Основные приемы и способы работы над изложением при подготовке к ГИА
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Колтун Наталья Николаевна

Разработка поможет учителю при подготовке к  работе над сжатым изложением

Скачать:


Предварительный просмотр:


    Может показаться парадоксальным, но
людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь.

 А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от  зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предполагая нам обходительные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или заниматься изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

(232слова)

Первое, с чего я начинаю свою работу со школьниками после прочтения текста, я их спрашиваю: о чем текст? Принимаю любые ответы, это своего рода «мозговой штурм», когда ребята могут высказываться, не стесняясь показаться неправыми. Потом мы общими усилиями приходим к единому мнению, выбирая из предложенных ответов правильные.

О чем текст?

- О мечте

Какова идея текста? Основная мысль?

Если ребятам трудно ответить на этот вопрос, задаю наводящие.

Каким проблемным вопросом задается автор текста? Что его волнует? О чем он спрашивает себя и нас? На какие вопросы ищет ответы?

- Чем цель отличается от мечты? Зачем мечта нужна людям? Каковы ее функции в нашей жизни? Что наполняет нашу жизнь содержанием и смыслом? Эти вопросы проблемные. Они и являются той  проблемой, которая поставлена в произведении.

Вопросы могут быть разные, но главный – зачем нужна мечта людям?

Ответы на эти вопросы ребята формулируют сами или ищут в тексте. Ответ на проблемный вопрос – это и есть идея текста. В нашем случае следующая:

«Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше».

Это предложение в тексте мы подчеркиваем, чтобы при сжатии случайно его не упустить.

Каков тип речи? Докажите.

- Рассуждение. Есть тезис, доказательства и вывод.

Тезис: 

Людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.

Доказательства: 

          В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предполагая нам обходительные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и ограничиваемся, что не можем сделать этого сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или заниматься изучением нужного нам языка.

Вывод (= идее):

Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

После проделанной работы в каждом абзаце подчеркиваем главную микротему, мысль, т.е. «главное» предложение, основное.

 Это предложение ни в коем случае во время сжатия текста нельзя упустить. Для удобства в предложенном тексте я  выделила «главные»  предложения красным цветом.(В первом абзаце – этим предложение будет тезис. А в последнем – идея).

После проделанной работы приступаем к сжатию теста.[1]

Здесь важно сохранить логику перехода от одного абзаца к другому. Для этого я прошу ребят найти в тексте средства связи между абзацами.

Например, 2 и 3 абзац будут раскрывать мысль первого абзаца. Они связаны скорее логикой. Под рациональным подразумевается цель, под нерациональным – мечта. Мечта противопоставляется цели и о мечте и цели поэтому автор пишет  в разных абзацах.

 Последнее предложение 3 абзаца и первое предложение 4 связаны при помощи местоимения это.( мечта позволяет человеку верить в лучшее= это работает), а также с помощью однокоренных слов мечта – мечтая.

4 и 5 абзацы связаны при помощи однокоренных слов (мечты - мечтаем)

Все средства связи предложений в тексте мы подчеркиваем и используем их для перехода от одной микротемы к другой (от одного абзаца к другому) при написании сжатого изложения.

Вот что в итоге должно получиться: 

Людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз.

А вот мечта- это что-то волшебное. Мечта связана с нравственным идеалом. Она появляется у того, кто умеет отличать добро от  зла. Мечта позволяет верить в лучшее.

Психологи считают, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И жизненные препятствия тут не помеха.

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну, но сейчас не можем. Постепенно мы всё больше узнаём об этой стране. Может, даже решаем связать свою профессию с путешествиями. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, интереснее. Мы стали добрее .

126 слов.

Я советую ребятам, сокращая, не формулировать предложения своими словами, потому что так теряется авторский стиль, слог, получается отсебятина.

                                     


[1] О способах сжатия смотри памятку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложения для подготовки к Основному Государственному Экзамену по русскому языку.

Изложения для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе....

Педагогические приемы и методы работы с учащимися при подготовке к ГИА в новой форме по географии

В работе представлен личный опыт по подготовке учащихся к ГИА по географии. Данный опыт применяется коллегами, он позволил поднять качество образования....

"Замесили тесто мы.." Основные приемы и способы лепки из соленого теста

Сегодня вы познакомитесь с искусством «тесто пластика» создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального инт...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

"Инновационные приемы обучения изложения при подготовке к ОГЭ"

В разработке представлены новые приемы с опорой на творческое воображение учащихся при формировании умений писать изложение с аудионосителя....

"Инновационные приемы обучения изложения при подготовке к ОГЭ" (презентация)

Презентация к материалу "Инновационные приемы формирования умения писать изложение"...