Урок-игра по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Пинчук Татьяна Владимировна

Урок русского языка. Повторение темы "Наречие" в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_rus._narechie.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение по теме «НАРЕЧИЕ». Урок-игра.

ЦЕЛИ УРОКА: систематизация и обобщение знаний о наречии; повторение орфограмм,

связанных с изучением наречий; развивать речь учащихся.

Организационный момент.

ОПРОС.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме «Наречие».

Игра.

(Класс делится на две команды, выбирают капитанов).

КОНКУРС КАПИТАНОВ.

(На доске записано предложение для синтаксического разбора.)

Объяснить знаки препинания; правописание слов с пропущенными буквами.

Команда № 1.

Поплавок  к..чался осторожно ерзая то вправ.. то влев.. дрожал но (не) тонул.

Команда № 2.

Паровоз и(с,з)пугано посвистывал леса гудели и справ.. и слев.. бушуя как озера.

(За правильный ответ – 5 б.

ИГРА В КОМАНДЕ.

Лото «Наречие».

Правила игры: большие карточки раздаются поровну игрокам, а жетоны перемешиваются и остаются у учителя, который берет их по одному и произносит наречия вслух. Тот, кому наречие подходит по смыслу, поднимает руку, берет жетон и закрывает соответствующую клетку в своей карточке. Выигрывает та команда у которой раньше будут закрыты все клетки на карточках (карточки и жетоны пронумерованы одинаково)

ВОПРОС КОМАНДАМ: На какие смысловые группы делятся наречия?

Командам раскладывают карточки (по 4 каждой команде ); бросая кубик ; узнают номер карточки , выполняют задания, кто-то один из команды объясняет выполнение .

За каждое правильно выполненное задание по 2 балла.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

      Подсчитываются результаты. Оценки.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.                      

 

ПОСТАВЬТЕ В НАРЕЧИЯХ  УДАРЕНИЕ

Пиши красивее; вытри дочиста; наелся досыта; устройся поудобнее; шли по двое; вглянуть мельком; напугать до смерти; прийти вовремя

ПОСТАВЬТЕ В НАРЕЧИЯХ  УДАРЕНИЕ

Пиши красивее; вытри дочиста; наелся досыта; устройся поудобнее; шли по двое; вглянуть мельком; напугать до смерти; прийти вовремя

ЗАМЕНИТЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ НАРЕЧИЯМИ

Краснеть до корней волос; спит, как убитый ; скакать во весь опор; бежать во весь дух, сломя голову; кричать во все горло, во всю Ивановскую; знать как свои пять пальцев; яблоку негде упасть ;

ЗАМЕНИТЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ НАРЕЧИЯМИ

Тесно-

Темно-

Мало-

Медленно-

Рано-

Близко-

Плохо-

НАЙДИТЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ НАРЕЧИЙ.ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ИСПРАВЛЕННОМ ВИДЕ

1.Платье ужасно красиво 

2.Обратно проливной дождь пошел

НАЙДИТЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ НАРЕЧИЙ.ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ИСПРАВЛЕННОМ ВИДЕ

1.Было ужасно весело.

2.Отряд двинулся в путь, спереди шел вожатый.

СОСТАВЬТЕ ПО ДВА ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК,

ЧТОБЫ В 1-ом БЫЛО СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ; А ВО 2-ом РАЗДЕЛЬНОЕ

Втайне, в тайне; сначала, с начала; затем, за тем; навстречу, на встречу

СОСТАВЬТЕ ПО ДВА ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК,

ЧТОБЫ В 1-ом БЫЛО СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ; А ВО 2-ом РАЗДЕЛЬНОЕ

Намного, на много, вовремя, во время, донизу, до низу, издалека, из далека.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИГРЫ В «ЛОТО».

(Разрезать вдоль на 8 карточек)

1.ВСАДНИК

ПОМЧАЛСЯ.

2. ЗАУЧИЛ

СТИХИ

3.ЗАГОТОВИЛ

ПРОДУКТЫ.

4.ПОДАРИЛ

ФОТО.

5.ГЛЯДЕЛ НА

НАС.

6. ПЕРЕШЕЛ

РЕКУ

7.РАСПАХНУЛ

ВОРОТА.

8.ОН

РАБОТАЛ.

9. НАДЕЛ

РУБАШКУ.

10. РАСКАЛИЛ

ЖЕЛЕЗО

11.ИЗБА

СГОРЕЛА.

12.ВЫСТРЕЛИЛ

В НЕГО.

13.НАДЕЛ

ФУРАЖКУ.

14. УБИЛ

МЕДВЕДЯ

15.СВАРИТЬ

ЯЙЦО.

16.БИЛ

В ЦЕЛЬ.

17.НАЧАЛ

ПЛЯСАТЬ.

18. ВЫТЯНУЛСЯ

ПЕРЕД НИМ

19.ПОЕЗД

ПРИБЫЛ.

20.ПАРТИЯ

ЗАКОНЧИЛАСЬ.

21.ЯБЛОКИ

РАЗДЕЛИЛИ.

22. ПОГОВОРИЛИ

С НИМ

23.ВЫПРЫГНУЛ

ИЗ ВАГОНА.

24.СЕГОДНЯ

НАЕЛСЯ.

25.ПОСПЕШИЛИ

К НАМ

26. НЁС

СВЁРТОК

27.В ПУТИ

ПИТАЛИСЬ.

28.ДЕРЖАЛ

ВИНТОВКУ.

29.СТАКАН

РАЗБИЛСЯ

30. РАКЕТА

ВЗМЫЛА

31.РЕБЁНОК

ПЛАКАЛ

32.ПОПРОБОВАЛ

РУКОЙ.

ЖЕТОНЫ К игре «ЛОТО».

(разрезать на фрагменты).

     

1. ВСКАЧЬ


2.НАИЗУСТЬ


3. ВПРОК


4. НА ПАМЯТЬ


5.ИСПОДЛОБЬЯ


6. ВБРОД


7.НАСТЕЖЬ


8. БЕЗ УСТАЛИ


9. НАИЗНАНКУ


10. ДОКРАСНА


11. ДОТЛА


12. В УПОР


13. НАБЕКРЕНЬ


14. НАПОВАЛ


15. ВСМЯТКУ


16. БЕЗ ПРОМАХУ


17. ВПРИСЯДКУ


18. В СТРУНКУ


19. ВОВРЕМЯ


20. ВНИЧЬЮ


21. ПОРОВНУ


22. ПО ДУШАМ


23. НА ХОДУ


24. ДО ОТВАЛА


25. НА ВЫРУЧКУ


26. ПОД МЫШКОЙ


27. ВСУХОМЯТКУ


28. НАПЕРЕВЕС


29. ВДРЕБЕЗГИ


30. ВВЫСЬ


31. НАВЗРЫД


32. НА ОЩУПЬ

ИГРА – КОНКУРС  «ЗНАТОКИ СКАЗОК».

Оформление: а) портреты писателей-сказочников (А.С. Пушкин, Г.Х. Андерсен, П.П. Ершов, А.Н. Толстой и др.);

б) иллюстрации и поделки к сказкам;

в) выставка книг.

Эпиграф.                                                                  Что за прелесть эти сказки!

                                                                                   Каждая есть поэма!

                                                                                                             А.С. Пушкин          

Учитель

Задание 1. Назовите сказку.

Итак, начинает сказка сказываться.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они- не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.

(Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».)

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

       (А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

За горами, за лесами,

За широкими морями

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

       (П.П. Ершов. «Конек-горбунок».)

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

                                                 (А.Я. Гайдар. «Горячий камень».)

Награждаются победители медалью «Лучшему знатоку зачина сказок».

Учитель. Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать её полное название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

На лазоревом платье – частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

(Василиса Премудрая – Русская народная сказка. «Царевна-лягушка».)

                   Княгиня – диво:

                   Под косой луна блестит,

                   А во лбу звезда горит,

                   А сама-то величава,

                   Выступает, будто пава.

(Царевна Лебедь –А.С. Пушкин.»Сказка о царе Салтане».)

                   Эта вовсе не красива:

                   И бледна-то, и тонка,

                   Чай, в обхват-то три вершка;

                   А ножонка- то, ножонка!

                   Тьфу ты! Словно у цыпленка.

(Царь-девица – П.П. Ершов. «Конек-горбунок».)

Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

(Зверь лесной, чудо морское – С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».)

Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»

(Пьеро – А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски…

(Незнайка – Н.Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».)

Вручается медаль «Лучшему знатоку героев сказок».

Учитель. Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотою.

(Зверь лесной, чудо морское – девице, купеческой дочери -  С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

           Приезжайте, доктор, в Африку скорей

           И спасите, доктор, наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама – доктору Айболиту. – К.И. Чуковский. «Айболит».)

           

           Травка зеленеет солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем  доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему

бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.

           (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. – С.Я. Маршак.

«Двенадцать месяцев».)

          Вручается медаль «Лучшему почтальону».

          Учитель. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами – письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы:

         

          Я от бабушки ушел,

          Я от дедушки ушел,

          Я от зайца ушел,

          Я от волка ушел,

          От медведя ушел,

          И от тебя, лиса,

          Нехитро уйти!

(Колобок. – Русская народная сказка «Колобок».)

          Козлятушки, ребятушки!

          Отопритесь, отворитесь!

          А я,коза, в бору была,

          Ела траву шелковую,

          Пила воду студеную.     

(Коза. – Русская народная сказка «Волк и коза».)

         

          Хоть полсвета обойдешь,

          Лучше дома не найдешь

          Никакой на свете зверь,

          Хитрый зверь, страшный зверь,

          Не откроет эту дверь

(Поросята. – С.В. Михалков «Три поросенка».)

          Вручается медаль «Участнику сказочного концерта».

         

         Учитель. Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?

         Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие

        (Василиса Премудрая для царя. –Русская народная сказка «Царевна-Лягушка».)

        Наварила манной каши размазала по тарелке:

        - Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем! 

        (Лиса – журавлю. – Русская народная сказка «Лиса и журавль».)

       

        -Съешь моего ржаного пирожка.

        -Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!                

        (Печка – девочке. – Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

       

        Усадили в уголок, подносили пирожок,

        Рюмку полну наливали, на подносе подавали.

        От зеленого вина отрекалася она,

        Пирожок лишь разломила да кусочек откусила.

       (Семь богатырей – царевну. – А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

         

        Вручается медаль «Участнику сказочного обеда».

        Учитель. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы ещё больше подружились со сказкой. И вновь она зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто,кто в теремочке живет?

       

       Перед ним изба со светелкой,

       С кирпичною беленою трубою,

       С дубовыми, тесовыми воротами.

(Изба жадной старухи. – А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

      В светлой горнице;

     Лавки, крытые ковром,

     Под святыми стол дубовый,

     Печь с лежанкой изразцовой

(Терем семи богатырей. – А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

 

 

                           

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

      (Остров Буян, княжество Гвидона. – А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут

      (Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. – П.П. Ершов. «Конек-горбунок».)

Воставшееся время ребята читают свои сказки.

Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена.

УРОК – ДЕЛОВАЯ ИГРА  «ЮНЫЙ КОРРЕКТОР».

Цель урока: В форме деловой игры воспитать у школьников орфографическую и

                       пунктуационную зоркость, совершенствовать правописные навыки,

                       формировать нормы правильной литературной речи.

Ход урока:

           I. Оргмомент.

         II. Проверка домашнего задания.

        III. Работа по теме.

             Вступительное слово учителя:

        - Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения? Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.

       И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств – короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряженной работы мысли.

      «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность»,- так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.

     Предлагаю задание – определить по словарю значение слов корректор, корректура, корректировать и составить с ними словосочетания.

     В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора.

     - Как вы думаете, какими качествами должен обладать корректор?

     Кроме хороших знаний языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.

     Предлагаются следующие задания.

     

     Задание 1.

     Выпишите из загадки, записанной на доске, слова с орфограммами, обозначьте их, укажите вид, подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.

     Цель работы – проверка орфографической зоркости.

               На окне стоит горшок,

               А в горшке растет цветок.

               Посмотреть – не разберешь:

               Не растение, а ёж.  

                                   (Кактус.)  

Задание 2.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба

Дядя, прашу тебя, помаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет её наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...