Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире русского языка" 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Мостовая Марина Михайловна

Материал содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, календарно - тематическое планирование, планируемые результаты. 

Программа курса представляет  систему  подготовки обучающихся 11 класса к итоговому сочинению  и ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_v_mire_russkogo_yazyka.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с:

  • требованиями федерального   государственного образовательного стандарта общего основного образования (приказ Минобразования России № 1097  от 17.12.2010);
  • основной образовательной программой школы (приказ от 31.08.2020 № 108 – о.д.);
  • годовым календарным учебным графиком (приказ от 31.08.2020 № 108 – о.д);
  • учебным планом ОУ (приказ от 31.08.2020 № 108 – о.д);
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации  от 28 декабря 2018 г № 345 (редакция от 08.05.2019 г) «О Федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Приказом Минпросвещения России  от 08 мая 2019 года №233 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 № 345»

На основании:

  •    Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3);
  • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года №  273-Ф3);
  • п.4.4.Устава школы (Постановление Администрации   района Ростовской области от 08.11.11г №118);
  • Положение о рабочей программе по русскому языку (Приказ № 256  от 11.10.2017).

Цели и задачи изучения курса               

        ЦЕЛИ КУРСА:

  • освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ
  • обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы  с учетом способностей и языковой подготовки;
  • подготовить  выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме

Задачи:

  • изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
  • совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при написании сочинения.
  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

 

Место учебного предмета

                  В федеральном базисном учебном плане на внеурочную деятельность  "В мире русского языка" в 11 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, количество часов на внеурочную деятельность  "В мире русского языка" в 11 классе равно 1 часу в неделю.

             В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 уч. год для среднего общего образования на внеурочную деятельность  "В мире русского языка"  в 11 классе отводится 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год.

 

II. Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1.

Введение в элективный курс

1

Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.

Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.

Лекция, индивидуальная, работа в парах

Аналитическая беседа. Заполнение бланков ЕГЭ, Слушание.

Зрительное ознакомление

 с тестами.

 

2.

Композиция и структура  сочинении

2

Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.

Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.

Групповая, индивидуальная

Запись основных понятий.

Работа

 над текстами собственных сочинений

3.

Обзор основных направлений тем декабрьского сочинения.

Подготовка к сочинению по тематическим направлениям.

9

Подбор материалов по следующим направлениям:

Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);

«Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);

«Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);

«Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема

совести).

Групповая, индивидуальная

Составление кластера, обсуждение проблемных вопросов по теме Анализ произведений русской и мировой классики. Запись опорного конспекта.

Работа

с текстом.

Работа с основными понятиями (тема текста, проблема/   речевое оформление сочинения) 

Анализ готовых  сочинений.

4.

Структура ЕГЭ. Орфография. Пунктуация. Синтаксис.

4

  1. СинтаксисНормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Индивидуальная, групповая

 Работа

с тестами. Составление кластеров, опорных схем и таблиц

5.

Сочинение на ЕГЭ

8

    Исходные тексты, их характеристика. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи.   Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Лекция с элементом беседы, работа в парах, индивидуальная

Лингвистические наблюдения;

рецензирование текста; лингвистический анализ текста

комментированное чтение Работа с основными понятиями (тема текста, проблема/ы, авторская позиция, средства её выра-жения, формули-ровка собственной позиции, её аргу-ментация, компози-ция и речевое оформление сочинения)

Работа над текстами собственных сочинений 

Анализ сочинений

III. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Колич

часов

Дата план

Дата факт

1

Введение. Цели и задачи курса.

1

2

Введение. Концептуальные основы сочинения. Общие требования к декабрьскому сочинению.

1

3

Композиция и структура сочинения.  Критерии оценивания.

1

4

Анализ экзаменационных тематических направлений на 2020-2021 учебный год.

1

5

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Забвению не подлежит»».

1

6

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Я и другие».  

1

7

Урок-практикум по написанию вступления

1

8

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

1

9

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Время перемен»

10

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Разговор с собой»

1

11

 Урок-практикум по написанию вступления

1

12

Урок-практикум по написанию основной части и заключения

1

13

Знакомство демоверсией -2021 ЕГЭ по русскому языку

1

14

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1

15

Лексические   синтаксические средства выразительности.    

1

16

Стилистические фигуры.  

1

17

Трудные случаи орфографии       

1

18

Трудные случаи орфографии       

1

19

Морфологические нормы.  Грамматические ошибки .  

1

20

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.  

1

21

Синтаксис.   Простое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.

1

22

Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении .

1

23

Пунктуация. Знаки препинания в сложных предложениях

1

24

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.  

1

25

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.  

1

26

 Урок – практикум. Анализ тестовых заданий

1

27

  Композиция сочинения ЕГЭ. Критерии оценивания

1

28

Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы.  

1

29

Комментарий к сформулированной проблеме

30

Позиция автора

1

31

Отношение к позиции автора  

1

32

Виды заключений к сочинению  

1

33

Речевое оформление сочинения. Фактические ошибки. Нарушение этических норм

1

34

«Я знаю. Я умею. Я могу». Подведение итогов.

1

IV. Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки

4.1. Планируемые результаты

Предметные результаты

  • Знать трудные случаи правописания
  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека
  • Объяснять языковое явление
  • Уметь применять знания при тестировании
  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
  • Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
  • Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.
  • Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.
  • Работать над расширением словарного запаса.
  • Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.
  • Работать с тестовыми заданиями .
  • Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.
  • Выполнять различные типы тестовых заданий.
  • Самостоятельно распределять время на выполнение заданий
  • Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.
  • Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.
  • Правильно отмечать в бланке вариант ответа.
  • Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
  • Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
  • Определять синтаксические конструкции.

Метапредметные:

  • Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Личностные:

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО

Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уваж...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (по русскому языку) в 6 классах (2018-2019 учебный год)

Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов "В мире клеток и тканей" на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучная.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов "В мире клеток и тканей" на 2023-2024 учебный год, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом  уровне...