Вводные слова
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnye_slova.docx19.6 КБ
Файл vvodnye_slova.pptx87.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вводные слова.

ФИО                            Андриенко Елена Алексеевна

Место работы         ГБОУ №42 г. Санкт-Петербург

Должность               Учитель русского языка

Предмет                    Русский язык

 Класс                         5

 Тема и номер

           урока в теме          «Вводные слова» ( урок 1 )

Учебник                    Русский язык. 5 класс: УМК Львова С.И.

         

Цель и задачи урока

     Цель: познакомить учащихся с вводными словами

     Задачи:

     - обучающие:  формировать навыки правописания вводных

     слов  и оформлять на письме предложения с вводными словами;

    - развивающие: развивать коммуникативные навыки учащихся

    ( умения правильно произносить вводные слова, употреблять  

     вводные слова в предложениях,  текстах ; анализировать и

     делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;

     содействовать умений осуществлять самооценку учебной

     деятельности);    

     - воспитательные: создавать у учащихся положительную

    мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в  

    активную деятельность; воспитывать потребность оценивать

    свою деятельность и работу товарищей; создавать условия для

   формирования познавательного интереса по русскому языку,

   любовь и внимание к слову; воспитывать культуру речи.

   Тип урока: изучение нового материала

Необходимое оборудование: проектор, экран, интерактивная

доска, компьютер, презентация учителя.

Ход  урока                                          

Тема урока (файл №1). Эпиграф.

      (беседа с учениками о смысле слов эпиграфа)

      (Файл  №2)          Слово учителя

        Вчера мне приснился сон… будто сижу я в театре, жду начала

представления. И вот открывается занавес и на сцену один за другим выходят необыкновенные артисты: слова- члены предложения (подлежащее с определением и сказуемое с дополнением). Удивилась я, читаю…

        Наше представление Вам понравится.

        Вдруг из-за кулис вынырнуло ещё одно словечко, втиснулось в самую серединку, а соседние слова тут же от него отгородились запятыми.  Вот что получилось: Наше представление, конечно, Вам понравится.

        Прочитав предложение, у меня появилось уважение к актёрам, уверенность, что оно мне понравится.

        Села я поудобнее в кресло… но вдруг проснулась.

        Вопрос:  как  вы думаете, почему мне приснился такой сон?

 Работа в тетрадях (число, кл. работа, запись данных двух предложений, графика).

(Файл №3)                Найди различия!

        Это слово ввело себя в предложении, изменило его значение (слово конечно).  Появилась уверенность.

        Вопрос: какое значение внесло это слово в предложение? Верно. Это слово внесло в предложение значение уверенности. Такие слова называются (вводными).

(Файл№4)                Ученики читают с интерактивной доски      данное слово.

Ребята, назовите цель нашего урока из данных определений.

(Записываем тему урока в тетрадь)

Учитель проговаривает цели и задачи урока.

(Файл №5)                Сегодня мы знакомимся с вводными словами уверенности -----неуверенности.

(ученики читают  слова)

(Файл№6)                Знакомство с пунктограммой.

        Подчеркнём в предложении вводное слово

        (…,+++,…).

Учитель проговаривает предложение: Кто-то стучит в дверь

 (стучит по столу и говорит тихо: «Кажется кто-то стучит в

дверь».)

Вопрос: какой оттенок внесло это слово в предложение?

(Оттенок неуверенности).

Предложение: Это опоздавший ученик.

Составьте предложение с оттенком неуверенности.

(По-видимому, это опоздавший ученик. Это опоздавший

ученик, по- моему.)

Задание: запишите предложения с вводными словами,

выражающими уверенность говорящего в один столбик, в

другой – сводными словами, выражающими неуверенность.

Отметьте их условными знаками.

Липа, несомненно, одно из самых красивых, весёлых и

 нежных деревьев. В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева

мощнее и красивее дуба. Не все из вас, быть может, видели

лесную калину. В клетке воробьёв, разумеется, не держат. По-

видимому, эти лоси забрели в город в ночное тихое время.

(Файл №7)                Речевая ситуация.

Задание: составить предложения, используя вводные  

слова, записать предложения в тетрадь, составить схемы.

(Безусловно, вся жизнь  А.С.Пушкина связана с Петербургом.

(++++,…).

Разговор с библиотекарем. Введём в предложение обращение.

(Татьяна Александровна, пожалуйста, подберите книгу.)

В книжном магазине.

(Вероятно, у Вас есть книга…).

Ты прав. Ваш товарищ не уверен, что поступил правильно.

Помоги ему обрести спокойствие, уверенность.

(Ты, разумеется, прав. Ты, бесспорно, не мог поступить иначе.)

(Файл № 8)                Дать отзыв на прочитанное сочинение.

(Образец. Серёжа, я с интересом читал твоё сочинение.

Но, по-видимому, ты раскрыл тему не совсем полно…

Восклицательные предложения, конечно, очень бы оживили

твой рассказ. Учти, пожалуйста мои предложения.)

(Файл №9)                Подведение итогов урока.

Тест «В поход за пятёрками»

(Файл №10)        Спасибо за внимание.

Домашнее задание: Ученики записывают предложение

Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая

любовь бесспорно, закладывается в нас с детства (И.Соколов-

Микитов)

Вопрос:  согласны ли вы с мнением русского писателя –

путешественника И.С. Соколова-Микитова? Письменно

 обоснуйте вашу точку зрения. Используйте в вашем тексте

вводные слова: конечно, безусловно, может быть и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вводные слова Язык выполняет функцию общения только потому, что в нем формируется и выражается мысль Л.Ю.Максимов

Слайд 2

Вчера мне приснился сон… ,конечно, представление понравится Вам Наше

Слайд 3

Найди различия! Наше представление Вам понравится! Наше представление , конечно, Вам понравится!

Слайд 4

Теория: «Вводные слова» Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. Вводные слова могут вносить в предложение разные значения. Например, уверенность, сомнение, неуверенность: Мы , наверное, поладим друг с другом. Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос от членов предложения.

Слайд 5

Уверен или неуверен? Уверенность : Конечно Разумеется Несомненно Безусловно Бесспорно Неуверенность : Вероятно Возможно Видимо Кажется Может быть

Слайд 6

Пунктограмма Знаки препинания при вводных словах: [ +++, …] [… , +++, …] [… , +++ ]

Слайд 7

Речевые ситуации Петербург Разговор с экскурсоводом Разговор с библиотекарем В книжном магазине Ты прав

Слайд 8

Практика Дать отзыв на прочитанное сочинение (вставь на место пропусков вводные слова): Сережа, я с интересом читал твое сочинение. Но , +++, ты раскрыл тему не совсем полно. +++, ты увлекся перечислением действий. Ты мог бы , +++, более ярко и живо описать твою рыбалку. Восклицательные предложения , +++, очень бы оживили твой рассказ. Учти , +++, мои предложения.

Слайд 9

Тест «В поход за пятерками» В каком предложении нет вводного слова? Кажется будет дождь. Наши ребята бесспорно проиграли. Решение задач мне кажется легким. Может быть я ее решу быстро.

Слайд 10

Спасибо за внимание! Учитель гимназии №42 Приморского р-на, Санкт-Петербурга Андриенко Елена Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях

Урок   с  использованием  таблиц, творческих  заданий, интерактивной  доски...

Вводные слова и пунктуация при вводных словах

Вводные слова и пунктуация при вводных словах...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Цель урока. Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки  высказывания, формировать умения: 1) выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных ...

Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "

Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....

Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)

На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...