Реализация деятельностного похода в преподавании русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Миндовская Ольга Константиновна

Сообщение о применении технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы (групповые формы работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizaciya_deyatelnostnogo_podhoda.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

       В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, высокого уровня правовой культуры, готовности к сотрудничеству, умение вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.

        Практический опыт показывает, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.

      Я использую межгрупповую работу (т.е. каждая группа получает задание, намечает пути её решения, реализует на практике и представляет найденный совместно результат). Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и способности каждого учащегося, открывает большие возможности для объединения в группы, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету.

      Групповая деятельность учащихся предполагает повышение роли педагога в учебно- воспитательном процессе. Объём работы, конечно, увеличивается, она качественно изменяется. Важна специальная подготовка материала и разработка оригинальных методик проведения урока. Нельзя забывать, что важна также и психологическая сторона проблемы, т.е. взаимодействие учащихся в группе. Учитель выполняет разнообразные функции:

  1. Контролирует ход работы в группе.
  2. Отвечает на вопросы.
  3. Регулирует споры, порядок работы.
  4. В крайнем случае оказывает помощь отдельным учащимся или всей группе.

Как я подбираю группы. Учитываю реальные знания школьников и их успеваемость, зафиксированную в сознании одноклассников. Но этого для успешной работы мало. Надо учитывать и характер взаимоотношений учащихся друг с другом (симпатии, антипатии, готовность к сотрудничеству).

Выбор консультанта: Довольно распространённое мнение, что с этой ролью хорошо справляются хорошисты и отличники. Психологи утверждают, что высокая успеваемость ученика никоим образом не влияет на взаимоотношения в группе.
   Члены группы (4-5 человек) должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Очень важно, чтобы ученики умели слышать друг друга, делать выводы, прийти к общему решению. Хорошо, если ученики придерживаются определённых
 правил, которые мы повторяем перед таким занятием:
      а/уметь слушать каждого члена группы;
      б/высказывать свои мысли, даже если они кажутся неверными;
      в/не приписывать себе успех;
      г/не ссылаться на «объективные» обстоятельства.

       Мы выделяем следующие элементы работы группы:

  1. Подготовка к выполнению группового задания:
    а/постановка задачи;
    б/инструктаж о последовательности работы;
    в/раздача дидактического материала по группам.
  2. Групповая работа:
    а/знакомство с материалом, планирование работы в группе;
    б/распределение заданий внутри группы;
    в/индивидуальное выполнение задания;
    г/обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
    д/подведение итогов группового задания.
  3. Заключительная часть:
    а/сообщение о результатах работы в группах;
    б/анализ познавательной задачи, рефлексия;
    в/общий вывод о работе групп и достижениях при выполнении поставленной задачи.
  4.  Какие виды работ можно решать в группах? Я использую групповую работу на уроках разных типов.
    а/интегрированный урок ( «Хлеб, который мы едим»- урок биологии и развития речи; «Не хвастай, время, властью надо мной» - урок английского языка и литературы о Шекспире и др.)
    б/уроки развития речи (Описание местности, описание памятника, описание музыкального произведения).
    в/ на уроке ввожу элементы групповой работы (например, при изучении темы «Обособленные определения, выраженные причастными  оборотами», раздаю группе карточки, на которых они должны отметить определения, которые обособляются и которые не обособляются; в 5 классе хорошо провести игру «Кто больше и быстрее»- назвать однокоренные слова к какому-то слову; вспомнить фразеологизмы, в которых встречаются слова «ГОЛОВА», «ГЛАЗА» и др. Ученики, чья фамилия начинается на одну букву, должны построиться по алфавиту; игра «Вежливые слова», «В библиотеке», «В магазине» - составить диалог.
    г/ ученики дома готовят вопросы для другой группы и задают их на уроке. Если ответа нет, то отвечает та группа, которая задала вопрос.
  5. С большим успехом можно использовать эту форму работы на уроках литературы. «Обзор жизни и творчества Б.Л.Пастернака» с использованием презентации к уроку. Класс делю на три группы: биографы, литературоведы, актёры. Группы работают дома над своими заданиями. На уроке ответы учащихся  сопровождаются презентацией.

Во внеклассной работе невозможно обойтись без групповых форм работы:

  1. Викторина по русскому языку. Класс делится на две команды. Им задаются самые различные вопросы по пройденным темам, определяется время на обсуждение, учащиеся отвечают.
  2. Команды заранее готовят вопросы для другой команды. Здесь очень важно умение слушать товарищей, обсуждать варианты ответов, прийти к единому мнению.
  3. Брейн - ринг. Класс делится на группы. По типу игры «Что? Где? Когда?». Если группа не отвечает на вопрос, её место занимает другая команда.
  4. Работа над проектами. Долгосрочный проект «Международный день родного языка» 21 февраля. Группа выбирает учёного- лингвиста и готовит рассказ о нём: 1.Биография. 2. Работы. 3. Значение работ.

Хочу отметить видимые  достоинства групповой учебной работы:

  1. Ответственность каждого члена группы перед своим коллективом за учёбу, за труд.
  2. Чувство локтя, навыки настоящей трудовой дисциплины.
  3. Интенсивность и продуктивность совместной деятельности.
  4. Достижение высокого уровня усвоения содержания.
  5. Обмен способами действия.
  6. Взаимопонимание.

   Конечно, при организации такого рода занятий возникают определённые трудности  организационного, педагогического и социального плана. Но дополнительные затраты времени учителя на подготовку к групповой работе компенсируются большим педагогическим выигрышем.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС»

В  статье рассматриваются вопросы реализации системно-деятельностного подхода через комплекс технологий...

Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы

В работе показано отличие традиционного урока  от современного;основные этапы урока-исследования,методика работы с проектом;обозначены дидактические принципы деятельностного метода;критерии резул...

Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »

   Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...

«Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»

Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...

«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным яв...

Статья "Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы: инновация - важное условие реализации ФГОС.

В статье рассматриваются основные принципы системно-деятельностного подхода. На практике предлагаются разные виды и приёмы работы в даннойтехнологии....