Памятки
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Бобрицкая Елена Григорьевна

Памятки по орфографии помогут учащимся 9 и 11 классов подготовиться к ГИА и ЕГЭ, вспомнить трудные орфографические правила: правописание гласных и согласных в корнях и приставках, н-нн в прилагательных и причастиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfogrammy.doc56 КБ
Microsoft Office document icon soglasnye.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon pristavki.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon n-nn_v_prilagatelnyh.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon n-nn_v_prichastiyah.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА.

Задание В2. Орфограммы-гласные  в корне

Виды орфограмм-гласных в корне

Проверяемые

ударением:

Непроверяемые ударением:

Чередующиеся:

носить - нОша

бАтАльон

а//о, е//и, а(я)// ин(им):

загар – сгорать

блистает – блестит

занять - занимать

Чередующиеся гласные

Условия выбора гласных

Корень

Примеры

1. Выбор зависит от ударения

-гар – гор- :

без ударения О

угар,  подгореть, загоревший

Исключение:  изгарь

-клон –

без ударения О

кланяется, поклон, наклонился

зар – зор-

без ударения А

зарево, зорька

Исключение:  зоревать

твор – твар –

без ударения О

творец

Плав- плов

под ударением и  без     ударения

пишется  о и а

плавательный, поплавок 

Исключения: пловец, пловчиха,                           плывуны

2. От согласной, стоящей после корня

- лаг – лож-

слагаемое, сложение

- скак – скоч-

скакать, выскочить

Исключение: скачок, скачу

- раст- ращ- рос--

растение, выращенный, росли

Исключение:  росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

3. От суффикса -А- после корня

бер – бир--

-дер – дир--

-мер – мир--

-пер – пир--

-тер – тир--

-блест – блист-  

-жег – жиг- -

-стел – стил--

-чет – чит--

выберешь – выбираешь

выдернуть – выдираешь

замер – замирать

запер – запирать

вытер – вытирать

блестящий – блистательный выжег – выжигать

постелить – постилать

вычет – вычитать

Исключения: сочетать, сочетание, чета

-кос – кас--

коснуться – касание

-а(я) – им-

-а(я) – ин -

поднять – поднимать

начать – начинать

4. От лексического значения

-мак – мок-

мак- (погружать в жидкость)

мок-(пропускать жидкость)

обмакнуть перо

непромокаемый плащ

равн – ровн-

 равн (одинаковый)

овн-  (прямой, гладкий)

уравнение

заровнять 

Исключения: уровень, ровесник


Буквы О-Ё после шипящих

В корне

Ё

О

Если есть с чередование с Е в однокоренных словах:   чёрный - чернеть

1) Нет чередования с Е: шорох, чопорный

2)  без ударения в иноязычных словах: шоссе, шоколад

В суффиксе

В причастиях и отглагольных прилагательных под ударением: смущённый, сгущённое

В прилагательных под ударением: парчовый, алычовый, моржовый, холщовый.

В окончании

В глаголах: печёт, течёт, стережёт

В существительных под ударением: врачом, свечой, кирпичом

Буквы И-Ы после Ц

В корне

Ы

И

 

В словах–исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц

В остальных словах:

цирк, панцирь, циклон, цифра

В суффиксе

В суффиксах притяжательных прилагательных: синицын, птицын

В словах на –ция: акация, лекция, революция, аттестация.

В суффиксе –ирова

В окончании

Прилагательных: куцый.

Существительных во множественном числе: купцы, огурцы, овцы

-----



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА.

Орфограммы-согласные  в корне слова. Задание В2.

        

Согласные в корне

Проверяемые

Непроверяемые

Непроизносимые:

Снег – снега

Рюкзак, футбол, вокзал

Вестник – весть

Счастливец - счастье

При произношении происходит озвончение, когда глухой парный находится перед звонким: молотьба [д` ], просьба [с`]

При произношении происходит оглушение, когда звонкий парный находится перед глухим:  подружка [ш`], зуб [п`]



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА.

Задание В3. Правописание приставок

 

Неизменяемые приставки

На -З, -С

ПРЕ- и ПРИ-

пишутся всегда единообразно вне зависимости от звучания

Перед звонкими

согласными – З,

перед глухими – С

Правописание  зависит от лексического значения.

ПРИ-:

О-  

У-  

ПО-  

ПРО-  

ПРА- : прабабушка

НА- :  

ЗА- :  

ОТ- (ОТО-):  

ОБ-(ОБО-):  

В- (ВО-):  

ВЫ -  

ПРЕД-:  

ПЕРЕ-:  

С- (СО-):  

 НАД-(НАДО-)

 ПОД- (ПОДО-):     

 ДО-


Оглушаются перед глухими:

В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД-

Озвончаются  перед звонкими: С-, ОТ-, ОБ-

Сдавать

Надпилить

обтянуть

БЕЗ- (БЕС-)

ВОЗ- (ВОС-)

ВЗ- (ВС-)

ИЗ- (ИС-)

НИЗ- (НИС-)

РАЗ- (РАС-)

РОЗ- (РОС-)

ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-)

ЧРЕЗ- (ЧРЕС-)

Беззаботный – бессовестный;

разгромить- расщедриться;

розыгрыш- роспись

 

1) Пространственная близость, смежность: приморский, Приамурье;

2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить,   привести, привязать,   пристегнуть;

3) неполноты действия:   приоткрыть, прилечь,   приутихнуть;

4) доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем),   придумать, прирезать;

5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прислушаться, принарядиться   припрятать;

6) сопутствующего действия: припевать, присвистывать. 

ПРЕ-:

1) предельная  степень  действия, превосходящего какую-либо меру: преинтересный (ПРЕ-=очень)

2) ПРЕ-=ПЕРЕ



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА. Задание В4.

Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

Н

НН

1) образованы с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-:

гусиный, водяной, кожаный

1) образованы с помощью суффиксов   -ОНН-,  -ЕНН-:  

торжественный,  традиционный

2) Исключение: ВЕТРЕНЫЙ

2) Исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ

3) в непроизводных прилагательных: синий, зелёный, юный, буланый, единый, румяный, рьяный, пряный, зелёный, свиной

3) от существительных с основой на –Н: каменный, старинный, лимонный, карманный

4) от существительных на –мя: имя – именной, племя – племенной

Формулировки  заданий:

№1. Из предложения    выпишите слово, в котором выбор  Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных.

 

№2. Выпишите из предложения слово, в котором правописание Н/НН  определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН-/-ЕНН, пишется НН»

 

№3. Выпишите из предложения слово, в котором правописание Н/НН  определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -АН-/-ЯН-,-ИН-, пишется Н»

 

№4. Выпишите из предложения  непроизводное прилагательное с основой на -Н

 

№5. Выпишите из предложения слова, в которых правописание Н/НН определяется правилом: «В   прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на -Н-, пишется НН»

 

 



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА. Задание В4.

Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

Полные формы

Причастие

Отглагольное прилагательное

Прямое значение (причастие= который +глагол)  

НН

Н

1) образуются от глаголов с приставкой  (кроме НЕ)

рассеяННые семена

1) нет приставки или приставка НЕ-

сеяНые семена, несеяНые семена

2) имеют  зависимые слова: сеянные по полю семена

2) нет зависимых слов:  сеяНые  (?) семена

3) образуются от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошЕННые игрушки    (бросить – сов.вид)

решЁННая задача  (решить – сов.вид)

3) образуются от глаголов несовершенного вида

 сеяНые (сеять – несов.вид),  варЁНые овощи (варить – несов.вид)

НН

Есть суффиксы –ОВА-, -ЁВА- : баловаННый, рисковаННый, корчёваННый, линоваННый

Переносное значение

от глаголов совершенного вида с приставками:

рассеяННый взгляд, подмочЕННая репутация

Краткие формы

Всегда одна Н

ПричёсаНы, избаловаНы, нарисоваНа, пересажеНа

Семена рассеяНы, море взволноваНо

Две НН в женском, среднем роде единственного числа, во множ.числе

Девочка рассеяННа, дети рассеяННы, лицо взволноваННо

Исключения: конченый человек, прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец, смышлёный. Виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный, медленный, нечаянный

Формулировки заданий:

№1. Из предложений   выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

№2. Из  предложения   выпишите слово,  в котором  выбор  Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания отглагольных прилагательных.

№3. Найдите в тексте слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:  «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе зависимые слова, пишется НН». Запишите это причастие вместе с зависимым словом.

№4. Из предложений  выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н»:

 №5. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида, пишется НН».

 №6. Из текста выпишите слова, в которых  правописание суффикса определяется правилом: «В   полных страдательных причастиях, образованных от глаголов с приставками,  пишется НН».

№7.Из предложений   выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания краткой формы страдательного причастия прошедшего времени.

№8. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса    определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «От лица ребенка» для общения с ним

будет интересно для подготовки к родительскому собранию, посвященному взаимоотношениям в семье....

Памятки по обучению оптимальному темпу чтения

Эти памятки разработаны  мною в помощь учителям, применяющим метод обучения оптимальному  темпу чтения, родителям, помогающим своим детям научиться читать в оптимальном темпе 120-150 слов в ...

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...

Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности

Памятка родителям-  Памятка представителя родительской общественности...

памятки ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ, ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА

ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА,ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ...

КАРТОТЕКА: «ПАМЯТКИ, БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ». Памятка «Чтобы воспитать Человека» Нужно!

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не...

Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»

В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...