ИГРА ПО РУС. ЯЗ УМНИКИ И УМНИЦЫ
методическая разработка по русскому языку по теме

Солдатова Ирина Олеговна

ИГРА ПО РУС. ЯЗ УМНИКИ И УМНИЦЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_rus._yaz_umniki_i_umnicy.docx101.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – викторина  по русскому языку

для учащихся  9 классов 

специальной (коррекционной) школы VIII вида

        

        Подготовила и провела

        учитель русского языка

        Солдатова И.О.

Форма проведения мероприятия:  игра- викторина «Умники и умницы»

Аудитория: учащиеся  9-ых классов.

Цель.  Расширение и углубление языковых знаний, получаемых  учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

Задачи.

  1. Образовательные. 

Расширять и углублять  знания учащихся о русском языке. Учить применять полученные знания на практике.

  1. Коррекционно-развивающие.

Способствовать  развитию внимания, памяти, мыслительных процессов учащихся, их творческой активности. Развивать устную речь.

  1. Воспитательные.

Воспитывать  учебную мотивацию, бережное отношение к родному языку.

Оборудование.

-Презентация Microsoft office PowerPoint2007;

-Если нет возможности использовать презентацию, задания предъявляются на карточках;

-Оформление на доску: высказывание известных людей о русском языке, картинки

Ход мероприятия:

Вступительное слово ведущего.

Язык есть исповедь народа.

В нём слышится его природа,

 Его душа и быт родной.

Русский язык был и остается  (слайд 2)

национальным языком русского народа. 

Это язык культуры, науки, техники. На русском языке созданы выдающие произведения литературы, труды учёных. дающие произведения литературы, труды учёных.

По отношению каждого человека к своему языку можно  совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима  без любви к своему языку.

В наше время каждую секунду произносятся, пишутся, передаются в эфир миллиарды слов. Произнесенная кем-то фраза может буквально в считанные часы стать известной всему миру. И не важно, на каком языке она прозвучала. Газеты, радио, телевидение… Интернет, наконец! Сегодня расстояний для человеческого общения практически не существует.

     Но давайте представим себе на минуту, что в мире исчез язык. Нет, не конкретно русский, японский, немецкий, английский, а язык вообще. Язык - как главное средство человеческого общения. Исчезли книги, газеты, почта, телефон… Как смогут люди понять друг друга? Чем воспользуются для этого? Жестами? Языком музыки, искусства? Да, конечно, звуки,  краски, выразительная мимика могут вполне понятно рассказать о боли и радости, о любви и ненависти. Но все это  может передать только наши чувства и эмоции. Точно же выразить человеческую мысль может только язык. Он может заставить человека летать на крыльях счастья, а может убить одним словом.

     Сегодня мы коснемся лишь одного из многочисленных языков мира — РУССКОГО ЯЗЫКА. 

Ребята, сегодня вам предстоит испытать себя в роли знатоков русского языка. На различных этапах нашей игры вы выполните задания по русскому языку и не только.… И в конце игры, мы определим, кто из вас – знаток русской речи.

1 чтец

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,                  Он певуч,
Он, как русский народ, многолик, 
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет, 
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте о нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
 

2 чтец

Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала: "мама",
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут, 
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
                             

3 чтец

«Выучи русский язык»                                                                                                                                                Если ты хочешь судьбу переспорить,                                                                                                                    Если ты ищешь отрады цветник,                                                                                                                                   Если нуждаешься в твёрдой опоре –                                                                                                                           Выучи русский язык!                                                                                                                                                            Он твой наставник великий, могучий,                                                                                                                                   Он переводчик, он проводник.                                                                                                                                            Если штурмуешь познания кручи –                                                                                                                                  Выучи русский язык                                                                                                                                                       Горького зоркость, бескрайность Толстого,                                                                                                      Пушкинской лирики чистый родник                                                                                                                             Блещут зеркальностью русского слова.                                                                                                                               Выучи русский язык!

 

Итак, начинаем.

За каждый правильный ответ команда будет получать лепестки. Чья команда наберет большее количество красных лепестков, по окончанию игры, та и будет являться победителем.

1 испытание  (разминка) –   (слайд 3)

ДЕВИЗ: «Без грамматики не выучишь и математики»

Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Грамоте учиться всегда пригодится (на доске пословицы)                

                                                                       

ДЛЯ  КОМАНДЫ «УМНИКИ»  (Слайд 4).

Вопрос 1.

Определите, в каком значении употреблено слово грамота?

После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.

Вопрос 2.

Назовите часть речи по предложенному стихотворению. Приведите примеры (Слайд 5).

Ну а он всегда в работе,

В напряженье и заботе.

Пишет, моет, убирает,

Шьёт, рисует и читает.

Варит, жарит, мастерит,

Режет, пилит, говорит.

Так его легко узнать –

Стоит лишь вопрос назвать.

Вопрос 3.               (Слайд 6).

Объясните смысл пословицы.

Яблоко от яблони недалеко падает 

ДЛЯ КОМАНДЫ «УМНИЦЫ»   (Слайд 7).

Вопрос 1.

Определите, в каком значении употреблено слово грамота?

Эту грамоту из далёкого прошлого изучали многие учёные.

Вопрос 2.    (Слайд 8).

Объясните смысл пословицы.

Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.

Вопрос 3.   (Слайд 9).

Назовите часть речи по предложенному стихотворению. Приведите примеры

В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.

(ПОСЛЕ ИСПЫТАНИЯ УЧАЩИЕСЯ  ПОЛУЧАЮТ ЛЕПЕСТКИ РАЗНОГО ЦВЕТА  ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)

2 испытание  (Слайд 10).

ДЕВИЗ: «Язык – к знанию ключ»

«Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

                                                             К.Паустовский.

ДЛЯ    КОМАНДЫ «УМНИКИ» (Слайд 11).

Вопрос 1.

Подберите по два слова так, чтобы при их соединении получилось третье (Слайд …).

Верх, вол, вино, окно, ушки, град.

(ВЕРХУШКИ, ВОНОГРАД)

Вопрос 2.    (Слайд 12).

Определите, в чём ошибка и исправьте её .

Особенно понравился ребятам в метро экскаватор.

Вопрос 3.    (Слайд 13).

Вставьте в предложения слова, близкие по смыслу .

Беречь, сторожить, охранять.

  1. Надо _______________ школьное имущество.
  2. Часовые ___________________ вход в штаб.
  3. Старик ____________________ колхозный сад.

ДЛЯ  КОМАНДЫ «УМНИЦЫ»     (Слайд 14).

Вопрос 1.

Дополни последнюю строчку стихотворения.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой_______.

Вопрос 2.      (Слайд 15).

Подберите наиболее точное слово для каждого предложения.

Верхушки, вершины

  1. Падая, самолёт задел ______________________сосен.
  2. Альпинисты достигли __________________ горы.

Вопрос 3.     (Слайд 16).

Определите, какое слово лишнее в предложении.

У ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы.

(ПОСЛЕ ИСПЫТАНИЯ УЧАЩИЕСЯ  ПОЛУЧАЮТ ЛЕПЕСТКИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЦВЕТА  ЗА КАЖДЫЙ  ОТВЕТ)

Ведущий:

-Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с двумя заданиями.

-А сейчас я предлагаю вам последнее испытание, которое будет представлено сразу  для  двух команд. Это ТЕСТ по теме «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ». После того, как вы пройдете этот тест, вам будет выставлена общая оценка, и  каждая команда получит лепесток определенного цвета, соответствующий данной оценке.

-А проходить третье испытание будет под девизом…..

3 испытание      (Слайд 17).

ДЕВИЗ: «Сила слова – беспредельна».

В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.

                                                                      К.Д.Ушинский.

Во время всей игры команды получали лепестки разного цвета, соответствующие той или иной оценке: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно. В конце игры команды составляют из лепестков цветок и прикрепляют его на стенде.                    

ЗАКРЫТИЕ ИГРЫ

 Подводятся итоги игры:  на большом стенде команды создают цветок из полученных лепестков, определяется команда знатоков русского языка – та команда, в цветке  которой больше всех красных и жёлтых лепестков. Победителям вручаются грамоты и призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интелектуальная игра для 5 класса "Умники и умницы"

Развивающий классный час, или клубный час в гпд, с презентацией...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Умники и умницы" (тема "Фонетика")

Данная интеллектуальная игра предназначена для учащихся 5 класса с целью закрепления темы "Фонетика". Она позволяет в доступной для детей форме закрепить полученные учащимися знания по фонетике; приви...

Интеллектуальная игра по математике для умников и умниц.

Игра для учащихся 6-8 классов содержит математические вопросы на логическое мышление. В игре могут участвовать, как две, так и несколько команд. Игра состоит из двух туров, в каждом туре по 20 вопросо...

интеллектуальная игра по русскому языку "Умники и умницы"

дана разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе "Умники и умницы"...

Познавательная игра для 8 класса "Умники и умницы"

игра основана на материалах истории основания школы-лицея №486...

Познавательная игра для 8 класса "Умники и умницы

Игра разаработана на основе материалов по истории основания школы-лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга и посвящена 30-летнему юбилею школы...

Познавательная игра для 8 класса "Умники и умницы

Игра разаработана на основе материалов по истории основания школы-лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга и посвящена 30-летнему юбилею школы...