Подготовка к сочинению-рассуждению
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Беляева Маргарита Владимировна

Урок подготовки к сочинению-рассужению по прочитанному тексту (по повести о В.И.Дале "Собирал человек слова..."). Учащиеся учатся анализировать текст, выделять проблему, комментироватьеё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_sochineniyu_po_prochitannomu_tekstu1.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению по прочитанному тексту.

Цели:1) совершенствовать умение анализировать текст с точки зрения содержания и формы; обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2) формировать языковой эстетический идеал;

3) развивать умения работать самостоятельно; развивать умение распределять внимание в процессе выполнения учебных заданий; развитие чувства языка; развивать логическое мышление, воспитывать высокие нравственные качества: трудолюбие, интерес к знаниям, уважительное отношение к людям науки.

Оборудование:  мультимедийная установка, презентация

Ход урока

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,

 что нельзя было бы передать русским словом.

К.Г.Паустовский

  1. Приветствие. Объявление темы и целей урока. Оформление тетрадей. Работа с эпиграфом.

- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку. Что такое эпиграф? (Эпиграф – краткая цитата, в которой содержится в сжатой форме идея литературного произведения. А если это эпиграф урока, то идея урока. Эпиграф (греч. epigraphe надпись; эпи… греч. epi на, над, сверх + граф grapho пишу).

- Эпиграфы к каким произведениям вы можете вспомнить?

-Вернемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова К.Г.Паустовского?

Запись эпиграфа в тетрадь.

- Исходя их темы урока и эпиграфа попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока. Чему вы должны научиться в ходе урока? Чего достигнуть?

(Проанализировать текст с точки зрения содержания и формы, подготовиться к написанию сочинения по прочитанному и проанализированному тексту, работать со словом, его лексическим значением, используя все богатство лексических значений слов будем учиться выражать свои мысли).

  1. Разминка. Лингвистическая задача. Собрать слово.

Сотворить - ¬

Избирательно - ∩

Зазвучать - ^

Учитель - ^

Знаток - 

(Собиратель)

  1. Вступительное слово учителя.

Выполняя лингвистическую задачу, вы «собрали» слово по частям, по морфемам. Сегодня на уроке мы будем работать с текстом о замечательном человеке, который тоже собирал слова в гуще народного языка. Этот человек – Владимир Иванович Даль – писатель, переводчик, общественный деятель, лингвист, этнограф, фольклорист, полиглот, лексикограф. Это был удивительный человек. Очень разносторонний.

- Что вы можете рассказать об этом удивительном человеке?

Удивительно неугомонный человек - В.И. Даль!

Владимир Иванович в совершенстве знал латынь, немецкий и французский, был с детства воспитан на «многоязычии» и потому обладал тонким языковым чутьем. Датчанин по отцу, немец и француз по матери, Даль и в душе, и по духу, и в сознании чувствовал себя исконно русским человеком. «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски» - говорил В.И.Даль.

Изучение русского  языка, русской культуры становится делом всей жизни. Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Настоящим подвижником был В.И.Даль. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Конечная цель лексикографических трудов Даля – толковый словарь, которому он посвятил всю свою жизнь. О себе и своем словаре он говорил: "Писал его не учитель, а ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка".

"Толковый словарь живого великорусского языка" В.Даля является единственным и драгоценным пособием для каждого занимающегося русским языком. Но сокровищами его надо уметь пользоваться.

И сегодня на уроке мы будем работать с текстом об этом удивительно целеустремлённом человеке, подвижнике, чей труд стал делом всей жизни.

  1. Словарная работа (по ходу вступительного слова)

Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

Подвижник – человек, героически принявший на себя тяжёлый труд.

Подвижничество – образ жизни, действия подвижника.

- При помощи чего появляется новое слово и  лексическое значение? (При помощи суффикса –еств-)

- Этот суффикс чаще всего означает полезную деятельность. Например, зодчество, творчество, ученичество.

- Посмотрите, подвиг – поступок, а подвижничество – деятельность

- Подвиг – это одномоментный поступок, а подвижничество – это долгий процесс, обычно занимающий всю жизнь человека. 

  1. Работа со словарём. Составление словарной статьи.

- Любой текст состоит из предложений, а предложения – из слов.

- Мы сегодня говорим о человека, посвятившему всю свою жизнь слову, толкованию слов. Легко ли это? Давайте попробуем составить словарную статью к слову (лексеме) СЛОВО.

- Но прежде, давайте вспомним, что же такое словарная статья. (Работа со словарной статьей словаря).

Толкование слова. Ответы учащихся.

- А теперь давайте посмотрим,  какое толкование к этому слову в словаре Даля. Какие пословицы и поговорки подобраны им для яркой характеристики лексического значения этого слова?

Работа со словарной статьёй. Чтение словарной статьи из словаря Даля.

Слово — исключительная способность человека выра жать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак со знательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внут ри себя мира (К. Аксаков). (В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка)

- Как образно, как красиво В.И.Даль толкует это слово. Вчитайтесь внимательно в эти слова. Исключительная способность человека. Т.е. необыкновенная. Посмотрите, как в слове связаны мысли и чувства! А в русском слове они связаны неразрывными узами.

- Мы буквально недавно изучили с вами тему «Способы связи слов в словосочетании». Давайте вспомним. (Повторение определений: согласование, управление, примыкание).

-Какой способ связи слов в словосочетании исключительная способность, способность человека?

- Дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками. Дар – подарок, награда человеку; посмотрите, не просто общаться, а сообщаться (друг с другом). Разумно сочетаемыми – именно РАЗУМНО, осознанно. Какой способ связи в этом словосочетании?

- Создаётся впечатление живой, мерцающей, благоуханной речи. Не статичное, а развивающееся явление. Способы связи слов создают богатую палитру смыслов и форм. Не просто предмет, а и его признак; не просто действие, но и его признаки. Посмотрите, какие примеры подбирает В.И.Даль.

Чтение и разбор пословиц, мудрых мыслей.

- Человеку слово дано, скоту немота. Найдите слова-антонимы в этой поговорке. (Слово – немота).

- Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока.

- Что же разъединяет людей? (немота, молчание) Что объединяет людей? (Слово, умное слово, хорошее, доброе…)

- Следующая фраза. Прочтите ее, пожалуйста. Какие два ключевых, основных понятия в ней? (Слово и жизнь)

- Ну и эмоциональной вершиной этой статьи является высказывание К. Аксакова. Слово равно Создателю, Богу. Мир земной сотворил Бог, мир внутри себя творит Слово.

- Какой же вывод мы можем сделать из этой работы?

(Чтобы составить словарную статью нужно обладать большим запасом слов, умело владеть словом. Нужно быть внимательными к родному языку.)

-Умение живописать словами, умение подчеркнуть необычное в обыкновенном, много раз виденном или слышанном, делает язык Даля удивительно живым, осязаемым, зримым. Это не просто читаешь, а видишь, чувствуешь, слышишь. В.И.Даль использует все богатство, всю палитру лексических значений слов, грамматических связей слов, чтобы характеризовать наиболее полно слово.

- Какие качество требуются от лексикографа? (Чувство языка, любовь к языку, внимание, терпение, целеустремлённость).

  1. РАБОТА с текстом.

- Я хочу представить вашему вниманию небольшой текст. Во время прослушивания текста я предлагаю вам продумать ответы на вопросы и задания, которые вы сейчас видите на экране.

1. Какова проблема, поставленная в этом тексте?

2. Комментарий проблемы.

3. Определите тему текста.

4. Какова точка зрения автора по этой проблеме?

5. Ваша точка зрения.

Выразительное чтение текста.

Отрывок из повести о В.И. Дале «Собирал человек слова».

Подвиги бывают разные... Даль сорок лет готовился к своему подвигу. Подвиг Даля не укладывался в мгновение, и в час, и в месяц не укладывался, был долог, упорен, – тяжелый, бесконечный труд. (ряды однородных членов, градация)

Даль собрал за свою жизнь больше двухсот тысяч слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится четыреста пятьдесят обыкновенных ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу, приводил примеры. (ряды однородных членов)

Даль один собрал вдвое больше слов, чем целое отделение академиков... Какое счастье, что довелось Далю колесить по Руси, менять профессии, изучать ремесла, встречать на пути своем тысячи разных людей! Какое счастье, что путь к словарю не лег перед Далем прямым, наезженным трактом! Не то, могло случиться, и словаря бы не было.

- Поняли мысль автора о том, что такая подвижническая работа сопровождается непременным преодолением препятствий?

...Безбрежное море слов. Не всякому дано узнать их, вдохнуть их запах, взять в пригоршню, напиться ими. (развёрнутая метафора) Для этого надо броситься в море. Даль бросился. И поплыл.

Жизнь Даля со всеми ее поворотами и переменами – большое плавание в море слов.

(М.Булатов)

- Замечательное, эмоциональное раздумье о великом русском лексикографе, о человеке, которого мы по праву можем назвать … (подвижником), а жизнь его … (подвижничеством).

После прочтения текста обсуждение ответов на вопросы. Запись полученного плана в тетрадь.

- Теперь мы приступаем к основной части нашей работы, составлению плана по тексту.

План.

1. Вступление.

- Любая письменная работа начинается со вступления. Во вступлении вы можете отразить некоторые сведения из жизни В.И.Даля.

2. Основная часть.

Проблема

Комментарий проблемы

Тема текста.

Отношение автора к проблеме.

Ваша точка зрения.

- Прежде чем приступить к анализу текста, вспомним, что такое тема, проблема, идея текста. (Тема текста – это то явление окружающей действительности, что положено в основу текста, то, о чём в нём говорится. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Идея – основная мысль текста, это его вывод, жизненный урок. Основную мысль помогает определить ответ на вопрос: с какой целью автор написал текст? Чему он учит?)

1. Проблема текста.

- Переходим к формулировке проблемы. Проблему можно сформулировать при помощи проблемного вопроса. Какова же проблема данного текста? Давайте сформулируем проблемный вопрос? (Когда деятельность человека можно назвать подвигом?) Формулировку записываем в тетрадь.

2. Комментарий проблемы.

- Для кого эта проблема важна? (Для воспитания подрастающего поколения, для формирования нравственных ориентиров молодёжи).

3. Отношение автора к проблеме.

3а. Тема текста. - На каком примере автор размышляет над данной проблемой? (На примере жизни, подвижнической деятельности великого русского лексикографа В.И.Даля, автор размышляет над этой проблемой.) Теперь формулируем тему и записываем формулировку в тетрадь.

3б. - Что же он считает? Выражена ли в тексте чётко авторская точка зрения? - Какова точка зрения автора на эту проблему? (Точка зрения автора не выражена определённо, однако создаётся впечатление, что автор восхищается подвижничеством лексикографа. И в этом с ним трудно не согласиться. Авторскую позицию никак нельзя назвать отстранённой. Автор очень эмоционален.)

- При помощи чего выражен особый,  даже поэтический пафос  этого текста, эмоциональный настрой? (Эмоциональность, заинтересованность и неравнодушие автора подчёркивают восклицательные предложения, умолчания (многоточия) ставится там, где между предложениями делается пауза, во время которой читатель должен задуматься , ряды однородных членов, градация, развернутая метафора, синтаксический параллелизм).

- Какие чувства вызывает у читателя этот текст? Почему? (Чувство восхищения целеустремлённостью Даля; восторга, что никакие трудности не смогли помешать этому дели).

- Как же вы ответите на проблемный вопрос? Почему труд В.И.Даля можно назвать подвигом? (Любимое дело, серьезное увлечение. Никакие трудности не смогли прервать это дело. Увлечённость человека своей профессией, верное служение своему долгу. Этот труд, эта работа была выполнена на благо народа, во имя народа. Результат работы Даля – национальная сокровищница русской культуры, хранилище народной мудрости. 

Труд этот, поистине неоценимый, получил широкое признание.

 Работа над словарём, которой он посвятил полвека, - это жизненный подвиг исследователя, совершённый во имя русского народа.)

- Какова идея текста? (Нельзя бояться трудностей, нужно добиваться поставленной цели)

- Автор текста пытается убедить читателя в том, что целеустремлённость, способность добиваться поставленной цели преодолевая все трудности и препятствия  – вот главная мысль текста.

- Ваша точка зрения на поднятую в тексте проблему? Кого бы вы могли привести в пример, кто так же как и В.И.Даль заслужил уважения, благодаря своему труду, подвижничеству? Какими примерами из литературных произведений или жизненных ситуаций вы можете это подтвердить? (На мой взгляд…, в моём понимании…, читая текст, я … . Например в произведении В.Г.Короленко «Дети подземелья» отец Сони и Васи был самым уважаемым человеком в городе. И этого уважения он достиг благодаря своему труду, неподкупности, честному служению своему делу). (Подвижниками держится мир, его история, его культура. Они встречаются не часто, но все-таки встречаются. Настоящим подвижником был В.И.Даль.).

- Ребята, дома вы должны будите написать сочинение-рассуждение по данному плану.

- Чему мы научились на этом этапе? (С принципами анализа текста на ЕГЭ. Анализируя текст, глубже понимаем проблему, суть текста. Учимся мыслить и рассуждать на поднятую в тексте автором проблему). 

Подведение итогов урока.

- Какой же вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока? (Внимательное, бережное, вдумчивое отношение к русскому слову, к родному языку, который является важнейшей частью нашей национальной культуры и основным средством её постижения, приобщения к её неисчерпаемым богатствам).

 (Быть внимательнее к родному языку. Речь наша бедна. Умелое владение словом.

Многое зависит от отношения к языку. Иначе и быть не может!

Любовь к языку – составная часть патриотизма. Небрежное отношение к языку не проходят бесследно для человека как личности. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира своего и чужого)

- Мы с вами проанализировали текст с точки зрения содержания, теперь проанализируем его по форме. Для этого я предлагаю вам тест.

  1. Итоговый тест.

Два листочка бумаги с копиркой.

Тест

I вариант

1. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

2. Из предложения 13 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

3. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. Зависимое слово в словосочетании выражено местоимением.

4. Чтобы повысить эмоциональное воздействие на читателя, вводятся _____ (предложения 8-9) , _________ (предложения 1, 7, 11), _____ (предложение 6)

1) антитеза                                                6) эпитет

2) восклицательные предложения        7) литота

3) метафора                                        8) гипербола

4) вопросно-ответная форма                9) синтаксический параллелизм

5) умолчание                                        10) ряды однородных членов

Тест

II вариант

1. Из предложения 12 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. Зависимое слово в словосочетании выражено местоимением творительного падежа.

2. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

3. Из предложения 11 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

4. Чтобы повысить эмоциональное воздействие на читателя, вводятся _____ (предложения 11-12), _________ (предложения 3), ________(предложение 8)

1) антитеза                                                6) эпитет

2) восклицательные предложения        7) градация

3) развернутая метафора                        8) гипербола

4) вопросно-ответная форма                9) синтаксический параллелизм

5) умолчание                                        10) ряды однородных членов

Ответы

I вариант

1. к своему подвигу

2. надо броситься

3. выписать их

4. 2, 9; 5; 10

II вариант

  1. напиться ими
  2. могло случиться
  3. безбрежное море
  4. 3; 7; 2, 10

- Проверьте ответы тестов по ключам на экране и по шкале баллов выставьте оценки.

XII. Заключительное слово. Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы мы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В.И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного Словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаем особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

"Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (часть С. Подготовка к ЕГЭ)

Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время  работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, от...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...