Презентация к уроку русского языка на тему "Период"
презентация к уроку русского языка (11 класс) на тему
Данная презентация включается в систему уроков развития речи в 11 классе. Материал позволяет учащимся лучше понять структуру сложных предложений с различными видами связи, дает понимание того, что периодическая речь – один из характерных приемов создания текста, отличающегося эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Н.В.Гоголь
Неизмеримость эту понимаешь, когда читаешь классическую художественную литературу, стихотворения.
Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, – Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога... М.Ю.Лермонтов
Стихотворение М.Лермонтова – предложение, являющееся образцом сложного предложения, именуемого периодом (от латинского periodos – круг; переносно – «закругленная», замыкающая речь) . Многие поэтические произведения целиком построены в виде развернутого периода, который в таком случае используется как художественно-композиционный прием. Но не только в стихах используется период. Такие предложения можно найти в прозе многих писателей, публицистов.
Период – это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей.
Как ни хотелось моему отцу исполнить обещание, данное матери, горячо им любимой, как ни хотелось ему в Багрово, в свой дом, в свое хозяйство, в свой деревенский образ жизни, к деревенским своим занятиям и удовольствиям, но мысль ослушаться Прасковьи Ивановны не входила ему в голову. С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
Чем разнообразнее таланты и дарования людей, тем более ярко горит жизнь, тем богаче она фактами творчества, тем быстрее ее движение к великой цели. Из публицистики М. Горького
Важно научиться понимать структуру периода, определять в нем грамматические основы, находить главную часть (или главные части) и придаточную (или придаточные), уметь идентифицировать период со сложноподчиненными, сложносочиненными или бессоюзными сложными предложениями. Наличие у периода ярких стилистических качеств позволяет считать его стилистико-синтаксической фигурой Например:
(1) [По многим приметам, понятным военному человеку, по тому] , (2)(как были забиты дороги), (3)(по которым они ехали из армии, способом «голосования» пересаживаясь из машины в машину), (1) [по тому] , (4)(как по ночам часовые на дорогах строго требовали соблюдать маскировку, грозя нарушителям стрелять по шинам);(1) [по тому] , (5)(что в березовых рощах, в стороне от фронтовых путей, было так шумно и тесно от скопившихся там танков, грузовиков, артиллерии); (1) [по тому] , (6)(что даже над пустынной полевой дорогой атаковали их сегодня немецкие «охотники»), - (1) [понимал Мересьев] , (7)(что затишью на фронте настал конец), (8)(что где-то – и именно в этих краях – немцы замыслили свой новый удар), (9)(что этот удар произойдет скоро) и (10)(что командование Красной армии знает об этом и подготовило уже достойный ответ).
Периоды составляют речь периодическую, в отличие от речи обычной, отрывистой. Периодическая речь характеризуется плавностью, музыкальностью, ритмической стройностью. Со стороны содержания период отличается б о льшей полнотой и законченностью выражения мысли, он развертывает и оформляет сложную аргументацию положения. Из-за этих качеств период особенно широко используется в художественной литературе и в ораторской речи (в публицистике).
В художественной прозе: (Когда на озере волны ходят), (когда пароход твой валится с боку на бок), – [знай] , (что наш ветер сан-таш качает озеро). Ч.Айтматов, «Белый пароход» В критических статьях: [Тот] , ( кто еще думает), (что искусство - это легко), (что труд в нем какой-то другой труд, лишенный физических и нравственных мучений), [тот] , (кто считает), (что в этом труде есть паузы), (которых, например, нет у него, в его повседневной работе), и (что паузы эти заполнены бокалами и букетами), или [тот] , (кто всего этого не думает, но все-таки считает), (что цветы и аплодисменты, эти внешние знаки успеха, и есть цель артиста, и есть истинное счастье) и (что знаки эти – вполне достаточная награда людям, приносящим себя на алтарь нашей радости), – [пусть посмотрит фильм «Перпетуум мобиле»] . «Вечное движение», статья из газеты
В виде периода может быть построено многочленное сложноподчиненное предложение с первой вводящей частью - и второй, заключающей. Чаще всего перечисление однородных придаточных (с параллельной структурой) предшествует главной части (или главным).
( Если зашумела старая листва под ногой ) , ( если закраснелись веточки разные ) , ( если вербы развернулись ) , ( если заговорили деревья разных пород ароматом своей коры ) , - [ то, значит, есть в березах движение ] , и [ нечего портить березу ] . М.Пришвин, «Глаза земли»
Сложноподчиненное предложение в форме периода может иметь и несколько иную организацию: одна придаточная вначале, до паузы, и затем перечисление однотипно построенных главных .
( Чем чаще празднует лицей Свою святую годовщину ) , - [ Тем робче старый круг друзей В семью стесняется едину ] , [ Тем реже он ] ; [ тем праздник наш В своем веселии мрачнее ] , [ Тем глуше звон заздравных чаш ] И [ песни наши тем грустнее ] . А.С.Пушкин
Последовательность придаточных и главных в составе периода может быть и такой: придаточные (или одна придаточная часть) закрывают период, т.е. помещаются во второй части, в понижении .
[ До чтения ли, до письма ли было тут ] , ( когда душистые черемухи зацветают ) , ( когда почка на березах лопается ) ; ( когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков ) ; ( когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтоватого и белого цвета ) ; ( когда ползут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов ) ; ( когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе, над самым двором рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях ) , ( которые хватали меня за сердце ) , ( которых я заслушивался до слез ) ; ( когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет ) , ( крапивные желтые бабочки замелькают ) , ( шмели и пчелы зажужжат ) ; ( когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет ) ; ( когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал ) . С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
В форме периода может быть построено и сложносочиненное многочленное предложение. Как правило, однотипные по строению, перечисляющиеся части периода (с повторяющимися сочинительными союзами) предшествуют второй части периода, имеющей обобщающее значение или своеобразное значение итогового заключения .
[То за две комнаты от меня быстро проговорит что-нибудь в бреду моя дочь Лида] , [то жена пройдет через залу со свечой и непременно уронит коробку со спичками] , [то скрипнет рассыхающийся шкап] или [неожиданно загудит горелка в лампе] – [все эти звуки почему-то волнуют меня] . А.П.Чехов « Скучная история »
В бессоюзном сложном предложении также возможно ритмичное объединение частей, т.е. оно может быть в виде периода .
[Острые сучья царапают белое лицо и плечи] ; [ветер треплет расплетенные косы] ; [давние листья шумят под ногами ее] – [ни на что не глядит он] . Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
В виде периода может быть организовано и сложное синтаксическое целое, т.е. единица, б о льшая, чем предложение. Так, например, однородные придаточные могут получить предельную синтаксическую самостоятельность при парцелляции, т.е. расчленении речевой цепи.
[ Бог ты мой, как он обрадовался ] , ( когда без спроса и стука распахнулась настежь тяжелая дверь кабинета ) ! ( Когда курносые кеды прыгнули с порога на ковер ) . ( Когда через ковер перескочили ноги в синих штанах с металлическими заклепками на карманах и с крупной красной строчкой по швам ) . ( Когда, наконец, невзирая на присутствие в кабинете нескольких подчиненных, две сильные и цепкие руки обхватили его за шею ) ! М.Красов
Изучение сложны х предложе ний позволяет обогатить речь, «погрузиться во всю неизмеримость» русского языка, почувствовать всю его красоту, силу и мощь. Философ И.А.Ильин писал: «Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать. В нем гуденье далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем - вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений...»
Используемая литература: Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник . М.: Агар, 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/18/picture-49106.jpg)
Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"
Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-45371-1350729773.jpg)
" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506380-1414243954.jpg)
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/14/picture-370670-1660483225.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"
Урок представлен как изучение употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/21/picture-272716-1456062536.jpg)
Презентация к уроку русского языка "Реформы орфографии в истории русского языка"
Материалы презентации будут полезны при закреплении раздела "Орфография" на уроках при углубленном изучения русского языка в 7 - 10 классах....