Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений"для 1 класса
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений" для 1 класса, обучающихся по ФГОСам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpvd_v_mire_zvukov_i_dvizheniy.docx | 38.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании методического объединении учителей Протокол №_____ от «___» ________20___г Руководитель МО _________ _____________ | Согласовано заместителем директора по учебно-воспитательной работе _______ ___________ от «___»________20___г | Утверждено директором МБОУ «Первомайская сош» Нардина Г.А. от «___» ________ 20___г |
Программа внеурочной деятельности
«В мире звуков и движений»
1 класс
Составитель:
Бауэр Г.С.
Учитель II квалификационной категории
2011-2012гг
Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличений массы головного мозга и его функциональном состоянии. Тесная связь между движением и музыкой положительно влияет на эстетическое развитие ребенка.
Танцы развивают пластику, осанку, походку, красоту движений. В танце воспитывается любовь к музыке, дружба, уважение к противоположному полу, такт, прекрасные эмоции, культура поведения.
Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.
Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие младших школьников.
Цель программы: укрепление физического и психического здоровья младших школьников посредством логоритмических упражнений под музыкальное сопровождение.
Задачи:
Развивать двигательную активность и координацию движений посредством логоритмических упражнений под музыкальное сопровождение.
Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце.
Развивать чувство ритма.
Поощрять исполнительское творчество: участие в праздниках, спектаклях, концертах.
Успешное решение поставленных задач на занятиях с младшими школьниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
Принципы:
индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методические приёмы:
Учебно -игровой метод.
Основным методом обучения танцам детей младшего школьного возраста является игра, которая плавно переходит в учебную деятельность.
Метод аналогий.
В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод.
Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Программа «Танцевальный калейдоскоп» предназначена для обучения детей 6,5 – 7 лет и рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятий–– 35 минут.
В процессе изучения курса дети овладевают танцевальными движениями посредством логоритмических упражнений, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.
Основное направление программы – спортивно-оздоровительное.
В данной программе оно реализуется через ритмопластику.
Ритмопластика включает в себя комплексные логоритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Предполагаемый результат.
Должны уметь:
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.
владеть комплексом логоритмических упражнений.
ТЕМА «Ее величество Музыка!» (4 ч.)
(Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями)
Задачи:
Воспитывать у детей умение слушать музыку.
Учить воспринимать и оценивать музыку.
Развивать умение организовать свои действия под музыку.
Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).
Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную.
Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей.
Игра «Жуки и бабочки».
Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный).
Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
Ритмический рисунок.
Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
Строение музыкального произведения (вступление, часть).
Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Игра «Ча-ча-ча».
На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления.
ТЕМА «Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики) (4 ч.)
Задачи:
Развивать внимание.
Развивать координацию движений.
Развивать зрительную и слуховую память.
Подготовить детей к исполнению более сложных элементов.
Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес».
Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).
Игра «Зверушки – навострите ушки».
Танцевальная композиция «Утята»
ТЕМА «Азбука танца» (23 ч.)
Задачи:
Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
Формировать правильную осанку и координацию движений.
Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.
Содержание:
Шаги: бытовой, танцевальный легкий шаг с носка,на полупальцах, легкий бег, шаг с подскоком, боковой подскок – галоп, бег легкий с оттягиванием носков;
Постановка корпуса
Позиции ног: I-я, VI-я
Подготовка к изучению позиций рук
этюд «Воздушный шар»
Танцевальные положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках.
Полуприсядания по VI позиции, I позиции
Выдвижение ноги :
вперед по VI позиции,
в сторону по I позиции.
Подъем на полупальцы по VI позиции
То же в сочетании с п/присяданиями
Прыжки по VI позиции
Танцевальная композиция «Новогодние шалости»
Танцевальная композиция «Веселое настроение»
Танцевальная композиция «Паравозики»
Резерв учебного времени 2ч.
Организация проведения занятий
Дети организованно под музыку входят в зал, используя различные виды танцевального шага, перемещаясь по кругу.
Строятся в колонны по 4 человека или в «шахматном порядке» ориентируясь, чтобы не мешать друг другу. Проверяется равнение в колоннах и шеренгах, правильность осанки детей. Под музыку дети здороваются с преподавателем (общий поклон).
Занятие состоит из трех частей. В первой части (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия. В содержание разминки входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.
Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым движениям, элементам, закрепляют старые. Постепенно изученные движения объединяются в танец.
В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности, проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный положительный фон и настрой. Помимо игровых танцев проводятся танцевально-театральные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание, артистизм.
Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем.
6. Методические рекомендации
Во время занятий педагогу следует периодически менять направление движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сцене.
Следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение может привести к потере внимания. Ограничиваться только практическим показом нельзя, в этом случае дети воспринимают материал подражательно, неосознанно.
Для приобретения детьми навыков в системе танца и их закрепления требуется определенная повторяемость и последовательность. Исходя из этого, занятия надо составлять так, чтобы объем мышц нарастал пропорционально, не деформируя контуры ног и тела. Повторяемость движений должна быть умеренной и не слишком однообразной. Не следует требовать полной выворотности ног от детей дошкольного возраста, если только она не является природной особенностью ребенка.
В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала.
Овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться положительным эмоциональным настроем. На занятиях можно использовать стихотворения, сказочные сюжеты, скороговорки, считалки. Это обогатит образную речь детей, разнообразит эмоциональный фон общения.
В работе с детьми младшего школьного возраста важно «не стремиться к высоким исполнительским достижениям, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу» .
Диагностика
Диагностика проводится в форме открытых занятий в конце учебного года. Результаты оцениваются визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.
Критериями оценки усвоения программы являются следующие:
восприятие музыкальных образов (эмоциональная отзывчивость на музыку, умение импровизировать);
элементарные знания в области музыкальной грамоты (характер, темпы, динамические оттенки, ритмический рисунок, строение музыкального произведения);
развитие природных данных детей (музыкальный слух, ритм, координация, осанка, выворотность, шаг, стопа, баллон, апломб, вестибулярный аппарат);
степень усвоения танцевального репертуара.
Литература
1. | Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение, 1996. |
2. | Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1984. |
3. | Бриске И.Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005. |
4. | Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 1980. |
5. | Захаров В.М. Радуга русского танца. – М.: Вита, 1986. |
6. | Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 1993. |
7. | Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994. |
8. | Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993. |
9. | Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003. |
10. | Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006. |
11. | Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Варгус, 1982. |
12. | Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000. |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения | Тема занятия | Содержание занятия | Цели занятия |
1 | Характер музыкального произведения. | Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную. Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей. Игра «Жуки и бабочки». | Формирование навыка у детей, слушая музыку, определять ее характер (веселая, грустная, тревожная). | ||
2 | Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный). | Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами. | Формирование навыка у детей, слушая музыку, определить ее темп (устно). | ||
3 | Ритмический рисунок. | Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка. Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам. | Развитие умения организовать свои действия под музыку. | ||
4 | Строение музыкального произведения (вступление, часть). | Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Игра «Ча-ча-ча». На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления. | Развитие умения организовать свои действия под музыку. | ||
5 | Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес». | На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления | Развитие внимания. Развитие координации движений. | ||
6 | Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»). | Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. | Развитие внимания. Развитие координации движений. | ||
7 | Комплекс игровой ритмики «Зверята» | Игра «Зверушки – навострите ушки». | Развитие внимания. Развитие зрительной и слуховой памяти. | ||
8 | Танцевальная композиция «Утята» | Закрепление ранее изученных ритмических упражнений. | |||
9 | Постановка шагов. | Шаги: бытовой, танцевальный легкий шаг с носка, на полупальцах, легкий бег, шаг с подскоком, боковой подскок – галоп, бег легкий с оттягиванием носков; | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. | ||
10 | Постановка шагов. | Шаги: бытовой, танцевальный легкий шаг с носка, на полупальцах, легкий бег, шаг с подскоком, боковой подскок – галоп, бег легкий с оттягиванием носков; | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. | ||
11 | Постановка корпуса | Повороты на лево, на право. Наклоны вперед, назад. | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. | ||
12 | Постановка корпуса | Повороты на лево, на право. Наклоны вперед, назад. | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. | ||
13 | Позиции ног: I-я, VI-я | Выдвижение ног вперед, назад, в бок. | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. | ||
14 | Позиции ног: I-я, VI-я | Выдвижение ног вперед, назад, в бок. | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. | ||
15 | Комплекс игровой ритмики «Веселые зверята» | Игра «Веселые зверята» | Закрепление ранее изученных ритмических упражнений. | ||
16 | Танцевальная композиция «Новогодние шалости» | Закрепление ранее изученных ритмических упражнений. | |||
17 | Позиции рук. | Руки на поясе, вытянуты вперед, вверх, вниз. | Изучение позиций рук | ||
18 | Позиции рук. | Руки на поясе, вытянуты вперед, вверх, вниз. | Изучение позиций рук | ||
19 | Позиции рук. | Руки на поясе, вытянуты вперед, вверх, вниз. | Изучение позиций рук | ||
20 | Танцевальные положения рук. | Положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках | Изучение позиций рук | ||
21 | Танцевальные положения рук. | Положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках | Изучение позиций рук | ||
22 | Танцевальные положения рук. | Положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках | Изучение позиций рук | ||
23 | Позиции ног: I-я, VI-я | Выдвижение ног вперед, назад, в бок. | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. | ||
24 | Танцевальная композиция «Веселое настроение» | Закрепление ранее изученных ритмических упражнений. | |||
25 | Позиции ног: I-я, VI-я | Выдвижение ног вперед, назад, в бок. | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. | ||
26 | Полуприсядания | Полуприсядания по VI позиции, I позиции | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. Подготовка детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев | ||
27 | Полуприсядания | Полуприсядания по VI позиции, I позиции | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. Подготовка детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев | ||
28 | Выдвижение ноги | Выдвижение ноги : вперед по VI позиции, в сторону по I позиции. Подъем на полупальцы по VI позиции То же в сочетании с п/присяданиями Прыжки по VI позиции | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. Подготовка детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев | ||
29 | Выдвижение ноги | Выдвижение ноги : вперед по VI позиции, в сторону по I позиции. Подъем на полупальцы по VI позиции То же в сочетании с п/присяданиями Прыжки по VI позиции | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. Подготовка детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев | ||
30 | Выдвижение ноги | Выдвижение ноги : вперед по VI позиции, в сторону по I позиции. Подъем на полупальцы по VI позиции То же в сочетании с п/присяданиями Прыжки по VI позиции | Развитие мускулатуры ног, рук, спины. Формирование правильной осанки и координации движений. Подготовка детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев | ||
31 | Танцевальная композиция «Паровозики» | Закрепление ранее изученных ритмических упражнений. | |||
32 | Резерв учебного времени | ||||
33 | Резерв учебного времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для обучающихся 1 класса, предполагающая проведение предмета 1 раз в неделю...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна Закония" для 1-4 классов
Данная рабочая программа может быть использована учителями начальных классов, которые проводят занятия по внеурочной деятельности. Данная программа составлена на ступень 1-4 классы, содержит поя...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5-6 класса
Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический кругозор детей, ученик получает сведения в игровой форме о другой стране и её жителях. Учится наб...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений" 5-6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Мир лекарственных растений», авторская, составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Го...
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...