славянская мифология
занимательные факты по русскому языку по теме

Старковская Анна Николаевна

обзор мифологических персонажей с указанием автора и названия произведения, где они упоминаются

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavyanskaya_mifologiya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Славянская мифология

Во всех углах жилья, в проходах, за дверьми

Стоят чудовища, не зримые людьми...

В. Я. Брюсов. «Чудовища»

Накануне принятия христианства мировоззрение славян-язычников являлось средоточием интереснейших мифологических представлений о мире и человеке. Вселенная наших предков, по их преданиям, состояла из трёх ярусов: на небе жили высшие боги (Перун, Белбог, Хорс, Снарог и др.); земля была отдана духам природы (домовым, лешим, русалкам); под землёй обитали злые демоны (бесы, черти). Такая многоярусная структура славянской мифологии возникла не сразу, ибо язычество как система взглядов на окружающую человека действительность прошло четыре стадии развития. Вначале возник культ духов природы, доброжелательных или враждебных по отношению к людям. Это берегини и упыри. Следующий этап поклонение земледельческим небесным божествам, Роду и рожаницам. Затем — культ бога грозы, молний и грома Перуна, главного божества и покровителя князей. После принятия христианства на Руси язычество постепенно перестаёт существовать как самостоятельная мифологическая система и, сливаясь с православием, даёт основу широко распространённому в народе двоеверию.  Часть древних славянских богов переходит в качестве святых в новую религию (так Велес стал святым Власием), другие же утрачивают своё имя и сохраняются под своеобразными «псевдонимами» в песнях, игрищах, сказках (Ярило, например, превращается в Грома Гремучего).

Миф не может существовать отдельно от ритуала. Обряд, праздник, карнавал — всё это суть оживление мифа. передача его через магическое действо. Обряды и праздники представляют собой акт воспроизводства мифологических систем и архаического сознания, а миф, в свою очередь, воздействует на реальность через ритуал. Праздники на Руси были связаны с определёнными традициями и мифологическими преданиями, в которых говорилось о борьбе тепла с холодом, весны с зимой, солнца с тьмой.

Новогодние и крещенские праздники продолжались с 24 декабря по 6 января по старому стилю. Святки имеют дохристианское происхождение и связаны с земледельческим культом. Важным считалось зазывание и кормление Мороза. Чем больше каши приносилось в жертву, тем лучше ожидался урожай. На плодородие почвы воздействовали и особыми заклятиями-колядками. При этом Коляда (Овсень, Таусень, Ваусень) не просто олицетворяет праздник или какую-то силу природы, но и прямо связан с зимним возрождением солнца.

Масленица была одним из самых шумных и весёлых праздников. Это были проводы зимы встреча весны. Обжорство (готовилась обильная мучная пища) имело ритуальное значение и должно было воздействовать на урожай. Центральным являлся обряд проводов и последующего уничтожения (сжигания) антропоморфного чучела Масленицы.

Празднован не седьмого четверга после Пасхи — исключительно языческий обряд. Вся неделя носила название русальной и была посвящена поминовению усопших предков и расцвету весенней растительности. Символом праздника считалась молодая берёза. Девушки шли в лес и плясали, водили хороводы. Считалось, что с ними празднуют и русалки. Мужчинам запрещалось ходить в это время в лес, т. к. русалки могли погубить их.

Праздник Ивана Купалы отмечался 7 июля. Купала олицетворял наивысший расцвет природы. В основе обряда лежит культ солнца, воды и огня, связанный с мифами о Яриле. Купание в воде, прыжки через костёр, ритуальные оргии и озорство — все это имело очистительное значение, отражало стремление сохранить и приумножить урожай. В ночь на Ивана Купалу происходили всякие чудеса: цвёл папоротник, колдуны оборачивались собаками, ведьмы портили чужой скот и т. д.

Эти  и другие праздники (похороны Костромы, Петров день и др.), целый ряд различных примет, поверий, обычаев представляют собой осколки древних мифологических воззрений славян.

Предлагаем обзор мифологических персонажей с указанием в скобках автора и названия произведения, где они упоминаются. Поскольку эти персонажи не часто встречаются в текстах, ссылки иногда отсутствуют.

Баечник (перебаечник) — злой домашний дух. Появляется только ночью. Он не любит, чтобы за ним наблюдали. (В. Я. Брюсов. «Рассказ Маши, с реки Молог», под городом Устюжина»).

Банник—дух, живущий в бане. Появляется в облике маленького нагого человечка. Он может погубить человека, моющегося в неурочное время.

Белбог (Белун) — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Представлялся в облике старца с длинной седой бородой, в белой одежде, с посохом в руке. Является только днём.

(М. Д. Чулков. «Повесть о Силославе»),

Берегини — воздушные девы, оберегающие людей от упырей.

Бес — одно из названий Чернобога. Позже — обобщённое название злых духов. Бес может вселиться в человека и мучить его. (А. С. Пушкин. «Бесы». Ф. М. Достоевский. «Бесы»).

Болотница — дева-утопленница, живущая на болоте. Её чёрные волосы раскинуты по нагим плечам и убраны осокой и незабудками. Она обольщает людей и топит их в трясине.

(П. И. Мельников-Печерский. «В лесах»).

Болотняник (Багник) — дух болота, живёт в большом каменном доме с женой и детьми. Это седой старик с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает людей в трясину. Спит с Никиты осеннего (18 сентября) до Никиты вешнего (16 апреля).

 (П. И. Мельников-Печерский. «В лесах»).

Белее (Волос) — бог скотоводства и богатства.

(Н. А. Полевой. «Пир Святослава Игоревича, князя Киевского»).

Вилы — лесные, полевые, водяные или воздушные девы в лёгких одеждах и с длинными волосами. (В. Хлебников. «Вили и леший»).

Водяница — жена    водяного,    русалка (П. И. Мельников-Печерский. «В лесах»).

Водяной (водяник) — дух   рек и озёр. Показывается в облике нагого человека, с длинными зелёными волосами бобородой из тины; тело покрыто чёрной чешуёй, на руках — перепонки. Любит играть в карты и пить водку. Появляется только вечером и ночью. Рыбаки приносят ему жертву. Спит с Никиты осеннего до Никиты вешнего (И. С. Тургенев. «Бежин луг»).

Гром Гремучий Великий — божество, которое каждую весну садится на своих коней и хлещет золотой плёткой (молнией) Мать Сыру-Землю. Это позднее имя Ярилы.

(П. И. Мельников-Печерский. «В лесах»).

Дажьбог — бог Солнца, сын Сварога. В мифах — один из первых царей и законодателей, положил начало летоисчислению по солнечному календарю. Дажьбог — муж богини луны.

(П. И. Мельников-Печерский. «В лесах»).

Дворовой — покровитель двора. Он мужского пола и особенно хорошо относится к женщинам.

Дидилия — богиня деторождения. Ей приносят жертвы и просят дать детей.

 (М. Д. Чулков. «Повесть о Силославе»).

Доля — дух-покровитель человека; даёт богатство и удачу. Доля действует по собственному усмотрению и иногда ленится.

Домовой — покровитель дома. Является в образе старика, чёрного человека, кошки, крысы, зайца, белки. По ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает с постели одеяло, разбрасывает муку. Но чаще домовой помогает людям: моет посуду, колет дрова, качает колыбель с ребёнком. Домовой смертен. На смену старому домовому приходит молодой. В новый дом дух-покровитель въезжает верхом на кошке. На Ефрема Сирина (10 февраля) домового кормят кашей; 28 сентября — приносят ему жертву. (А. С. Пушкин. «Домовому». И. С. Тургенев «Бежин луг»).

Жива (Живана, Сива) — «дающая жизнь», противница Морены. Это дева весны; в правой руке держит яблоко, в левой — виноград. Жива является также в облике кукушки. В начале мая богине приносят жертвы.

Жировик — один из многочисленных домашних духов.

3ибог (Зембог) — бог земли, наделён огромной силой.

Зимцерла — богиня рассвета, утренней зари, начала дня.

(В. А. Лёвшин. «Повесть о дворянине Заолешанине — богатыре, служившем князю Владимиру»).

Злыдни — злые существа; сидят на старой мельнице рядом с-Лихо Одноглазым.

Ипабог — покровитель   охоты.    На го   одежде   были   изображены   сцены охоты.

Каган — вещая птица, приносящая счастье.

Кикимора — антипод  домового   в доме.  Очень злое  существо,   в  которое превращается родившийся мёртвым или умерший   грудной   младенец.   Кикимора старается выжить людей из дома. С ней можно разговаривать: она отвечает стуком.   Кикимору  выгоняют  на   Герасима (17 марта). (О. М. Сомов. «Кикимора»).

Клетник — дух, живущий в клети, кладовке.   По   ночам   устраивает   смотр вещам,   перекладывает   их   с   места   на место, шумит.

Курдуши    —   злые   духи,    помогающие колдунам в их работе.

Лада   —   богиня   любви,   покровительница браков, домашнего очага, богиня     юности,     красоты,     плодородия (М. Д. Чулков. «Повесть о Силославе»).

Ладо — божество    света,    красоты, мира, радости, любви.(А. Н. Островский. «Снегурочка»).

Лель — юный бог любви, сын Лады (А. М. Ремизов. «Русские сказки»).

Леший — дух леса. Появляется в облике простого человека, реже — зелёного старика. Показывается и исчезает внезапно. Иногда леший шутит с людьми: старается запутать их, завести в глубь леса, а потом пугает свистом. Леший очень весёлый, часто в лесу слышен его хохот. Летом он живёт в лесной чаще, ходит к людям крестить детей, играть в карты. Питается мхом и шишками, любит выпить водки. Жена лешего — лешачиха. Вместе с детьми они живут в дупле старого дерева. На Ерофея (17 октября) леший проваливается сквозь землю. В этот день в лес ходить нельзя. Просыпается он на Василия (26 апреля). (И. С. Тургенев. «Бежин луг»).

Лихо — злая баба-великанша, пожирающая людей. Она имеет только один глаз (одноглазое), ростом выше деревьев, спит на кровати из человеческих костей.

Лобаста — русалки, живущие в камышах. В играх и шалостях проводят они своё время.

(П. И. Мельников-Печерский. «На горах»).

Луговой — дух лугов. Помогает косить траву. (А. М. Ремизов. «Русские сказки»).

Макошь — богиня-покровительница женских работ, прядения и ткачества. В древности также — земледельческое божество, «мать урожая», богиня изобилия. Её культ перешёл на почитание Параскевы-Пятницы.

Молонья-царица (Маланья) - грозная богиня молний, жена Великого Грома Гремучего.

 (П. И. Мельников-Печерский. «В лесах»)..

Морена (Мара) — богиня зла, вражды, смерти. Ей приносили жертвы. В ночь на Ивана Купалу чучело Мары сжигали.

Морозка (Мороз) — бог зимы, холода. Он одет в тёмную шубу, ходит по лесу и укрывает деревья снегом. Встречных людей может наградить или наказать.

(Н. А. Некрасов. «Мороз Красный нос»).

Моховой — крошечный дух зелёного или бурого цвета, живёт во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. (А. М. Ремизов. «Русские сказки»).

Навьё — злые духи; души мертвецов, враждебные человеку.

Недоля — враг Доли. Стремится нанести вред человеку.

Нежить — существа без плоти и души, но имеющие облик человека. Это не мертвецы и не привидения, а существа особого рода, духи природы (домовые, кикиморы, водяные, шишиги и т. д.).

Немиза — бог воздуха, повелитель ветров. Голова его увенчана лучами и крыльями, а на торсе изображена летящая птица.

Оборотень — колдун, умеющий оборачиваться в животное, или человек, превращённый в животное колдуном. Как правило, оборотень превращается в волка или медведя и вредит людям.

(О. М. Сомов. «Оборотень»).

Овинник — дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.

Огонь-царь — бог огня, способен уничтожить всё на своём пути. Это одно из воплощений Великого Грома.

Огуменник (гуменник) — один из самых злых домашних духов. Например, он наказывает тех, кто по ночам ходит на гумно за соломой. На Агафона огуменника (4 сентября) этот дух выходит в поле раскидывать снопы по гумнам. Люди стерегут гумна в тулупах, вывернутых наизнанку, с кочергой в руке.

Параскева-Пятница — женское божество, покровительница пятницы. В этот день запрещалось прясть, стирать, выносить золу, пахать, боронить. Параскева появляется в белой одежде.

Переплут — бог изобилия, семян и всходов.

Перун — бог дождя, молний, грома, верховный бог Киевской Руси. Позже в народных преданиях появляется под именем Прони. Перун борется со злыми силами, с Чернобогом, разгоняет бесов своими золотыми молниями. Его птица — петух; растение — горох. Перун управляет облаками, тучами ветрами.2 августа — день Перуна. (П. И. Мельни-ков-Печерский.. «В горах»).

Погода — бог ясных дней, провозвестник весны, муж Зимцерлы.

Подаг — бог звероловства; изображался со зверем в руке.

Полевой — дух полей, муж поляницы. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появляется в облике старца в белых развевающихся одеждах и пугает людей. Его явление сопровождается сильным порывом ветра.

Полель — бог брачных уз, брат Леля. (В. А. Лёвшин. «Повесть о дворянине Заолешанине — богатыре, служившем князю Владимиру»).

Полудница — женщина в белом, которая является работающим на поле в полдень, когда обычай требует делать перерыв. Полудница наказывает нарушителя, сворачивая ему голову.

Поревит — бог войны, изображался с пятью лицами.

Похвист (Посвист) — бог ветра. (А. К. Толстой. «Князь Ростислав»).

Привидение (призрак) — душа умершего человека, являющаяся по ночам. Обычно оно показывается на кладбище или в лесу, рядом с охраняемым им кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Привидение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него — бежать без оглядки; если обернёшься — умрёшь.

(В. Ф. Одоевский. «Привидение». В. А. Жуковский. «Привидение»).

Припекала — бог   любострастия.

Прия — богиня любви, брачного союза и плодородия.

Пров — бог правосудия. Изображался в облике старца в одежде с большим числом складок и цепями на груди.

Пущевик — лесной дух, живущий в непроходимой пуще. У него руки, как сучья, сверкающие глаза и зелёные волосы.

Радигаст — бог с головой человека и ногами быка, реже — с головой льва, на которой сидит гусь. Изображался со щитом на груди, на щите — воловья голова. В левой руке он держит копьё или секиру, на шлеме — петух с распростёртыми крыльями.

Ржаница — дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи. Тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решившийся (ценой собственной жизни) расплести рожь.

Род — бог Вселенной, живущий на небе, давший жизнь всему, что только существует в мире. Роду приписывается творческая и мужская сила (фаллическое божество). Он — мужское воплощение древней богини плодородия.

Рожаницы — девы судьбы, плодородия, женской силы. Их культ возник в период матриархата и связан с культом женского плодородия. Они присутствуют при рождении детей и определяют их судьбу.   Рожаниц  обычно две или  три, позднее — семь.

Руевит (Ругевит) — бог войны балтийских славян (о. Рюген). Изображался с семью лицами и семью мечами, висевшими на бедре, и восьмым — в руке. (А. К. Толстой. «Ругевит»).

Русалка — дева вод, жена водяного. Это высокая, красивая девушка, живущая на дне водоёма в серебряном дворце или в доме водяного. Ночью русалка плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Она бестелесна и не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или увести с собой. Русалка может выйти замуж за человека, но брак всегда неудачен. Как правило, русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви или утопленные мачехами. (А. С. Пушкин. «Русалка». М. Ю. Лермонтов. «Русалка». О. М. Сомов. «Русалка». Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или утопленница»).

Сарайник — дух, местом жительства которого является сарай. Помогает поддерживать в сарае порядок, но может и наказать мужика за безделье.

Сварог (Сварожич) — бог небесного огня. Он бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди стали ковать железо. Сварог разбивал своими стрелами-лучами облачный покров и открывал небо и солнце. (П. И. Мельников-Печерский. «В лесах»).

Святовид (Свантовит) — бог войны, солнца и победы у западных славян. Он изображался четырёхголовым. Рог, седло, меч — символы этого бога. По ночам Святовид ездит на белом коне и борется с нечистой силой. (А. К. Толстой. «Боривой»).

Семаргл (Симаргл) — бог семян, ростков и корней растений, охранитель побегов и зелени. Он — посланец небес, посредник между богами неба и духами земли. Имел облик собаки-птицы.

Сирии — райская птица с человеческим лицом, птица радости (Н. А. Клюев. «Погорел ыцина»).

Снегурочка — дочь Мороза. Иногда живёт летом у людей. В ночь на Ивана Купалу прыгает через костёр и тает. (А. Н. Островский. «Снегурочка»).

Стрибог — бог воздушных стихий, древнее верховное божество неба и Вселенной, «бог-отец» (Н. А. Полевой. «Пир Святослава Игоревича, князя Киевского»).

Суседко — то же, что домовой. «Дедушко суседко» живёт в доме у огня на шестке. Он очень маленького роста и его обычно не видно. В праздники его подкармливают.

Сыра-3емля Мать — богини земли. Гром Оудит её весной. Мать Сыра-Земля просыпается, молодеет, украшает себя цветами и зеленью, распространяет жизнь, силу и молодость. Она считается матерью   всего   живого,   в   том   числе и   людей.   Именины   её   отмечаются   на Симона Зилота (23 мая). (П. И. Мельников-Печерский. «В лесах»).

Упыри (вампиры) — проклятые и колдуны, которые после смерти по ночам встают из могил и пьют у людей кровь. Они появляются либо в своём обычном виде, либо с синими лицами, закутанные в чёрный плащ. Упырь может превратиться в летучую мышь, перо, соломинку. Чтобы прекратить деятельность упыря, следует вбить осиновый кол в то место могилы, где находится грудь покойника.

Упыри — враги берегинь. (А. К. Толстой. «Упырь». А. С. Пушкин. «Песни западных славян»).

Хлевник — дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок.

Xовала — дух с двенадцатью глазами, которые светятся ночью и освещают ему путь.

Хоре (Хорос) — бог солнечного диска, «око неба». Самостоятельного культа не имел и являлся дополнением культа Дажьбога.

Чернобог — злое божество, противник Белбога. Бог зимы, тёмных туч, ужасов ночи. Чернобог управляет эпидемиями, голодом. Привидения — его слуги. Этот бог имел облик льва. Гнев Чернобога могут укротить только волхвы. (М. Д. Чулков. «Повесть о Силославе»).

Черти — злые существа, бесы. Имели облик людей с рогами, копытами, хвостами и свиными рылами. Чёрт живёт обычно в болоте, берлоге или под землёй. Он заключает договор с человеком и покупает его душу. Черти бывают молодые и старые. Ведьма—любовница чёрта. (Н. В. Гоголь. «Ночь перед рождеством»).

Числобог — богиня луны. Она держит в руке луну, по которой в древности исчисляли время.

Чудинко (пуганко) — то  же,   что кикимора, воплощение злого начала. Верили, что плохие люди  в виде маленькой тряпичной куклы под бревно дома во время строительства. Чудинко пугал по ночам живущих в доме стуком и треском. Особенной силы достигает он в заброшенных домах. Избавиться от злого духа можно только уничтожив куколку.

Чур (Щур) — древний бог очага, оберегающий границы земельных владений. Очаг и тёплая изба — место обитания Чура. К нему взывают во время гаданий, игр и т. д. («Чур меня!»). Чур освящает право собственности («Чур моё!»). Он же определяет количество и качество необходимой работы («Через чур!»). Чурка — деревянное изображение Чура.

Шерстнатый — ночной демон, давящий спящего человека. Сердить его нельзя, иначе совсем убьёт.

Шишига — маленькое горбатое и брюхатое холодное существо с сучковатыми руками. Утаскивает в воду зазевавшихся путников. Появляется в сумерках. (П. И. Мельников-Печерский. «На горах»).

Ярило — божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Это молодой, красивый человек на белом коне и в белой мантии, с венком весенних цветов на голове. В левой руке он держит колосья. Весной справляли «ярилки», которые заканчивались похоронами Ярилы. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. 4 июня — Ярилин день. (П. И. Мельников-Печерский. «В лесах»).

Яровит (Геровит) — бог войны у балтийских славян. Его атрибутами были золотой щит и шлем. Он был связан с культом весеннего плодородия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мини-проект "Создание словаря персонажей славянской мифологии"

Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемыЗадачи:1.      Совместный поиск учащимися  и педагогом новых...

открытый урок "Образ домового в славянской мифологии"

конспект урока и презентация к нему...

Подготовка к олимпиаде по литературе.Боги славянской мифологии.

В заданиях городских олимпиад из года в год попадаются задания по славянской мифологии, в частности, нужно знать богов славянской мифологии. Также имена этих богов встречаются в произведениях для анал...

Вся славянская мифология

Вся славянская мифология в блоге-KRASOTAБогиБелбогВелесДаждьбогДогодаКитоврасКолядаКрышеньЛельОвсеньПерун и ОдинРодСварогСвятогорСемарглСтрибогТриглав и СвятовитХорсЧернобогЯрилоБогиниБерегиняДевана и...