Урок письма в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

В игровой занимательной форме можно научить пятиклассников писать письма, разработан алгоритм написания письма, приведены тезисы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_v_5_klasse.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 

познакомить учащихся с эпистолярным жанром;

увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию школьников, разнообразить учебный процесс, развивать связную речь учащихся;

развитие коммуникативных способностей учащихся;

соблюдение стилевого единства письма;

умение выделять смысловые части письма.

Оборудование: оформленная доска, тексты с разными видами писем, словарь Ожегова,      словарь иностранных слов, конверты,  фрагменты из мультипликационного фильма  «Каникулы в Простоквашино»

Приложение:  

Тезисы для написания письма

Письма учащихся

Алгоритм написания писем

1. Организационный момент.

2. Слово учителя: Каждому человеку в жизни приходится получать и отправлять письма. Цель урока: познакомиться с эпистолярным жанром, а помогут нам в этом экскурсия в историю, литературные персонажи .

Учитель: Ребята, какие послания приносят почтальоны?

Учащиеся: Газеты, журналы, телеграммы, извещения, письма.

Учитель: Давайте выясним, что такое письмо, его этимологию. А поможет нам в этом самая умная книга “Словарь”. Найдите , пожалуйста, в словаре слово “эпистола”.

Эпистолярная литература (от греческого epistole – послание, письмо); переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярной литературы, отличающий её от записок и дневника.

- Как же давно начали писать письма? Обратимся к истории.

3. История письма

За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах, на каменных плитах, вырезали на костях, чертили на глиняных дощечках. А позже на металлических, бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде – на бересте. Примерно 5 тыс.лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага – одно их величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в V веке в Китае, затем в XII-XIII вв. в государствах Европы. 

4. Знаете ли Вы

Из чего изготовляли первые письма?

из глины

ракушек

из верёвок различной длины

из бересты

позже появились пиктографические письма

- Вспомните, ребята, ведь в мультфильме Шарик Матроскину тоже писал пиктографическое письмо на печке.

Просмотр фрагмента  из м/ф  «Каникулы в Простоквашино»

5. Беседа с учащимися.

- Сегодня, ребята, мы будем с вами учиться писать письма, правильно подписывать конверты, чтобы они попадали своему адресату.

Скажите, герой какого рассказа отправил письмо на деревню дедушке Константину Макаровичу?

Кто автор этого рассказа?

Какие ошибки допустил Ванька Жуков в своём письме?

6. Работа с текстом. Зачитывается письмо Ваньки Жукова (хорошо читающим учеником).

 Учитель: Ребята, обратите внимание на то, как Ванька подписывает письмо. Как вы думаете, получит ли его дедушка?

Почему? (отвечают)

Учитель: Правильно, не получит, потому что деревень в России много, а фамилия адресата не указана.

Учитель: А кто такой “адресат”?                                                                                                                

7. Словарная работа. Учащиеся находят в словаре Ожегова лексическое значение слова “адресат”, записывают в тетради.

Адресат, -а, м – Тот, кто получает извещения, телеграммы, письма.

Словарь С.И.Ожегова

Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель

Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель 

Словарь Иностранных слов Крысина

- А теперь ответьте на вопрос: для чего нужны письма?

Правильно в них сообщают о каких-то событиях, делятся впечатлениями, обращаются с просьбами. Давайте посмотрим, что пишут наши герои.

 Фрагмент мультфильма, где дядя Фёдор пишет письмо родителям “Дорогие мои, мама и папа…”

8. Рассказ учителя                                                                                                                                                                

 Представьте, что вы получили письмо. Вам интересно его содержание. Но ваш взгляд всё равно остановится на листе. Вы увидите красоту и четкость почерка, порядок в расположении абзацев, аккуратность оформления, качество бумаги и многие другие “мелочи” внешнего оформления письма. Значит пишущий проявил вежливость к читающему. Или же наоборот, в глаза адресату бросится обилие помарок, опечаток или исправлений, отсутствие формул вежливости, даты, подписи, некрасивое расположение текста (с очень большими полями или вообще без полей), отсутствие абзацев и т.д.   И вот перед глазами читающего встает образ пишущего. Заметьте, уже почти сформированный образ, когда ещё не прочитано ни строки, когда не осмыслено содержание письма.      Вывод  напрашивается сам собой: аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пашущем как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица “по одежке встречают, по уму провожают” абсолютно права. Ведь “встретив по одежке”, читающий уже формирует своё отношение к корреспонденту своего рода предвзятость, на основе которой и будет формироваться отношение к содержанию письма. В ваших интересах, чтобы форма письма помогла, или, по крайней мере, не помешала произвести благоприятное впечатление на вашего корреспондента. Во многих странах искусство оформления писем доведено почти до совершенства.

Правила оформления:

1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).

2. Письмо может быть написано от руки или напечатано (напечатанные теряют в “личности”).

Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.

3. Писать следует разборчиво, без ошибок ( грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).

4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.

5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.

9. Правила написания письма.

Композиция (построение) письма: 

Обращение.

Текст письма.

Заключительные формулы вежливости.

Подпись отправителя.

Дата.

Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).

Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.

Заключительная формула вежливости (так же, как и обращение) зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с адресатом. Здесь могут быть два варианта.

Первый – вы пишете другу или родственнику, хорошему знакомому. В этом случае можно закончить письмо следующим образом:

- Искренне твой (ваш).

- Преданный тебе (вам).

- Твой (Ваш).

- Твой искренний друг.

- Любящий тебя.

- Твой любящий сын.

- Целую.

Второй. Недостаточно хорошо знакомым людям или официальным лицам обычно пишут:

- Искренне ваш.

- С почтением.

- С уважением.

Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.

А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить.

(образец на доске.)

Правила заполнения конверта.

От кого Иванова И. И.

Откуда ул. Свободная, д.34

г. Кореновск, Краснодарский край.  

Индекс 353180

Кому Сидорову А.П.

Куда ул. Красная, 15 , г. Крымск, Краснодарский край

Индекс 353380

10. Работа с текстами писем.( на партах лежат заранее заготовленные тексты)

Читаем текст №1:

Привет, Диман! Как житуха? У меня все по – старому. Каждый день хожу в школу, недавно схватил пару по русскому языку да еще классная отругала за то, что с лит – ры сбежал, от предков попало. Скорей бы каникулы!

Ну, все, пока, Диман, увидимся.

До встречи. Твой Леха.

Чего не хватает в этом письме?

Без чего можно было бы обойтись?

Каким стилем написано это письмо?

Интересно ли было читать это послание?

Задание№2. Прочитайте выразительно стихотворение С. Маршака

“Письмо в редакцию”

Нижеподписавшийся волка повстречал,
Вышеупомянутый громко зарычал.
А вокруг все цветики – просто благодать,
По причине этого жалко пропадать.
Нижеподписавшийся крикнул: “ Караул!”
И на полной скорости к речке драпанул.
Вышеупомянутый, голодом томим,
В том же направлении кинулся за ним.
К счастью, тут охотничек мимо проходил,
Каковой впоследствии волка застрелил.
Нижеподписавшийся просит за спасение
Выразить охотничку это поздравление.

Чем интересно это послание? (оно смешное)

На чем основан комический эффект? (на смешении стилей)

Какие стили здесь смешаны? (официально – деловой, художественный, разговорный).

Приведите примеры этих стилей из данного стихотворения.

Задание №3.

Перед вами письма великих писателей, прочитайте их, обратите внимание на структуру этих писем, на речевые обороты

Отрывок из письма И.С.Тургенева Полине Виардо.

Спасское. 1868.

“…Кругом было восхитительно красиво; и если Вы когда – нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамье.

Посреди хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берез виден пруд, или, вернее, Спасское озеро…Вы увидите, это очень красиво.

Там есть соловьи, которые, к несчастью, больше не поют, малиновки, дрозды, иволги, горлицы, зяблики, щеглята и множество воробьев и ворон;

Это несмолкаемый гомон, к которому издали примешивается пение перепелов во ржи…”

Каким стилем оно написано?

Какие обороты речи вам понравились, зачитайте их?

11. Самостоятельная работа.

Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо.

Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова подсказки, правила (класс делится на четыре группы, в каждой группе назначаются консультанты).

Задание для 1 группы:

1.Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам в гости.

Слова – подсказки:

У меня к Вам (к тебе) большая просьба...

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…

Задание для группы№2:

Напишите первой учительнице письмо-поздравление.

Слова-подсказки:

Поздравляю

Разрешите поздравить…

Позвольте пожелать…

Дорогая…

Уважаемая…

От всей души, от всего сердца…

Сердечно благодарю…

Задание группе №3.

Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

Слова – подсказки:

Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…

От всего сердца...

От всей души…

Я очень благодарен…

Большое (огромное) спасибо…

Задание для группы №4.

Напишите письмо другу.

Слова – подсказки:

Дорогой друг…

Хочу рассказать тебе о…

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам о…

С нетерпением ждем ответа…

12. Итог урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов. А что же объединяет ваши письма? (Все письма относятся к личным).

Наконец пришло время пригласить нашего гостя из рассказа Чехова  Ваню Жукова.    Вот он, встречайте (входит переодетый ученик). Ребята, расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки. (Ребята рассказывают правила заполнения конверта, дарят Ване образец заполнения)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №20

Муниципального образования Кореновский район

«Как написать письмо?»

Урок написания письма в 5 классе.

                                                                                                   Разработан   учителем

                                                                                                        Кусачёвой Е. Н.

                                                г. Кореновск

                                                      2011 год.

Тезисы, используемые для написания письма.

У меня к Вам (к тебе) большая просьба...

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…

Поздравляю

Разрешите поздравить…

Позвольте пожелать…

Дорогая…

Уважаемая…

От всей души, от всего сердца…

Сердечно благодарю…

Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…

От всего сердца...

От всей души…

Я очень благодарен…

Большое (огромное) спасибо…

Дорогой друг…

Хочу рассказать тебе о…

Мы очень скучаем без тебя…

Напиши нам о…

С нетерпением ждем ответа…

Алгоритм написания письма: 

Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Подпись. Дата.

                     Здравствуй, Витёк !

Как давно мы с тобой не виделись.  Я очень скучаю без тебя .                                         Хочу рассказать тебе о нашей поездке в город Горячий Ключ. Это первый туристический поход моего 5 «Б» класса, поэтому  сборы были долгими. Предстояло встать очень рано ( представляешь в полпятого утра) , добраться до железнодорожного вокзала. Вот тут и начинается самое интересное. Бодрые, довольные, счастливые расселись в вагоне электрички. Для кого-то это была первая поездка  на этом виде транспорта. В Краснодаре пересели в электричку, отправляющуюся в Горячий Ключ. И вот наконец мы достигли цели своего путешествия. Мы туристы, нам предстояло пройти  через весь город . А солнышко светило очень ярко, жарко. Дорога длинная , тяжёлая, но мы всё выдержали и вскоре попали на аллею, ведущую к санаторию «Горячий Ключ». Высокие стройные сосны по краям аллеи практически  не давали тени. Но мы не унывали, ведь рядом были замечательные фонтаны.

Кое-кто успел в них искупаться, пока Елена Николаевна подгоняла отстающих. А вскоре мы попали в галерею с минеральной водой. Конечно, её попробовали. Знаешь, её вкус мне не очень понравился, но она же лечебная.

Как нам хотелось попасть в Дантово ущелье! Наконец мы и до него добрались. Огромные скалы, обросшие мхом, а посередине ручей с прозрачной холодной водой, но пить её нельзя : в ней много железа.

В ущелье очень скользко, поэтому все мальчишки помогли девчонкам и учительнице взобраться на гору. Там решили устроить привал. Какие же мы голодные, у всех волчий аппетит. А потом с удовольствием осваивали все ближние горы. Время летело незаметно. Пора возвращаться, нам предстояла обратная дорога не менее трудная. Но и тут мы не оплошали. Немного времени у нас оставалось, поэтому устроили привал на берегу горной реки. С каким удовольствием  мы перешли её вброд. Течение быстрое, камни на дне скользкие,  вот бы окунуться в реке , но нельзя, вода холодная.

Всем очень хотелось остаться здесь подольше, но мы торопимся, электричка ждать не будет. Уставшие, но довольные расположились в вагоне. Несмотря на усталость, решили все дружно повторить наше путешествие  в ближайшее время, ведь не всё успели рассмотреть, не  все горы успели посетить, да и в реке не искупались. Вот такое у нас состоялось путешествие.                                                                      Напиши и ты мне, куда ездили с классом.. Расскажи, что интересного видел. С нетерпением жду твоего ответа.

                                                                       19 мая 2010 год.

                                                                       Твой друг Димка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма. 6 класс.Тема: Склонение имен прилагательных множественного числа. Упражнения по закреплению.

Конспект урока включает в себя упражнения по закреплению темы "Склонение имен прилагательных множественного числа".Данный урок был одобрен методическим обединением школы и может быть полезен начинающи...

Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс

6  класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение  «  Cпорт в моей жизни».  (1ч.)...

Урок письма (1 класс). Игра "Звонкие и глухие согласные"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок письма (1 класс). Звуко-буквенный разбор слова

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок Письма (1 класс). Орфограмма жи-ши.

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок Письма (1 класс). Тема: "Заглавная буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»

Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес  к эпистолярному жанру через письма великих  мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...