Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкурсы, разыгрываемые сценки, интересные вопросы и задания делают игру познавательной и интересной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_mire_slov_konkurs-igra.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

   Цели конкурса-игры: в увлекательной состязательной форме  повторить и закрепить  полученные знания; расширить кругозор, ввести новые сведения; повысить интерес к русскому языку, показать его богатство и неисчерпаемость; воспитывать чувство коллективизма, сопричастности.

    Конкурсы:

  1. « В мире вопросов и ответов»
  2. « В мире слов»
  3. « В компании с архивариусом»
  4. «Гуттенберги XXI века»
  5. « Конкурс исправления ошибок»

    Участники конкурса – игры:

Ведущие ( из числа старшеклассников), библиотекарь, учитель, жюри (из числа старшеклассников), болельщики, зрители, Шалтай и Болтай, участники- 2 команды.

    Оформление сцены:

Плакаты и рисунки на лингвистические темы, изготовленные  участниками и болельщиками, выставка словарей и книг о русском языке, мультимедийный проектор, портреты великих лингвистов, музыкальное сопровождение.

Ход  конкурса- игры

Ведущий 1: Семь чудес света… Такое название во времена  античности получили  поражающие своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения  творения человеческого гения. Это египетские пирамиды, храм Артемиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Фаросский  маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпии, Гелиоса  в Родосе.

   А самое удивительное и неповторимое чудо- человеческий язык, позволяющий нам выразить  свои мысли, чувства, настроения, передать  увиденное и услышанное.

Ведущий 2: Кстати, что  такое язык? Нам приходилось слышать « русский язык», « язык Пети Иванова», « язык Фамусова», «вареный  язык». Чувствуется глубокая разница, не правда ли?

Ведущий 1: Русский язык- это обобщенное понятие языка, язык Пети Иванова – это речь, язык конкретного лица со всеми ее особенностями, язык Фамусова выдержан в общих особенностях литературного языка писателя Грибоедова, ну а вареный язык к нашему языку вообще никакого отношения не имеет. Этот  язык и язык, о котором мы с вами говорим,- омонимы,- они просто звучат одинаково.

Ведущий 2:Да, говоря на русском языке, каждый привносит что-то свое, не всегда нужное и полезное, но привносит. У каждого из нас своя манера говорить, свои любимые слова и обороты речи. Язык- самое незаметное (потому что привычное), но самое  существенное условие цивилизации. А интересно, сколько слов в русском языке?

Библиотекарь( вступает в дискуссию): обратимся к словарям русского языка: в однотомном словаре С.И.Ожегова около 57 тыс.слов, в 4-х –томном  словаре под.ред. Д.Н.Ушакова  их более 85 тысяч, в 11-томном словаре  современного русского языка Академии наук – 120 480.  В перечисленных словарях собраны слова из литературного языка художественных, публицистических произведений, печати, радио, науки, школы и т.д. Попытку собрать все слова, в том числе и профессионализмы, и диалектизмы, предпринял Д.И.Даль.  В его « Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 000 слов.  Даль работал над ним 47 лет.

Сценка. Посреди сцены небольшой  « костер». Над ним котелок, в котором повар что-то помешивает. Вокруг расположились солдаты: кто письмо пишет, кто беседует, кто просто отдыхает.  К ним подходит Даль.

 1-й солдат: А что, Василий Иванович, тяжело лекарем-то быть?

  Даль: Да уж нелегко. К тому же  во время войны.  Но и солдатом быть не сладко, а, братцы?

 2-й солдат: Да чего там. Солдатская доля- веселое горе.

     Даль достает блокнот и начинает записывать.

 3-й солдат: Солдатская голова,  как под дождиком трава.

 4-й солдат: Солдат шилом бреется, дымом греется.

 1-й солдат: Солдатам что малым ребятам - и барабан в потеху.

 2-й солдат: Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда и день.

 Даль: Ну, спасибо, братцы, недаром говорят: солдат близко - кланяйся ему низко.

 3-й солдат: А что это вы, Владимир Иванович, все записываете? Если не операции и перевязки  делаете,  то с карандашом ходите?

 Даль: Есть у меня увлечение - слова записывать .Еще поговорки разные, загадки.

 4-й солдат: Зачем это вам?

 Даль: Понимаете, слово- это великая способность человека  гласно мысли и чувства свои  выражать.

 Повар: Обед готов. Налетай, братцы!

   Солдаты подходят к костру. Из-за голенищ сапог достают ложки и начинают есть.

Ведущий: Итак, сюжет первый наш – разминка, игры подходит половинка.

Учитель: Конкурс  предполагает умение быстро найти выход из положения, которое обрисовано с помощью фразеологизма. Время ответа – до 30 секунд.  Правильный ответ – 1 балл.  Вопросы задаются командам поочередно. Итак, что делать, если :

                                                       Вас посадили в лужу

                                                       Негде иголку  воткнуть

Вы попали пальцем в небо

                                                       Вам пустили пыль в глаза

                                                       Вам дали прикурить

                                                       Вы проглотили аршин

 В ваш огород пустили козла

                    На ваших глазах делают из мухи слона

Ведущий 2:   Команды славно поразмялись,

                        А мы все славно посмеялись.

                        Одно жюри у нас трудилось.

                        Ты посмотри, не омрачилось ль

                        Главнейшего судьи чело?

Ведущий 1:  Как можно, чтоб жюри гневилось?

                      Нет, лицо не омрачилось.

                      Господа, сгораем мы от нетерпенья

                      Хотим узнать ваше решенье.

  Жюри  объявляет оценки.

Конкурс « В мире вопросов и ответов»

 Ведущий 2: Посмотрим, смогут игроки сухими выйти из волы?

                       Объявим тут второй наш конкурс:

                         Пускай команды подадут пример

                          Как с места перейти в карьер.

  Командам задается вопрос, ответ обдумывается игроками. Первой  отвечает команда, поднявшая руку в знак готовности. Правильный ответ- 1 балл.

 Учитель: 1. Раскройте смысл устойчивого сочетания « рыть землю носом».

                          ( вопрос высвечивается на экране)

                    2. Какая буква самая молодая  в русском алфавите? Известен ее создатель, у нее есть « день рождения» и в 1997г ей исполнилось 200 лет. Даю варианты: Ъ, Я, Ф, Ё .

                           ( вопрос высвечивается на экране)

(  Ответ:Ё. В 1797г. писатель Н.М.Карамзин в своем альманахе стихов впервые использовал букву Ё. В 1735г. использовали сочетание «ио», а до этого такого звука не было вообще. Произносили « мед», «слезы»).

                    3. Самая  лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем  Виктором Гюго и издателем его книги « Отверженные». Гюго послал своему издателю  письмо, где стоял только…внимание на экран.

                           ( на экране высвечивается знак    ?  )

                     -Что получил писатель в ответ? Варианты ответов: чистый лист бумаги, пустое SMS, «Ё», «!»

          ( ответ    !  высвечивается на экране. Так писатель узнал, что его книга вызвала большой        интерес  у читателей). 

                    4. Какое крылатое выражение означает  несуществующий в природе продукт, невозможное, предел желаний?

                           ( вопрос высвечивается на экране)

   Варианты ответов: птичье молоко, разбитое корыто, рог изобилия, журавль в небе.

( ответ: птичье молоко)

                  5. Что означает слово « фиаско»?

                          ( вопрос высвечивается на экране)

     ( ответ: неуспех, неудача)

  1.  Как называются слова, одинаковые по смыслу, но разные по форме?

                       (вопрос высвечивается на экране)

( ответ: синонимы)

Ведущий1: Не нами так заведено, кому-то надо огорчиться

                     Кому-то весело смеяться.

                      В конце концов, лишь конкурс первый оценят нам.

                      Не тратьте нервы.

                      Ведь это лишь начало. Мы прошли чуть меньше полпути.

                      И положение спасти команды  смогут.

Жюри объявляет результат.

Конкурс « В мире слов»

Ведущий 2:  Цена вопроса- 1 балл.  Вопросы задаются  командам по очереди.

Учитель:  1.О каких словах идет речь?

                      Я- травянистое растение

                      С цветком сиреневого цвета,

                      Но переставьте ударение-

                      И превращаюсь я в конфетку.    (ирис)

                  2.  Меня вы в сказке отыщите

                       Я в сказке  Пушкина герой.

                        Но Л на Н лишь замените

                        Сибирской стану я рекой           (Елисей- Енисей)

                  3. Каким русским словом можно заменить  заимствованное слово голкипер?

                                                                               (вратарь)

                   4. Каким русским словом можно заменить заимствованное слово шофёр?

                                                                               ( водитель)

                   5. Истолкуйте значение слова  БЕЙДЖИК.

                   6. Истолкуйте значение слова ХАРИЗМА.

                   7. Что означает выражение  « как белка в колесе»?

                   8. Что означает выражение « гусь свинье не товарищ»?

                   9. Являются ли этимологически родственными слова  лягушка и лягать?

                        10.  Являются ли этимологически родственными слова цапля и   цапать ?

   Учитель:  А теперь - черный ящик.

                        ( под музыку выносится черный ящик).

          - Если вы угадаете, что связывает все эти предметы, то ответите на вопрос, что находится в черном ящике.

                         (На экране высвечиваются слова:

кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава.

 ( ответ: в ящике находится стакан с ВОДОЙ: седьмая вода на киселе, как с гуся вода, как рыба в воде, сидеть на хлебе и воде, в ложке воды утонуть, тише воды, ниже травы)

  Ведущий 2:  Ну вот, играючи, легко, с улыбкой,

                          Исправляют все свои ошибки.

                          Но послушай, погоди,

                          Что же скажет нам жюри.

Учитель:  Игра «Клетка».   На выданных командам листах нарисована таблица, надо заполнить пустые клетки буквами, чтобы в каждом ряду  можно было прочесть слово, начинающееся и заканчивающееся на букву К.

               Пока команды  работают, проводится игра с болельщиками.

Ведущий:   Болельщик, знай, мы не забыли

                     Про тебя и сотворили

                     Веселый конкурс, чтобы ты

                     Мог воплотить свои мечты

                      О знанье слов и выражений.

                      И я скажу вам по секрету:

                      Сам черт здесь ногу поломал

                      А вот ответа не узнал.

    - Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?  ( азбука)

    - какую часть слова можно в земле найти? ( корень)

    - как большой дом сделать маленьким? ( добавить суффикс –ик-)

   - какую строчку нельзя прочитать?  ( швейную)

   -  в каких словах по 100 согласных? (  стол, стон, стог..)

      Ведущий : Больней вы не обидите всех нас,

                          Чем если скажете: « У вас болельщик слаб сейчас».

     Награждение болельщиков.   Жюри  объявляет результаты.

Конкурс « В компании с архивариусом».

Ведущий: Язык- явление живое. Язык изменяется, одни слова ходят, другие приходят.

               Сценка.      Появляются Шалтай и Болтай.

Шалтай ( самодовольно): Это они тут такие вопросики решают? Для меня это пара пустяков.

Ведущий1: Тогда я прочту отрывок из стихотворения, а вы объясните нам все непонятные слова:

                          Прилег вздремнуть я у лафета,

                          И слышно было до рассвета,

                         Как ликовал француз.

                         Но тих был наш бивак открытый:

                         Кто кивер чистил, весь избитый,

                         Кто штык точил, ворча сердито,

                         Кусая длинный ус…

Болтай: Все, все, хватит для начала! Здесь трудных слов достаточно.

Ведущий 1: Хорошо, что такое « лафет»?   ( слово высвечивается на экране)

Шалтай: Лафет- от слова лафа. Очень приятная, знаете ли вещь. Мягкая, уютная…

Ведущий2: Вы уверены?

Шалтай: Ну вы же сами сказали, что «прилег вздремнуть я у лафета». Значит, там тепло и уютно.

Ведущий 1: А что такое, по-вашему, бивак? ( слово высвечивается на экране)

Болтай: Бивак- от слова бить. Это место, где все дерутся.

Ведущий2: Так ли?

Болтай: Но там же все ясно сказано- « весь избитый», как раз на биваке.

Ведущий 2: Ну а что же тогда, по-вашему, называется словом « кивер»? ( на экране появляется слово)

Шалтай(назидательно): Не кивер, а киви. Это фрукт. Или птица.

Ведущий1: А не обратиться ли вам, умники, к словарям? Команды, может быть, дадут правильный ответ, что же означают эти слова?

 

          За правильный ответ к каждому слову- по 1 баллу. Правильный ответ- определение слова по словарю с указанием источника  -  высвечивается по щелчку не экране.

Ведущий: Командам по очереди задается вопрос.  Чтобы найти ответ, надо обратиться к словарю.  Члены команды по очереди подходят к выставке книг и словарей и выбирают тот словарь, который понадобится для того, чтобы справиться с заданием.

Учитель: -Рассказать о происхождении слова « частушка»

                 -Что означает выражение « ящик Пандоры»?

                  - способ образования слова неприхотливый

                  - значение слова алкать

                  -значение слова менеджер

                 - как правильно написать слово преломляться

                  - подобрать синоним к слову булат

                  - покажите десницу.

Ведущий2: Думаю, стена молчанья не будет нам ответом

                     Жюри должно ведь помогать советом.

                      Должно ошибки указать.

                      С какой же стати им молчать?

                      Итак, пожалуйте оценку

                       За словарную нам сценку.

    Жюри подводит итог.

Конкурс « Гуттенберги XXI века»

Ведущий1: Признаться,  я волнуюсь, как будто тоже соревнуюсь.

                     Однако краски я сгущаю - ведь я уж точно никому не проиграю

Ведущий2: ваша задача- продемонстрировать свои знания о структуре книги. Если чего-нибудь не знаете, надеемся, сегодня узнаете. Итак, члены команд по очереди подходят к любой книге на выставке и показывают элементы книги, которые называет учитель. Правильный ответ- 1 балл.

Учитель:  КОРЕШОК, ОБЛОЖКА- ПЕРЕПЛЁТ, ФОРЗАЦ, ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, ИЛЛЮСТРАЦИЯ, СУПЕРОБЛОЖКА, ПРЕДИСЛОВИЕ, ОГЛАВЛЕНИЕ, АННОТАЦИЯ, БЛОК, КАПТАЛ, ФРОНТИСПИС.

 

Ведущий1: Давайте все мы пригласим

                     В последний раз на эту сцену

                      Команды. Дорогую цену

                      Они платили. Зритель, им похлопай. Все ж они старались.

Конкурс « Исправление ошибок»

Ведущий 2: « Русский язык в умелых руках и опытных  устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…»- так писал А.И.Куприн о родном языке. Всегда ли он послушен нам?

Учитель: Внимание  на экран. Исправьте «сочинизмы» и «изложизмы» школьников.

         

           На экране по порядку высвечиваются предложения. Команды по очереди должны исправить предложения, объяснив по возможности характер ошибок:

         Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.

          С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомился в детском саду.

          Пушкин пришел ко мне с колыбелью.

          Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.

          В заповеднике живут  звери, которые давно вымерли.

          Муму  прижалась к стене, когда подошла барыня и оскалила зубы.

Ведущий 1: Осталась чуточка одна, последняя

                      Ее жюри нам скажет и прямо на того укажет, кто победил.

                      Ну что ж, каков итог, каких призов

                      Заслуживают игроки, большие наши шутники?

        Объявляются итоги, вручаются грамоты, призы.

Ведущий 2: Мы гордимся своим языком, поистине великим и могучим, однако это не снимает с каждого из нас  ответственности за него. Берегите наш язык, изучайте его, внимательно относитесь к каждому слову. Всего вам доброго, до новых встреч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации-пятиминутки "В мире слов" по разделам "Лексика", "Орфография", "Грамматика"

Цикл презентаций по занимательной грамматике. Можно использовать как занимательные пятиминутные вставки в урок для повышения интереса к русскому языку...

Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"

Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...

Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"

Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...

Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".

Реализация  принципов  духовно - нравственного  воспитания  через  внеклассную  деятельность Конспект  урока - игры «В  мире  слов» ...

Презентация "В мире слов и выражений".

Данная  презентация - хорошее  подспорье  при  изучении теиы "Лексика. Фразеология"....

Брейн-ринг "В мире слов"

Занимательный материал по теме "Пословицы"...

Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....