложений, характерные для данного типа (типов)  речи.

1. Овощная запеканка - простое в исполнении блюдо,  рецептов которого великое множество! Но этот рецепт запеканки с кабачками, помидорами и картошкой с "изюминкой".

2. Подготовка необходимых продуктов.

Овощи хорошо промываем водой. С картошки снимаем кожуру. С кабачка срезаем хвостики. Нарезаем помидоры, картошку и кабачки колечками.  

Описание  технологического процесса приготовления блюда

Берем форму для запекания и приступаем к выкладыванию овощей. Овощи выкладываем (в) нахлест друг на друга. Пластинами нарезаем зубочки очищенного чеснока, выкладываем его поверх овощей, затем солим, присыпаем перцем, сбрызгиваем оливковым, кукурузным или растительным  маслом и отправляем запекаться в разогретую до 200  градусов  духовку на 15 минут. Пока запекаются овощи,  мы натираем  на терке два вида  сыра:  колбасный и сливочный. Колбасный сыр имеет преимущество в том, что он имеет  легкую  нотку копчености.

Готовим соус:   в миску выкладываем сметану,  добавляем  200 мл.  воды и добавляем колбасный сыр, перемешиваем. Через 15 минут достаем овощи из духовки, Достаем овощи  из духовки, заливаем сметанным соусом с колбасным сыром. Посыпаем всем вторым слоем тертого сыра, запекаем блюдо в духовке 40-45 минут.

  1. В готовом виде запеканка получается сытной и очень ароматной.

Приятного аппетита!

Орфографическая  секунда:

ВНАХЛЁСТ - обстоятельственное наречие образа действия, пишется в одно слово.

Задание 5. Творческая мастерская. Советы по оформлению и представлению блюд (работа проводится  в группах, задание выбирается методом жеребьевки) 

  1. Задание. Разрешите ситуацию.

Ситуация 1.Вас пригласили на программу «Здоровое питание» и попросили выступить в рубрике «О пользе овощей». Расскажите, как извлечь максимальную пользу из овощей при приготовлении пищи. Поделитесь рецептом приготовления блюда.

Задание. Составьте  и запишите текст выступления. Подумайте, какой тип и стиль речи необходимо выбрать для  своего выступления? Докажите правильность выбора функционально-смыслового  использования типа речи.

Ситуация 2.  Вы работаете в престижном ресторане шеф-поваром. После выполнения заказа VIP-клиент  просит Вас поделиться секретом приготовления  столь вкусного блюда. Отказать – значит обидеть клиента,  разглашать технологию приготовления блюд Вы не имеете право согласно внутренней политике ресторана. Поделитесь способом приготовления блюда, не заостряя внимания  на важные детали технологического процесса.

Задание: Выберите нужный стиль и тип речи,  составьте и запишите рекомендации для клиента.

Ситуация 3. По результатам  внутренней Олимпиады профессионального мастерства в номинации  «Повар», которая  прошла в Техникуме отраслевых технологий, Вы  направлены на аналогичный областной  конкурс, где должны  выполнить  и представить   блюдо на суд жюри. Подумайте, какое блюдо Вы можете достойно представить.  Постарайтесь отразить в своем выступлении  особенность технологического процесса приготовления, пищевые качества и органолептические свойства конкурсного блюда, а также рассказать об  оформлении  блюда.

Задание: Составьте презентацию  Вашего блюда.   Подумайте, какой тип и стиль речи Вы используете в своем выступлении?

  1. Представление выступления жюри.
  2. Оценка  работы.

        VI. Рефлексия (Организовать фиксацию нового материала, изученного на уроке)

  1. - Что полезного и нового для себя вы узнали на уроке?

-Для чего  нужно изучать  типы  речи? Что значит функционально-смысловое использование типов речи?  (В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или в зависимости от целей общения меняется построение текста.)

Преподаватель: Русский язык не только располагает большим запасом слов. Благодаря стилям и типам речи язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, богатство Нет такой профессии, в которой речевые умения не были бы значимы. Но среди множества профессий есть такие,  в которых требуется особое речевое мастерство, высокая культура общения. К этой профессии относится профессия повар.

  1. Продолжите предложения (рефлексивный анализ учебной деятельности, фиксация неразрешённых затруднений на уроке):


Я научился…

Я узнал на уроке…

Мне было трудно, когда…
Мне было интересно…

. Организовать оценивание учебной деятельности., как направлений будущей учебной деятельности)


Итог урока:  проводится анализ деятельности студентов, выставляются оценки, выдается домашнее задание.
Домашнее задание.  Составьте текст, используя пословицу.

  1. Когда грибовно, тогда и хлебовно.
  2. Плохой суп долго не кончается
  3. Дешева рыба на чужом блюде.
  4. Голод не тетка (не теща, не кума), пирожка не подсунет.
  5. Аппетит приходит во время еды.
  6. Лучший повар — это сильный голод
  7. Обед без овощей, что праздник без музыки.
  8. Поел моркови - прибавилось крови. Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
  9. Самое вкусное блюдо то, которое ешь голодным.
  10. На чужой обед надейся, а свой припасай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку (Анализ текста: определение типа речи)

Контрольная работа предназначена для пятиклассников. Главная задача - научить правильно оформлять письменную речь, пользуясь книжной речью....

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе

Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...

Анализ текстов различных типов речи (повествования,описания,рассуждения)

      Современные программы по русскому языку предполагают большую работу над особенностями стилей и типов речи. Поэтому так важны методы работы с текстами в данном направлении. ...

Как писать сочинения различных типов речи

Советы по написанию сочинений (с примерами)...

Урок русского языка и литературы по теме "Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи"

Урок направлен на развитие умения работать с текстом, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся, способствует повышению мотивации к предмету....

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."

В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться:       ...