Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Программа к учебнику М. Т. Баранова 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_7_klass.rar47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для VII класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федерального компонента государственного стандарта  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004, № 1089).

Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией Н. М. Шанского, 10-е издание, М. Просвещение 2009.

Примерные программы основного общего и среднего (полного) образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН от 07.06. 2005г. №03-12630).

Приказа МОиН РФ от 21.02.2012 N 23290 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных  учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (приказ МОиН РФ от 09.03.2004 №1312).

Приложение к письму МОиН РФ Челябинской области от 10.07.2012 № 24/5135 «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2012-2013 учебном году».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы:  пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика предмета

 Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5–9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для  VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре примерной программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются  базой  для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.

Цели обучения.

Курс русского языка в VII классе направлен на достижение следующих целей:

Формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

Формирование знаний о языке и стилях речи;

Формирование прочных орфографических и пунктуационных знаний, закрепление навыка правописания имен существительных, прилагательных, создание условий для формирования и развития у учащихся:

- творческих способностей;

- умения самостоятельно приобретать  и применять знания на практике;

- коммуникативных навыков, которые способствуют работе в группах.

Программа Т. А. Ладыженской предусматривает изучение русского языка в VII классе в количестве 170 часов.

Часов в неделю: 4- 136 (Из них РР – 29).

Раздел II.Учебно-тематический план.

Всего часов

Практическая часть

год

К/дик.

Сл.дик.(конт.).

Изложения

Контрольные

изложения

Сочинения

Конт.сочин.

Отметка о прохождении коррекции.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

год

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ (6 + 2+к.д.)=9ч 

Причастие (23 + 6+2 к.д.)=31ч

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (7 + 2+1 к.д.)=10ч

IV. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие  (11 + 6+1 к.д.)=18ч

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. 

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (2 + 2)=4ч

IV. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

V. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог (10 + 2)=12ч

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.).  Дефис в      предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас сказ на основе увиденного на картине.

Союз (14 + 2+1 кд.)=17ч

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек стообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица ми и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (16 + 4+1 к.д.)=21ч

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II.    Умение выразительно читать предложения с междометиями.

III. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ  (5 + 3+1 к.д.)=9ч  

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

 

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения русского языка ученик должен  знать/понимать:

-     роль русского языка как национального языка русского народа,

-     государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-     смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;

-     сфера и ситуация     речевого общения;

-     основные признаки разговорной речи, научного, публицистического стилей, языка художественной литературы;

-     признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-     основные единицы языка, их признаки; 

-     основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,  лексические, орфографические, пунктуационные);

-     нормы речевого этикета;

уметь:

-     различать разговорную речь, научный, публицистический стили, язык художественной литературы;

-     определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

-     опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

-     объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

-     адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;

-     читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;

-     извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

-     свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

-     воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

-     создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, дневниковые записи);

-     осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

-     владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями);

-     свободно, правильно излагать свои мысли в устной  и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

-     адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-     соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;

-     соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-     соблюдать нормы русского речевого этикета;

-     осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные пособия.

Баранов М.Т., Ладыженская Л. А. и др. Русский язык. 7 класс /Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2005.

Таблицы  и раздаточный материал по русскому языку для 7 классов.

Мультимедийные пособия.

«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия в 7 классе.

Тематический план

136=107+29 р/р (34 учебных недели).

№ п.п

Наименование разделов

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Из них р/р.

1

Введение

1

2

 Повторение пройденного в 5-6 классах

9

1

2

3

Причастие

31

2

6

4

Деепричастие

10

1

2

5

Наречие  (11 + 6+1 к.д.)=18ч

18

1

6

6

Категория состояния

4

2

7

Служебные части речи. Предлог

12

2

8

Союз

17

1

2

9

Частица

21

1

4

10

Междометие. Звукоподражательные слова

4

11

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ  

9

1

3

Итого

136

8

29

Планирование соответствует программе

Направление и реализация НРК.

Краеведческое (топонимика, диалектология).

Лингвистическое. Это направление может быть  реализовано в следующих курсах: «Жизнь слов и фразеологизмов в языке  и речи», «Исторический комментарий к фактам русского языка», «Нормы литературной         речи».

Коммуникативное. Это направление может быть реализовано в курсах: «Язык в речевом общении», «Риторика» и др.

Культурологическое. Это направление реализуется в следующих курсах: «Говорите правильно», «русский речевой этикет», «культура речи и культура общения» и др.

НРК представлен курсом «Риторики». Программа Т. А. Ладыженской. Наша школа располагает учебниками Е. И. Никитиной «Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004, которые соответствуют требованиям данного курса НРК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...