Презентации-пятиминутки "В мире слов" по разделам "Лексика", "Орфография", "Грамматика"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Цикл презентаций по занимательной грамматике. Можно использовать как занимательные пятиминутные вставки в урок для повышения интереса к русскому языку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Угадай словечко

Слайд 2

Во мне два К, не забывайте! Таким, как я, всегда бывайте! Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом... аккуратный

Слайд 3

Смысл слов довольно ясен - "зарубить на носу" значит: запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. Напрасный страх: слово "нос" тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит "памятная дощечка", "бирка для записей". В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами».

Слайд 4

Откуда произошло выражение «гол как сокол»? " ГОЛ КАК СОКОЛ" - страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице. Но сокол здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Слайд 5

Откуда взялось выражение «семь пятниц на неделе»? Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

Слайд 6

Откуда взялось выражение «шарашкина контора»? Притяжательное прилагательное «шарашкина» образовалось от диалектного шарань (« шваль , голытьба, жульё»). Выражение «шарашкина контора» сначала означало буквально «учреждение, организация жуликов, обманщиков», а сегодня применяется для обозначения просто несолидной конторы .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Школьные" слова

Слайд 2

Диктант «Завтра будет диктант!» - от этого сердце замирает, и сразу все думают о том, как бы завтра поднялась температура. А на самом деле диктант – те такое уж и страшное слово. Диктант исконно произошел из французского языка « dicmree » – что означает «диктовка», от латинского « dictare » - в переводе на русский язык «переписывать».

Слайд 3

Доска Когда ученики слышат слово «доска», у них сразу же дрожат коленки, однако это слово не такое и страшное. Оказывается, слово «доска» общеславянское. Некоторые ученые считают, что это слово заимствовано из английского языка « desk » стол, которое в свою очередь восходит к латинскому « discus » - диск – это вы узнаете из «Этимологического школьного словаря» Н.М. Шанского и Т.А.

Слайд 4

Класс Слово «класс» многозначное и имеет омонимы. Слыша слово «класс», мы представляем: класс – как помещение, в котором мы учимся, класс – как группа учеников, занимающаяся в одном помещении, и класс – как «Здорово!». В «Этимологическом словаре» Т.А. Бобровой говорится о слове класс как о заимствованном из французского языка в XVII в., где classe -разряд, «социальная группа», восходит к латинскому classis – созванные, собранные (для решения групповых дел).

Слайд 5

Глобус А что же такое – глобус? Вот это и предстоит выяснить. Это слово пришло к нам из латинского языка ( globus ) – «Модель земного шара, изображающая всю земную поверхность с сохранением геометрического подобия контуров и соотношением площадей». Но почему же глобусы так точны? На это есть много ответов, но самый первый таков: в XVII и XVIII вв. глобусы стали использоваться в мореплавании. А самый первый географический глобус, был изготовлен М. Бехайном в 1492 году. .

Слайд 6

Вундеркинд Если ребенок сделал первые шаги в четыре месяца, то мама сказала, что он вундеркинд. Если ребенок сказал первое слово в шесть месяцев, то мама сказала, что он – вундеркинд. «Вундеркинд» - чудо-ребенок или ребенок с исключительными способностями. Это слово заимствованно в XX веке из немецкого языка. Перевод этого слова вундер – чудо, кинд – ребенок. Это слово исходно обозначало Иисуса Христа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы, которые пришли из химии

Слайд 2

Цепная реакция Термин « цепная реакция » впервые стал применяться учеными приблизительно полстолетия назад, и обозначалась им цепь последовательных химических реакций. Сегодня слова « цепная реакция » применяют для обозначения любого процесса, который идет сам по себе или над которым человек потерял контроль, любое действо, которое невозможно остановить, которое развивается и растет, как лавина или лесной пожар.

Слайд 3

Как лакмусовая бумажка Лакмусовая бумажка - это индикатор. Определяет рН вещества. Это в химии. Если фразеологизм, значит что-то является определяющим для выявления истины. Иначе можно сказать - вывести на чистую воду.

Слайд 4

Искать философский камень Предшественниками современных химиков были средневековые алхимики Основной задачей их было превращение различных простых веществ в золото. В те времена считалось, что только открытие «философского камня» способно справиться с этой задачей. Впрочем, открыть этот чудодейственный камень никому не удавалось, и выражение «искать философский камень» превратились в символ бесплодных, безнадежных поисков, безуспешных попыток обогащения. Имеется и еще одно значение этого выражения – попытки отыскания ко всем трудным задачам одного, универсального ключа.

Слайд 5

Квадратура круга Так часто называют какую-либо неразрешимую задачу, всё невозможное и недостижимое. В древности математики поставили перед собой задачу: с помощью линейки и циркуля – инструментов, которыми во все времена пользовались геометры, – построить такой квадрат, который будет равен по площади тому или иному кругу. Люди бились над решением этой задачи многие тысячелетия, но все попытки были тщетны. И только современные ученые сумели доказать, что решить эту задачу просто невозможно. Отсюда и пошло это выражение, которое мы употребляем в случае невозможности решить какую-либо проблему

Слайд 6

Ньютоново яблоко По дошедшим до нас сведениям, великий английский физик Ньютон открыл свой закон всемирного тяготения, управляющий движением всех светил космических, под влиянием созерцания случайного наблюдения. Однажды он увидел, как спелое яблоко упало на лужайку, и тут ему впервые в голову пришло, что, вероятно, земля так же притягивает к себе абсолютно все предметы. «Ньютоново яблоко» после этого стало означать любой случай который натолкнёт человека полностью неожиданно на верное решение тяжелой задачи, например, на открытие или изобретение.

Слайд 7

Архимедов рычаг Говорят, что древнегреческий ученый и философ Архимед после открытия рычага произнес фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Дай мне где встать, и я сдвину Землю». В наше время это выражение видоизменилось: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!» Архимедовым рычагом называют обычно наиболее действенное средство для осуществления какой-либо задачи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Веселые запоминалки

Слайд 2

Запоминалки для ударений Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу мог, Посмотри ты картотеку, Загляни-ка в каталОг. Солнце. Жарко. Привези Нам для окон жалюзИ.

Слайд 3

Говори правильно: позвонИт ! Мой сосед - незнайка стонет: Телефон его не звОнит. Аппарат-хитрец молчит, Ждет , когда он позвонИт.

Слайд 4

Чередующиеся е/и в корнях (бер-бир, дер-дир, тер-тир, пер-пир, мер-мир, жег-жиг, стел-стил) Со бир ать, с тир ать, за дир а – Повнимательней гляди: Если в слове имя ИРА, Значит, в корне буква И! Если после корня А В корне будет И всегда. Вот пример, запоминай: -Ноги выт е р? Выт и р а й!

Слайд 5

Запоминалка для слова «искусство» Коль есть к и с ку сс тву интерес, То научить писать в нем С ! На первом месте «С» одно, Про это знают все давно, А если место второе, То «С» там уже двойное!

Слайд 6

Мужчина и женщина На работе всегда муж ЧИН а, Чтоб добиться высокого ЧИН а. А жен ЩИ на кухне верна, ЩИ вкусные варит она! (Н.Агеева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "В мире английской грамматики", 5-6 классы

Сценарий проведения внеклассного мероприятия  по английскому языку   для 5-6 классов. КВН « В мире английской грамматики»...

Программа элективного курса "В мире грамматики английского языка".

ПРОГРАММА элективного курса «В мире грамматики английского языка»для учащихся 9 класса...

"В мире английской грамматики"

Разработанная программа для углубленного изучения грамматики английского языка...

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку в 8 классе «В мире английской грамматики»

1)Обобщение изученного грамматического материала2)Закрепление навыков пепревода3)Развитие внимания  и мышления4)Закрепление лексики по изученным темам...

Использование систем проверки орфографии и грамматики

Редактор Microsoft Office Word позволяет проверить грамматику и орфографию текста. Для проверки правописания в документе существует вкладка Правописание на ленте Рецензирование...

Работа с текстовым редактором. Использование систем проверки орфографии и грамматики.

Изучение основных приемов работы в текстовом редакторе MS Word по форматированию символов и абзацев, научиться создавать отступы и интервалы в тексте, освоение и  закрепление навыков и знаний по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире Английского языка. Занимательная грамматика» 1й год обучения для учащихся 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире Английского языка. Занимательная грамматика» 1й год обучения для учащихся 5 класса...