Урок № 1 "Понятие о причастии"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Кологрив Елена Владимировна

Урок проведен по  рейтинго-накопительной системе. Может. кому-нибудь это материал покажется интересным. Буду благодарна за отзывы и пожелания. Спасибо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rns_prichastie_urok_1.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1. Понятие о причастии.

Целевая аудитория: 6 класс.

Тип урока: вводный урок по теме «Причастие»

Знать: 1) понятие причастия

            2)грамматические признаки причастия

Понимать: 1) как отличать причастие от прилагательного

Уметь: 1) видеть причастия в словосочетаниях и предложениях

             2) отличать от прилагательных

             3) находить определяемое слово в словосочетании с причастием

             4) структурировать теоретический материал

Анализ: 1)анализировать причастия как часть речи

Синтез: 1)уметь составлять предложения с причастиями

Ход урока

1.   Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. В течение всего занятия каждый из вас будет выполнять различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться  определенным количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов.

2.Ознакомление с технологической картой урока.

- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя.

- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.

3. Переход к новой теме.

СТАДИЯ  «ВЫЗОВ»

Обратимся к приложению к уроку.

   Задание 1.  Перед вами две группы слов. Выделите в них корень. Какие это слова? (Однокоренные). Найдите лишнее слово (слова) в каждой группе.

Синий                                                                            бежал

Синеватый                                                                   Прибежавший

Синеющий                                                                    Бегущий

- В чем особенность этих слов? - Можно ли считать слова синеющий                                                                    бегущий, прибежавший  прилагательными?

- Почему?

Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи – причастием.

- Объясните, как вы понимаете это слово?

В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал: « Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

- Как вы можете объяснить эти слова?

4.Этап 1 (знание)   СТАДИЯ  «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Задание 1  См. ПРИЛОЖЕНИЕ

Давайте посмотрим, в чем же особенность причастия.

Синеющий  

Отвечает на вопрос________________________

 Синеющий небосвод   ---согласуется с какой частью речи?_____________________  

Синеющий,

Синеющая,  ------------   изменяется по ………………….

синеющее

синеющий

синеющие_____ изменяются по __________________

о синеющем

синеющему        изменяются по _____________________

Задание 2  См. ПРИЛОЖЕНИЕ

Синеющий  

Отвечает на вопрос________________________

Синеющий небосвод   ---согласуется с какой частью речи?_____________________  

Синеющий,

Синеющая,  ------------   изменяется по ………………….

синеющее

синеющий

синеющие_____ изменяются по __________________

о синеющем

синеющему        изменяются по _____________________

Синеющий  

Отвечает на вопрос________________________

Каков способ образования слова? От какой части речи образовано? _________________

Обозначает _________________________________________

Синеющую

Синевшую        изменяется по _______________________________

Синеющую

Просиневшее       изменяется по ________________________________  

синеющий на небосводе  -  причастие может иметь при себе _______________________

Этап 2 (понимание)

Сегодня на уроке вы должны научиться отличать причастие от имени прилагательного. Сначала обратимся к рубрике «Возьмите на заметку» (стр.127)

Потренируемся, выполняя упр. 302 (стр.128). Устная работа.

Мы уже знаем из предыдущих заданий, что причастие в словосочетании может выступать как в роли зависимого слова, так и главного (определяемого).  См.  ПРИЛОЖЕНИЕ. К уроку.

Задание 1

Определите, в какой роли (главного или зависимого слова) выступает причастие в данных словосочетаниях.

В бушующем море, висевших в воздухе, надвигающаяся непогода, опавшие листья,  ведущая в парк.

Задание 2

Из данных предложения выпишите словосочетания с причастиями, определите роль причастий в них.

  1. Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды.
  2. Небо было все в звездах, излучающих ровный, тихий свет.
  3. Изредка доносились  ночные шорохи и звуки, приглушенные лесом.

Этап 3 (применение)

Мы научились видеть причастие. А теперь попробуем сами его образовать.

Задание1

Я могу заменить предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.

Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.

Задание2

Я могу заменить предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.

Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.

Я могу составить 2 предложения с полученными словосочетаниями.

Этап 4 (анализ)

Задание 1

Просмотрев записи урока, я могу записать выводы в таблицу

                                      Признаки причастия

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Задание 2

Просмотрев записи урока, я могу записать выводы в творческой работе  «Автобиография причастия»

Автобиография причастия ЛЕТЯЩИЙ

Я, причастие ЛЕТЯЩИЙ, происхожу из семьи __________________________________________________________________________. Мой отец оставил мне значение ____________________________________________. Мать оставила в наследство вопрос _______________________, свою синтаксическую роль __________________.  Она научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме ___________________________.

Этап 5 (синтез)   СТАДИЯ  «РЕФЛЕКСИЯ»

Выполним творческую работу.

Задание 1

 По иллюстрации составьте предложения, употребив в них причастия.

Составьте небольшой текст по иллюстрации, употребив в нем причастия.

«АВТОРСКОЕ КРЕСЛО».

-Ребята, кто из вас готов прочитать свои творческие работы? Приглашаю занять авторское кресло.

Д. З.

1.Нарисуйте родословное дерево причастия.

2.Составить сказку о жизни причастия.

Приложение к уроку « Что такое причастие»

   Задание 1.  Перед вами две группы слов. Выделите в них корень. Какие это слова? Найдите лишнее слово в каждой группе.

Синий                                                                           Бежал

Синеватый                                                                   Прибежавший

Синеющий                                                                   Бегущий

- В чем особенность этих слов? - Можно ли считать слова Синеющий                                                                    Бегущий, Прибежавший  прилагательными?

- Почему?

Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи – причастием.

- Объясните, как вы понимаете это слово?

В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал: « Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

- Как вы можете объяснить эти слова?

Этап 1 (знание)

Задание 1  См. ПРИЛОЖЕНИЕ

Давайте посмотрим, в чем же особенность причастия.

Синеющий  

Отвечает на вопрос________________________

 Синеющий небосвод   ---согласуется с какой частью речи?_____________________  

Синеющий,

Синеющая,  ------------   изменяется по ………………….

синеющее

синеющий

синеющие_____ изменяются по __________________

о синеющем

синеющему        изменяются по _____________________

Задание 2  См. ПРИЛОЖЕНИЕ

Синеющий  

Отвечает на вопрос________________________

 Синеющий небосвод   ---согласуется с какой частью речи?_____________________  

Синеющий,

Синеющая,  ------------   изменяется по ………………….

синеющее

синеющий

синеющие_____ изменяются по __________________

о синеющем

синеющему        изменяются по _____________________

Синеющий  

Отвечает на вопрос________________________

Каков способ образования слова? От какой части речи образовано? _________________

Синеющую

Синевшую        изменяется по _______________________________

Синеющую

                            изменяется по ________________________________   (вид)

синеющий на небосводе  -  причастие может иметь при себе _______________________

Этап 2 (понимание)

Задание 1

Определите, в какой роли (главного или зависимого слова) выступает причастие в данных словосочетаниях.

В бушующем море, висевших в воздухе, надвигающаяся непогода, опавшие листья,  ведущая в парк.

Задание 2

Из данных предложения выпишите словосочетания с причастиями, определите роль причастий в них.

  1. Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды.
  2. Небо было все в звездах, излучающих ровный, тихий свет.
  3. Изредка доносились  ночные шорохи и звуки, приглушенные лесом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап 3 (применение)

Мы научились видеть причастие. А теперь попробуем сами его образовать.

Задание1

Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.

Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.

Задание2

Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.

Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.

Составьте 2 предложения с полученными словосочетаниями.

Этап 4 (анализ)

Задание 1

Просмотрев записи урока, запишите выводы в таблицу

                                     

Признаки причастия

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Задание 2

Просмотрев записи урока, запишите выводы в творческую работу  «Автобиография причастия»

Автобиография причастия ЛЕТЯЩИЙ

Я, причастие ЛЕТЯЩИЙ, происхожу из семьи __________________________________________________________________________. Мой отец оставил мне значение ____________________________________________. Мать оставила в наследство вопрос _______________________, свою синтаксическую роль __________________.  Она научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме ___________________________.

Этап 5 (синтез)

Творческое задание.

Задание 1

Я могу по иллюстрации составить предложения, употребив в них причастия.

Задание 2

Я могу составить текст, используя причастия.

Д. З.

1.Нарисуйте родословное дерево причастия.

2.Составить сказку о жизни причастия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Это удивительное причастие"

презентация к уроку по теме "Причастие"...

урок русского языка "причастие"

урок-путешествие в 6 классе по теме "Причастие" с презентацией...

Итоговый урок по теме "Причастие"

Материалы помогут в подготовке и проведении урока в 7 классе....

Презентация к уроку русского языка "Причастие"

Данная презентация может помочь учителю познакомить учащихся с такой непростой темой как "Причастие"...

Разработка урока по теме: Причастие.

Цели:-обобщение изученного о причастии;-развитие речи учащихся с использованием причастий в полной и краткой  форме, причастных оборотов;-активизация познавательной деятельности, воспи...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»

Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...