Рабочая программа по внеурочной деятельности в мире орфографии и пунктуации 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности в мире орфографии и пунктуации 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_orfografii_i_punktuatsii.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

    Введение

 В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Необходимы некоторые обобщенные комментарии к понятиям «орфограмма», «опознавательные признаки орфограмм», а также комментарии к некоторым формулировкам правил.  Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако и в ней есть трудные случаи, у них разная «природа» и разная степень трудности, особенно много трудностей в области слитных, раздельных и дефисных написаний. Есть и такие трудности в орфографии, которые выходят за рамки трудностей чисто орфографических: бывают трудны для интерпретации сами языковые категории, с которыми связано орфографическое оформление. К числу последних относится, например, разграничение частиц не и ни, а также разграничение частицы и приставки не.

     Курс «В мире орфографии и пунктуации» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.    

Уровень освоения

 Курс ориентирует на осмысленное пользование знаками препинания и развитие способности анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой принадлежности текстов, а также их стилистической направленности. Изложение материала рассчитано на анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации – причем пунктуации не как механического набора правил, а как живой, подвижной, развивающейся системы. Курс должен показать, как на базе правил происходит обогащение функций знаков в практике печати; по возможности обратить внимание на необходимость воспитания чувства языка, интуиции, что предполагает осмысление нерегламентированной пунктуации и умение отличить ненормативную пунктуацию от пунктуации ошибочной, что очень важно в школьной практике.

Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения

различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

       Нам представляется, что наиболее рациональным видом ответа на возникающие перед учениками вопросы будет описание отдельных трудностей русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Поэтому изложение трудных вопросов орфографии ведется в предлагаемом курсе по разделам и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии. В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический).   Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы.

            Курс «В мире орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 9 класса и носит теоретико-практический характер.

              Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 20» на 2023-2024 учебный год на изучение курса «В мире орфографии и пунктуации» в 9 классе отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю, 34 недели).  

              Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, обобщающих уроков.    На лекционных занятиях дается обзор системы языка, классификация языковых единиц. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум.

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:
- Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.

- Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

-Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Содержание учебного материала

    В программе повторяются разделы русского языка, материал углубляется, расширяется.

  Базовые понятия курса:

-  орфография,

- орфограмма,

-  орфографическое правило,

-  морфема,

- самостоятельные части речи,

- пунктуация,

- пунктуационное правило,

-  главные и второстепенные члены предложения,

- однородные члены предложения,

- обособленные члены предложения,

- обращение,

-  вводные слова и вводные предложения,

- прямая и косвенная речь,

- сложное предложение, виды сложных предложений.

   Рассматриваются трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка.  Одновременно с этим идет работа над стилистикой русского языка, средствами художественной выразительности. Много внимания уделяется работе с контрольно-измерительными материалами ОГЭ. 

Содержание

Кол-во часов

Трудные случаи орфографии

15

Трудные случаи пунктуации

14

Текст как единица языка.

2

Способы компрессии текста. Сжатое изложение.

1

Защита проектов «Отражение грамотной письменной речи в профессиональной деятельности человека».

2

ИТОГО

34

  1. Трудные случаи орфографии.

Тема 1. Правописание приставок. 

 Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с.  Приставки при/пре. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Употребление в научном стиле речи слов с иноязычными приставками.  

Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов. 

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне.  Ы и И после приставок.  О и Е после шипящих в корне.  Ы – И после Ц в корне слова. Чередование гласных О/А, Е/И.  Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.  Орфографический анализ текста. 

Тема 3. Употребление Ь и Ъ.

Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ.  Употребление Ь в числительных. – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста. 

Тема 4 . Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.

Употребление Ь после шипящих в конце слова в различных частях речи. Орфографический анализ текста.

Тема 5. Слитные, раздельные и дефисные написания.

Слитные, раздельные и дефисные написания различных частей речи.  Дефисные написание сложных существительных, прилагательных.  Правописание наречий и предлогов.  Дефисные написания в научной и художественной речи.  

Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные и дефисные написания».

Тема 6. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.  Правописание безударных падежных окончаний существительных.  Правописание 0 и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных.  Н и НН в суффиксах существительных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных. 

Тема 7. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.  

Правописание безударных падежных прилагательных.  Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением прилагательных в речи.  

 Тема 8. Правописание суффиксов наречий.  

Правописание О и Е после шипящих в суффиксах наречий.  Н и НН в суффиксах наречий.  Правописание суффиксов –о, -а на конце наречий.  Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением наречий в речи.

Тема 9. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.

 Правописание личных окончаний глаголов.  Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-.  Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением глаголов в речи.

Тема 10. Правописание суффиксов и окончаний причастий.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание окончаний причастий. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением причастий.

Практикум «Правописание суффиксов и окончаний».

Тема 11. Правописание предлогов, союзов, частиц.  

Правописание производных предлогов.  Слитное и раздельное написание производных предлогов.  Слитное и раздельное написание союзов.  Частицы НЕ, НИ, их различение на письме.  Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи.

 Практикум «Правописание служебных частей речи».  

Тестовая работа.

  1.  Трудные случаи пунктуации.

Тема 1. Употребление тире в простом и сложном предложении.  

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.  Употребление тире в пословицах и поговорках, употребление тире в художественной речи.  Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением простых предложений.

Тема 2. Знаки препинания при однородных членах предложения.  

Знаки препинания при однородных членах предложения.  Обобщающие слова при однородных членах предложения.  Однородные и неоднородные определения.  Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности.  Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.

 Тема 3. Обособление второстепенных членов предложения.  

Обособление определений и приложений.  Обособление обстоятельств.  Предложения с уточняющими оборотами.  Обороты с союзом как.  Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи.  Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами предложения.

Тема 4. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений Обращения.  Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов.  Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами.

Практикум «Знаки препинания в простом предложении».

Тема 5. Предложения с прямой речью.

Знаки препинания при прямой речи. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с прямой и косвенной речью.

Тема 6. Сложное предложение. Виды сложных предложений.

Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Запятая между частями сложного предложения. Сложные предложения в тексте. Употребление в речи сложных предложений.

Тема 7.  Сложносочиненное предложение. 

Типы сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.  Сложносочиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложносочиненных предложений.

Тема 8. Сложноподчиненное предложение.

Типы сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Синтаксические синонимы. Сложноподчиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложноподчиненных предложений.

Тема 9. Бессоюзное сложное предложение.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения в тексте.

Практикум «Знаки препинания в сложном предложении».

Тема 10. Сложное предложение с разными видами связи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложного предложения.

Практикум «Сложное предложение с разными видами связи».

Тема 11. Текст как единица языка.

Текст. Ключевые слова в тексте и их роль. Абзац как пунктуационный знак.

Способы компрессии текста.

 Сжатое изложение.

Защита проектов «Отражение грамотной письменной речи в профессиональной деятельности человека».

Планируемые результаты

Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.

 Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 9 класса научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 9 класса научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей,  в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 9 класса научится:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Предметные:  

Ученик 9 класса  научится:

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в  различных сферах общения.

определять:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

  В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

– справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой);

– тренировочный (тестовые задания анализ текстов);

– контролирующий (анализ текстов, тесты).

     В целях объективного установления фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы конкретным учащимся предусмотрен промежуточный контроль в письменной форме.

Виды контроля:

• текущий (в процессе изучения темы);

• промежуточный (в конце изучения темы);

• итоговый (в конце изучения раздела)

Формы контроля:

• тест;

• мини-исследование;

• анализ текста;

•сообщения;

• сочинение-рассуждение;

• сжатое изложение;

• самостоятельная работа;

• контрольная работа.

Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы по типу ОГЭ.

Литература для учителя

1) Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. : Просвещение, 2019;

2) ОГЭ – 2023: Экзамены в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты/ авт.- сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанов – М. АСТ: Астрель, 2023, - ФИПИ;

3) Львова С. И. комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. – М., 2004;

4) Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 1990 г;

5) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2007 г;

6) М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1998

7) В.П. Жуков. А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. -М.: Просвещение, 2005;

8) М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. -М.: Просвещение, 2006;

9) П.А. Лекант, В.В. Леденева. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006;

10) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006.

    Литература для учащихся

1) Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 1990 г;

2) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2007 г;

3) 2) ОГЭ – 2023: Экзамены в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты/ авт.- сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанов – М. АСТ: Астрель, 2023, - ФИПИ;

4) М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1998

5) В.П. Жуков. А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. -М.: Просвещение, 2005;

6) М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. -М.: Просвещение, 2006;

7) П.А. Лекант, В.В. Леденева. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006;

8) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006.

Общедоступные ресурсы международной сети Интернет

http://fipi.ru 

http://gia.edu.ru 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Количество

часов

Дата

план

факт

                                                                          Трудные случаи орфографии (15ч)

1

Знакомство с содержанием курса.

Правописание приставок.

1

01.09.2023

2

Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

08.09.2023

3

Употребление Ъ и Ь.

1

15.09.2023

4

Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.

1

22.09.2023

5

Слитные, раздельные и дефисные написания.

1

29.09.2023

6

Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные и дефисные написания».

1

06.10.2023

7

Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.

1

13.10.2023

8

Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

1

20.10.2023

9

Правописание  суффиксов наречий.

1

27.10.2023

10

Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.

1

10.11.2023

11

Правописание суффиксов и окончаний причастий.

1

17.11.2023

12

Практикум «Правописание суффиксов и окончаний».

1

24.11.2023

13

Правописание предлогов, союзов, частиц.        

1

01.12.2023

14

Практикум «Правописание служебных частей речи».

1

08.12.2023

15

Тестовая работа.

1

15.12.2023

Трудные случаи пунктуации (14ч)

16

Употребление тире в простом и сложном предложении.

1

22.12.2023

17

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

29.12.2023

18-19

Обособление второстепенных членов предложения.

2

12.01.2024

19.01.2024

20

Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений.

1

26.01.2024

21

Практикум «Знаки препинания в простом предложении».

1

02.02.2024

22

Предложения с прямой  речью. Знаки препинания в предложении с прямой речью. Косвенная речь.

1

09.02.2024

23

Сложное предложение. Виды сложных предложений.

1

16.02.2024

24

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

23.02.2024

25

Тестирование.

1

01.03.2024

26

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

08.03.2024

27

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

15.03.2024

28

Практикум «Знаки препинания в сложном предложении».

1

22.03.2024

29

Сложное предложение с разными видами связи.

1

05.04.2024

30

Практикум «Сложное предложение с разными видами связи». 

1

12.04.2024

Текст как единица языка (2ч)

31

Текст как единица языка. Ключевые слова и их роль.

1

19.04.2024

32

Абзац как пунктуационный знак.

1

26.04.2024

33

Способы компрессии текста. Сжатое изложение.

1

03.05.2024

34

Защита проектов «Отражение грамотной письменной речи в профессиональной деятельности человека».

1

17.05.2024

24.05.2024

                                                                       

                                    Лист корректировки рабочей программы   курса по русскому языку

 учитель: Нуруллина Р.В.

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений"для 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений" для 1 класса, обучающихся по ФГОСам....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. В мире поэтического слова. 7 класс. Соответствие ФГОС.

Данная программа реализуется в 7 классе. Структура рабочей программы соответсвует ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире русского языка" 11 класс

Материал содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, календарно - тематическое планирование, планируемые результаты. Программа курса представляет  систему  подготовки...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Практикум по орфографии и пунктуации»7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Практикум по орфографии и пунктуации» предназначена для обучающихся 7 класса и рассчитана ...

Программа курса внеурочной деятельности "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

ТВОиП позволит учителю углубить знания обучающихся 5 и 6 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русское правописание: орфография и пунктуация» для обучающихся 10 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии» для обучающихся 8 класса

Рабочая программа элективного  курса  "Секреты русской орфографии" для обучающихся 8 класса....