Урок –лекция по повторению темы «Словосочетание».«Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание В2. Проект демоверсии 2013года ».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Материал представляет собой лекцию с элементами тестирования. Поможет учащимся совершенствовать умение подбирать синонимичные словосочетания, меняя один тип связи на другой. Пракический выход - задание В-2 тестирования в формате ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_nashey_lekcii.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Заводилкина С.А. Учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №95 с УИОП»                                                                                                                

 Урок –лекция по повторению темы «Словосочетание».

Цели урока: повторение и обобщение знаний о словосочетании; выявление уровня сформированности умений и навыков:

- определять способ связи слов в словосочетании;

-преобразовывать словосочетание одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

-использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы;

- развитие познавательных интересов учащихся, самостоятельного мышления; умение анализировать языковый материал

Ход занятия.

Тема нашей лекции: «Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание В2. Проект демоверсии 2013года ».

Правильное выполнение данного задания обеспечивается знанием ответов на  следующие вопросы:

  1. Что такое словосочетание?
  2. Что не является словосочетанием?
  3. Какие типы подчинительной связи используются при построении словосочетаний?
  4. Как определить тип связи в словосочетании?
  5. Что такое синонимичные словосочетания?

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных (самостоятельных) слов, связанных по смыслу и грамматически.

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Не являются словосочетаниями:

  1. Грамматическая основа предложения
  2. Однородные члены предложения
  3. Сочетание самостоятельной (знаменательной) части речи и служебной части речи

Тестовое задание

Какие слова не являются словосочетанием?

 А) играть вничью

 Б) очевидно задержится

 В) скучно и грустно

 Г) придёт позже

Типы связи слов в словосочетании.

 В словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  1. Согласование
  1. Управление
  2. Примыкание

Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.

Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к родине.

Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. В роли зависимого слова выступает неизменяемая часть речи:

  1. наречие
  2. инфинитив и деепричастие
  3. притяжательное местоимение 3 лица
  4. простая форма сравнительной степени прилагательного или наречия

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше.

Определяя тип связи в словосочетании, будем помнить следующее:

  1. при согласовании от главного к зависимому слову задаём вопросы

какой?  чей?

  1. если тип связи управление, то от главного к зависимому задаём вопросы косвенных падежей

чего? кого? чем? о чём? и т.д.

  1. когда слова в словосочетании связаны при помощи примыкания, задаём вопросы

как? где? когда? куда? и т.п.

Тестовое задание

Определите тип подчинительной связи:

Хвойный лес                                        согласование

Виртуозно играть –                             управление

Настольные часы-                               примыкание

Играю на компьютере-                       согласование

Что такое синонимичные словосочетания?

Для того чтобы ответить на этот вопрос помним следующее.

Грамматическое значение словосочетания — это отношения между его компонентами. Отношения опираются прежде всего на значения частей речи. Части речи, как известно, обозначают предмет в широком смысле (имя существительное), действие (глагол), признак (прилагательное, наречие). В соответствии с этим в словосочетании выражается три вида значений: определительное, обстоятельственное и дополнительное (объектное). Определительное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак: новая книга , мой дом, ваза из фарфора,  высшей категории. Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — признак:  работать на заводе,  прогуливаться по вечерам,  вернуться поздно, окончательно объясниться,  пожухли от мороза,  наблюдать всюду. Дополнительное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, по отношению к которому осуществляется действие или проявляется признак:  читать  книгу,  дружить с соседом,  писать стихи,  задумываться о будущем.  

Словосочетания синонимичны, если одно и то же грамматическое значение выражается различными грамматическими формами, например: ваза из фарфора — фарфоровая ваза; посмотреть с восхищением — посмотреть восхищенно; пение птиц — птичье пение; темнота ночи — ночная темнота — темная ночь; говорить тихим голосом — говорить тихо; город сегодня — сегодняшний город.

Синонимичные словосочетания

Примыкание

Наречие + глагол

Управление

 Глагол + существительное

Согласование

Прилагательное + существительное

Настойчиво учиться

Учиться с настойчивостью

Упорно тренироваться

Тренироваться с упорством

Сущ. + наречие

Борщ по-флотски

Флотский борщ

Курточка нараспашку

Распахнутая курточка

Согласование

Прилагательное + существительное

Управление

 Существительное + существительное

Серебряное блюдо

Блюдо из серебра

Плавательный бассейн

Бассейн для плавания

Зрительный зал

Зал для зрителей

Библиотечная книга

Книга из библиотеки

Хрустальная ваза

Ваза из хрусталя

Итак, для того чтобы выполнить задание В2, необходимо :

  1. Определить грамматическое значение словосочетания.
  2. Найти главное слово,   оставить его неизменным.  
  3. Изменить способ связи зависимого слова с главным.
  4. Для этого меняем зависимое на однокоренное
  5. Проверить, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.
  6. Помнить, что,  если вы просто поменяли слова местами, вы не изменили способ связи между ними!

В качестве примера возьмём задание В2 из демоверсии 2012, 2013 (http://www.fipi.ru/):

«Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание».

Словосочетание «деревянная шкатулка» - определительное. Главное слово – «шкатулка». Оставляем его без изменений. Зависимое слово «деревянная». От главного к зависимому при согласовании задаётся вопрос «какой?», а при управлении вопрос косвенного падежа:

Шкатулка (какая?) деревянная

Шкатулка (из чего?) из дерева

«Из дерева» - однокоренное по отношению к «деревянный».

Следовательно, заменить его можно на словосочетание «шкатулка из дерева», в котором сохраняется грамматическое значение, но меняется грамматическая форма: согласование меняем на управление.

Напоминаю, что в КИМах 2011 года подобное задание было под  №B8.

Рассмотрим демоверсию 2011:

В8 Замените словосочетание «временно закрыта» (предложение 23),

построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со

связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

 

Тестовое задание

Замените словосочетание КРАСОТА ДУШИ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Проверим себя, выполнив тест.

 Тест.

1)Из списка слов(документ,на улице,навсегда, в лесу) подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

2)Замените   словосочетание  МЕДНАЯ  ПРОВОЛОКА, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3)Какие слова не являются словосочетанием?

 А) вокруг дома

 Б) великий композитор

 В) отчаянно сражаться

 Г) приносить пользу

4) Определите тип подчинительной связи:

Серебряное блюдо                                       управление

Очень хорошо                                              управление

Приехать на автобусе                                  примыкание

Блюдо из серебра                                        согласование

5) Закончите предложение:

Вид связи, при котором в роли зависимого слова выступает неизменяемая часть речи называется…

6) Из предложения- Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.- выпишите словосочетание (-ия), построенное (-ые) на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

7) Из предложения -Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки.- выпишите словосочетание (-ия), построенное (-ые) на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ.

8) Из предложения - На помощь пришли школьники, игравшие неподалёку в хоккей. - выпишите словосочетание(-ия), построенное(-ые) на основе подчинительной связи примыкание.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подобрать примеры синонимичных словосочетаний из текстов художественных произведений, произвести замену словосочетаний одного типа связи на другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...