Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений"для 1 класса
рабочая программа на тему

Бауэр Галина Сергеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире звуков и движений" для 1 класса, обучающихся по ФГОСам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpvd_v_mire_zvukov_i_dvizheniy.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании методического объединении учителей



Протокол №_____

от «___» ________20___г

Руководитель МО

_________   _____________

Согласовано

заместителем директора по учебно-воспитательной работе

_______    ___________

от «___»________20___г

Утверждено

директором МБОУ

«Первомайская сош»



Нардина Г.А.

от «___» ________ 20___г

Программа внеурочной деятельности

«В мире звуков и движений»

1 класс

Составитель:

Бауэр Г.С.

Учитель II квалификационной категории

                                                                             

2011-2012гг

Пояснительная записка

Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличений массы головного мозга и его функциональном состоянии. Тесная связь между движением и музыкой положительно влияет на эстетическое развитие ребенка.

        Танцы развивают пластику, осанку, походку, красоту движений. В танце воспитывается любовь к музыке, дружба, уважение к противоположному полу, такт, прекрасные эмоции, культура поведения.

Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.

Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие младших школьников.  

Цель программы: укрепление физического и психического здоровья   младших школьников посредством логоритмических упражнений под музыкальное сопровождение.

Задачи:

Развивать двигательную активность и координацию движений посредством логоритмических упражнений под музыкальное сопровождение.

Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце.

Развивать чувство ритма.

Поощрять   исполнительское   творчество:   участие   в   праздниках, спектаклях, концертах.

Успешное решение поставленных задач на занятиях с  младшими школьниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);

систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);

повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

сознательности и  активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение  воспитанника к своим действиям).

Методические приёмы:

Учебно -игровой метод.

         Основным методом обучения танцам  детей  младшего школьного возраста является игра, которая плавно переходит в учебную деятельность.

Метод аналогий. 

В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный   метод. 

Это  беседа   о   характере   музыки,   средствах   ее выразительности, объяснение методики   исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

Программа «Танцевальный калейдоскоп» предназначена для обучения детей 6,5 – 7 лет и рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятий–– 35 минут.

В процессе изучения курса дети овладевают танцевальными движениями посредством  логоритмических упражнений, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.

Основное направление программы – спортивно-оздоровительное.

В данной программе оно реализуется через ритмопластику.

Ритмопластика включает в себя комплексные логоритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Предполагаемый результат.

Должны уметь:

произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

свободно и естественно выполнять  на сцене простые физические действия.

владеть  комплексом логоритмических упражнений.

Содержание курса

ТЕМА «Ее величество Музыка!» (4 ч.)

(Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями)

Задачи:

Воспитывать у детей умение слушать музыку.

Учить воспринимать и оценивать музыку.

Развивать умение организовать  свои действия под музыку.

Содержание:

Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).

Творческое  задание: импровизация   под  заданные мелодии: веселую и грустную.

Создание   заданного   образа:   кукла   новая,   кукла заболела;   воробей   весело   перелетает   с   ветки   на ветку, раненый воробей.

Игра «Жуки и бабочки».

Темпы      музыкальных      произведений      (быстрый,      медленный, умеренный).

Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.

Ритмический рисунок.

Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.

Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.

Строение музыкального произведения (вступление, часть).

Учить  детей   менять   движение   в   соответствии   с двухчастной формой музыкального произведения.

Игра «Ча-ча-ча».

На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно   начинать движение после вступления.

ТЕМА «Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики) (4 ч.)

Задачи:

Развивать внимание.

Развивать координацию движений.

Развивать зрительную и  слуховую память.

Подготовить детей  к исполнению более сложных элементов.

Содержание:

Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес».

Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).

Игра «Зверушки – навострите ушки».

Танцевальная композиция «Утята»

ТЕМА «Азбука танца» (23 ч.)

Задачи:

Развивать мускулатуру ног, рук, спины.

Формировать правильную осанку и координацию движений.

Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.

Содержание:

Шаги: бытовой, танцевальный легкий шаг с носка,на полупальцах, легкий бег, шаг с подскоком, боковой подскок – галоп, бег легкий с оттягиванием носков;

Постановка корпуса

Позиции ног: I-я, VI-я

Подготовка к изучению позиций рук

этюд «Воздушный шар»

Танцевальные положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках.

Полуприсядания  по VI позиции, I позиции

Выдвижение ноги :

вперед   по VI  позиции,

в сторону по I позиции.

Подъем на полупальцы  по VI позиции

То же в сочетании с п/присяданиями

Прыжки  по VI позиции

Танцевальная композиция «Новогодние шалости»

Танцевальная композиция «Веселое настроение»

Танцевальная композиция «Паравозики»

Резерв учебного времени 2ч.

 Организация проведения занятий

Дети организованно под музыку входят в зал, используя различные виды танцевального шага, перемещаясь по кругу.

         Строятся в колонны по 4 человека или в «шахматном порядке» ориентируясь, чтобы не мешать друг другу. Проверяется равнение в колоннах и шеренгах, правильность осанки детей. Под музыку дети здороваются с преподавателем (общий поклон).

Занятие состоит из трех частей. В первой части (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия. В содержание разминки входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.

Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым движениям, элементам, закрепляют старые. Постепенно изученные движения объединяются в танец.

В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности, проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный положительный фон и настрой. Помимо игровых танцев проводятся танцевально-театральные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание, артистизм.

Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем.

6. Методические рекомендации

Во время занятий педагогу следует периодически менять направление движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сцене.

Следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение может привести к потере внимания. Ограничиваться только практическим показом нельзя, в этом случае дети воспринимают материал подражательно, неосознанно.

Для приобретения детьми навыков в системе  танца и их закрепления требуется определенная повторяемость и последовательность. Исходя из этого, занятия надо составлять так, чтобы объем мышц нарастал пропорционально, не деформируя контуры ног и тела. Повторяемость движений должна быть умеренной и не слишком однообразной. Не следует требовать полной выворотности ног от детей дошкольного возраста, если только она не является природной особенностью ребенка.

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала.

Овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться положительным эмоциональным настроем. На занятиях можно использовать стихотворения, сказочные сюжеты, скороговорки, считалки. Это обогатит образную речь детей, разнообразит эмоциональный фон общения.

В работе с детьми младшего школьного возраста важно «не стремиться к высоким исполнительским достижениям, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу» .

 Диагностика

Диагностика проводится в форме открытых занятий в конце учебного года. Результаты оцениваются визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.

Критериями оценки усвоения программы являются следующие:

восприятие музыкальных образов (эмоциональная отзывчивость на музыку, умение импровизировать);

элементарные знания в области музыкальной грамоты (характер, темпы, динамические оттенки, ритмический рисунок, строение музыкального произведения);

развитие природных данных детей (музыкальный слух, ритм, координация, осанка, выворотность, шаг, стопа, баллон, апломб, вестибулярный аппарат);

степень усвоения танцевального репертуара.

 Литература

1.

Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение, 1996.

2.

Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей  6-7 лет. – М.: Просвещение, 1984.

3.

Бриске  И.Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.

4.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 1980.

5.

Захаров В.М. Радуга русского танца. – М.: Вита, 1986.

6.

Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 1993.

7.

Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994.

8.

Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993.

9.

Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003.

10.

Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». -  М.: Линка – Пресс, 2006.

11.

Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Варгус, 1982.

12.

Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата проведения по плану

Фактическая дата проведения

Тема занятия

Содержание занятия

Цели занятия

1

Характер музыкального произведения.

Творческое  задание: импровизация   под  заданные мелодии: веселую и грустную.

Создание   заданного   образа:   кукла   новая,   кукла заболела;   воробей   весело   перелетает   с   ветки   на ветку, раненый воробей.

Игра «Жуки и бабочки».

Формирование навыка у детей, слушая музыку, определять ее характер (веселая, грустная, тревожная).

2

Темпы      музыкальных      произведений      (быстрый,      медленный, умеренный).

Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.

Формирование навыка у детей, слушая музыку, определить ее темп (устно).

3

Ритмический рисунок.

Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.

Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.

Развитие умения организовать  свои действия под музыку.

4

Строение музыкального произведения (вступление, часть).

Учить  детей   менять   движение   в   соответствии   с двухчастной формой музыкального произведения.

Игра «Ча-ча-ча».

На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно   начинать движение после вступления.

Развитие умения организовать  свои действия под музыку.

5

Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес».

На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно   начинать движение после вступления

Развитие  внимания.

Развитие координации движений.

6

Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).

Учить  детей   менять   движение   в   соответствии   с двухчастной формой музыкального произведения.

Развитие  внимания.

Развитие координации движений.

7

Комплекс игровой ритмики  «Зверята»

Игра «Зверушки – навострите ушки».

Развитие  внимания.

Развитие зрительной и  слуховой  памяти.

8

Танцевальная композиция «Утята»

Закрепление ранее изученных ритмических упражнений.

9

Постановка шагов.

Шаги: бытовой, танцевальный легкий шаг с носка, на полупальцах, легкий бег, шаг с подскоком, боковой подскок – галоп, бег легкий с оттягиванием носков;

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

10

Постановка шагов.

Шаги: бытовой, танцевальный легкий шаг с носка, на полупальцах, легкий бег, шаг с подскоком, боковой подскок – галоп, бег легкий с оттягиванием носков;

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

11

Постановка корпуса

Повороты на лево, на право. Наклоны вперед, назад.

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

12

Постановка корпуса

Повороты на лево, на право. Наклоны вперед, назад.

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

13

Позиции ног: I-я, VI-я

Выдвижение ног вперед, назад, в бок.

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

14

Позиции ног: I-я, VI-я

Выдвижение ног вперед, назад, в бок.

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

15

Комплекс игровой ритмики  «Веселые зверята»

Игра «Веселые зверята»

Закрепление ранее изученных ритмических упражнений.

16

Танцевальная композиция «Новогодние шалости»

Закрепление ранее изученных ритмических упражнений.

17

Позиции рук.

Руки на поясе, вытянуты вперед, вверх, вниз.

Изучение позиций рук

18

Позиции рук.

Руки на поясе, вытянуты вперед, вверх, вниз.

Изучение позиций рук

19

Позиции рук.

Руки на поясе, вытянуты вперед, вверх, вниз.

Изучение позиций рук

20

Танцевальные положения рук.

Положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках

Изучение позиций рук

21

Танцевальные положения рук.

Положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках

Изучение позиций рук

22

Танцевальные положения рук.

Положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на поясе в кулачках

Изучение позиций рук

23

Позиции ног: I-я, VI-я

Выдвижение ног вперед, назад, в бок.

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

24

Танцевальная композиция «Веселое настроение»

Закрепление ранее изученных ритмических упражнений.

25

Позиции ног: I-я, VI-я

Выдвижение ног вперед, назад, в бок.

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

26

Полуприсядания

Полуприсядания  по VI позиции, I позиции

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

Подготовка детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев

27

Полуприсядания

Полуприсядания  по VI позиции, I позиции

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

Подготовка детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев

28

Выдвижение ноги

Выдвижение ноги :

вперед   по VI  позиции,

в сторону по I позиции.

Подъем на полупальцы  по VI позиции

То же в сочетании с п/присяданиями

Прыжки  по VI позиции

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

Подготовка детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев

29

Выдвижение ноги

Выдвижение ноги :

вперед   по VI  позиции,

в сторону по I позиции.

Подъем на полупальцы  по VI позиции

То же в сочетании с п/присяданиями

Прыжки  по VI позиции

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

Подготовка детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев

30

Выдвижение ноги

Выдвижение ноги :

вперед   по VI  позиции,

в сторону по I позиции.

Подъем на полупальцы  по VI позиции

То же в сочетании с п/присяданиями

Прыжки  по VI позиции

Развитие мускулатуры ног, рук, спины.

Формирование правильной осанки и координации движений.

Подготовка детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев

31

Танцевальная композиция «Паровозики»

Закрепление ранее изученных ритмических упражнений.

32

Резерв учебного времени

33

Резерв учебного времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для обучающихся 1 класса, предполагающая проведение предмета 1 раз в неделю...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна Закония" для 1-4 классов

Данная рабочая программа может быть использована учителями начальных классов,  которые проводят занятия по внеурочной деятельности. Данная программа составлена на ступень 1-4 классы, содержит поя...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5-6 класса

    Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический кругозор детей, ученик получает сведения в игровой форме о другой стране и её жителях. Учится наб...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений" 5-6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности: «Мир лекарственных растений», авторская, составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Го...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...